Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!
Это значит - аллес капут,
Доннер веттер, попрятались фрицы,
И ревут, и ревут...
Как озлобленно рычит его жестокий самолет,
Не милует, убьет и не промажет, попадет,
Он ведь не убийца, не садист и даже не маньяк,
Он нас не любит без причин, не любит просто так...(с) Агата Кристи
Я понимаю, что вас очень волнует проблема вакцинации, но поверьте, что единственно правильным (по-моему мнению) путем будет разобраться в строении иммунной системы и в закономерностях развития иммунного ответа на попадание антигена в организм. Я очень прошу вас не перелистывать пост до выводов и моего мнения. Очень важно, чтобы вы сами попытались вникнуть и тогда для вас закроются многие вопросы, которые касаются вакцин. Когда я вникал в иммунологию, то меня не покидала мысль о том, насколько все хитро и точно продумано эволюцией, как много времени понадобилось для того, чтобы запустить такие процессы. Однако, наш коллективный разум может дополнять то, что создано природой. Это завораживает и одновременно вдохновляет. Никогда не думайте о том, что наука это бремя. Наука это процесс познания тайн природы, это глубокий и многогранный процесс в результате которого вы можете отдать многое и получить еще больше. Главное в этом деле не интеллект, а любознательность. Вы со временем ответите почти на любой вопрос, а на тот вопрос на который получить ответ не сможете - получите большую порцию мотивации для его поиска. Все просто.
Начнем с того, что любая система организма призвана поддерживать гомеостаз. Гомеостаз это постоянство внутренней среды организма. Иммунная система не исключение, она стремится поддерживать гомеостаз путем функционального увеличения активности иммуноцитов с целью защитить организм от вторжения извне.
Нужно сразу сказать, что чужеродные организмы тоже имеют свою цель. Например, все вирусы являются облигатными паразитами, это значит, что главное условие для их размножения является наличие клетки хозяина. Они не могут начать репликацию (процесс копирования) покуда не проникнут в клетку другого организма. Часть ученых придерживается мнения, что то, что не имеет клетки - неживое. Поэтому вирус в каком-то смысле неживой или не живёт, потому что не имеет собственной клетки. Вирус имеет молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), которые заключены в капсид (защитную оболочку из белка). У него нет множества органелл, как в клетках нашего организма. Поэтому вирус "спит и видит" как заполучить проживание в вашей клетке. Здесь можно немного пофилософствовать на тему того, что это "единство и борьба противоположностей". Такое ощущение, что кто-то очень очень умный придумал специальный биологический софт с уникальной устойчивостью, который одновременно и жив и мертв, и против которого нет лекарства. Это я к слову о том, что эффективных препаратов против вирусов практически не существует, единственным спасением является конечно же наш иммунитет. Если иммунитет не работает, то вопрос смерти становится вопросом времени. Давайте разбираться как устроен иммунитет.
Основные понятия:
Антиген - любое вещество которое организм расценивает как чужеродное или потенциально опасное (это может быть вирус, бактерия, или просто пыль, иногда клетки собственного организма могут становиться антигенами, это вызывает так называемые аутоиммунные реакции).
Антитело (иммуноглобулин) - специфичное белковое соединение, которое выделяется клетками иммунной системы в ответ на попадание в организм антигена. Специальные клетки, которые называются плазматическими лимфоцитами производят конкретные антитела для конкретных антигенов. Для простоты понимания, для аллергена одно антитело, для вируса другое, для бактерии третье итд. Так вот это антитело связывается с антигеном и прикрепляется к нему в специальном участке. Выполняет оно, как правило, две функции (антиген связывающую т.е. мешает антигену наносить вред, и эффекторную (сигнальную, запускающую многоуровневую иммунную реакцию).
Гуморальный - находящийся в жидкой среде организма (крови, лимфе, слюне).
Фагоцитоз - процесс поглощения фагоцитами чужеродных клеток с последующим их перевариванием.
Фагоциты - защитные клетки организма призванные поглощать чужеродные или погибшие клетки организма. За открытие фагоцитов, наш прославленный ученый и врач Илья Ильич Мечников получил Нобелевскую премию по медицине в 1908 году.
Макрофаги - читай фагоциты.
Хемотаксис - способ передвижения форменных элементов крови через эндотелий сосудов к очагу воспаления, простыми словами движение иммуноцитов туда где они нужны.
Цитокины - сигнальные белки, которые провоцируют развитие воспалительной реакции, тормозят её, и обеспечивают информационную слаженность во время борьбы иммунитета с чужеродными организмами.
Лизис - процесс растворения клетки путем проникновения в нее специальных ферментов, антибиотиков, бактериофагов.
Опсонины - антитела усиливающие фагоцитоз
Опсонизация - процесс увеличивающий уровень специальных веществ опсонинов на поверхности антигена, нужно это для того, чтобы запустить более эффективное поглощение фагоцитами антигенов.
Устройство иммунной системы:
1. Первичные органы: костный мозг и тимус (вилочковая железа) - здесь происходит создание и дифференцировка лимфоцитов. Сначала появляется полипотентная стоволовая кроветворная клетка а затем через несколько сложных стадий она превратится в зрелый и очень даже рабочий лимфоцит, который будет обладать нужным функционалом для борьбы с инфекцией. Эти стадии проходят в костном мозге без участия антигена, т.е. это своеобразный процесс тренировки, довольно кстати сложный потому что 75% незрелых лимфоцитов погибает (подвергается апоптозу), а их клоны которые удачно прошли дифференцировку будут сражаться на благо вашего организма.
2. Вторичные органы: селезенка и лимфатические узлы - это своего рода аванпосты для лимфоцитов, с помощью лимфоузлов лимфоциты могут находится точечно во всем организме и создавать мини колонии, чтобы не затрачивать много времени на хемотаксис.
3. Лимфоидная ткань - условное обозначение того, что лимфоциты могут находиться во многих внутренних органах в специальных клетках. (печень, легкие, кишечник, кровеносные сосуды)
Первое, что вы должны понять и усвоить как свои пять пальцев, это то что иммунитет бывает
врожденным и
приобретенным (адаптивным). Понимание разницы очень поможет вам понять нужна вакцинация или нет. Важно понимать, что иммунитет может быть приобретенным естественным путем (через заболевание), и искусственно (через введение вакцины). Также иммунитет может вырабатываться пассивно, например, когда мы только рождаемся и у нас в принципе нет приобретенного иммунитета, то с молоком матери в наш организм попадают специальные антитела, которые помогут нам на первых порах противостоять инфекции. Начнем с врожденного иммунитета. И будем называть его ВИ.
Итак,
ВИ - это способность организма обезвреживать чужеродный или потенциально опасный биоматериал попавший в организм. ВИ имеет более древний механизм, он есть в том или ином виде почти у всех живых существ в мире. Он сопровождал животных на протяжении многих тысячелетий и самые везучие имели наиболее сильный ВИ, который помогал выжить при самых страшных эпидемиях, получая заветный и с кровью и муками добытый приобретенный иммунитет. ВИ имеет гуморальный компонент (это тот иммунитет, который циркулирует в крови) и клеточный (непосредственно клетки иммунной системы). В плазме крови находятся форменные элементы к которым мы относим лейкоциты - это белые кровяные тельца, они и являются основой гуморального иммунитета. Также к гуморальному иммунитету относим систему комплемента и антитела - иммуноглобулины.
Адаптивный иммунитет, будем называть его
АИ способен узнавать и обезвреживать антиген, который ранее уже попадал в организм. Работает система приобретенного иммунитета благодаря высокоспециализированным клеткам (лимфоцитам), которые являются подвидом лейкоцитов. АИ также имеет гуморальный и клеточный компонент.
Очень важно понимать, чем АИ отличается от ВИ. АИ имеет более тонкое свойство узнавать антиген, который ранее попадал в организм, а также хранить эту память. Если антиген ранее был незнаком организму, то иммунный ответ должен будет пройти через несколько сложных стадий о которых чуть позднее.
Лимфоциты скорее всего главный компонент иммунной системы организма, без этих супер важных клеток иммунитет бы не смог обеспечивать достаточную защиту. Они универсальны и обеспечивают как врожденный так и приобретенный иммунитет. Есть 3 основных вида лимфоцитов:
1. В-клетки - их главная задача узнать (распознать) антиген, выяснить что противостоит организму. От нормального функционирования этих клеток зависит успех исцеления практически от любого заболевания. В-клетки вырабатывают специфические антитела.
2. Т-клетки - их задача регулировать иммунный ответ, они тормозят выработку антител или наоборот активизируют её, помогая всей популяции лимфоцитов работать слаженно. Также они совершают очень важную функцию, они запускают процесс лизиса и разрушают захваченные антигеном клетки, чтобы не дать, например, вирусу реплицироваться и повредить другие клетки.
3. NK-клетки - натуральные киллеры. Это наиважнейший компонент врожденного клеточного иммунитета, они способны уничтожать опухолевые клетки (например раковые), а также они производят специальные вещества цитокины, которые будут служить определенным сигналом для привлечения других иммуноцитов в очаг воспаления.
Условно первые два пункта мы относим к АИ, 3ий же может присутствовать и в ВИ. В этом и кроется весь секрет силы АИ, его обеспечивает слаженная работа B-лимфоцитов и T-лимфоцитов. Схема примерно такая: узнать - пометить - дать сигнал - уничтожить - вывести из организма.
Феномен иммунной памяти заключается в том, что в случае успешной реализации иммунного ответа на патоген при его повторных попаданиях в организм санация осуществляется быстрее и эффективнее, а патоген не успевает вызвать инфекционный патологический процесс. Это состояние известно как
протективный иммунитет. В основе феномена иммунной памяти лежит тот факт, что часть лимфоцитов (1-3%) антигенспецифичного клона, вовлеченного в первый иммунный ответ, замораживается и циркулирует в организме в течение длительного времени (правда для разных антигенов время различается, иногда вы можете иметь иммунитет на протяжении всей жизни, а иногда в течении года).
B-клетки также принято делить на В-лимфоциты памяти и плазматические клетки. Первые способны к пролиферации, гибкому изменению, быстрым мутациям, но не способны к достаточному образованию иммуноглобулинов. Плазматические же клетки наоборот могут создать достаточно иммуноглобулинов, но не могут их доставить в нужном количестве туда где это нужно. Поэтому для слаженной работы этих систем нужен
MHC (major histocompatibility complex главный комплекс гистосовместимости), это большая часть генома, которая имеет способность презентовать антиген Т-лимфоцитам и обеспечивать слаженную работу B-лимфоцитов и макрофагов. Расскажу интересный факт, поскольку иммунные комплексы удаляются с потом, а люди чувствуют запах пота, то есть возможность найти сексуального партнера по запаху. Обычно близкий человек не пахнет для вас плохо и наоборот, если человек отталкивает своим запахом пота, то вам с ним не по пути. На этот счет профессор Дубынин рассказывает очень интересно. Есть ещё более интересный факт, что если девушка начинает получать оральные контрацептивы то её взгляды на запах пота потенциального партнера начинают кардинально изменяться, т.е. теперь то что казалось противным становится очень даже приемлемым. Здесь существует вероятность сделать ошибочный выбор и создать не очень крепкое в плане иммунитета потомство. Однако если партнеры выберут друг друга и у них окажется противоположный MHC то вероятность родить потомство с крепким иммунитетом возрастает.
Приобретенный иммунитет это-то вроде "золотого грааля" для людей, поскольку он избавляет от тяжелого процесса борьбы ВИ против большого количества антигенов. Давайте приведем пример, человек живет в среде, очень подходящей для развития микроорганизмов. Например, очень влажный климат и очень грязное помещение. Если человек не болел раньше менингококовой инфекцией, и он ослаб от долгих стрессов или сидячего образа жизни, то в случае менингиальной формы он будет болеть мучительно и долго, а без назначения антибиотиков в 95% случаев он умрет (что кстати часто происходит в деревнях, при попадании антигена через молоко коров или коз). Вы можете сказать, что это частная ситуация и не имеет ничего общего с тенденцией общего излечения людей в нормальных условиях, и будете отчасти правы. Тогда позвольте вам детально рассказать, что происходит в организме человека при попадании антигена в организм в условиях отсутствия приобретенного иммунитета:
1. Контакт с антигеном (патогенным микроорганизмом) и нарастание воспалительной реакции
2. Поглощение и переработка антигена с последующей его презентацией для лимфоцитов
3. Распознавание антигена и активация лимфоцитов, приводящее к образованию эффекторных клеток и клеток памяти
4. Рекрутирование иммуноцитов
5. Реализация эффекторных механизмов, деструкция антигена
6. Выведение продуктов распада
Все эти этапы занимают большое количество времени, и не всегда они проходят гладко, потому что патогенный организм может победить при определенных обстоятельствах. Только от гриппа умирает порядка 500 тыс. человек в год и около 4 млн. тяжелого течения болезни. Если это ОРВИ, то эти этапы укладываются в 7-9 дней, если это более серьезный вирус то на выздоровление может потребоваться гораздо больше времени и далеко не всегда выздоровление может произойти своими силами.
Выходит, что получить приобретенный иммунитет можно двумя способами, первый это переболеть и пройти все стадии активизации врожденного иммунитета и появления приобретенного, а второй это получить порцию агента, который будет похожим на вирус по своей структуре потому что будет состоять из разных частей вируса или бактерии, который в данный момент наиболее безопасен для вашего организма. Конечно же второй вариант выглядит куда более логичным и безопасным, поскольку мы уже поняли, что лучше не допускать в организм настоящий "сильный" антиген, а заменить его своеобразным "клоном", на который у клеток вырабатывается память, но который не может повредить организму так как настоящий. Антивакцинаторы могут заявить, что природа предусмотрела все возможные варианты развития событий и обеспечила нас всеми нужными врожденными силами для защиты от вторжения. Это с одной стороны верно, но это гораздо более рискованно и число людей чей ВИ не справился с заболеванием резко превышает число людей пострадавших от вакцинации. Вероятность получить реальные осложнения от вакцины человеку без патологий иммунитета равняется примерно 1 к 1.200.000.
Это как сказать, что природа наделила вас ногами для того, чтобы вы могли переместиться например из Москвы во Владивосток, потому что вы боитесь летать на самолете. Вакцинация ни в коем случае не ослабляет ваш иммунитет, а делает его сильнее и наделяет его способностью точечно реагировать на вторжение наиболее опасных антигенов.
Чтобы не быть голословным приведу исследования которые говорят о безопасности и эффективности вакцинации:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2536484/https://hub.jhu.edu/2017/01/11/vaccines-autism-public-health-expert/ - вакцины чисты, эффективны и не вызывают аутизм
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9018282 - мониторинг контроля вакцинации
https://www.healthychildren.org/English/safety-prevention/immunizations/Pages/Vaccine-Safety-The-Facts.aspx - о безопасности вакцинации
https://escholarship.org/uc/item/2f93s53t - большой систематический обзор о безопасности вакцинации
Главная проблема вакцинации:Обеспечение безвредности вакцины с сохранением её иммуногенности. С обеспечением безвредности люди научились справляться, однако, не всегда вакцина сохраняет своё основное свойство придавать вашему иммунитету способность запомнить антиген. Поэтому если вы собираетесь прививаться например от клещевого энцефалита (болезнь для которой нет живой вакцины), то вам нужно внимательно отнестись к выбору вакцины, не пожалеть денег на иностранную вакцину не отечественного производства, поскольку наши вакцины обладают наименьшей иммуногенностью. А также обсудить план и график вакцинации с врачом.
По поводу вреда вакцин и страхов антивакцинаторов:1. Те кто получают вакцину заразны - Инактивированные вакцины и анатоксины не могут быть заразными в принципе, гипотетически заразиться можно только от вакцинированного живой вакциной, но таких случаев если обратиться к ВОЗ очень и очень мало. Все-таки, нужно сказать, что есть определенные меры предосторожности. Если ваше ребенок не привит например от полиомиелита, но он контактирует с привитым ребенком например в детском саду, то непривитый в теории может заразиться при контакте со стулом привитого. Поэтому инструктаж со стороны родителей должен быть очень точным. С другой стороны я думаю, что не должно быть детей не привитых от полиомиелита в принципе, однако, если вдруг этому ребенку не повезло и у него есть строгие противопоказания к вакцинации.
2. Вакцина опасна для здоровья поскольку может вызвать аутизм и содержит ртутный консервант - эти исследования полностью опровергают это утверждение. Тиомерсал на основе ртути не ассоциируется с аутизмом.
https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2275444https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/178980953. В условиях, когда эффективная вакцинация позволяет победить болезнь и не допускать её распространения, внимание общественности переключается с самой болезни на возможные побочные эффекты вакцинации, в том числе статистически маловероятные и не имеющие доказанной причинно-следственной связи с вакцинацией -
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17471032Типы вакцин:1. Живые вакцины. В них присутствует ослабленный штамм вируса, который в подавляющем большинстве случаев безвреден для организма. Однако, может вызвать побочные эффекты. Большинство из них проходит в течение 1-2 дней.
2. Инактивированные вакцины. Это микроорганизмы, которые были выращены в лабораторных условиях, а затем были убиты термической обработкой либо специальным веществом. Как правило, такие вакцины менее эффективны и требуют неоднократного введения их в организм. Они применяются в тех случаях, когда для заболевания не существует живой вакцины (брюшной тиф, холера, клещевой энцефалит)
3. Субъединичные вакцины. Это наверное самый эффективный вид вакцин, поскольку он и эффективен и дает наименьшее количество побочных эффектов. Суть метода в том, что из микроорганизма достаются отдельные части иммуногены, без которых он не может нанести вред и в тоже самое время иммуноглобулинам достаточно только этих частей, чтобы замаркировать и запомнить их. Есть множество подвидов субъеденичных вакцин, все зависит от конкретных факторов (иногда из вируса могут достать капсид, липиды, белки или даже днк). В некоторых случаях в вакцину может быть добавлен адьювант для усиления действия антигена.
Если вы собираетесь прививаться, то вам нужно уточнить у врача к какому классу вакцин принадлежит та, которой вы собираетесь прививаться. Затем поискать исследования на счет этой вакцины и уточнить у других специалистов.
Главные моменты на которые нужно обратить внимание:1. Дети должны получать вакцинацию в 100% случаев (исключением является только серьезная патология иммунитета)
2. Вакцинация должна соответствовать строгому графику (нельзя стимулировать иммунитет слишком часто, нельзя допускать слишком долгих перерывов между вакцинами, чтобы не потерять иммунную память клеток) - график зависит от страны и местности в которой вы проживаете, нужно уточнять у специалиста.
3. Каждый человек должен знать информацию о своих прививках и иметь сертификат (если его нет, то нужно поднять информацию в архиве вашей поликлиники, в которой вы наблюдались в детстве)
4. Взрослым обязательно проводить вакцинацию если они собираются путешествовать. Нужно узнать об особенностях климата и о наиболее частых болезнях в той местности куда вы собираетесь, а затем обсудить вакцинацию с вашим врачом.
Что делать?Взрослому человеку нужно прививаться от:Грипп - каждый год, перед началом сезона заболеваемости.
Дифтерия, столбняк, коклюш - 1 раз в 10-15 лет, очень многие недооценивают эти заболевания. Приведу пример, вы можете получить порез купаясь в водоеме от предмета который не имеет контакта с кислородом, столбняк может попасть в организм. Введение противостолбнячной сыворотки процесс небыстрый и будет проходить в суете поэтому лучше позаботиться об этом заранее. Коклюш опасен даже для взрослого человека, у которого есть астматические осложнения, в таком случае нужно детально изучить вопрос и сделать прививку заранее.
Опоясывающий лишай - обязательно прививаться если вам 55+ лет, сообщите об этом родителям и заставьте сделать прививку. Если это заболевание обострится при определенных обстоятельствах (стресс, ослабление иммунитета) то вирус может проникнуть в нервную систему и боли будут такой силы, что не пожелаешь никому. Это мучительное и очень тяжелое заболевание, от которого практически нет защиты.
ВПЧ (вирус папиломы человека) - если вам нет ещё 27 лет, то рекомендую сделать прививку, и она будет эффективной, особенно если вы ведете активную половую жизнь. Некоторые виды ВПЧ имеют онкогенную составляющую, поэтому делать нужно обязательно. После 27 лет процессы дифференцировки лимфоцитов становятся не такими активными, иммунитет заканчивает свое развитие. Введение вакцины будет почти неэффективным.
Гепатит А и B - примерно 1 раз в 10 лет прививаться нужно, в некоторых случаях эти болезни могут проникнуть в организм при недостаточной гигиене. Например, если вы уезжаете в азию и живете коммуной как делают некоторые покеристы.
Если вы планируете беременность, то обязательно обсудите с врачом график вакцинации от некоторых заболеваний, в частности от краснухи. Если вы не переболели ей в детстве, то в случае заболевания в период беременности плод может погибнуть.
Обязательно экстренно вакцинируйтесь в случае получения укуса от диких животных, в случае получения колотой или резаной травмы грязным или ржавым предметом, который не контактировал с кислородом (находился под землей или в воде).
Какие противопоказания для вакцинации сейчас?Понятное дело нельзя вводить биологически препарат, если вы уже болеете. Если у вас есть признаки катаральной инфекции или повышенная температура. Но есть случаи, когда внешних признаков нет, поэтому сначала я рекомендую сделать общий анализ крови. Посмотрите на общий уровень лейкоцитов, если он будет ниже от 4,2 × 10 в 9 Ед/л и выше 10 × 10 в 9 Ед/л., то вакцинацию нужно отложить пока уровень лейкоцитов не придет в норму. Также смотрите на показатель СОЭ, если он выше 12 то нужно сначала выяснить причину и проконсультироваться со специалистом.
Обязательно следите за аллергическими реакциями, если у вас они имеются, обязательно предупредите специалиста. По возможности не ставьте вакцину себе сами, если у вас нет антигистаминных средств. Если вы не знаете есть ли у вас аллергия, то сдайте специальную аллергическую панель заранее, чтобы знать на какой аллерген возможна анафилактическая реакция.
Вывод: Вакцинация является одним из самых важных достижений медицины в истории. Вакцинация признана доказательной медициной и считается самой эффективной мерой в противодействии инфекциям, ежегодно спасая миллионы жизней. Детям нужно прививаться строго по графику за очень повторяю очень редким исключением. Многие "как бы" противопоказания по сути ими не являются и носят названия ложных противопоказаний. Можно ознакомиться в википедии. Взрослым прививаться тоже необходимо и нужно делать это с серьезным подходом (проконсультировавшись со специалистами и не пожалев денег на качественный биоматериал). Про конкретные вакцины скорее всего напишу в следующий раз, пост итак уже получился объемным.