sandr1x @ 30.12.2020
Расскажу про пару аспектов, к которым пришёл в этом году.
Второй момент, который с этим связан - навык визуализации. В моменты жёстких нескладушек я иду на пробежку или беру такси по маршруту без пробок (нужна относительно быстрая смена картинки перед глазами, либо вообще закрыть глаза), включаю в наушниках соответствующий духоподъёмный плейлист и представляю в общих чертах, как я разваливаю кабины оппам прямо сейчас. И хотя в моменте это происходит только у меня в голове, мозг видит не слишком много разницы, как если бы это происходило в реальности и подсовывает мне заслуженную порцию эмоциональных ништяков. Я как бы "репитирую" у себя в голове свой будущий успех.
Что-то похожее происходило, когда я учился в музыкальной школе и перед входом в экзаменационный зал проигрывал у себя в голове трудные участки произведения, чтобы лучше попадать по клавишам. Функция другая, принцип тот же.
Удивительное дело, Диспенза практически слово в слово пишет об этом же. Даже эксперимент с музыкантами аналогичный.
Мысленная репетиция: как мысли могут стать реальностью
Нейрофизиологические исследования подтвердили, что для изменения мозга – а значит, и убеждений, моделей поведения и отношения к жизни – достаточно начать думать по-другому (иначе говоря, необязательно менять что-то во внешнем мире). При мысленной репетиции какого-либо действия (т. е. когда мы неоднократно представляем себе процесс его совершения) нейронные связи перестраиваются в соответствии с нашими целями. Мы можем сделать свои мысли настолько реальными, что изменения в мозгу будут такими же, как если б это событие уже произошло в действительности. Каждый из нас в состоянии настроить мозг на опережение внешнего мира.
Приведу пример. В книге «Развивайте свой мозг» я рассказывал об одном исследовании: члены одной группы в течение пяти дней по два часа в день мысленно репетировали фортепианные упражнения для одной руки, не дотрагиваясь до клавиш. Вторая группа такой же период отрабатывала аналогичные движения пальцев вживую, на клавиатуре[9 - Pascual-Leone, A., et al., «Modulation of muscle responses evoked by transcranial magnetic stimulation during the acquisition of new fine motor skills». Journal of Neuropysiology, vol. 74(3): 1037–1045 (1995).]. В результате в мозгу участников обеих групп произошли практически идентичные изменения. Функциональное сканирование мозга показало, что у всех участников отмечается активация и рост числа нейронных кластеров в одной и той же части мозга. То есть у тех, кто играл гаммы и аккорды лишь в мыслях, образовалось почти столько же новых нейронных связей, что и у тех, кто проделывал это физически.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, мы действительно способны изменить мозг, начав мыслить по-другому. А во-вторых, если мы сосредоточены на какой-либо идее, мозг вообще перестает отличать внутренний мир наших мыслей от внешней действительности. Таким образом, наши мысли буквально становятся реальностью.
От понимания этого принципа напрямую зависит, получится ли у вас изменить прежние привычки (разорвать старые нейронные связи) и приобрести новые (сформировать новые нейронные сети). Поэтому давайте подробно разберем, как шло приобретение навыка у тех испытуемых, кто практиковался в игре на фортепиано в мыслях, но ни разу не дотронулся до клавиш.
Процесс приобретения любого навыка состоит из четырех этапов: усвоение информации, практическая отработка, фокусировка внимания и повторение. Каждый этап сопровождается определенными изменениями в мозгу. При этом неважно, как именно приобретается навык: на практике или на уровне мыслей.
На этапе усвоения информации образуются новые нейронные связи; в процессе практической отработки подключается тело, которое должно испытать соответствующее ощущение. А фокусировка внимания и неоднократное повторение ведут к изменению мозга.
У тех участников, которые играли аккорды и гаммы на фортепиано, образовались новые нейронные связи, так как процесс обучения строился по указанной формуле.
Те же, кто практиковался только мысленно, все равно следовали этой формуле, но за одним исключением: без вовлечения в процесс тела. Однако они с легкостью представляли себя играющими на пианино.
Как вы помните, после многократных ментальных тренировок у участников второй группы произошли те же неврологические изменения, что и у их коллег, которые действительно ударяли по клавишам. В их мозгу тоже образовались новые нейронные сети, а значит, эти люди действительно практиковались в игре на фортепиано, хотя и за пределами физического опыта. Можно сказать, что их мозг «побывал в будущем», предварив реальный опыт музицирования.
Расскажу про пару аспектов, к которым пришёл в этом году.
Есть люди-инженеры, которые поднимают голову - видят далеко наверху свою цель и начинают медленно и методично выбирать из валяющегося вокруг них хлама подходящие кирпичики для постройки своей лестницы, по заранее составленному плану. Абы какие не кладут, выбирают очень тщательно, рассматривая каждый кирпич под микроскопом. Часто что-то начинает идти не по плану или поблизости не оказывается кирпичей нужной формы или веса... в результате человек-инженер забывает, куда вообще строил лестницу и зачем, зрение затуманивается. Поиск кипричей для лестницы становится важнее всего и круг замыкается.
Есть люди-subzero, лестница которых в буквальном смысле возникает под ногами идущего, потому что их взгляд зафиксирован на точке наверху, а руки сами набрасывают нонстоп из всего что попадается вокруг какое-то подобие лестницы. Получается такая супернеустойчивая конструкция, с которой они часто падают и ломают себе конечности, но их глаза всегда чётко видят эту звезду в небе. Себя отношу сюда.
Второй момент, который с этим связан - навык визуализации. В моменты жёстких нескладушек я иду на пробежку или беру такси по маршруту без пробок (нужна относительно быстрая смена картинки перед глазами, либо вообще закрыть глаза), включаю в наушниках соответствующий духоподъёмный плейлист и представляю в общих чертах, как я разваливаю кабины оппам прямо сейчас. И хотя в моменте это происходит только у меня в голове, мозг видит не слишком много разницы, как если бы это происходило в реальности и подсовывает мне заслуженную порцию эмоциональных ништяков. Я как бы "репитирую" у себя в голове свой будущий успех.
Что-то похожее происходило, когда я учился в музыкальной школе и перед входом в экзаменационный зал проигрывал у себя в голове трудные участки произведения, чтобы лучше попадать по клавишам. Функция другая, принцип тот же.