Моя родная сестра, профессиональный преподаватель , прожила 6 лет в США с мужем-дипломатом, 4 года в Сан-Франциско и 2 года в Вашингтоне.
Оба раза ее дети , мои племянники, ходили в местные школы (в Сан-Франциско русской школы нет, а в Вашингтоне есть при посольстве, но ребята предпочли ходить в американскую, чтобы совершенствоваться в языке).
Ну они типа учились, а моя сестра, как мать, училась вместе с ними, ну и анализировала.
Я тогда еще спрашивал, мол , в чем разница между амер. и росс. системой обучения.
Она мне сказала следующее. Что главное различие она видит в отношении к ребенку. В нашей , советской, школе, до сих пор делят детей на классы:
- эти отличники, они будут поступать в МГУ, и ездить на олимпиады.
- эти твердые хорошисты, звезд с неба не хватают, но проблем не будет.
А эти - двоечники, дебилы и уроды. Их бы беспроблемно довести до конца, вышвырнуть с тройками и забыть.
Ну и все образование строится в основном вокруг первой группы учеников.
На третью и даже на вторую группы относительно плевать.
В штатах же, со слов сестры, там вообще никого дебилом не считают. У них там все одинаково умные. А если какой-то ученик где-то по какому-то предмету не успевает, ну значит, это просто - не его область. А какая область - ЕГО - в этом есть задача учителя, определить и помочь человеку определиться. Поэтому в штатах учат ВСЕХ детей. а в совке - только тех, кто достоин получать счастье знания из рук учителя.
Да, и завершая разговор о племянниках - по возвращении из ЮС они были вынуждены доучиваться в России. Один пошел в 9 класс, другой - в 7 класс, школу им определили не спец, но какую-то хорошую, и куда надо было сдавать экзамены. В том числе и по математике, хотя самым страшным был, конечно, русский язык.
Но позанимавшись с месяц с учителями, они оба сдали экзамены и были зачислены в соответствующий класс.
Ну правда мать русским языком с ними всю Америку занималась, хотя для младшего английский язык стал родным (во сне он разговаривал по-английски).
Да, и обратный пример - мой дальний родственник работал бухгалтером, фирма развалилась, а он не смог найти себе работу, нужда заставила репетиторствать по математике.
При этом он готовит не в топ-вузы, но в крепкие технические типа МИРЭА, институт связи, МЭИ и т.д.
Говорит - многие 10-классники навыком устного счета вообще не владеют. Таблицу умножения не знают, и в уме перемножить даже двузначное число на однозначное они не в состоянии. Это он мне плакался - не поверишь, говорит, но подготовку 10-классников в технические вузы я начинаю с проверки знания таблицы умножения, и многие эту проверку пройти не могут.
Это как бы сравнение математики.
А про другие дисциплины и вообще речь не идет.
Например, про историю и про память. В классе типа пятом (могу ошибаться) каждый американский школьник обязан знать всех американских президентов по номерам, годы их правления, а также пару предложений о том, что тот хорошего сделал для страны.
Пока не сдаст этот тест, его в следующий класс не переведут.
А ведь их (президентов) - 44 штуки было.
А в России было 14 императоров. Спросите у современных школьников - пусть назовут российских императоров с годами правления. Да пусть хотя бы по именам назовут - кто за кем шел. Я проверял - многие палятся на этом тесте. Ну и мы, взрослые , тоже палимся, не все знают, кто был раньше Александр первый или Павел первый, но мы-то хоть этого не учили. А современные-то школьники типа учат.
Вообще, препы старой закалки в московских вузах давно уже плачут, что уровень подготовки абитуриентов - хуже некуда. А ведь абитуриенты - это лучшая часть вчерашних школьников.