paravozek , вот видишь, если серьезно что-то обсуждать, то кратко не получается.
paravozek @ 8.1.2019
Конечно же, никаким мракобесием наука не является:
Мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.
Если быть совсем точным, науку я не называл мракобесием. Я называл мракобесием некритическое принятие науки в качестве авторитетного источника для ответов на все вопросы, которые волнуют человека. Так что противоречия с определением мракобесия тут нет. Согласно кантовскому определению, просвещение как раз означает критическое мышление. Если для нас авторитет науки становится важным даже в тех вопросах, которые выходят за рамки естественнонаучной компетенции, то да, это и есть враждебное отношение к просвещению.
paravozek @ 8.1.2019
Наука никому ничего не должна. Наука - это способ познания истины, которому не нужен конкретно вид homo sapiens. Это лишь инструмент, который мы можем использовать для дальнейшего развития.
Наверное, тут ты поспешил с выводами. Наука как раз является одним из выражений человека, его специфики. Мне тут наверное придется пересказывать "Критику чистого разума " И.Канта, чтобы проще это объяснить. Что наука может быть инструментом постижения истины для любого гипотетического существа, это не совсем так. Дело в том, что такие формы чувственности как пространство и время, а также наш рассудок, который делает возможным формирование понятий - это тот механизм, посредством которого познает мир именно человек. И у нас нет повода говорить о том, что любое другой гипотетически существующий разумный вид имеет такой же механизм познания окружающей действительности.
Читаем И.Канта "посредством внешнего чувства мы представляем себе предметы как находящиеся вне нас и притом всегда в пространстве". "Пространство не есть эмпирическое понятие, выводимое из эмпирического опыта".
"В самом деле, мы не можем судить о созерцании других мыслящих существ, подчинены ли эти существа тем самым условиям, которые ограничивают наше созерцание и общезначимы для нас". ("Критика чистого разума").
То есть, благодаря нашей такой внешней форме чувственности как пространство возможна такая наука как геометрия. Следовательно, мы никак не можем говорить, что наука сама по себе есть инструментарий, не зависящий от человека.
Время, как форма нашего внутреннего созерцания делает возможной арифметику. "Время присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает". "А так как наше созерцание всегда чувственное, то в опыте нам никогда не может быть дан предмет, не подчиненный условию времени".("Критика чистого разума").
Так что, как видишь, наука ну никак не может обойтись без homo sapiens.
paravozek @ 8.1.2019
Не знаю, будет ли человек жить счастливо с богом и без науки: трудно назвать счастливым человека, ожидаемая продолжительность жизни которого без медицины составляет около 35 лет.
Так мы судим с высоты своего развития и технологического комфорта. Конечно, если мы увидим, что есть люди, живущие до 200-300 лет и без болезней, то на их фоне мы почувствуем себя очень несчастными. Думаю, что критерии счастья все же другие, я не знаю социологии, но уверен, что есть технологически развитые общества (например, Япония), которые намного более несчастны, чем люди, живущие в странах аграрного уровня развития.
Хотя я стараюсь расписывать свою позицию, все же наверное я произвожу впечатление человека, враждебно настроенного против технологического и научного развития. Я хочу подчеркнуть, что это не так. Я только против того убеждения, будто ради "научного прорыва" возможно поставить крест на человеке, определение которого невозможно без того, что мы называем нашей духовностью или нравственностью. Я считаю заблуждением, что можно поставить на этом крест ради какой-либо цели, а потом, после достижения желаемого, вернуть себе обратно эту духовность. Так не получится. Ну может я и не прав, конечно, время покажет. Ведь пока что, те античеловечные исследования (например, в генетике) почему-то вынуждены сейчас проводить тайно, а не официально, - это то и сохраняет надежду на какой-то оптимизм.
В данном случае главным критерием "закрытости" является доступ к информации для обычного человека.
В ютубе видел опрос, сравнение мнения американцев и россиян, им предлагали деньги, чтобы те обматерили свою страну, из россиян никто не согласился, а вот многим опрошенным американцам было вообще по барабану ( правда, не уверен, что этому опросу можно доверять на 100%). Я думаю, что в США бога заменяет не столько страна, сколько доведенный до крайностей индивидуализм, но в открытом обществе эти процессы могут меняться, в США есть общины, которые спокойно живут на основе коллективизма, и никто им этого не запрещает. США, кстати, яркий пример мощи социальных институтов, я думаю, что всякие протесты против действий власти тут очень даже возможны, но вот протестов против тоталитарности социальных институтов мы не увидим, тут я полностью того же мнения что и представители Франкфуртской философской школы. Любая власть может быть в опасности перед гражданским обществом, но вот самой социальной системе ничто не угрожает, потому что подавляющее большинство встроено в эту социальную систему, и во многом желания и потребности людей сформированы социальными институтами этой системы, в этом плане революция тут невозможна, ведь бомжи, которые оказались за бортом, не представляют собой такой силы, которая могла бы сделать революцию. Вообще, обычный гражданин , если вы его спросите о тоталитаризме социальных институтов, может покрутить у виска, и посчитать вас ненормальным, потому что никакого тоталитаризма он не чувствует, а свои убеждения и желания считает продуктом своей собственной мысли, а не навязанным ему этими институтами.