Я не думаю, что Супербоул обгонит финал Лиги чемпионов по мировой популярности. Для этого делается ничтожно мало. Многие пытаются обвинять США в навязывании собственной культуры остальному миру, но в плане спорта им абсолютно плевать на worldwide audience. Главное в американском спорте — это Америка.
Концепт НФЛ вообще и супербоула в частности — сугубо внутренний. Местный рынок настолько могуч, что готов содержать самую дорогую (по общей сумме зарплат) лигу в мире без особых проблем.
Все свои деньги Супербоул зарабатывает в США. Решающий матч показывают много где, но львиная доля всего, что инкассируется за телеправа, приходит из Северной Америки.
Европейский соккер делает все, чтобы завладеть миром. Планета Земля — огромное поле борьбы "Реала", "Барсы", "Манчестер Юнайтед" и "Баварии". Они доберутся до вас, где бы вы ни жили. Если у вас есть много денег, вы отдадите их за билет на футбол. Если мало — то за майку. Если вообще денег нет, то вы отдадите свой лайк.
Кажется, американскому футболу просто лень этим заниматься. По сравнению с экспансией европейских клубов на другие континенты (включая, кстати, и Северную Америку с новыми товарищескими супертурнирами) НФЛ едва шевелится. Попытка разогнать дело лондонскими матчами выглядит инертной — лиге она просто малоинтересна.
Топовые соккерные клубы — абсолютные мировые бренды. В глухой вьетнамской деревне знают, что такое "Барселона". Идите в Гималаи непальскими тропами — и там будут дети в майках Криштиану Роналду.
"Нью Ингленд Пэтриотс"? В плане узнаваемости они абсолютно локальны Том Брэди? У него 4,2 млн. лайков в фейсбуке. Это много, конечно, но кто он против Криштиану Роанлду, у которого 119,5 млн.? Сколько соккеристов узнаваемее, чем величайший игрок НФЛ? Не знаю, трудно сказать. Ну вот вам для сравнения: у Давида Луиза — 26 млн лайков. У Роберта Левандовского — 9 млн.
4,2 млн лайков — это на 200 тысяч меньше, чем у Тео Уолкотта. Но у вас же не повернется язык назвать Уолкотта хотя бы приблизительно лучшим в профессии? А Брэди таковым является по всем раскладам. Просто китайцы и тайцы не проплюсовали.
У "Нью Ингленд Пэйтриотс" — 6,8 млн. лайков в фейсбуке. Это немало, но это даже не уровень футбольной топ-десятки. Это где-то между "Тоттенхэмом" и "Ромой". Причем мы берем только соккер. А ведь новоиспеченного обладателя Супербоула легко высекут и топ-команды НБА — они гораздо в большей степени мировые бренды.
Последний финал Лиги чемпионов смотрело примерно в два с половиной раза больше людей, чем предпоследний Супербоул.
Но вот что интересно: по генерируемой выручке финал НФЛ выносит финал ЛЧ сравнительно легко. Права на Супербоул дороже в два раза. Таков на него спрос.
Да и 5 млн. долларов за рекламу — это ведь не понты. Такова стоимость желания внедриться в американский рынок. Так оценивают его реальный потенциал. Такую ждут от всего этого отдачу.
Супербоул — вещь в США и для США. Не потому, что не может захватить мир. Пока не видно особого желания. Американский рынок дает своему футболу все.
В Лаосе не знают Тома Брэди? Да пусть не знают. Ему это по барабану. Для него главное, чтобы его знали в Массачусетсе.