Начну критиковать книгу про "Экспоненциальные Компании"
Сначала отрывок про "крах Iridium"
МЕНТАЛИТЕТ В СТИЛЕ IRIDIUM
В конце 1980-х компания Motorola предприняла стратегический шаг, который должен был позволить ей завоевать доминирующее положение в зарождающейся индустрии мобильной
связи, — она начала создавать систему спутниковой телефонии под названием Iridium. В те времена технологии мобильной связи были довольно дорогостоящими, поэтому внедрялись
только в крупных городах с высокой плотностью населения. Motorola раньше других операторов обратила внимание
на отсутствие аналогичных решений для регионов за пределами
метрополий, особенно в сельской местности. Однако расчеты
показали, что покрытие этих обширных территорий посредством вышек сотовой связи, которые стоили около 100 тысяч
долларов каждая, не говоря о расходах на эксплуатацию и немалых затратах на производство мобильных телефонов размером
с кирпич, себя не окупит.
Но вскоре родилось более радикальное и, казалось, жизнеспособное решение — создать на низкой околоземной орбите
группировку из 77 спутников связи (это число соответствует
атомному номеру иридия в периодической таблице, отсюда
и название программы — Iridium), которая будет охватывать
всю поверхность земного шара и обеспечивать услуги мобильной связи по одинаковой стоимости независимо от местонахождения. Компания также рассчитала, что, если хотя бы
миллион человек в развитых странах мира приобретет спутниковый телефон по цене 3 тысячи долларов за штуку и будет
платить по тарифу 5 долларов за минуту разговора, сеть быстро
станет прибыльной.
Как мы знаем сегодня, программа Iridium с треском провалилась и унесла с собой в небытие 5 млрд долларов инвесторских
денег. На самом деле эта спутниковая система была обречена
еще до того, как была создана, став одной из самых впечатляющих жертв технического прогресса.
У провала Iridium было несколько причин. Пока Motorola запускала свои спутники, стоимость строительства вышек сотовой
связи снижалась, скорость работы сетей стремительно возрастала, а мобильные телефоны уменьшались в размере и цене.
Справедливости ради надо признать, что Motorola не единственная ошиблась в прогнозах. Ее конкуренты Odyssey и Globalstar
совершили такие же фундаментальные просчеты. В общей сложности более 10 млрд долларов инвесторских денег были потеряны
в результате ошибочной ставки на то, что темпы технологических изменений будут слишком медленными, чтобы угнаться
за рыночным спросом.
Главной причиной этого просчета, по мнению Дэна Колусси,
руководившего выкупом компании Iridium в 2000 году, была
неспособность Motorola обновить свои предположения, легшие
в основу бизнес-модели. «Бизнес-план Iridium был разработан
за двенадцать лет до того, как систему ввели в эксплуатацию», —
говорит он. Даже по тогдашним меркам это был огромный
промежуток времени, который фактически не позволял предсказать, каково будет состояние дел в сфере цифровых коммуникаций к моменту ввода в эксплуатацию спутниковой системы.
Вот к чему может привести подход с использованием линейных инструментов и тенденций прошлого для прогнозирования
будущего. Далее в этой книге мы будем называть такой подход
менталитетом в стиле Iridium.
Старт Iridium не был ошибкой. То же, что погубило iridium, напротив выступило "окном развития" для Apple или Alibaba. Это миниатюризация и удешевление компьютерных компонентов.
Ни один, повторюсь, ни один из основателей лидирующих ныне компаний не предполагали такого развития событий, которое по итогу привело к повсеместному распостранению интернета.
Ну давайте сейчас предположим что вскоре будет разработана технология бессмертия и победы над всеми болезнями и это предсказуемо приведет к банкротству , к примеру, всей многомиллирдной израильской коммерческой медицины.
Ну и дальше что? Им можно прямо сейчас закрываться?
"Пример Iridium" вообще ничему не учит в указаннром контексте. Он бессмысленный. Указан в начале книги, как так сказать, "пробивной".
Хотя по "цене охвата" Iridium непролез бы по "методичке".
Это таже история как с этими супер-дорогими роботами которые пекут грошовую пиццу.
Iridium погубила "цена охвата". Причем даже сейчас когда эти спутники в тысячи раз дешевле в расчете на ПС канала, до сих пор "цена охвата" непомерно высока, для подобного продукта конечного спроса.
Эти попытки осчастливить храждан усегомиру всегда будут упираться в линейное масштабирование и немыслимые "цены охвата".
Только паразитаризм ведет к яхтам\бентлям!
вот именно! что толку обсуждать маржинальность чего либо, когда все сводится к итогу чистой прибыли по году)) У меня товарищ восхищался маржинальностью с продажи сыра в своем говномагазине, что в итоге? не помогло закрылся.
Да в принципе пох.. какая маржа, кратность оборота склада за месяц вот это да!