Про ремонт. Мамой клянусь или делите обещания на два, а лучше на десять.
Ремонт в нашей квартире в самом разгаре. Уже почти заштукатурены стены, почти закончена проводка, завтра к работе приступит сантехник и к новому году возможно будет стяжка полов. Это "возможно" видимо тоже стоит разделить и морально быть готовыми к срокам в пару недель, но сроки сдачи дома подходят к концу, а ремонт нам делает компания, которая строит этот дом. И я очень надеюсь, что в их интересах закончить тут как можно быстрее и перенести свои рабочие силы на другие объекты.
И вчера с нами приключился курьезный случай с директором, была задета его гордость. Ему сказали: давайте расписку, иначе деньги на двери мы не дадим. Он весь такой из себя гордый, сказал, что хрен нам, а не двери, развернулся и ушел. Чтобы нарисовать полную картину о нем, вернемся в март 2019 года, когда мы эту квартиру покупали.
Идея о покупке пришла к нам совершенно спонтанно. То есть мы не консультировались с юристами и не взяли с собой переводчика (идиоты). Просто походили по городу по домам, которые уже вот-вот должны сдаваться, выбрали тот, который нас устраивал по цене, расположению и срокам, и пошли заключать договор с директором.
Дело было вечером, когда дом юстиции уже не работал. Мы договорились о цене, в которую входила часть ремонта (стены, отделка стен, полы, сантехника, проводка). Скидку на ремонт они сделали достаточно хорошую. Насколько мы поняли, им очень нужны были деньги, а мы были готовы практически сразу заплатить половину, остальное в рассрочку на год.
У нас на счету лежало около $3к, о чем мы прямо и сказали, остальное должно было прийти дней через 5.
Директор ответил, что сейчас этого достаточно, остальное потом, переводите деньги вот прям щас.
- Э-э-э, постойте. Что значит вот прям щас? Мы вас первый раз в жизни видим, мужчина, так дела не делаются. Завтра пойдем в юстицию, заверим официально договор и сразу переведем деньги.
- Нет, вот прям щас, иначе завтра цена будет другой. Видел я таких, обещают, а потом в юстицию не приходят.
- Но мы вам не доверяем.
- Что значит не доверяете? Это Грузия, тут никто никого не обманывает, я дела честно веду. Не веришь? На, держи ключи от машины, завтра в юстицию принесешь.
С этими словами он демонстративно бросил ключи на стол и отстранился от диалога.
Надо понимать, что весь этот диалог велся на ломаном грузинско-русском, через работников, которые говорили на русском довольно сносно.
Ключи мы естественно не взяли, но иногда я фантазирую на тему, как бы он себя повел, если бы я положила их к себе в карман)))))
Короче, мы посовещались с мужем и решили, что деньги переводим не на деревню к дедушке, а на банковский счет компании, поэтому, если что, просто пойдем в полицию, в случае каких-то проблем.
Подписали договор в двух вариантах (русский и грузинский), на следующий день подписали в юстиции и успокоились до мая.
Менеджер проекта зуб давал, что в мае мы уже сможем начать делать ремонт, в августе они запустят лифты и можно будет заселяться. Ха-ха.
В мае они из 14 этажного проекта решили сделать 16 этажный, что отсрочило все, что только могло отсрочить. На тот момент было построено только 13 этажей, наша квартира на 14. Подняться и посмотреть, как все выглядит, мы смогли только в августе. Месяц назад они закончили крышу.
Раз в месяц мы перечисляем компании деньги. Цена в долларах, а платим в лари по курсу. Из-за того, что с весны лари достаточно сильно упал, платили на 150-200 лари больше, чем мы платили в первый раз.
Однажды, в очередной наш визит на стройку, мы встретили директора, и обсудили с ним разницу курсов. Мы платим больше, пойдите нам навстречу. Положите нам трубы отопления. Мы купим материалы, а вам только работу сделать. На что директор (видимо, был в хорошем расположении духа, плюс разговор был при трех его работниках) сказал, что ладно, так уж и быть, сделаю вам подарок.
И еще интересная штука с дверями. По умолчанию всем ставят дешевые китайские двери, которые можно открыть консервным ножом. Но компания предлагает за 400 лари поставить другие, из хорошего металла. Мы походили по городу, посмотрели такие двери, в среднем цена на них в районе 500-600 без установки. Значит надо брать у компании, они же их и поставят. Договорились с работниками, что принесем деньги, когда подойдет срок. Раньше смысла нет, потому что все заляпают штукатуры.
Вчера мы пришли на стройку поговорить с сантехником. Напомнили менеджеру про отопление. Он сказал, что ничего не помнит, позвонит директору. Директор ответил, что ничего не помнит, пусть делают отопление сами. wtf?
Ок, ладно, пофигу. Мы привыкли уже к этим широким жестам, которые как правило заканчиваются ничем. Давайте расписку, что мы дали вам 400 лари за двери.
- Но мы не даем расписки. Я просто беру у вас деньги и передаю в компанию дверей.
- Ниче не знаем, вы нас с отоплением уже прокатили. Сегодня взяли деньги, завтра скажете, что не брали. Давайте расписку, мы пошли наверх с сантехником. Спустимся, рассчитаемся.
Имейте ввиду, что все диалоги ведет мой муж, он гораздо мягче и культурнее общается, чем это делала бы я. Я лишь передаю суть этих диалогов))))
В общем, пошли мы наверх, пока обсуждали трубы, коллекторы и бойлеры, сантехнику позвонили и сообщили, что внизу нас ждет директор. Вау!
- В чем проблема?
- Помните, вы говорили, что сделаете отопление в подарок из-за разницы курсов?
- Нет, отопление делайте сами, такого в договоре нет.
- Ок, не проблема. Дайте расписку, что вы взяли у нас деньги за двери.
- Но мы не даем расписок.
- Слушайте, вы уже про отопление пообещали и обещание не исполнили. Сегодня человек взял деньги, завтра может случиться, что он у вас больше не работает. Черканите бумажку и вопрос исчерпан.
- Но вы даете деньги не работнику, вы даете их мне.
- Все равно.
- Я не буду ставить вам двери.
Разворачивается и уходит.
При этом стоит куча людей, у которых на лицах написано, что они в шоке. Кто-то сочувственно хлопает мужа по плечу, типа: видишь какой он, не согласился, не расстраивайся. Менеджер говорит: фиг с ним, пойду вам навстречу, поставим двери, деньги потом отдадите, ничего страшного.
В этот момент у него звонит телефон, и он куда-то убегает, жестом показывая, подождите здесь.
Минут 10 мы подождали, он вернулся и сказал, что директор согласен сделать отопление. wtf?
Это что такое было? Демонстрация силы перед работниками? Ущемили его гордость и он, чтобы не потерять лицо, решил согласиться на отопление, но не согласиться на двери? Почему он убежал? Стало стыдно, что ему вот так предъявили, что он не держит свое слово? Загадка.
Менеджер сказал, что больше вступаться за нас не будет, дальше все разруливаем сами. Но мы ему очень благодарны за то, что он нас поддержал. В процессе диалогов он пытался как-то вмешаться, чтобы смягчить начальника. Думаем теперь, как отблагодарить его в преддверии нового года.
Подводя итоги всего, хочется сказать, что у нас нет фактических претензий к компании. Они делают свою работу достаточно хорошо, хоть и на порядок медленней, чем хотелось бы. Но все эти странные эмоциональные разговоры и обещания, которые никто не планирует выполнять, сильно смазывают благоприятное впечатление. Лучше сразу скажи мне нет, чем пообещай и не выполни.
Вот такая особенность грузинского ремонта) Сделаем свои выводы и теперь будем делить все обещания на два, а лучше на десять.