XVI Международный конкурс имени П. И. Чайковского: сольное пениеМеждународный конкурс имени Чайковского известен, прежде всего, как состязание пианистов. Если вы совсем не в теме, то первый был проведён в 1958 году в Москве и его затащил, барабанная дробь, американец! Ван Клиберн, честно говоря, так толком и не взлетел, но этот пример всё равно лишний раз доказывает, что искусство выше политики. Через четыре года на втором конкурсе первую премию разделили Ашкенази и Огдон, чьи карьеры сложились более чем успешно. Так вот если в 1958 было две специальности — фортепиано и скрипка, то в 1962 добавили виолончель, а в 1966 — вокал. С этого года каким-то образом будут оценивать ещё и духовиков. О фортепианной части конкурса можно узнать более-менее ото всюду, а лично мне хотелось бы заострить внимание на сольном пении. Я далеко не специалист, соответствующего образования не имею, но, как известно читателям блога, люблю и оперу, и камерный вокал. Здесь в ближайшие дни планирую оставить коротенькие заметки о выступлении всех участников конкурса. Их, страшно подумать, набралось аж 60 человек. 30 женщин и 30 мужчин. Во второй тур пройдут 20 вокалистов, но в финале обязательно окажутся по 4 представителя двух полов (да простят меня трансгендеры и...далее по списку). Вот оно подлинное равенство. Ведущие упомянули, что 80% всех оперных исполнителей — сопрано. Не знаю, правда ли это, но забавно, что хоть где-то дикая идея равенства результатов помогла мужчинам.
Сам я планирую после короткого комментария ставить как и члены жюри свою оценку. В этот раз по системе да/нет (которые в моём случае будут заменены на + и -). Загонять себя в какие-то жёсткие рамки не буду. Всем страждущим рекомендую обратить внимание на
замечательные онлайн-трансляции, чтобы сделать самостоятельные выводы. Коротко о регламенте. Участникам в первом туре отводится по 20 минут на три номера, которые можно условно разделить на околобарочный вокал, околоромантиков и романсы Чайковского. Всех, наверное, смотреть смысла нет, но хоть какое-то представление о том, что такое вокальный конкурс можно получить здесь и сейчас, не покидая уютного кресла. Здорово же, да?
Тур первый, день первыйАнна Мурадян. Вот вам история о том, как без пяти минут про, стипендиат программы Аткинс, убивается неподходящим репертуаром. Ну, есть у вас широкие возможности по составлению программы, так дерзайте, расскажите через музыку о себе. Нет же, будем из кожи вон лезть, чтобы произвести впечатление и продать себя подороже. Из субъективного — неприятный тембр, крикливый верх. Самое неожиданное разочарование! -
Анастасия Лерман. Неплохие природные данные, технически не без огрехов, очень осторожно уходит вниз и особенно вверх. Маленький голос? На записи не ясно. Дикция позволяет петь на русском и немецком. Хороший Моцарт, приличный Чайковский. Ария Джильды слишком напряжённая, не хватает лёгкости. В целом, интересное сопрано. +
Дарья Черний. У этого меццо запомнилось только странное качание голоса и попытки орать. Одинаково поёт Глюка и Глинку. Мой любимый романс «Примирение» звучит жутковато. Для Приморской сцены это достаточно хороший уровень? Печально. -
Анна Викулина. С 2016 года является солисткой театра «Мюзик-Холл». Пока это самое профессиональное выступление. Красивый, ясный голос, хорошее им владение, но вряд ли Анну ждёт успех на больших сценах. Ария Марфы звучала небезынтересно, но ей определённо больше подходит Бах. Может, не надо хрупкой девушке в оперу? Впрочем, у нас тут «сольное пение», а не «оперное». +
Елизавета Агладзе. Очень любопытный пример. И снова чувствуется, что была проделана большая работа, у Елизаветы, кажется, удачно получается исполнять романсы. Однако, это тот самый случай, когда приличная техника не цепляет. Изначально недостаточно данных для профессиональной работы в серьёзных театрах. Не уверен, что нужно слушать ещё. -
Екатерина Коничева-Аладьина. Поначалу показалось, что сипловато звучит, а потом голос вообще сел! Страшно за таким наблюдать. И вот тушь вся растеклась, не ясно как продолжать, а Екатерина начинает «Откуда эти слёзы...» Нельзя так себя пытать, до конца допеть арию Лизы не получилось. А впереди ещё один номер и она, извиняясь, решает продолжить. Бессмысленные жертвы! -
Александр Михайлов. Выпускник программы Аткинс, который уже три года как числится в труппе Мариинского театра. В репертуаре молодого человека почти три десятка партий! Обычно в конкурсах принимают участие, чтобы как-то заявить о себе. Ему-то это зачем? Кроме того, вряд ли Александр победит, так что тут он скорее для массовки. Если его Моцарт вполне себе, то Верди лично меня не впечатляет. Поёт несколько за пределами своих возможностей. Чайковский слишком формальный. Понятно, что уровень позволит выйти Михайлову в следующий круг, но смысла в этом мало. +
Хуанг Джанпенг. Китаец дважды спел на русском. Вот собственно и всё, что можно любопытненького поведать о выступлении Хуанга Джанпенга. Заурядный бас, голос шатает во все стороны, шумно дышит. «Господь мой, если грешен я» поёт как солдафон. Ну, где лирика-то, где? Всё потрачено на шлягер «Средь шумного бала». Необычная, слащавая интерпретация, но такой подход позволяет как-то выделиться. Не могу окончательно определиться, но скорее это минус. -
Пуреум Джо. Богатый диапазон эмоций, который уходит не только во внешние проявления, но и в пение. При этом если в Генделе подобные выкрутасы уместны, то романс «Я ли в поле да не травушка была» был превращён в натуральный триллер. Да, похоже на чудовищное переигрывание. Сцены сумасшествия, не иначе. Типичный «широкий жест», который при крупных планах всегда выглядит ту мач. По-моему, это была какая-то совершенно неуместная дичь, но если девушку пустят во второй тур, то я не расстроюсь. В вокальном отношении она была более-менее адекватна. -
Тур первый, день второйВладимир Дмитрук. В сопровождении фортепиано не обязательно так тужиться и орать. За подачу сразу минус. Владимир, кстати говоря, является уже два года солистом Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Возможно петь он и умеет, но где чувство стиля, где разнообразие? Какое-то полное непонимание происходящего. У него не только ария Гоффредо, но и «Корольки» буйные. Правильно сделал, что заканчивал «Recondita armonia» - ария из «Тоски» ему подходит больше, тут можно и покричать. -
Теаа Ан. Вот бывает ставят рядом таких разных исполнителей. Тут, напротив, очень тихая мадам, хоть и пытается форсировать. Даже на Генделе это звучало слегка странно, Чайковского выбрала попроще — объяснимо, но «Кармен»? Увы пришлось почти целиком её слушать с плохим звуком — косяк организаторов, но вряд ли это сыграло значительную роль. -
Ольга Алакина. Внушительный Бах, снимаю шляпу! Ну, перед нами, очевидно, сформировавшийся профессионал. Заглядываем в биографическую справку. Точно же — с 2011 года солистка Саратовской филармонии. Не удивлён, что и романс Чайковского звучит отлично, зрело, подача без истерик и натуги. И каков переход от спокойных, умеренных образов к Леоноре из «Трубадура»! Что и говорить, показала себя универсалом. Сразу видно, что её за голос взяли (отличное legato), а не принадлежность к питерской тусовке. Пока Алакина лучшая на конкурсе. +
Тамара Кузнецова. Схожий набор (Бах, Верди,Чайковский), а вот исполнение и менее искусное, и ощутимо менее уверенное. У девушки красивое вибрато и гладкий ясный верх, но как только опускается вниз, то появляется очень много брака. Это настолько типичная история! Был эпизод с хрипотцой на пиано на верху, что вообще недопустимо. Наверное, минусануть её хочется из-за явного контраста, но и объективно я не понимаю, чем Тамара может удивить во втором туре. -
Екатерина Коничева-Аладьина. Вот интересная история! Помните драму со срывом голоса в первом вечере? Жюри решило дать второй шанс. Не знаю, насколько это оправданно, но почему бы и не пойти на встречу человеку, подмочившему свою репутацию из-за неблагоприятного стечения обстоятельств? С другой стороны, ничего интересного Екатерина не продемонстрировала. Чувствуется та же сиплость, пусть и без тотальной потери голоса. Человек явно себя насилует. -
Мария Балданова. Недавно стала солисткой Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Хочет двигаться дальше? Ну, ладно. Гендель даётся девушке тяжело. Это явно не её тема. Очень неравномерное звучание в зависимости от регистра. Что за рычание на низких нотах? Завывающая Любаша в сцене «Нет, быть не может!.. » - беда. Слишком уж известный отрывок, нельзя за него браться без полной уверенности в своих силах. «Ночь» Чайковского, пожалуй, прозвучала немного лучше, но это уже не важно. -
Чанг Бижу. Китаянка порадовала полновесным сопрано. Хорошая альтернатива маленьким прозрачным голосам, которых мы уже немало услышали на конкурсе. Я даже несколько удивлён, что выбор пал на партию Фьордилиджи в «Так поступают все женщины» и Мими из «Богемы». Она, пожалуй, осилит и что-то более экстремальное. Интересно, что снова перед нами азиатка, которая на выступлении пытается играть, а не только петь. Пожалуй, получается у неё лучше, чем у других. Было немного лажи, но уровень подготовки очевиден. Чанг Бижу намного лучше справилась с романсом «Я ли в поле да не травушка была», если сравнивать её с бешеной кореянкой, которую мы слушали вчера. Тут нужен крепкий голос. Хоть и чувствуется какая-то искусственность, творческая выхолощенность, но китаянка потенциальная финалистка. +
Анжелика Минасова. С 2016 года – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Интересно, что в программу Анжелика не стала брать хорошо ей известные арии. Мне не нравится как она динамически обыгрывает Баха, но этот номер ей скорее удался. Во всяком случае, Анжелике удалось продемонстрировать красивый тембр. Романс Чайковского «Горними тихо летела душа небесами» мне не кажется выигрышным. Отличная дикция, но местами пропадает вибрато, где я хотел бы его слышать. Серьёзное испытание - «Stridono lassù». Смело, по этой арии из «Паяцей» многие знают не только Нетребко или Георгиу, но и Каллас. Пусть исполнено грязновато, но слишком очевидна разница между Анжеликой и любителями, которые по непонятным причинам заявились на конкурс. Она пройдёт дальше наверняка, но до финала по-справедливости добираться никак не должна. +
Айгуль Хисматуллина. Айгуль не так давно дебютировала в Мариинском театре, но уже многое поёт. Ария Царицы ночи? Чёрт побери, звучит впечатляюще, как и «Quel guardo il cavaliere» из «Дона Паскуале»! Может, это на фоне тех, кто послабее, но я и до начала конкурса считал её одной из очевидных фавориток. Пока очень и очень достойно. Совершенно неважно как девушка звучит в романсах, так как с её репертуаром мы уже определились. Айгуль ещё будет петь Лючию в Мариинке. Если что, то училась она у Шагимуратовой, которая сидит в жюри. Кроме того, она уже исполняет Джильду в «Риголетто». Голос есть, теперь главное — грамотно построить карьеру. Похоже, что ведут к первой премии. +
Ольга Тенякова. Ольга выступает преимущественно в Екатеринбурге, но ещё её можно услышать в Михайловском у нас в Петербурге. Первый вопрос к конкурсанту: зачем петь Баха, если школы нет? Вопрос скорее риторический. Поставить в программу арию «Er richts zu seinen Ehren» из «Русалки» Дворжака куда разумнее, учитывая, что заглавная партия есть в репертуаре сопрано. Мало кто поёт на чешском языке, только этого мало. По факту слишком слабо, господа, ловить здесь нечего. Третий номер «Первое свидание» при таких раскладах — уже чистая формальность. Физически больно её слушать. -
Мария Мотолыгина. Мария в отличие от Ольги делала набеги из Екатеринбурга на Москву, а в 2018 пошла на повышение — стала участницей Молодежной оперной программы Большого театра. Ну, и уровень явно повыше. Хорошо, что обошлись без Баха, из ранней музыки разумно выбран Моцарт. «Come scoglio» слышали и получше, и не чтобы Мария очень плоха, но ей это не подходит. По мне, так с арией она не справилась, хотя эпизодически что-то да искрилось. Определённо есть куда расти. Дважды сопрано вдарило по Чайковскому. Ария Настасьи «Глянуть с нижнего» - безусловная удача! Исчезли куда-то детские ошибки. Да и романс прилично был исполнен. Может, в самом начале просто нервничала слишком сильно? По лицу бегали какие-то тики волнами. Короче говоря, чтобы сделать вывод, по-хорошему, нужно её слушать ещё. +
Евгений Качуровский. Вчерашний студент сегодня солист Стасика. Пусть и в мелких партиях, но всё же. Прикольно, конечно, услышать романс Каскара «Zazà, piccola zingara...», хоть какое-то разнообразие, но Евгений, наверное, и сам осознал, что у него не получилось. Во всех отношениях скверно. На романсе «Ночь» даже показалось, будто баритон претендует на некоторую психологическую глубину, но в вокальном отношении это больше похоже на шоу «Голос», а не конкурс Чайковского. -
Наталья Зимина. Вот ещё одна, уже чуть более опытная, солистка Стасика, но работа в музыкальном театре ей не слишком сильно помогает. Был момент, где она настолько мимо ноток начала завывать, что у меня аж волосы на голове зашевелились. Это вообще что такое? Как эти люди работу-то получают? Ну, ладно, можно сказать «артист не в форме», но у неё ещё и голос противный! Короче говоря, что бы там ни написали критики, лично я выносить это не могу, вызывает отвращение чисто на физическом уровне. -
Дзамболат Дулаев. Молодой человек окончил, вслушайтесь в это, Владикавказский колледж искусств им. В.А. Гергиева! Есть, оказывается, и такой. При живом-то маэстро. На Моцарте кажется, будто Дулаев — обладатель маленького голоса. Если ты не сможешь перекрывать хотя бы скромный моцартовский оркестр, то зачем петь оперную арию? Прекрасно, что прозвучал в первом туре и Рахманинов. «Весь табор спит» по тесситуре и настроению подходит исполнителю, отличный выбор, но я терзаюсь сомнениями. Как это всё звучало живьём? На «Подвиге», увы, парень просто не вытянул кульминацию. Наверное, по сравнению с некоторыми пластиковыми особами Дзамболат — живой, но он просто недостаточно хорошо. -
Эмилия Аблаева. Какой необычный набор! Сначала Глюк (вместо Баха или Моцарта), а к обязательному Чайковскому добавлен ещё и Вагнер. Эмилия с незапамятных времён - солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, но при этом она практически ничего там не поёт. Интересно, как так вышло, и чем собственно девушка занимается в свои 32. Голосом владеть научили, хотя иногда Эмилии не хватало дыхания. Она как-то странно рвёт фразы, сводя их на невнятное пиано. Дико раздражает эта манера. Не самое плохое исполнение, но чисто субъективно я бы не пускал её в следующий раунд. Очень уж быстро от неё устал. -
Глеб Перязев. Совсем молодой парень — ему только 24, но Глеб постепенно становится рабочей лошадкой Гергиева. Часто фамилия мелькает в афишах Мариинского театра, но, что важнее, молодой бас уже побывал в Зальцбурге, пусть и с незначительной партией. Мне, давайте будем честны, не слишком-то он нравится. Верди пока унылый, Моцарт получше (но причина тому — сценический опыт), было интересно как он исполнит романс «Благословляю вас, леса». Кстати говоря, не люблю эту вещь, да и самому Перязеву ещё расти и расти, но всё равно он хорошо подготовился и был достаточно убедителен, чтобы попасть в топ-20. +
Елизавета Улахович. С 2016 года участвует в Молодежной оперной программе Большого театра. Чёрт с ним с Доницетти (мадам под конец выдохлась), даже с Чайковским (ох, эти рваные фразы), до простят меня музыкальные боги, но прямо-таки бесит, что она делает с Генделем в «Piangero lo sorte mia»! Вообще не чувствует музыку этой эпохи, да и голос недостаточно подвижен. К чему эти страдания? Елизавете 26, что не так уж и мало, но по данному кейсу лично я диагностировал фальстарт. Она не готова соревноваться с лучшими конкурсантами. -
Шота Чибиров. Шота примелькался уже в Мариинском театре, и он, очевидно, слабый тенор без особых перспектив. Парень лишён всякой индивидуальности, напоминает плохую копию плохой копии, то есть его потолок — это карьера на уровне Мавлянова. Не сейчас и не завтра, а когда-нибудь. Рано или поздно всё равно его утянет в Пуччини и Верди, а пока в моцартовской арии «Un’aura amorosa» он трижды подряд не может дотянуться до верхней ноты. Тужится и не может. Это нормально? «Снова, как прежде, один» - попытка игры в серьёзную суровость, но и там есть неудобные по тесситуре моменты, хотя вещь элементарная так-то. Ну, и концовка романса Молодого Цыгана из «Алеко» - что-то с чем-то, Шота сам чувствует как радикально зажимает верх. Дикое душилово! Заканчивает и вылетает из зала. Всё понимает. Не надо так больше! -
Подведём первый итог: послушал 26 человек из 60 (одну особу даже два раза), из которых отметил положительно 9 (слабый пол доминирует при соотношении 7 к 2). Пока от конкурса не устал и намереваюсь продолжать писать заметки в том же формате. Наверняка хотя бы по первому туру опубликую их тут. Ну, а пока ещё раз напомню, что всех обозначенных выше дам и господ вы можете послушать на medici.tv.