Отчёт о любительской велогонке La Strada, 26.09.21

Последний пост:29.09.2021
3
  • Здесь будет очень подробный рассказ о совершенно незначительном событии. Надеюсь, любители шоссейного велоспорта прочтут с удовольствием. За удовольствие остальных не ручаюсь. 

    * * *

    Когда во время своей первой и единственной в жизни любительской гонки в Италии я черепахой лез в гору и провожал глазами сухопарых европейских дедушек и девочек, которые будто с моторчиком уносились в 11-процентный градиент, я утешал себя, что когда-нибудь отомщу им на равнине, предпочтительно северной, обдуваемой ветрами, можно даже с булыжниками. Потом в мире началась эпидемия, мир закрылся и не спешит открываться, хотя с проведением массовой вакцинации отпали последние логические аргументы в пользу локдаунов и ограничения путешествий. Ну ладно. 

    И вот сижу я в начале сентября дома, лето кончилось, а значит, вся велосипедная активность уходит в онлайн... Тренируюсь я и так только в онлайне, но какие-то километры по шоссе летом накатал, личные рекорды обновил – приятно, полезно, но ужасно расстраивает, что за городом вообще нет дорог без плотного автомобильного потока, а в городе встречаются, но каждые 50 метров светофор, и это всё портит – неоткуда добыть нагрузку. Рядом с домом у меня пара дорог в порт, и это, в общем, лучший возможный вариант, но они слишком короткие. 6 км в одну сторону с одним светофором по пути – это окей, но постоянно сновать по ним туда и обратно слишком скучно. Поэтому только онлайн.

    И тут вдруг на меня откуда-то сваливается реклама любительской гонки прямо по улицам Петербурга. Вероятно, из фейсбука, но точно не помню. Дистанция заявлена скромная – 80 км, булыги нет, но остальное – в точности как просил: плоская равнина, сильный ветер и, вероятно, изрядный холод. Может быть даже дождь. 

    Вариант пропустить, конечно, не рассматривался. Слот я купил мгновенно, даже не изучая сопутствующую информацию. Подкупило, что поедем по перекрытым улицам; больше ничего и знать не надо. Потом узнал, что организаторы, вроде бы, проводят московский марафон. Это бренд, это хорошо. 

    Изучил прогноз погоды. Нынешний сентябрь – самый холодный в истории города примерно за 125 лет, и на 26-е прогноз стандартный: днём максимум +10, а с утра, когда нужно выезжать из дома, не выше +7. Да ещё и дождь: 25-го ливень вообще без вариантов, но и 26-го тоже могут быть осадки. Быстро ехать по лужам под ветрами и через холод – довольно интересное испытание, но к удовольствиям его не отнесёшь. Однако же сам напросился. Решил, что на случай дождя куплю грипперы для денег и телефона и плащ из полиэтилена, чтобы доехать до старта и там выбросить. На этом моя подготовка к дождю закончилась. 

    Подготовка к холоду. Некоторые знакомые знают, что я переходная форма жизни между человеком и вимом хоффом. Мороз не люблю, но любая плюсовая температура мне в целом комфортна. По способности терпеть холод мой перевес над полем выше, чем в шахматах. (Гонку я ехал в шортах и без ветровки, точно видел ещё двоих таких же, остальные утеплялись и правильно делали.)

    Подготовка к гонке. Ну, чего там готовиться, 80 км по равнине без набора высоты! Организаторы выделили лимит времени 3 часа 30 минут, вариант не вписаться в него только один – падение и травма. Тренировался, как и раньше, через день, только немного повысил интенсивность в последнюю неделю и сделал два полноценных выходных перед стартом. 

    Учитывая, что эта гонка была для меня второй в жизни, смущала перспектива долго ехать в группе. Не понимал, нужен ли для этого опыт, знание неких неписанных правил и т. п. В Италии мы разлетелись на первой же горе, но в Питере разлететься, вроде бы, негде. Думал, что доеду в каком-то из отвалов до финиша. (Не угадал.)

    Конечно, смущало, что я не спортсмен, природно к циклическим видам не расположен, а 80 км по холоду наверняка поедут одни только монстры и экс-профессионалы, буду бороться за предпоследнее место и всё такое. Решил не париться – в худшем случае поборюсь против секундомера и получу удовольствие от видов центра города без машин. 

    Насчёт природной предрасположенности: решает она и только она. Узнайте ваш показатель VO2max – его умеют считать многие умные часы; и пусть они дают грубое приближение, этого часто будет достаточно. V – объём, O2 – кислород, max – максимум: показатель показывает максимальный объём кислорода, который ваш организм может переработать для выработки энергии. Единица измерения – миллилитр кислорода на кг массы тела в минуту. Если мама передала вам не очень эффективные митохондрии, никакие тренировки и даже запретные техники не сделают из вас Мигеля Индурайна. Даже рядового грегари не сделают. Поэтому велоспорт – это путь смирения. Человек, способный эффективно перерабатывать кислород, внешне ничем не отличается от остальных. Но посадите его на велосипед, дайте тренировочную программу – и он за месяц обгонит менее способного, который тренируется всю жизнь. У меня VO2max довольно убогий, спорт высших достижений даже среди ветеранов мне не грозит, и в школе физкультуру я ненавидел. 

    С другой стороны, велоспорт – отличное занятие для нердов. Для начала, им, как и шахматами, занимаются сидя! Что сразу же резко понижает требования к развитию большинства мышц, ведь нам не нужно тратить силы, чтобы держать корпус, и руки нужны только как подпорки. Порог вхождения минимальный. 

     


    Четырёхкратный чемпион Tour de France Крис Фрум с его 186 см и 66 кг– случай экстремальный, но параметры среднего участника Тура-2020 ушли не так уж далеко: 180 см и 68 кг



    Большим плюсом является любовь к науке. С удешевлением измерителей мощности (powermeter) и развитием физиологии человека тренировки в велоспорте получили прочную базу. Если вам нравится рассматривать разноцветные графики и контролировать красную и синюю линии, вы получите удовольствие, конструируя свои тренировки в желательном направлении и отслеживая неминуемый прогресс. Перекачаться не грозит – на велосипеде тренируют почти исключительно сердечно-сосудистую систему, это не тренажёр для ног :) 

    В настоящих велосипедных странах к этому прилагаются хорошие дороги с исключительно красивыми окрестностями и чистым воздухом. 

    В общем, в последние примерно года три это мой главный способ обеспечивать себя физической активностью. Цели предельно скромные, но время от времени хочется поучаствовать в достойной движухе. 

    * * *

    У меня два велосипеда: старый Author Aura, который давно и прочно стоит на станке, и Btwin Triban 520 для поездок по городу, тоже очень достойная машина за копейки – стоил меньше $1,000. Конечно, какие-нибудь «Бьянки» или «Пинарелло» красивые и крутые и даже, наверное, чуточку быстрее, и мне не то чтобы жалко денег, но у нас же тупо негде их выгуливать. Недавно видел у поликлиники на Московском S-Works Roubaix, который стоит что-то около миллиона рублей... вот купил себе кто-то и в поликлинику на нём ездит. This shit is so underwhelming.

    Техническая подготовка к гонке: открутить и переставить педали (2 минуты), открутить и переставить седло (1 минута). По городу я езжу с обычными, но на станке и в гонке всё же предпочитаю педали с креплениями. Это не понт, разница в мощности существенная. 

    В комментариях в инстаграме гонки многие ныли, чтобы поскорее выложили трассы в электронном виде. Я не парился совсем: если организовано нормально, все повороты нам покажут, а если плохо, то разберёмся по ходу :) (Всё было сделано на отлично.)

    За день до гонки зарегистрировался: приехал на Дворцовую с паспортом, справкой от врача, разрешающей участие в гонке (делается за 20 минут за скромную сумму что-то около 1,500 рублей, включает кардиограмму) и QR-кодом о вакцинации от ковида. Очереди в шатре на мою дистанцию не было (на 40 км было человек пять). В Италии регистрация заняла у меня полтора часа, но качество нашего сервиса давно уже перестало удивлять. После завершения регистрации выдали пакет участника: два номера, один из них с чипом для считывания результата, заплечную сумку с соком и снэками и памятную футболку. Футболка вообще отличная. 

    Вечером поставил на велосипед один бидон с водой и упаковал шесть мармеладок из «Декатлона» для питания по ходу гонки. Установил номер с чипом на руль, второй английскими булавками прикрепил к спине фуфайки. Поставил будильник на 6:45, чтобы не спеша позавтракать и выехать (от меня до Дворцовой площади ~10 км, ехать собирался очень медленно). Организаторы призывали прибыть не позже чем за час до старта, я решил проигнорировать этот призыв и оказался прав: проверка технического состояния велосипеда, которую приводили в качестве аргумента, заняла около десяти секунд.

    * * *

    Выехал примерно в 7:30, на пути встретил трёх участников гонки (которые опознавались по номерам). На месте был шатёр с обогревателем и стойки для велосипедов. Сцена, ведущий, музыка. Вокруг матёрого вида велосипедисты и немного велосипедисток, много дорогих велосипедов, много верхней одежды... Единственным утеплением, на которое я пошёл, стал шарф-труба на шею. Даже не знаю, пригодился он или нет. Скорее, нет.

    Примерно в 8:28 мы пошли на стартовую решётку, людей было не так уж много. Всего на 80 км вышли примерно 150 человек. Старт традиционно немного задержался. В 8:40 отпустили группу «А» – людей, утверждавших, что поедут со скоростью выше 40 км/ч. (Спойлер: нет.) Через минуту ушла моя группа «В» – от 30 до 40 км/ч. Честно говоря, не был полностью уверен в своей средней скорости на два – два с половиной часа, но надеялся, что из этого интервала она не вывалится. 

    На стартовой решётке было холодно, но как только стартовали, организм мгновенно прогрелся. Минут 10 обгонял медленных и пропускал быстрых, потом закрепился в группе из 10-15 человек, в которой были две девушки. Ехал 37-38 км/ч на вполне рабочем пульсе. Ничего себе, думаю, аэродинамический эффект! Я о нём только слышал, понимаю в теории, но на практике познать не удавалось. В какой-то момент, примерно через полчаса, когда мы уже развернулись и пошли 31 км/ч (потому что против ветра!) вдоль Невы, я вдруг заметил, что группа ну совсем еле плетётся, и незаметно оказался в голове. Ну, думаю, надо провести смену или типа того. Пошёл в удобном темпе, подъехал к одинокому гонщику, который был метрах в 30 впереди, оглянулся – а группы за мной почему-то нет. Видимо, не рассчитал темп. Окей, еду дальше. 

    И как-то меня начинает напрягать ветер. Встречный и встречно-боковой, порывистый. Пульс убежал за 180 (я предрасположен к высокому пульсу, на 180 легко выдерживаю больше часа, но в гонке решил выше 170-172 не поднимать и ориентироваться на 165-167). Что-то не так! Лезу за бидоном, понимаю, что довольно неудобно это делать на скорости, не хватает навыка. Немного замедляюсь, пью, и тут вжух – меня накатывает группа. Ставлю бидон на место, легко цепляюсь за группу, занимаю своё место в середине-конце ближе к краю. Едем дальше. 

     

     

     

    Перемахиваем через Неву. Все или почти все едут по мосту стоя, меня это удивляет – градиент всего 3-4%, зачем вставать? Сижу. Несёмся в сторону стадиона «Зенита». Я там часто ездил. Неожиданно вижу, что убрали несколько лежачих полицейских, штук 5-6. Сделали специально для гонки, молодцы, спасибо! След от них остался, и только. 

    Дальше дорога сужается, въезжаем в какие-то ворота с пандусом, на съезде с которого гонщик метрах в пяти от меня на скорости около 10 км/ч неожиданно заваливается на бок и падает. Объезжаю, вижу, как он поднимается. Это был единственный завал за всё время, который я видел. 

    Несколько крутых поворотов. Не знал, насколько это неудобно на скорости за 30, когда вокруг люди! Не хочется их цеплять, выбираю максимально неконфликтные траектории. Всё хорошо. Разворачиваемся, едем обратно. Заезжаем на Васильевский, небольшой круг, заезжаем на Адмиралтейскую набережную, на Дворцовую. Первый круг окончен, 40 км, уходим на второй круг. Время в пути 1 час 7 минут. Слежу за кадансом, пульсом, всё под контролем. В целом довольно рутинно, не считая того, что вокруг очень красиво.

     



    Час прошёл – надо питаться! На ходу лезу в сумку, достаю мармеладку, пробую открыть – неудачно. То, за что нужно дёрнуть, чтобы открыть, отрывается. Пробую открыть только зубами – идея не очень. Окей, зубами и одной рукой надрываю – успех. Питаюсь. 

    Поднимаю голову – группу я слегка отпустил. Метрах в трёх маячит замыкающий, мужчина в синей ветровке на безрогом велосипеде. Окей, сейчас доберу. Беру бидон, запиваю. Замыкающий немного удаляется. Убираю воду – всё, я готов. Начинаю его догонять. 

    А он что-то не догоняется. И там не три метра уже, а 10-15. Начинаю догонять энергичнее. Он слегка приближается. Некоторое время еду 42 км/ч, но расстояние сокращается на удивление медленно. В какой-то момент замечаю, что пульс уже 182. Одновременно вижу, что мужчина в синем уже не замыкающий – его тоже высадили. Группа прилично впереди: ему до неё примерно столько же, сколько мне до него. 

    До финиша больше 30 км, пульс уже 185 – делать нечего, надо переходить на свой темп. Держу комфортную скорость и надеюсь, что меня догонит следующая группа. Увы, её нет. Оглядываюсь и вижу где-то вдали одинокого мужчину в зелёной ветровке. Всё. Окей... Настраиваюсь ехать до финиша в своём темпе. 

    Разворот напротив Малой Охты. Еду на север, то есть ветер встречно-боковой. Скорость с 34-35 падает до 27-28, а когда ветер становится встречным, то вообще 24-25. При этом я догоняю гонщика в синем, прохожу и оставляю позади, так как он совсем измучен и откровенно топчет педали, а не крутит. 

    Почти одновременно меня обгоняет гонщик в зелёном. Он идёт хорошо, можно зацепиться. Сажусь ему на колесо. Удивительно, насколько легче даётся дорога даже не в группе, а просто с одним попутчиком. Против ветра едем в районе 30, а после разворота у стадиона ускоряемся до 34-35. Регулярно проносимся мимо стартовавших более короткие дистанции (40 и 20), обходим кого-то из группы 80. 

     

     



    Наверное, немного неудобно висеть на колесе у человека и ни разу не выйти на смену. Я в принципе был готов, но он ни разу не попросил ни жестом, ни словом. Не знаю велосипедного этикета в таких случаях, может, мне надо было обойти его самому и дать понять, что готов ехать сменами? Думаю, в этом случае мы точно нагнали бы ещё одного человека, который финишировал менее чем в минуте от нас, а может быть и ещё кого-нибудь. Может быть, более опытные товарищи в комментариях подскажут. 

    Так мы с Константином Ц. и доехали до финиша, буквально пролетев и Васильевский, и Адмиралтейскую набережную. А тут и финиш. У меня были силы устроить в конце спринт и скорее всего выиграть (я был явно тяжелее и мощнее попутчика), но это было бы совсем уж неуместно в борьбе за 64-е место :) 
     

     


    Итоговый результат: 65-й из 128 финишировавших (на старте в нашей группе было 142 участника). В возрастной группе 40-44 занял 11-е место из 18. Общее время по секундомеру: 2 часа 21 минута 31 секунда; средняя ЧСС 166, средняя скорость 31.8 км/ч. (До гонки я говорил, что оптимистический прогноз 2:15, пессимистический 2:30, получилось довольно точно.)

    Надеялся, что скорость будет немного выше, и в группе она точно получилась бы выше. Однако также я думал, что победители уверенно выедут из двух часов, считал, что борьба пойдёт в районе 1 часа 50 минут, но ошибся весьма существенно: занявший первое место Иван Герасимов приехал через 2 часа 2 минуты и 58 секунд, средняя скорость 36.6 км/ч. Видимо, трудные погодные условия влияют сильнее, чем я ожидал.

     

     



    После финиша выдали довольно красивую и тяжёлую медаль. Вроде бы на ней можно было гравировать результат, но я не стал оставаться на Дворцовой. Выпил шоколадного молока, которое принесла мне жена, и уехал домой. Удалось успеть к началу трансляции чемпионата мира и стать свидетелем совершенно легендарной гонки, которой газета «Экип» на следующий день поставила шесть звёзд по пятибалльной системе. 

    Хорошее воскресенье, я доволен. 

    Если есть вопросы, готов ответить в меру своей компетенции :)

    1/5
    Ответить Цитировать
    37
  • Круто! Спасибо за репортаж) Смотрю, на первом фото, мужик на горном велике, которого ты еле догнал в середине дистанции при скорости 42 км\ч. Как он так долго с такой скоростью ехал с таким тяжелым великом и прямой посадкой? Много было народу не на шоссейниках?

    И еще вопрос, может ты знаешь, как влияет на среднюю скорость вес велика? Допустим, есть ли какая нибудь шкала, что при снижении веса на х, при одинаковой мощности и прочих равных условиях, скорость вырастает на y ?

    Какой вес у твоего велика? У обоих.

    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Kokos @ 28.09.21)  

    Круто! Спасибо за репортаж) Смотрю, на первом фото, мужик на горном велике, которого ты еле догнал в середине дистанции при скорости 42 км\ч. Как он так долго с такой скоростью ехал с таким тяжелым великом и прямой посадкой? Много было народу не на шоссейниках?

    И еще вопрос, может ты знаешь, как влияет на среднюю скорость вес велика? Допустим, есть ли какая нибудь шкала, что при снижении веса на х, при одинаковой мощности и прочих равных условиях, скорость вырастает на y ?

    Какой вес у твоего велика? У обоих.

    средний вес шоссейника 9-10кг + заморочки самого велосипедиста по мелочам типа педалей, седла, ремкомплекта и т.п. 

    и при таких гонках на обычном шоссейнике нужен лежак, + пару тройку километров к скорости и больше времени на восстановление с сохранением приличной средней скорости.

    1/2
    Ответить Цитировать
    0
  • BadSeed, как часто подобные веломероприятия проводятся в Питере? В бреветах е участвовал?

    2/2
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (BadSeed @ 28.09.21)  

    Выпил шоколадного молока, которое принесла мне жена, и уехал домой.

     

    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Kokos @ 28.09.21)  

    Круто! Спасибо за репортаж) Смотрю, на первом фото, мужик на горном велике, которого ты еле догнал в середине дистанции при скорости 42 км\ч. Как он так долго с такой скоростью ехал с таким тяжелым великом и прямой посадкой? Много было народу не на шоссейниках?

    И еще вопрос, может ты знаешь, как влияет на среднюю скорость вес велика? Допустим, есть ли какая нибудь шкала, что при снижении веса на х, при одинаковой мощности и прочих равных условиях, скорость вырастает на y ?

    Какой вес у твоего велика? У обоих.

    Да, он молодец, конечно, долго держался. Но немного не разложил силы по дистанции, было видно по педалированию, что иссяк.

    На 80 км с шоссейниками почти все, видел парочку горных только. На дистанциях поменьше были и другие, кто-то, говорят, даже на электрическом  

    У моего вес 10.2 кг, у второго примерно столько же. Не знаю, как именно влияет, никогда особо не смотрел, но посчитать можно, конечно - зная соответствие вт/кг и скорости (снижение общего веса даст прирост в относительной мощности). Наверняка будет по-разному влиять на разных градиентах, в гору - больше, на равнине - меньше...

    2/5
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Artyom_Suslov @ 28.09.21)  

    BadSeed, как часто подобные веломероприятия проводятся в Питере? В бреветах е участвовал?

    На моей памяти такое в первый раз. Надеюсь, не в последний. В бреветах не пробовал, не нравится, что там не перекрывают движение, не готов вместе с машинками в Восточной Европе. 

     

    Вообще для развития народного велоспорта неплохо было бы выделить дорогу километров на 50 из ниоткуда в никуда, чтобы туда не хотелось соваться ни машинам, ни мамам с колясками. Но это утопия, конечно. Я вообще вполне серьёзно настраивался, что никогда не проеду нормально организованную гонку в России (особенно после того, как прощёлкал гонки на "Южном рубеже"). И оказался неправ.

    3/5
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Artyom_Suslov @ 28.09.21)  

    средний вес шоссейника 9-10кг + заморочки самого велосипедиста по мелочам типа педалей, седла, ремкомплекта и т.п. 

    и при таких гонках на обычном шоссейнике нужен лежак, + пару тройку километров к скорости и больше времени на восстановление с сохранением приличной средней скорости.

    С лежаком якобы не допускали :) но у некоторых (правда, у считанных единиц), конечно, они были. Технический досмотр был не на высоте!

    4/5
    Ответить Цитировать
    0
  • BadSeed, Привет, а как на станке тренируешься? Я вот в первые купил станок, покрутил самые лёгкие программы в onelap и чуть не помер)

    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (ripgoga @ 29.09.21)  

    BadSeed, Привет, а как на станке тренируешься? Я вот в первые купил станок, покрутил самые лёгкие программы в onelap и чуть не помер)

    У меня подписка на Zwift, там есть тренировочные программы. Я начинал с FTP Builder, там, как мне кажется, достаточно грамотно подводят к тяжёлым тренировкам через набор базы и планомерное увеличение нагрузки. Сейчас предустановленными не пользуюсь, так как более-менее вышел на плато и ни к чему важному не готовлюсь, а как поддерживать форму, примерно понимаю. Но если снова запишусь в какое-нибудь Гран Фондо, тогда пойду готовиться по программе, всё-таки многие из них составляют известные профессиональные тренеры. 

     

    Ещё проходил курсы Zwift Academy, там программы показались менее сбалансированными и полезными. 

     

    Насчёт тяжести тренировок написано много, но вот тут настолько живо и хорошо, что рекомендую его всем друзьям в первую очередь. Не пугайтесь демотиватора с Тёмой, текст старый, но актуальный всё равно: https://vile-gnus.livejournal.com/104274.html

    5/5
    Ответить Цитировать
    0
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.