Создатель «кнопочных» смартфонов BlackBerry стал легендой своего времени, но из-за ряда ошибок не смог удержаться на рынке. РБК Pro рассказывает историю взлета и падения производителя любимых телефонов CEO и государственных лидеров
Фото: Michael Nagle / Bloomberg
Фото: Michael Nagle / Bloomberg
Летом 2020-го полузабытый бренд BlackBerry вновь вернулся в новостные заголовки. Новый смартфон с узнаваемой QWERTY-клавиатурой пообещали выпустить через год. Бурные обсуждения показали: многие из тех, кто может позволить себе iPhone, скучают по кнопочным телефонам.
В конце нулевых выручка BlackBerry исчислялась миллиардами долларов, компании принадлежало почти 40% американского рынка мобильных устройств, а среди поклонников бренда были Барак Обама и Ким Кардашьян. Но буквально за несколько лет ситуация кардинально изменилась. Продажи знаменитых кнопочных смартфонов пошли вниз, а самые преданные обожатели начали выбирать другие смартфоны.
РБК Pro рассказывает, как бренд, покоривший руководителей и государственных лидеров, проиграл в борьбе за рынок «статусных» смартфонов.
Как инженер стал CEO
Выходец из семьи понтийских греков Майк Лазаридис с детства увлекался электроникой. Еще в школе он сконструировал часы и создал устройство, которое позволяло точно определить, кто раньше дал ответ в викторине. В 23 года Лазаридис уже разрабатывал светодиодную систему оповещений для заводов General Motors. К этому времени семья переехала в Канаду. Деньги, полученные от GM, молодой человек вскоре вложил в собственное дело ― компанию Research in Motion (RIM). Это название известно намного хуже, чем BlackBerry, но именно RIM впоследствии вывела на рынок знаменитые смартфоны.
В 1980-х Лазаридис впервые задумался о том, как сделать возможным обмен электронными письмами без проводного соединения. Эта идея привлекла в его компанию выпускника Гарварда Джеймса Балсилли. Вскоре Лазаридис и Балсилли поделили пост генерального директора RIM. Каждый из них выполнял собственные задачи: Балсилли отвечал за стратегию, корпоративное развитие и финансы, а инженер Лазаридис концентрировался на разработке и производстве продуктов.
Телефон для лидера
Именно фокус на деловую переписку стал отличительной чертой BlackBerry. Без смартфона этого бренда в нулевых сложно было представить себе успешного бизнесмена или брокера с Уолл-стрит. Бренд приглянулся и политикам. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон однажды признался, что управляет страной с помощью BlackBerry, а Барак Обама, вступив в должность президента США, отказался расставаться с любимым смартфоном, даже несмотря на просьбы сотрудников безопасности. Многие постоянно носили с собой два телефона: BlackBerry для работы и обычный мобильный (а позже iPhone) для личных звонков и сообщений.
Компания предлагала пользователям не только телефоны, но и оригинальный софт. В частности, она разработала собственный мессенджер, который оказался очень удобным. Благодаря BBM (BlackBerry Messenger) задолго до появления WhatsApp и Telegram можно было переписываться с разными собеседниками без каких-либо ограничений по количеству сообщений.
В 2007 году выручка компании достигла $3 млрд, а чистая прибыль ― $631 млн. Еще в 1999 году RIM провела успешное IPO, выручив $255 млн. К 2008 году стоимость ее акций достигла пика, а через год RIM заняла первую строчку в списке ста самых динамично развивающихся компаний по версии Fortune. Ей принадлежало 37% американского рынка смартфонов. При этом BlackBerry постоянно расширяла свое присутствие в других странах и выпускала новые линейки. Так, в 2006 году компания представила свой первый смартфон с камерой, а в 2008 вышел роскошный Blackberry Bold с кожаной отделкой задней панели.
Опасный момент
Когда в 2007 году Стив Джобс представил первый iPhone, и Лазаридис, и Балсилли были восхищены его возможностями. В то же время многим казалось, что это прежде всего телефон для игр, рассчитанный на молодых. Статусная аудитория ценила BlackBerry за удобную QWERTY-клавиатуру, с помощью которой можно было быстро набрать длинное сообщение, почти как на компьютере. У iPhone клавиатуры просто не было, а печатать на тачскрине поначалу удавалось не всем. Лазаридис даже говорил, что для пользователя это «настоящий вызов», ведь он не видит, что печатает.
«Еще один новичок выходит в уже заполненную нишу, с широким выбором для покупателей. Но говорить о том, что для BlackBerry это переломный момент, я думаю, было бы преувеличением», ― так Джеймс Балсилли отозвался о выходе iPhone.
Шаг отчаяния
Несмотря на скептические высказывания своих CEO, после презентации iPhone компания стала развиваться с оглядкой на Apple. Вскоре она выпустила собственный смартфон с сенсорным экраном, BlackBerry Storm. Правда, из-за спешки устройство вышло «сырым», процент возвратов был рекордно высоким. А по функционалу телефон все равно уступал iPhone.
Первые проблемы у компании возникли в США: уже в 2012 году ее доля на этом рынке упала до 7,3%, в то время как на Apple приходилось больше половины от всех проданных смартфонов. При этом глобальные продажи BlackBerry продолжали расти. В 2012 году продуктами компании пользовались 77 млн человек на планете. Из-за того, что на одном из главных рынков компания терпела поражение, а на других вела успешную экспансию, котировки стали скакать. Это отпугнуло инвесторов, и в итоге акции все-таки подешевели со $146 в 2008-м до $6,94 в 2012 году.
Только 2010-м RIM «развернулась» навстречу пользователям. В компании поняли, что смартфоны BlackBerry не обязательно продавать корпоративным клиентам. Они подойдут всем, кому нравится QWERTY-клавиатура. Обновленная ОС BlackBerry позволяла общаться в Facebook и Twitter, мессенджере BlackBerry, а также поддерживала приложение YouTube.
В 2012 году Торстен Хейнс сменил на посту CEO основателя компании Лазаридиса и его ближайшего сподвижника Балсилли. Под его руководством выпустили модели Q10 и Z10, которые критик The New York Times Дэвид Пог назвал «шагом отчаяния». Новые устройства не оправдали ожиданий, особенно в свете того, что Apple в 2012 году выпустила iPhone 5.
Оправиться от этого поражения компания уже не смогла. Три года спустя она представила свой первый смартфон на Android, а еще через год передала права на производство телефонов китайской компании TLC. При этом сама BlackBerry (именно так RIM называется в 2013-м) сконцентрировалась на решениях, связанных с кибербезопасностью и управлением беспилотными автомобилями.
Ivan1989 @ 13.2.2021
Главное не его личность
Цитата (lddontstop @ 13.2.2021)
а сам имел популярный блог/влог/форум по тематике фитнеса/кача/
Игорь35 @ 13.2.2021
упорот он люто как по мне
de_pot @ 13.2.2021
А не наоборот ли? Я если честно тревожно удивлен знанием наизусть даже каких-то мелких деталей моих бизнес-похождений которые я годами(!) назад постил.
Уж не говоря про "звездный час" в виде предположения что мой основной заработок это.... (гусары, не РЖАТЬ!) ведение этого топика(!). И админы мне платят(!).
Но все равно .. Это все печально.. Буду втч и на этот пример распада и деградации опираться...
Ivan1989 @ 13.2.2021
Главное не его личность.
de_pot @ 13.2.2021
А что имеется ввиду? То что внутри странового рынка недостаточно охвата для достижения немецкого уровня по этим конкретным станкам?
Не в качестве ответа а так размышляя вслух на эту тему..
Безусловно этот немецкий производитель охватывает весь мир. Уверен эти станки есть и в Бразилии и в Чили и в Бирме итд итп. И именно поэтому в Германии хорошо.
Глобальный Охват и огромная добавленная стоимость решают все.
И когда коммунисты говорят о некоей "индустриализации" непонятно что имеется вввиду. Куда продавать продукцию которую будет производить "индустрия"?Какого качества будет эта продукция?
Ведь каждый такой элемент (типа этого немецкого предприятия по конкретным станкам) абсолютно уникален и внедрен в глобальный рынок долгими инерционными процессами.
Если задастся целью создать его конкурента, то мы должны предлагать явно лучший по параметру цена\качество продукт. Не такой же и тем более не хуже, а лучше. Причем сильно лучше на десятки процентов. И так во всех областях.
Вот недавно меня попросили посмотреть оборудование для печати на текстиле. Понятно есть китайские станки, но главная фирма - Северная Италия. Миллионы евро стоят топовые модели. И даже _нынешние_ супер-китайцы не могут угнаться за Европой в этой гонке добавленных стоимостей.
А мы то вообще калеки-инвалиды, всё на нулевом уровне!
Нужно брать по-отраслево и изучать под микро-скопом сотни предприятий. Их логистику , их историю, что было бы возможно сделать здесь.
Ни марксизм ни навальновщина - эти вопросы даже не поднимают.
Судя по тому что вещает Гуриев - эта группа если доберется до власти начнет сразу брать кредиты, раздаст остатки госсобственности и задерет снова курс рубля. Всем сразу станет ооочень хорошо! (Это то что делает сейчас Зеленский).
А реально сложная задача проникнуть в этот мир высоких доб.стоимостей сейчас практически нерешаема с тех позиций которые сейчас наличествуют в СнГ.
В случае чистого марксизма - неизбежен изоляционизм и следующий из него крошечный замкнутый внутренним рынком охват внутренних производств и уже далее следующий из этого микроохвата ужасающий примитивизм производимой продукции. Кстати по оружию...Это по сути единственный продукт который в СССР имел условно мировой охват (за вычетом НАТО+ближайшие саттелиты).
Поэтому социализм-изоляционизм (как и некую коммунстичиескую Индустриализацию 2.0) я вижу только как аварийный выход если прочие варианты не получаться и деградационные процессы свойственные сырьевому "капитализму обочины" будут продолжаться. И то лишь в случае полного одобрения этого варианта широкими массами.
de_pot @ 13.2.2021
То что фундаментальные законы охвата полностью подтвердились и в этом случае. магазины в этой сфере уже НЕ дают выгодного охвата. Всё. Они должны исчезнуть. Тольок скоропорт останется.
Я за его передрягами следил немного в последнее время. По мне - он не "реальный коммерс", а шоу-бизнес-пиздобол, типа Аяз - лайт. Медийная известность, силиконовая жена, Порш и т.д. Ему достаточно долго везло, но на определенном этапе, задумав в очередной раз кинуть "партнеров", сам был жестко кинут, потеряв контору по пошиву штанов, причем по бумагам все чисто, т.к. он подписывал не глядя, что ему давали. А щас он уже год бегает по разным блогерам и втирает про "рейдерский захват".