– Чем вы занимались до всей этой истории?
– По образованию я инженер-биолог. Работаю не по специальности, я менеджер по продажам. Всю свою трудовую деятельность я занимался предпринимательством. Сейчас работаю в компании, где продаю гофрированную нержавеющую трубу, нержавейку, проще говоря, предприятиям и всяким сантехникам.
– Как вам пришла идея заключить такой договор с «Тинькофф кредитные системы»?
– Сама схема придумана не мной, а банками, она юридически правомерна. Это оферта и акцепт, которые не предполагают заключения письменного договора. Все там пишут, что я какой-то договор подделал. А физически никакого договора нету между мной и банком, где бы стояли подписи и печати. Я отослал предложение банку заключить со мной договор. Чувствуете разницу? Не договор им отослал, а предложение.
– Но банк утверждает, что вы подделали его бланк для такого предложения.
– Да, они мне прислали образец бланка, который надо было заполнить. Я должен был заполнить его от своего имени и отослать им. Хотя в этом бланке почему-то не мои условия стоят, а банка. Я его прочитал, отсканировал – убрал, разумеется, все логотипы банка, все их зарегистрированные знаки. Этот бланк представлял из себя обычную анкету с паспортными данными (интересно, как в банке докажут, что я подделал анкету?), а внизу анкеты как раз идут условия, на которых я должен был заключить договор. Но самого договора в природе не существует. Но я внес туда свои предложения внизу анкеты. Я оставил всю форму анкеты, которую предоставлял. Следует отметить, что я отправил анкету не в банк, а в прослойку банка «Тинькофф Кредитные системы» – в общество с ограниченной ответственностью «ЭКФ», которое проверяло меня и указанные мной данные. Если банк говорит, что это техническая ошибка, то такого быть не может, потому что до этого бланк специально проверяла отдельная структура.
– Как вам пришла в голову мысль переписать условия сделки с банковских на свои?
– А вам как не придет такая мысль, когда у них написано в буклете 12% годовых, а когда внимательно читаешь условия – оказывается, 45%?! Читаете мелкий шрифт, и 12% там вообще никак не может получиться! Естественно, я очень зло на это отреагировал. И сразу подумал: а почему бы мне не предложить свои условия Тинькову, если он держит людей за дураков? Они же рассчитывают на безграмотных людей – что они не будут читать, не будут писать. Если бы прямым текстом мне прислали договор, черт с ними, пусть там было бы 24 страницы нормальным шрифтом, я бы обязательно прочитал и отослал. А тут: «Вот, заполняйте заявление, а условия потом прочитаете на нашем сайте». Есть у вас интернет в деревне или нету – все условия на сайте.
– Вы сами сделали тот сайт с условиями, на которые ссылались в бланке?
– Естественно, я сначала сделал сайт (с названием, похожим названием на домен «Тинькофф кредитные системы». – Slon), на котором приписал эти условия, тарифы, название сайта написал в оферту и отправил банку Тинькова.
– А сколько времени у вас ушло на то, чтобы обдумать и заключить такую оферту?
– Долго, около полугода, потому что я долго консультировался с юристами, как бы так сделать, а они надо мной смеялись и говорили: «Дмитрий, ну какой банк примет твои условия договора? Ну не смеши народ, не занимайся ерундой!» Сейчас на конкретных форумах, где я этим интересовался, можно посмотреть эти сообщения.
– Вы хотели так просто пошутить над банком или наказать его за ложь в буклете?
– У меня, естественно, была злость на банки за то, что ни нас держат за неграмотных людей. Поэтому мне захотелось все так сделать, я спланировал правильно, а вероятность, что они подпишут, была, наверное, меньше 1%. Они подписали. Хотя я не встречал ни одного похожего случая.
– Как вы пользовались этой карточкой Тинькова?
– Кредитная карта была выдана на 15 тысяч рублей – на какие суммы можно брать такие деньги? Ну снял тысячу рублей, ну полторы – пошел, купил что-нибудь домой. Как снял – потом опять. Проценты я никакие им не платил, все бумажки, которые от них приходили, даже без печатей были. Это была единственная карта, которую я оформил у Тинькова. С тех пор я брал кредиты у других банков на их условиях и нормально все выплачивал. Карточкой я пользовался в течение двух лет – купить на них чего-то нельзя, ни машины, ни квартиры. Так – буханку хлеба. Я брал деньги с карточки, потом им отдавал, брал, отдавал. А потом они подали на меня в суд. Причем в суде речь шла о том, что я должен был банку – 19 тысяч рублей, которые я снял, но не вернул. Почему-то, кстати, получилось снять больше лимита. Но эти деньги я готов был вернуть, без вопросов – и суд постановил, что я должен банку ровно столько, 19 тысяч. Но потом менеджеры банка начинали слать мне эсэмэски о том, что я вроде как им должен уже 46 тысяч рублей, причитающиеся за пени и штрафы. Я говорю: «Позвольте, какие 46 тысяч рублей, когда суд состоялся и решил, что я должен вам 19 тысяч!» Разумеется, я сразу бегу к юристам и говорю им про это вымогательство. А они начинают хвататься за животы и говорят, что за дело берутся и подают встречный иск Тинькову.
– То есть вы не планировали изначально на него подавать в суд за то, что он нарушил условия заключенного с вами договора?
– И в мыслях такого не было. Я бы просто мирно заплатил 19 тысяч рублей и на этом бы распрощался. А тут какой предел наступил.
– Сколько же банк Тинькова вам должен, по мнению ваших юристов?
– Сразу хочу пояснить, что называвшаяся сумма иска к Тинькову на 24 миллиона звучала тогда, когда мои адвокаты ездили к его представителям на встречу и предлагали полюбовно решить этот вопрос. Эта сумма называлась в теории как предельная, которую можно взыскать. Сейчас все-таки речь идет о более реальной цифре – 900 тысяч рублей. Юристы мне сказали, что раз уж Тиньков себя так повел, – то нужно требовать с него все, что можно.
– Видели заявление Тинькова о том, что вас посадят на четыре года за мошенничество и для него это дело принципа?
– Вчера вечером приехал домой, до меня дозвонились адвокаты и рассказали о заявлениях Тинькова с угрозами. Это человек со своими связями, деньгами напрямую говорит, что я буду сидеть четыре года. И у меня вопрос: а почему четыре года, а не один, не два и не три? То есть человек уже с кем-то переговорил, кому-то что-то дал и ему пообещали посадить меня на четыре года?
– Испугались?
– Я извиняюсь, но с сегодняшнего дня меня в Российской Федерации больше не будет.
– Если не секрет, куда уезжаете?
– Секрет. Я не хочу комментировать данную ситуацию. Куда, зачем, почему – я не хочу комментировать. Давайте считать, что я еду в отпуск, отдыхать.
– И на ваше желание не повлияли угрозы со стороны Тинькова?
– Ну как сказать, я не готов это комментировать.
http://slon.ru/russia/pochemu_by_mne_ne_predlozhit_svoi_usloviya_tinkovu_esli_on_derzhit_lyudey_za_durakov_-976400.xhtml
Банкир обещает посадить россиянина, перехитрившего «ТКС-банк» на 24 млн рублей. Все началось с кредитки, которая пришла по почте. Находчивый россиянин просто подправил договор. А банк не заметил
«Карету мне, карету!», — потребовал в своем микроблоге в Twitter банкир Олег Тиньков. Бизнесмен пообещал посадить жителя Воронежа, который взял кредит в «ТКС-банке» на своих условиях и теперь требует от банка компенсации в 24 млн рублей.
«Пора прекратить «алмазный сон» и грёзы про 24 млн», — пишет Тиньков: «Никто ничего у нас не выиграет, это мечта разбогатеть».
В следующем сообщении Тиньков грозит: «По мнению наших юристов, он не 24 млн, а реальные 4 года за мошенничество получит. Теперь это дело принципа».
Пять лет назад воронежец Дмитрий Агарков внес изменения в договор с «ТКС-банком», которые не заметили юристы. В итоге он получил беспроцентный кредит и право требовать от банка компенсацию в 3 млн рублей за каждое изменение в договоре.
«Мы конечно не собираемся выплачивать компенсацию, потому что считаем ее неправомерной, — рассказал Business FM вице-президент «Тинькофф кредитные системы» Олег Анисимов. — Мы расцениваем эту ситуацию как подлог и считаем, что она носит признаки мошенничества. Банк будет доказывать свою правоту в суде. Он также общается с правоохранительными органами на тему возбуждения уголовного дела по признакам мошенничества».
В том, что в истории нет никакого мошенничества, уверен адвокат Владимир Юрасов: «Я под этими действиями не вижу признаков состава преступления, предусмотренных 159 статьей УК РФ «мошенничество». Если есть условия договора, которые внесены были и которые банк одобрил, это вина банка: он просмотрел этот пункт и согласился с ним. Но никак не вина и, более того, не уголовно-правовая вина того человека, который внес эти дополнения в эти условия договора».
Мировой суд Воронежа признал право Агаркова не платить проценты по кредиту. В сентябре начнется второй процесс. Воронежец требует от «ТКС-банка» компенсацию за расторжение кредитного договора.
Но, скорее всего, он не получит 24 млн, говорит адвокат коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Денис Скрябин: «Это нарушение не стоит 24 млн. Я думаю, логика у суда будет примерно такая».
Этот случай заставит сделать банковскую систему свои выводы, считает директор аналитического департамента ИГ Норд Капитал Владимир Рожанковский: «Юридическая служба в банках должна быть на переднем фронте, людей туда набирать с особенной тщательностью. Нельзя допускать, чтобы в финансовом секторе, в случаях, когда требуется участие юриста, его функции исполняли менеджеры, которые возможно даже и не имеют юридического образования».
Ни Олег Тиньков, ни пресс-служба банка ТКС пока недоступны для комментариев.
http://www.bfm.ru/news/225057?doctype=article