Пара интервью с бизнесменами (кавычки нужны видимо, но из уважения к их мучениям не стал ставить):
Интервью_1:
Интервью с владельцами малого бизнеса
Сегодня интервью с Андреем Афанасьевым, владельцем и руководителем компании Хинтон21
К.Т. Андрей, наших читателей интересуют цифры и факты, поэтому давай начнём сразу с сути – коротко о своём бизнесе?
А.А.
• Работает 12 человек, сами изготавливаем мебель под индивидуальные потребности клиентов, сами её устанавливаем
• Оборот в месяц 1.5-2 млн рублей
• Арендую цех 250 м2, современное оборудование
• Арендую выставочный павильон в Экспострой на Нахимовском
К.Т. Что происходит с бизнесом с точки зрения динамики роста и т.п.?
А.А. Бизнес начался в 1994г. Период до 2000 год был временем становления и бурного развития. Потом мы вступили в фазу зрелости. До 2008 года были тучные годы. Кризис 2008 года был глубоким (падение заказов на 30%), но краткосрочным. Уже в следующем году мы полностью восстановились и неплохо себя чувствовали до 2014 года.
Первые признаки ослабления спроса я почувствовал во второй половине 2014 года. С тех пор, к сожалению, тренд носил однонаправленный характер.
Сокращение объёмов бизнеса с 2014 года я оцениваю примерно в 50%.
К.Т. Это связано с общим падением рынка или какие-то ошибки менеджмента?
А.А. Безусловно, снизился спрос. Но изменилась и поведение потребителя. Я всегда специализировался на нестандартных заказах, разрабатывая достаточно уникальные мебельные конструкции для загородных коттеджей, больших квартир и т.п. Сейчас спрос сместился в сторону более простых и дешёвых изделий. Конкуренция по цене стала, пожалуй, определяющим фактором.
К.Т. Росстат сообщает, что реальные доходы населения в этом году немножко выросли, а зарплаты, если верить Росстату, так вообще растут двузначными темпами. Как ты себя ощущаешь в этом году? Ты видишь рост спроса?
А.А. Скорее наоборот. В выставочных павильонах людей точно стало меньше. Структура спроса также не изменилась – по-прежнему явный крен в сторону «просто и дёшево».
К.Т. А ты ощутил благотворное влияние низкой инфляции?
А.А. Если ты спрашиваешь про издержки бизнеса, тут картина более-менее стабильная (аренда, зарплаты, коммунальные платежи), подорожал бензин и плавно дорожают исходные материалы. Но продолжается снижение спроса на сложную продукцию, что ведёт к общему снижению маржи.
К.Т. Что ты думаешь про сложившуюся ситуацию? Это ошибки экономической политики или что-то другое?
А.А. Я не макроэкономист, поэтому мне сложно говорить, что правительство делает не так.
К.Т. В СМИ много историй про административное давление на бизнес, пожарные, налоговая, банки и т.п. Ты сталкиваешься с такими проблемами?
А.А. В нулевых этих проблем было больше, и давление было более явное. Сейчас давление снизилось, я думаю, это связано с уменьшением масштабов бизнеса, мы стали менее интересными надзорным органам.
К.Т. Повышение НДС со следующего года как-то повлияет на твой бизнес?
А.А. Мы работаем по упрощённой системе налогообложения, поэтому повышением НДС нас напрямую не затронет. Но экономисты говорят, что это может негативно сказаться на потребительском спросе.
К.Т. Твои бизнес-ожидания? На год-три-пять?
А.А. Текущая ситуация, на мой взгляд, продолжает ухудшаться. Мне кажется, большую роль играет рост долгов по ипотеке. Люди озабочены обслуживанием кредитов, поэтому у многих денег на мебель уже не остаётся. По крайней мере эта та статья, на которой можно экономить.
Боюсь, что в ближайшие 3-5 лет эта ситуация сохранится. Мой бизнес будет развиваться в сторону диверсификации производства, работать придётся больше, а вот сумеем ли мы удержать планку доходов, большой вопрос.
К.Т. Ну что ж, успехов твоему бизнесу, предлагаю встретиться через полгода-год, сверить часы!
Интервью_2:
Сегодня героиня интервью – Щедловская Ольга Владимировна – долгое время развивавшая сеть фитнес-клубов в Новосибирске.
К.Т. Ольга, здравствуйте! Спасибо, что согласились рассказать о Вашем бизнесе. Вы владели более 10 лет спортивно-оздоровительным клубом?
О.Щ. Да, сеть фитнес-клубов находилась в городе Новосибирске, и я давала возможность новосибирцам заниматься велнесом. В процессе развития бизнеса мне пришлось сократить количество фитнес-клубов и последний я продала в 2018 году. Количество занятых в бизнесе было 6 человек. Примерный годовой объем выручки 8 млн. руб. в год.
К.Т. Расскажите о развитии бизнеса за последние 5 лет и как вы пережили кризис 2014-2015 года?
О.Щ. Небольшой рост в начале 2014 года, затем, начиная примерно с июня 2014 года, ежегодное падение оборотов приблизительно на 5-10% по отношению к предыдущему году. Выручка упала за 2 года на 25%. Текущие издержки выросли на 12-15%. Покупательная способность клиентов ощутимо снизилась. Стали покупать более дешевые услуги с коротким сроком действия.
К.Т. Какие качественные изменения произошли с Вашим бизнесом за последние годы, как Вы реагировали на меняющуюся среду?
О.Щ. В 2011-2015 годы открытие многочисленных конкурентов в радиусе 700-1000м. В результате пришлось снизить цены на абонементы, что привело к закрытию клубов конкурентов, но не вывело наш бизнес на уровень выручки 2011-2012 годов.
К.Т. В прошлом году, по данным Росстата, экономика перешла к росту, а в этом году наметился даже небольшой рост доходов населения. А Вы ощутили улучшение ситуации со спросом?
О.Щ. Нет, только падение спроса, даже несмотря на то, что закрылось несколько конкурирующих клубов.
К.Т. За последние 5 лет были ли какие-то сознательные позитивные действия со стороны государства, которые помогли Вам?
О.Щ. Позитивных точно не было. Негативное влияние оказала девальвация рубля, поскольку многие товары и расходные материалы сильно подорожали.
К.Т. Что было главной проблемой для развития Вашего бизнеса?
О.Щ. Сильное падение покупательной способности населения
К.Т. Ваши бизнес-ожидания на ближайший 1 год, 3 года?
О.Щ. Бизнес в Новосибирске продан. Если бы не продали, ожидания были пессимистичные. Переехала с семьей в Калининград и вложила деньги в новый проект, буду его развивать.
К.Т. А почему Калининград?
О.Щ Ближе к Европе. Посчитали, что здесь больше возможностей для бизнеса.
К.Т. А как бы Вы вообще охарактеризовали экономическую ситуацию в Новосибирске?
О.Щ. Полная депрессия. У людей нет денег. Все, кто хочет чего-то добиться и жить лучше, ищут возможности уехать.
К.Т. Являлось ли для Вас проблемой взаимодействие с надзорными органами? Ощущали ли Вы рост административного давления? Как изменились Ваши издержки в связи с регулятивными действиями государства?
О.Щ. Проблем не было. Издержек тоже особо нет, за исключением одного штрафа от пожарников несколько лет назад.
К.Т. В какой отрасли вы сейчас работаете?
О.Щ. В настоящее время развиваем бизнес по франшизе – продажа и установка домашней приточной вентиляции. www.kaliningrad.aeros.su
К.Т. Что ж, удачи! И приглашаю Вас через какое-то время вернуться с рассказом о бизнесе в самом западном регионе страны.
Ну в таком случае он опять ничего не потерял, тк цена на квартиры в долларах упала почти вдвое с тех пор. Может, я что-то упускаю, и у него квартира не в Росии была? Я не в курсе, не знаю кто такой фрозер и не следил за его топиком.