Все пути неминуемо ведут к могиле Розы Люксембург

22
Статистика
Статистика
22
Статистика темы
  • Популярность
    Топ-5873
  • Постов
    80
  • Просмотров
    9,893
  • Подписок
    22
  • Карма автора
    +947
Лучшие посты автора
Лучшие посты читателей
1 2 3 4 5
  • Valmiki, понеслась! Я в деле, пару лет назад, хотел начать играть, но ушёл в запой. Уже посмотрел с десяток видео сегодня и регаю акк. Если затянет, то увидимся на 1кю.  

    Ответить Цитировать
    1/4
    + 1
  • Valmiki @ 03.05.23 

    Сайт для игры - https://online-go.com/

    дай свой ник, добавимся в друзья, чтобы следить за прогрессом.

    Ответить Цитировать
    2/4
    + 0
  • tauruswOw, ага, давай, такие мутки мне нравятся. Вот мой аккаунт - https://online-go.com/player/1347632/

    Ответить Цитировать
    8/33
    + 0
  • Valmiki, интересненько. Мне ещё недавно подсказали, что есть шахматы на четверых игроков и типа у всех фигуры по углам и доска очень большая. Не пробовал случайно?

    Ответить Цитировать
    1/1
    + 0
  • kosharik_GL, смотрел, как играют, но сам не пробовал. У шахмат вообще много всяких разновидностей. Характер игры позволяет придумывать - можно менять местами фигуры, добавлять новые и т. д. Знаю ещё с туманом войны, например. Есть совсем крышесносная тема: 5D шахматы с путешествием во времени.

    У Го с этим победнее: там есть командные разновидности, а также игры на разных формах и размерах досок - и вроде всё. Ну есть ещё на форе - это примерно то же самое, как в шахматах, когда один без фигуры играет. Практикуется, когда слишком большая разница в силе. Есть китайские и японские правила, но это уже тонкости, которые сильно суть игры не меняют, больше о правилах подсчёта территории. Просто у Го классический набор правил настолько минималистичен, что особо не разгуляешься в этом плане, не случайно, что она практически без изменений дошла до нас с тех времён, когда была придумана.

    Ответить Цитировать
    9/33
    + 1
  • Как успехи? Вот ещё канал тренера сборной россии нашёл https://www.twitch.tv/roln111 4проф дан.

    Ответить Цитировать
    3/4
    + 1
  • tauruswOw, привет, пока идёт неплохо. Меня даже апает в каком-то смысле. Изначально я предполагал, что я на большой доске немного потеряюсь и что из-за этого у меня будет чуть пониже рейтинг, чем на мелких. И поначалу выбирал противников с 10-8 кю. Но я достаточно быстро освоился и в их лице не почувствовал сильного сопротивления. Видимо, я всё-таки посильнее. Хотя с чтением позиции и базовым тактическим арсеналом у меня пока ещё плоховато - много отсебятины, много больших ошибок, но у соперников на этом уровне дела обстоят ещё хуже - даже в каких-то основных дзёсеки они прям плавают. С 7 кю сыграл - уже пободрее было. Думаю, что это где-то мой уровень плюс-минус сейчас. Зарубился ещё с пятым 5 кю, он в каком-то космическом небрежном стиле играл, я с таким столкнулся впервые - и прям поплыл, совсем плохо сыграл. Я точно не 5 кю. Буду сейчас нацеливаться на соперников примерно этой силы. Из-за победной полосы сайт неоправданно меня закинул высоко, но, думаю, что после нескольких игр меня откатит на моё истинное место. Всё это были втягивающие игры, сейчас готовлюсь много проигрывать. Будет больновато - игра на большой доске сама по себе очень изматывает, а когда тебя ещё избивают - ощущения совсем не очень. Но путь выбран такой. Посмотрим, как это поможет в росте скилла.

     

    А у тебя как? Игра поначалу может увлечь сильно. Она для европейского восприятия необычна. Но можно и быстро перегореть. Отчасти потому, что в рунете пока плохо с ресурсами, которые постепенно и планомерно вовлекали бы в мир игры, помогали не потеряться. В основном инфа как-то хаотично разбросана по просторам. Чтобы не забросить всё это дело, нужно будет запастись энтузиазмом.

    Ответить Цитировать
    10/33
    + 1
  • Valmiki, игра нравится, сыграл 20партий, в основном на 9х9. Ничего пока не понимаю) Уровень 20кю, но думаю, до 15-13 можно на опыте доехать, тупо много играя, а вот дальше база нужна. С оценкой позиции, подсчётов очков вообще борода) чёрт ногу сломит. Ну и вот с запоя вышел, сейчас будем работать.  

    Ответить Цитировать
    4/4
    + 0
  • tauruswOw, ну это обычная история, я тоже мало что понимал. Играл по началу с самым слабым ботом, который чуть ли не рандомно камни ставил, и не мог его долго обыграть. С людьми стал играть - так вообще избиение тотальное... Тут, действительно, нужно просто опыта набирать.

    Ответить Цитировать
    11/33
    + 0
  • Кажется, что у игрока в покер есть только два состояния: "колода, добрый вечер!" и "я щас закончу вообще всё!". Настроение резко скачет от одного к другому, но редко находится где-то посередине. Сложно в таких условиях настроить себя на регулярную продуктивную теоретическую работу вне столов. Приходится что-то придумывать. Например, можно настрочить у себя в дневнике огромное полотно на тему "Математика лучшего ответа" в надежде, что это раскрутит нужные шестерёнки где-то в углу головы и поможет войти в колею. Этим сейчас и займусь.

     

    Поговорим о самых базовых вещах. Для начала обозначим основные типы стратегий. В глобальном плане их две: "атака" и "защита". Для наших целей этого разделения будет достаточно. Возьмём для наглядности очень простой пример: 6-макс, хиро на ББ, все сбрасывают до МБ, который в прошлой раздаче отдал почти весь свой стэк и не докупился, он рейзит до 3 ББ, хиро коллирует. В этой ситуации можно сказать, что оппонент "атакует", а хиро "защищается". И хотя решение и того и другого зависит от того, насколько точным являются предположения о диапазоне противника, математика выбора лучшего ответа у каждого своя.

     

    1. Начём с хиро. Допустим, мы считаем, что оппонент пушит с любыми двумя (что вполне резонно, учитывая прошлую историю и какой короткий у него стэк). Каким будет лучший ответ? Рейзит оппонент размером в банк. Как вы все прекрасно знаете, необходимое эквити для колла такой ставки - 33,3%. Только две руки не набирают столько - 42o и 32o. Получается, хиро должен коллировать практически со всем диапазоном (98,2%).   

     

     

    2. Теперь перейдём к оппоненту. Хоть он, похоже, не из тех игроков, но давайте представим, что он нашёл щёлочку и сделал невероятно точное предположение об игре хиро. Какой будет его лучший ответ в этом случае? (Прежде чем мы найдём решение, небольшая ремарка. Может показаться странным называть стратегический выбор оппонента ответом, так как он действует первым и формально никому не отвечает, но здесь мы рассуждаем в русле теории игр, где "ответ" - это реакция на стратегию соперника, которая принимается как данность, даже если ещё не осуществлена.)

     

    Обратимся к базовой математике. Во-первых, нужно вспомнить, как подсчитывается ЕВ пуша. Я как-то писал об этом подробно. Основная формула выглядит так: 
     

    FE * (Pot + Push) + (1 - FE) * EQ * (Pot + Push + Call) - Push

     

    Где:

     

    FE - фолд эквити или частота фолда соперника (в нашем примере FE = 1,8%)

     

    Pot - первоначальный банк (0,5 бб + 1 бб = 1,5 бб)

     

    Push - сколько нужно доставить (2,5 бб)

     

    Call - размер колла (2 бб)

     

    Многие считают по-другому, по методу, который я называю "win-lose". Этот же подсчёт основывается на принципе "инвестиции-доход". На мой взгляд, он гораздо проще. В особенности, когда нужно выводить новые формулы.
     

    Далее мы приравниваем эту формулу к нулю, так как нам важно определить границу, после которой действие становится плюсовым. Затем в полученном уравнении мы переносим элемент стратегии, который нам интересен, в одну сторону, а всё остальное перекидываем в другую. В данном случае нас волнует EQ. Получается следующее: 

     

    EQ = (Push - FE * (Pot + Push)) / ((1 - FE) * (Pot + Push + Call))

     

    EQ = (2,5 - 0,018 * (2,5 + 2)) / (0,982 * (1,5 + 2,5 + 2))

     

    EQ = 2,4 / 5,9

     

    EQ = 41%

     

    То есть лучшим ответом оппонента на стратегию хиро, который уравнивает с частотой в 98,2%, будет пуш с хендами, имеющими больше 41% эквити против спектра колла соперника. Этим условиям удовлетворяют 77,4% всех рук.

     

     

    А сейчас внезапный интерактив, загадка, ребус, шарада. Какая масть у флопа ТТД? Ответ под спойлером.  

     


     

     

     

    3. Возвращаемся к хиро. Теперь мы хотим узнать, каким будет его best response на новую стратегию оппонента, найденную на предыдущем этапе:

     

    Остановимся в этот раз чуть более подробно, откуда берётся формула необходимого эквити для безубыточного колла (если кому интересно вспомнить). Здесь всё просто. Мы фактически делаем то же самое, что и в предыдущем пункте, только уже для другой формулы (построенной по тому же принципу "инвестиции-доход"):

     

    EQ * (Pot + Push + Call) - Call

     

    То есть приравниваем её к нулю и потом находим, чему равно эквити:

     

    EQ = Call / (Pot + Push + Call)

     

    EQ = 2 / 6

     

    EQ = 33,3%

     

    Против спектра, который мы нашли ранее, этим условиям соответствуют 92,8% всех рук.

     

     

    4. Переносимся снова к оппоненту. Каков будет его лучший ответ на подстройку хиро? Подставляем в уже известную формулу новые переменные:

     

    EQ = (2,5 - 0,072 * (2,5 + 2)) / (0,928 * (1,5 + 2,5 + 2))

     

    EQ = 2,2 / 5,6

     

    EQ = 39%

     

    Вполне ожидаемо, что показатель необходимого эквити для прибыльного пуша снизился, учитывая, что хиро стал фолдить чаще. Но отмечу, это не обязательно приводит к расширению спектра выставления оппонента. Для "атакующего" максимально эксплуатирующие подстройки не так просты, как для "защищающегося". Если коллер тупо зеркалит агрессора - на более лузовую игру, он играет тоже лузовей, на более тайтовую - он тайтится; то агрессору приходится взвешивать гораздо более тонкие обмены, прежде чем принимать решение на этот счёт. Но в конкретном случае диапазон выставления расширился - теперь вместо 77,4% он пушит 78,6% лучших рук.

     

     

    В общем, как вы поняли, пернамбуканить эту херобору можно до бесконечности. Иногда такая череда взаимных подстроек приводит к стабильной истинно равновесной точке, когда оба игрока уже не могут найти стратегию лучше той, которую он использовали на предыдущей итерации. Оба максимально эксплуатируют друг друга и никто не может отклониться. Но чаще всего этот процесс только приближается к равновесию, а потом зацикливается. В подобных случаях игроки всегда могут эксплуатировать чистые стратегии друг друга, поэтому оптимальная игра должна носить смешанный характер, то есть включать розыгрыш некоторых рук разными способами. Находится такое равновесие уже более сложным алгоритмами смешивания, с помощью которых подстройки игроков в фиктивных розыгрышах происходят не так резко.

     

     

    Как вам должно быть известно, ни в одном травнике, ни в одном лечебнике, ни в одной энциклопедии нет рецепта борьбы против неэксплуатируемой игры. Поэтому она так важна. Даже если вам кажется, что золотой середины не существует или её просто невозможно достичь, сделать шаг ей навстречу - всегда полезно. Вот и я, пографоманил тут немного и, кажется, уже немного ближе к тому, чтобы выбраться из этого бесконечного цикла покерных состояний и найти своё равновесие!  

     

    На этом всё. Ликуйте и радуйтесь жизни в это бездарное время! А я побежал делать покер!

    Ответить Цитировать
    12/33
    + 2
  • Тема сегодняшней лекции "Рост покерного скилла". Что такое, товарищи, рост, и что такое, товарищи, скилл? Рост - это "Quasi Una Fantasia", а скилл - это покерная мысль, облечённая путём целенаправленных многократных повторений в автоматизированную форму. Даже с ничтожными силами можно  обнулить противника, всё зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, Никита Бодяковский играет лучше меня. А я хуже него. И ничего не изменит этого соотношения сил, даже если я буду постоянно тренироваться…

     

    После этого краткого вступления с небольшой порцией очевидных фактов, самое время растечься во всю полноту своей шизоидной мысли по игровому древу и воспарить в теоретические эмпиреи, вперив свой взор в такой далёкий, но соблазнительный оптимум, чтобы в конце концов подлететь настолько близко, что мозг под гнётом этого сокровенного знания всполыхнёт, мгновенно превратится в труху и заставит безжизненным Икаром пасть стремглав вниз, где героя навеки поглотит равнодушная морская пучина…

     

    Раскрывать заявленную тему я буду через сравнение покера с такой примечательной, не менее интеллектуальной игрой как го. Я обещал накатать пост на эту тему, но тупо набросать список схожих черт как-то не особо интересно, хочется замутить что-то концептуальное. Поэтому начну с тезиса - рост игрока представляет собой движение от абсолютной силы к относительной силе. Что это значит вообще? - спросите вы. Да много чего. Будем раскрывать эту идею постепенно.   

     

    Для начала предлагаю немного погрузиться в воспоминания. Насколько хорошо вы помните то время, когда вы только-только познакомились с покером, полностью загорелись игрой и начали активно изучать всё, что связано с ней, в сети? Лично я не очень, но один момент у меня прочно отложился в памяти. Во многих материалах, на которые я натыкался, покер презентовали, как игру с очень простыми правилами, но в то же время очень глубокую и многообразную. Известный игрок и комментатор Майк Секстон как-то сказал:

     

    "Чтобы научиться играть в безлимитный техасский холдем, нужна минута, а чтобы по-настоящему овладеть этой игрой, нужна вся жизнь".

     

    Интересно, что практически то же самое говорится в одной древнекитайской пословице, посвящённой го:

     

    "Несколько минут, чтобы научиться, и целая жизнь, чтобы стать мастером". 

     

    Справедливости ради, что касается простоты, и в том и в другом случае это в некотором роде лукавство, иначе непонятно, откуда берутся эти люди, имеющие приличное количество игр за плечами, но путающие, какой фулл старше, или делающие ходы, которые уменьшают собственную территорию.

     

    Простота покера и го объясняется, скорее, не лаконичностью правил, а в том, что есть достаточно простое представление абсолютной силы в игре. В покере: вот те список комбинаций, твоя задача - делать ставки и либо собрать выигрышную, либо заставить всех выйти из игры. В го: держи камешки, твоя задача - оградить больше территории, чем твой соперник, в процессе ты можешь съедать чужие камни. И в том и другом случае к игре можно приступать практически сразу, а всякие тонкости (как проходит торговля, какие ходы запрещены и т. д.) можно объяснять в процессе. Эта простота подкупает новичков, но в то же время существует очень большая вероятность стать заложником этого понимания. Много игроков застревают в парадигме "я просто собираю пасьянс из картинок", "я просто проворачиваю крутые блефы", "я просто захватываю камни", "я просто строю сплошной забор".
     

    Некоторые продвигаются чуть дальше. Покерный любитель, проведя несколько часов за столами, постепенно начинает понимать, что верхний стрит через две карты - это не то же самое, что нижний через одну; сет и трипс - разной силы руки; для топ пары важен кикер и т. д. Другими словами, по мере накопления опыта он формулирует для себя более точную градацию комбинаций, разбивает их на какие-то свои категории, по типу: "руки, которые часто побеждают", "выигрывают иногда", "редко", "практически никогда"... Новичок в го набивает первые шишки, и понимает, что выкладывать монолитные стенки в целом неэффективно, постепенно овладевает базовыми приёмами захвата и защиты камней, знакомится с такими вещами как лестница и гэта, может убить группу или построить два глаза и т. д. Но любительское понимание и в том и другом случае всё ещё прочно завязано на идее абсолютной силы, так как игра строится прежде всего от стремления получить быстрое преимущество в узком месте.

     

    По-настоящему серьёзная попытка отойти от абсолютного принципа происходит тогда, когда игрок начинает формулировать первые концепции и вырабатывать игровые паттерны, которые учитывают типичные намерения противника. Абсолютная сила понемногу окрашивается в относительную. Прикол, но общие карты стола можно оценивать через призму того, может ли оппонент с их помощью собрать сильные руки, - одни доски выходят дровяными, другие сухими… Удивительно, но на распространение своих камней можно смотреть с точки зрения, может ли их разделить соперник или нет, - одни соединения получаются крепкими, другие непрочными.

     

    Кульминацией этого уровня восприятия становится полное закрепление всех базовых тактических приёмов игры. В Корее для обозначения подобной стандартной техники существует красивый термин "haeng-ma", буквальное прочтение которого "движение камня/коня", на языке же игры haeng-ma означает "разумные действия в локальных боях". По сути, эти приёмы представляет собой естественное течение камней - то есть такие ходы, которые должны быть закреплены на уровне базового инстинкта, варианты, о которых нужно думать в первую очередь в целях эффективного использования своего мыслительного процесса во время партии. Многие из них нашли отражение в пословицах, вроде "даже идиот соединится против нодзоки". Важный момент - через эти приёмы игрок усваивает концепцию, что го по большей части не про завоевание территории, а про движение камней. Иначе говоря, территория - это только следствие их развития. Если они организованы таким образом, что позиция выходит стабильней, прочней и эффективней, чем у противника, то территория будет создаваться автоматически.
     

    В покере есть похожий термин "abc-игра". Основное его отличие от haeng-ma в том, что он имеет негативные коннотации (так обычно характеризуют игру чересчур предсказуемых, осторожных игроков, не умеющих в креатив), но суть примерно та же. У abc-игрока прилично развито чувство эквити, то есть присутствует интуитивное понимание, как хорошо его рука стоит против предполагаемого спектра оппонента, он умеет оперировать шансами банка, знает, что такое фолдэквити и автопрофит, хорошо распознаёт хенды, имеющие естественные предпочтения в розыгрыше, и выбирает для них простые, но эффективные линии, которые оттачивает до автоматизма. Для этого уровня придумали и свои пословицы, только называют их ни много ни мало теоремами - всякие балуги, зибо и иже с ними. В целом, освоение abc-техники зиждется на понимании, что "tight is right", что "крупные банки для крупных рук, мелкие - для мелких" и что фишки в этой игре зарабатываются в основном вэльюбетами.

     

    Если игрок попытается отойти ещё дальше от идеи абсолютной силы, он вступит на территорию "тесудзи" - так в Японии называют мастерский мув, лучший ход в локальной позиции. В плане сложности этот уровень мастерства не имеет каких-то строгих границ - в некоторых случаях тесудзи требует определённых усилий и расчёта вариантов, но есть и тесудзи, которые воспринимаются как вполне себе стандартные ходы, особенно если их натренировать до уровня неосознанной компетенции. Нельзя также сказать, что тесудзи - это набор особых приёмов, - мастерским ходом может быть и банальный захват в лестницу, о которой знает и новичок. Главная черта, объединяющая все тесудзи, - это потенциальная возможность для игрока вместо тесудзи сделать грубый, вульгарный ход ("дзокусудзи"), который хоть и достигает определённой цели, но делает это в плохом стиле. Объясню на примере.

    DrD6-FSNdnq6rtckWfCIYafsjgN-SouPvo3ZneEJE1RvfzN-Iq5B-bX-d2HyYDOmpA148Oewovx5VJt4QfSJMFu5UkqqQ2HPMvWJk7pX0RVa3lHq2B4BG8cGm7bxnhPT9mBvrwh-lcDYmCbPZ25eaCOYyNXH7X-MDnLrmpvc1WWE0trrlLXQiOG0jhDB4w

    Перед нами типичная проблема жизни и смерти. Белые окружили противника в углу, черным нужно построить второй глаз, чтобы выжить. Они могут это сделать двумя способами, но один вариант всё же строго предпочтительней другого. Правильное выживание достигается с помощью этого хода:

    OGiA91CrU2lWM1mGDPBdcQ3cC0CJfzeNWgcxnjYbIvtRhhewUX-TMdwTN65_JUdxh-3blLeqAYLY9z6NOuH5sF8DaQuLteTo_JhiOQqOuO8jr645keEoYcqBxY1MCdiUtE4A8EScmTMRV8Luvf84Pbm8mfz5SZ6vG6NmmkhlJe0ZdDdpv6gSbX6hGSm1pw

    Белые в ответ должны соединить свои камни ходом 2, иначе чёрные сразу же съедят белый камешек на N19 (если же белые вместо соединения попытаются съесть чёрный камень ходом в пункт А, то три белых камня будут мгновенно захвачены с помощью защёлки). Чёрные выжили, потратив на это один ход.

    TjMxMyMt7oszretkT_J6pJaj7dRHGjXMuqrnb12Lqjb2bruU2nbPx2JqY3cdfBhH5SufEG_uAUeitxJrRHqmpVdL4aMYgqpFMRgVLuV5UcexddKf1qEN6pme5nDF9-ac6l1ZkaQzAR9_a1GmoPP9uCci1ShQqUe3EzdjdazhX2crEIFKs7e0Vu26k3jH_w

    А это выживание в безвкусной манере. Белые в ответ на ход чёрных 1 опять же должны соединяться ходом 2 (если они вместо этого попытаются спастись ходом в пункт 3, то просто подставят четыре своих камня под захват). Однако теперь, в отличие от предыдущего варианта, ход 2 угрожает соединением, а значит уничтожением глаза и, как следствие, убийством всей группы, поэтому чёрные вынуждены защищаться 3, съедая два белых камня. Как итог, чёрные выжили, но с меньшим количеством очков и уступкой инициативы.

     

    В покере тоже есть свои тесудзи. В основном это какая-то нестандартная линия, которая тем не менее лучше всего выполняет задачу по максимизации EV. Я думаю, вы прекрасно понимаете, о чём я, но, чтобы оставаться последовательным, приведу пример и здесь.

     

    Обычный 6-макс. 100 BB эффективные стеки. Хиро на баттоне с   .  

     

    Префлоп: BU рейз 2.5 BB, BB колл 2 BB 

    Флоп (5.5 BB):    

    BB чек, BU бет 2 BB, BB колл

    Тёрн (9.5 BB):  

    BB чек, BU бет 7 BB, BB колл 

    Ривер (23.5 BB):  

    BB чек, BU бет ?

     

    У хиро на ривере абсолютный натс, единственное решение, которое ему остаётся принять - сколько бобов задвигать. Диапазон оппонента состоит преимущественно из пар тузов, некоторого количества доперов и сетов, а также части стритов через пятёрку, которые он предпочёл разыграть пассивно на тёрне. Стандартная игра в данном случае обычно сводится к двум вариантам: средней ставке в диапазоне 55-75% пота и овербета. Первый вариант в основном нацелен на колл средних рук, второй - на получение вэлью от стритов. Однако, при некоторых склонностях оппонента, может оказаться разумным использование нестандартного размера - что-то около трети пота. Против такого сайза нас могут уравнять с максимально широким диапазоном средних рук, в то же время стриты могут посчитать необходимым порейзить, так как рассчитывали получить больше вэлью, плюс, возможно, мы спровоцируем на агрессию некоторый воздух. По итогу, хиро подобным мувом максимизирует ожидание с учётом всех типов рук оппонента, чего точно не могут добиться стандартные ставки, вынужденные так или иначе сильно жертвовать вэлью какой-то одной категории в пользу другой.

     

    Следующий этап в нашем движении от абсолютной к относительной силе начинается в момент, когда игрок, освоив как следует приёмы мастера, отрывает свой взор от локальной позиции (от спотов в вакууме) и пытается оценивать картину чуть шире. Можно сказать, что раньше шла речь исключительно про тактику, а теперь в дело вступает полноценная стратегия, но это будет не совсем точно. Первые стратегические концепции игрок начинает осваивать гораздо раньше. В го, например, дебютный принцип "углы, стороны, центр" закрепляются на этапе знакомства с игрой, а в покере такие идеи как "защита диапазона", "принцип индифферентности", "оптимальное соотношение вэлью и блефов" известны не только закоренелым каталам. Речь, скорее, про попытку именно через призму накопленного тактического арсенала расширить фокус своего внимания. В этом случае ты не просто придерживаешься принципов, о которых ты узнал от более опытных товарищей, не просто следуешь им, потому что они работают, а ты сам собственноручно их формулируешь, корректируешь или вовсе исключаешь из своей парадигмы. В общем, тактические наработки могут послужить своеобразной лестницей Витгенштейна, с помощью которой можно взобраться на новый уровень понимания, после чего отбросить её по ненадобности.

     

    Пара примеров для наглядности. В го есть пословица "пустой треугольник - это плохо". Чаще всего так и есть, пустой треугольник - очень неуклюжее построение, которое минимизирует свободы группы, впустую тратит один камень и приводит к переконцентрации. Обычно такой ход рассматривается только в патовых ситуациях, когда, по сути, и выбора никакого не остаётся и построение этой формы - единственный вариант спастись. Как правило, это означает, что предшествующая игра была крайне плоха. Но существует исключения: в определённом контексте пустой треугольник - это хорошая игра. И такие ходы практически невозможно увидеть игроку с небогатым тактическим резервом, потому что его полезность можно по-настоящему ощутить только через сравнение с альтернативными розыгрышами… Пример из покера: все мы знаем, что для описания текстур широко используются такие термины как "сухая" и "дровяная". Во многих ситуациях подобной характеристики будет вполне достаточно, особенно если ты в начале пути. Однако игрока, который уже повернул свои стопы в сторону более широкого видения, в какой-то момент перестаёт удовлетворять обобщения подобного типа. Проблема в том, что понятия "сухой" и "дровяной" часто рассматриваются как неотъемлемые свойства конкретных бордов. В то время как со стратегической точки зрения важно учитывать особенности текстур именно в контексте силы ренджей. С этой позиции более полезным представляется разделение на динамичные и статичные доски. А эти свойства уже гораздо сложно прощупать и прочувствовать во всей полноте, если отсутствует навыки ведения и манипуляции диапазонами, то есть понимания, какие ранауты усиливают/ослабляют диапазон игрока и насколько, в какой части спектра, какие типы рук это затрагивает, как меняется распределение в целом и т. д.

     

    Дальнейшее движение игрока упрощённо можно представить в виде постепенного расширения контекста и добавления всё новых и новых деталей в игроцкое восприятие. Эта тема слишком объёмная, чтобы включать её и в без того увесистый текст. Приведу только несколько интересных параллелей, которые можно обнаружить на этом уровне. Например, концепции территории и влияния в го соотносятся друг с другом примерно так же, как конкретный результат и ожидаемая прибыль раздачи в покере: если первое - это реальная валюта, то второе больше похоже на инвестицию. Преимущество в эффективных натсах в покере - это что-то вроде плотности группы в го: надо уважать эту силу - играть от чека/не играть близко к толщине. В го есть и свои проб-беты: зондирующие ходы, цель которых заставить оппонента зафиксировать позицию на доске, тем самым обнажить его замыслы… Но не буду слишком затягивать этот парад сравнений, в общих чертах мы рассмотрели всё, что нужно, остаётся только высказать несколько заключительных мыслей. 

     

    Реальный рост игрока, действительно, часто "почти фантазия", особенно в покере. Но у нас, по крайней мере, есть более или менее чёткое понимание, что такое "естественный рост". Такемия Масаки, хай стейкс в мире го, прославившийся своим необычным космическим стилем игры, так описывает этот путь: 

     

    "Когда вы смотрите на всю доску, там найдётся место, куда вы захотите пойти. Однако, если вы озабочены, как выиграть, вы не будете доверять своим чувствам. Вы будете думать, анализировать и нервничать, играя в другом месте. Это ужасный способ играть в го. Вам следует посмотреть на доску и играть там, где вы этого хотите. Это способ стать сильнее. Конечно, если вы будете так играть, вы проиграете много игр. Поэтому вы должны изучать эти игры. Таким образом, ваше ощущение игры будет становиться лучше и вы не только станете сильнее, но также увидите, что го может приносить много удовольствия. И вы будете выигрывать чаще. Это естественный путь го."

     

    Что здесь важно подчеркнуть - прежде всего аспект "играй там, где хочется", типа отталкивайся от своего текущего понимания силы, по сути, действуй по чуйке. Да, в покере, это может, обойтись гораздо дороже, чем в го, но мы, по крайней мере, не должны подавлять в себе эту сторону. Второй момент - "внеигровой разбор". Он, по моему мнению, должен строиться на тщательном рассмотрении самых разных альтернативных вариантов, их методичном сравнении и сопоставлении (этот приём своеобразной красной нитью проходит и через этот текст). Именно это, в конце концов, и приводит к естественному пониманию, чем плохая линия отличается от хорошей, вульгарная от искусной, легко читаемая от таящей в себе скрытые намерения.

     

    А какие тенденции в обучении сейчас прослеживаются в покере? Мы можем наблюдать очень большую популярность готовых солверных решений, даже среди относительных новичков. Соответствует ли это духу "естественного пути"? Как мне представляется, не очень. Проблема даже не в том, что солверные рассчёты далеки от реальности, проблема больше в том, что освоение искусства игры превращается в соревнование по запоминанию готовых решений. Не подумайте, я не пытаюсь тут отстаивать реальный уличный покер и причитать о том, что технологии его убивают и делают бездушным. Я про то, что это попытка обмануть эволюцию. Солвер показывает конечную цель, к которой должны прийти два игрока, он не показывает сам путь. Да, мы можем залочить какие-то ветки, но это невероятно скудная, очень негибкая почва для сравнений и обкатывания вариантов (сужу по тем кейсам, которые видел). А ведь это самое важное, потому что естественный путь - "учиться на своих ошибках". В покере, это конечно, слишком расточительно. Поэтому нужны эффективные инструменты по моделированию самых разных ситуаций, чтобы наступать на грабли там. Солверы не дают этого.

     

    В го, например, тоже есть свои готовые решения - "дзёсеки", равные для обоих игроков розыгрыши (чаще всего в дебюте в углу). У меня был этап, когда я решил сделать упор на их изучение, хотя это было слишком рано для моего уровня - опыт получился, мягко говоря, не очень успешный. В реальной игре я очень часто терялся - мог заруинить просто потому, что розыгрыш происходил не в том углу. Что уж там говорить про моменты, когда оппонент начинал играть не по дзёсеки (а это происходило чаще всего), - я троил ещё сильнее, потому что у меня возникало естественное желание наказать соперника за отклонение от равновесной страты, но вместо грамотного эксплойта я начинал творить лютую дичь, так как смысл ходов был от меня скрыт, я просто действовал по шаблону. Но после того как я освоил haeng-ma до уровня базового инстинкта, после чего сталкивался с теми же дзёсеками, эти проблемы улетучились - каждый ход в паттерне естественным образом вытекал из другого, последовательность легко запоминалась и было чётко видно, что противопоставить сопернику, если он вздумает отклонится.
     

    В покере есть схожие проблемы - сколько этих историй, когда люди слишком привязываются к какой-то конкретной страте и линиям (на этой доске только рендж-бет, только от трети, никаких донков и т. д.) начинают сильно теряться в незнакомых спотах (я эту ветку не изучал) или даже сомневаться во всей игре (особенно когда попадают в плохой ран). Готовыми решениями часто оправдывают плохие действия или нежелание разбирать игру (ну, солвер здесь с частотой в 1% так играет, значит не ошибка). С одной стороны, довольно распространена тенденция фокусироваться на изучение определённых спотов (в основном, наиболее частых и денежных) - в целом, это правильный подход, но если не держишь меру, начинаешь плавать в общих принципах и теряешь игру в других местах. С другой, отчётливо проступает стремление объять необъятное: вот держи самые подробные готовые решения для всех типов игры и структур рейка, с префлопа, с мультисайзами, с точностью до тысячных процента, как будто в условиях жёсткой конкуренции их изучение - это чуть ли не единственный вариант получить хоть какое-то преимущество над полем.

     

    Многие хотят, чтобы им показали рабочую страту, но мало кто хочет научиться выстраивать свои собственные стратегии, самостоятельно разбирать и собирать их заново. Для этого, как представляется, нужен другой, более эффективный подход к изучению - и тут покеру, на удивление, есть чему поучиться у го. Среди книг, курсов, водов и другого контента, посвящённого покерной теории, прям катастрофически мало материалов справочного характера, вроде словарей, которые подробно описывали бы в самых разных контекстах приёмы основной и продвинутой техники и помогали оттачивать их до уровня неосознанной компетенции. Это то, что ощутимо прокачивает скилл, развивает навыки чтения позиции и делает игру более гибкой - просто потому ты начинаешь эффективней использовать мозг во время игры. Помню, как резко бустанулся чуть ли не на три кю вверх, когда подробно разобрал по словарю Тё Тикуна базовые ситуации жизни и смерти в углу. Сейчас, кстати говоря, в ближайших планах как следует пройтись по тесудзи, терпеливо протыкивая варианты на виртуальной доске (было бы в некотором смысле продуктивней делать это на реальном гобане, но у меня его нет).

     

    Отсутствие справочных материалов в покере отчасти объясняется его природой - ярко выраженным движением игры по направлению "снизу вверх" (от префлопа до ривера). А для грамотной классификации вышеназванных приёмов и их анализа в различном контексте,  куда важнее понимание покера "сверху вниз" - от общих концепций к более частным материям. К тому же, если в го абстракции подобного типа представлены в понятном человеку виде (концепции "форм"), то в покере сложно найти этому настолько же удобные воплощения, хотя нельзя сказать, что это прям невыполнимая задача. В общем, в покере, несмотря на отсутствие справочников, я тоже наметил для себя направление работы и инструменты, которые буду в основном использовать, хотя тут всё гораздо менее определённо и более хаотично.

     

    Надеюсь, мне хватит дисциплины, так как нельзя сказать, что это прям весёлые занятия. Хотя я же как-то накатал это полотно, вряд ли такое возможно без неё. Тем более на работу меня должно мотивировать чёткое понимание, что не будь дисциплины, мы бы, как обезьяны, по игровым деревьям бы лазали. Вообразите себе, доска КQA56 и на каждой ветке ривера сидит по игроку без всякой дисциплины. Это меня ужасно пугает.

    Ответить Цитировать
    13/33
    + 21
  • В детстве в школе в тетрадках играли в аналог Го- в точки, задача в игре та же самая, про Го тогда и не слышали...

    Ответить Цитировать
    1/1
    + 0
  • Эх Го,прекрасная игра. Познакомился с ней благодаря хикару и го,и в итоге так загорелся что тоже какое-то время играл, дошел вроде до 7-8 Кью на кГс и других сайтах, что в целом считаю не так плохо, но в будущем возможно дотяну себя до 1 любительского дана.

    Ответить Цитировать
    1/1
    + 1
  • Здравствуйте. Увидел у вас большой пост с разными вычислениями.

    Подскажите, пожалуйста, как можно посчитать такую раздачу

     

    Мы без позиции с 60ББ, банк 60ББ, опп 60ББ

     

    трибетили JJ и ставили флоп T88 и терн T

     

    ривер T888T

     

    представим, что оппонент колит 99-22, и A8s K8s Q8s T8s 98s 78s 68s 58s ATs KTs QTs JTs T9s T7s

     

    как посчитать ЕВ чека и бета с помощью солвера и без него? Помню как-то получалось в солвере, нужно задать на флопе банк 60 и стеки по 60, а к риверу сделать чек-чеки и залочить страту оппоненту. Но сейчас быстро это сделал и где-то ошибку допустил. Не могли бы вы мне помочь? Спасибо.

    Ответить Цитировать
    1/3
    + 0
  • den720, привет. Чтобы сравнить EV бета и чека, этой информации не достаточно. Мы не знаем, какую долю ренджа опонент будет фолдить на бет, с чем он будет ставить на чек и т. д. Что можно сказать наверняка: ставка будет точно +EV. Мы имеем 42 комбинаций, которые бьём (99, 77-22) и 20 комб, которым проигрываем. Когда мы без позиции, мы в некоторых случаях можем ставить на вэлью даже когда у нас меньше 50% эквити против диапазона колла, тут у нас явно больше.

     

    Можно воспроизвести эту ситуацию в солвере. Не знаю, насколько это будет полезно, но попытаюсь объяснить словами, как это можно сделать. Задаёшь диапазоны, с которыми игроки дошли до ривера, доску, банк и эффективные стэки. Всё так, как ты описал. Если делать в ГТО плюс, после этого можно сразу считать, так как он автоматически построит нужное дерево. После чего нужно будет залочить 3 точки принятия решения:

     

    1. какие руки оппонент будет коллить/фолдить после нашего бета

    2. с какими комбинациями оппонент будет ставить/чекать после нашего чека

    3. с чем мы будем коллить/фолдить после бета оппонента

     

    Пересчитываем. Если солвер предпочитает для первого действия хиро бет, значит EV бета больше чека, и наоборот. Если хочешь более наглядного сравнения, то можешь залочить ещё и это первое действие - 50% бет, 50% чек для всех рук диапазона. Тогда можно будет ещё посмотреть и по циферкам, насколько одно действие прибыльнее другого.

    Ответить Цитировать
    14/33
    + 0
  • Valmiki, а еще проще можем посчитать, вообще без программ? Меня интересует только прибыльный бет или нет.

     

    Хотел бы еще уточнить, что комбы 99-22 нужно разделить на 2. То есть как дальше правильно посчитать? Мы в 21 (42/2) случае забираем банк 180 (ну или отдаем  свои 60) и в 20 случаях отдаем 180 (60)? Вот тут хотелось бы разобраться. Большое спасибо.

    Ответить Цитировать
    2/3
    + 0
  • den720, если рука имеет больше 50% эквити против диапазона колла оппонента, то ставка будет точно на вэлью. Чисто комбинаторно можно посчитать, сколько комб ты бьёшь, а скольким проигрываешь: если первых больше (21 к 20 в нашем случае), то бет +EV. 

     

    Посчитать языком формул, насколько конкретно он прибылен, проще всего следующим способом: итоговый банк (180 бб) * эквити руки против диапазона колла оппонента (21/41=51%) - риск (60 бб) = 32 бб. Это для простого случая - когда опп коллит весь диапазон, с которым он дошёл до ривера. Если он что-то фолдит, то формула чуть посложнее: [ФЭ * банк после бета (120 бб)] + [(1 - ФЭ) * (итоговый банк (180 бб) * эквити (51%))] - риск (60 бб).

     

    Если мы хотим найти самое прибыльное решение, то EV бета нужно будет сравнивать с EV альтернативного действия, то есть с чеком. Когда мы в позиции прибыльность чека определить относительно просто, практически по той же схеме: итоговый банк (60 бб) * эквити против диапазона чека оппа. Когда мы без позиции, то EV чека найти сложнее, можно тоже формулой расписать, но она выйдет слишком громоздкой.

    Ответить Цитировать
    15/33
    + 0
  • Valmiki, спасибо большое за помощь. Еще хотел уточнить один момент, в ситуации, когда УТГ рейз 2.5ББ, за ним кол, мы 13 ББ сквиз БТН, нам дальше 42 с СБ, все пас. У всех по 100ББ. Мы планируем пуш или фолд. На пуш нам нужно выставить 87ББ за банк 2.5+2.5+13+42+1+58+87=206, то есть 42% эквити. Правильно? То, что мы теряем 13ББ на префлопе это уже никак не отсносится ни к чему?

    Ответить Цитировать
    3/3
    + 0
  • den720, если мы хотим посчитать прибыльность конкретного действия - всё, что было до него, не важно. Другими словами, всё, что в банке, уже не наши деньги. В конкретном случае мы должны считать, что риск равен 87 бб, а банк составляет 0,5 + 1 + 2,5 + 2,5 + 13 + 41,5 = 61 бб. Твои подсчёты необходимого эквити были бы верными, если бы мы коллировали пуш. Но, так как мы сами пушим, нужно ещё учитывать, что оппонент сфолдит, этот фактор понижает требования к необходимому эквити. Если ты считаешь, что он уже привязал себя и ничего не сфолдит, то, да, так можно считать. На префлопе, кстати, есть очень простой способ, посчитать необходимое эквити для колла пуша. Если эффективные стеки 100 бб, в банке двое и оппонент решил пушнуть (неважно, в какой момент), мы просто делим размер того, сколько нам нужно доставить, на два. Допустим, мы 4-бетнули, опп задвинул, нам нужно доставить 78. Считаем - 78/2 = 39% эквити для прибыльного колла.

    Ответить Цитировать
    16/33
    + 1
  • Форумный завсегдатай - подвид покериста разношёрстного. Обитает во всех уголках планеты. Встречается даже в антарктике (мимикрирует под пингвина).
     

    Завсегдатай - птица преимущественно перелётная, любимое место гнездования - Юго-Восточная Азия. Есть и осёдлые виды, которые не требовательны к местообитанию: считают любые условия благоприятными, если есть бесперебойный доступ к широкополосному интернету.
     

    Питается рассказами о рыбах. В мире завсегдатая фиш - это лох обыкновенный. В рассказах завсегдатая рыба всегда терпит поражение, даже если побеждает. Типичный завсегдатай мнителен, очень боится оказаться фишом, поэтому играет на опережение, записывая в рыбы любого, кто не похож на него.
     

    Завсегдатай бюрократический пилит бесконечные отчёты. Испытывает безответную любовь к плюсовым графикам. Когда трекер теряет выигранные раздачи, жизнь бюрократа укорачивается от страданий ровно на 0.000093125%.
     

    Завсегдатай игривый - то же самое что и бюрократ, но только с элементами маскировки. Свою безудержную тягу к отчётности вуалирует непринуждённым оформлением из шуток, картинок или видосов. Немного ленив - выбирает какой-то один прикол и просто повторяет его снова и снова.
     

    Перфекционист - ещё одно воплощение бюрократа, но уже на другом краю спектра. Регулярно рапортует про распорядок дня и радиус работ. Перед сном перечитывает устав о добропорядочном пирогов печении.

     

    Завсегдатая кармического привлекает хаотическая природа графиков. Он рассматривает их как натальные карты. Расхождение зелёной и жёлтой линий расценивает как проявление вселенской несправедливости. Способен по рисунку предсказать будущее, а также прочитать характер и интеллектуальные способности его владельца.

     

    Завсегдатай жалобщик подвержен суевериям. Считает, что дисперсию можно умилостивить с помощью ритуального плача. Нытьё о плохом ране или обидных переездах сопровождают типичные для этого явления атрибуты: громкое причитание, душераздирающие крики, царапание щёк, выдёргивание волос, посыпание головы землёй, звуки разбивающихся о стену мышек.

     

    Мрачный завсегдатай - полная противоположность жалобщика. Уверен, что дисперсия неумолима и что её можно победить только дистанцией. Устраивает затяжные марафоны. Часто просыпается от кошмаров с криком: "Все сюда!".
     

    Разум впечатлительного завсегдатая полностью поглощён игровыми идеями, которые он однажды подсмотрел в каком-то видео - и они показались ему Святым Граалем покера. Видит своим долгом заразить ими остальных постояльцев, поэтому при любом удобном случае несёт просвещение в массы. По каким-то туманным причинам считает зазорным пугать ежа голой задницей.
     

    Советчик вездесущий принадлежит к тем завсегдатаям, кто готов нагрянуть с помощью в любой момент, особенно когда не просят. Сильно обижается, когда его советы не ценят. Полагает, что если написать "имхо", то это обнуляет всю его навязчивость.

     

    Эксперт - запущенная форма советчика. Уровень его компетентности во всех отраслях человеческих знаний резко повышается в период его успехов в покере. Мнение эксперта настолько пафосно по форме, насколько невразумительно по содержанию. В этом отношении производит на обывателя тот же эффект, что и бой Фирамира с Азлагором.

     

    Завсегдатай компанейский - рубаха-парень, антипафос. Добрая половина его постов посвящена тому, какой он на самом деле глупый/ленивый/недисциплинированный, что он подвержен тильту/страдает лудоманией/испытывает психологические проблемы и как же ему всё-таки повезло заобщаться с толковыми ребятами, которые ему помогли/объяснили/замотивировали и т. д. Эти ребята обычно представляют какой-то фонд.

     

    Завсегдатай многословный - любитель лирических отступлений. Имеет обыкновение начинать посты с предыстории, а заканчивать словами "продолжение следует". Повествование многословного настолько сумбурно, что история про знакомство с покером неведомым образом перетекает в рассказ о том, как он дрался за сникерс с одноногим курьером из Бангладеша.

     

    Источник: 


    "Gipsy and H.O.R.S.E - the history of love". Москва. 1962.

    Ответить Цитировать
    17/33
    + 29
1 2 3 4 5
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.