Цитата (Imbafer @ 9.10.2015)
Повторюсь, две с половиной тысячи лет назад не было такой деятельности, как наука: не было объекта, предмета, методологии, теорий и всех вещей, которые отличают науку от ненаучного познания. Это консенсусная позиция среди современных историков, кроме того, сами философы называли свою деятельность философией, а не наукой
На мой взгляд, то, как они это называли тогда, не имеет значения. Работы Колмогорова по аксиоматизации теории вероятности мы считаем наукой или философией? Видим ли мы принципиальное отличие этих работ от "Начал" Эвклида? Как бы сам Эвклид ответил на вопрос, к кому ближе его работа - к Колмогорову или к Попперу? Если ответы "наукой", "не видим" и "к Колмогорову", то на мой взгляд, у нас есть все основания считать, что Эквклид занимался наукой. Даже если сам он это так не называл.
Аналогично, когда Кант формулирует свои принципы познания, он занимается наукой или философией? Как мы считаем, рассуждения Платона про "пещеру", "мир идей", "познание как припоминание" и т.д. - они на оси философия<->наука ближе к Канту или ближе к "Началам" Эвклида?
По-моему, это достаточно иллюстрирует, что есть все основания утверждать, что рассуждения Платона и работы Эвклида носят разный характер. И даже если согласиться, что четкой границы между философией и наукой тогда не существовала, всё равно была деятельность, из которой выросла философия в ее современном понимании, и деятельность, из которой выросла современная наука.
Цитата (Imbafer @ 9.10.2015)
Понимаете, само формирование инструментов научного познания в той форме, в которой они существуют в современности стало результатом философской работы:
Пожалуйста, можно более конкретные примеры типа такого: вот до такого времени такого-то инструмента научного познания не существовало, вот в таких-то
философских работах они были предложены и обоснованы, после этого такие-то и такие-то учёные начали этим активно пользоваться.
Я знаю один такой пример. Основоположником экспериментальной физики считается Галилей. Тем не менее, по-моему, до Галилея подобные идеи активно продвигались Бэконом.
Это, безусловно, очень важный пример, но он единичен. Плюс мы не знаем, насколько важно было влияние идей Бэкона на Галилея, был ли необходим для развития экспериментальной физики предварительный философский фундамент. Или просто философам "повезло" опередить тогдашних "инженеров", чьи механизмы еще не были достаточно сложными, чтобы требовать развитой физической теории. В любом единичном событии всегда возможны разные трактовки, и нельзя определить сравнительную важность разных факторов. Сам факт, что между Бэконом и Галилеем прошло 350 лет(!), намекает на то, что причиной возникновения экспериментального метода были не философские работы, а растущие потребности техники.
А вот, к примеру, названные тобой Гуссерль, Кун, Поппер. Можно уточнить, развитию каких научных областей, появлению каких научных методов поспособствовали их работы? Может быть, какие-то учёные где-то говорили: "После прочтения работы Поппера(Куна, Гуссерля) я по-другому взглянул на мою проблему, и это помогло мне продвинуться в её решении"?
Короче говоря, чем, кроме появления экспериментального метода (где роль философии, на мой взгляд, ещё под вопросом), философия помогла науке?
Вот зря так про уважаемого человека