Театрально-концертная зима 2017-2018Зима вышла чуть менее насыщенной по сравнению с осенью. Главным образом это связано с отсутствием интересных мне фестивалей и нежеланием идти на проходные концерты. Ещё у меня был куплен билет на январскую премьеру «Швейка», но о спектакле я каким-то магическим образом забыл. Жаль, что деньги улетели в трубу. Кроме того, отменили концерт Башмета с Гергиевым. Ну, как отменили, поставили вместо него какую-то сборную солянку из арий. Схема там, кстати, почти мошенническая: продавали на Башмета за 3000, а потом на «вечер памяти» за 1500, но при этом в письме указали, что билеты действительны. Кто-то придёт, оформит возврат и сможет зайти в КЗ за половину стоимости, а с остальных театр сдерёт двойную цену? Если так, то подлецы. Ладно, это всё лирика, начнём со списка.
Декабрь 2017:1 декабря, След древних движений, Тропический лес, Спектакль отменяется (Ballet de Lorraine)
12 декабря, Пират (МТ3)
14 декабря, Кисин и Темирканов (БЗФ)
15 декабря, Свидетель обвинения (МХТ)
17 декабря, Стравинский - 135 (МТ3)
23 декабря, Иоланта (ГАБТ)
24 декабря, Волки и овцы (Табакова)
25 декабря, Светлый путь 19.17 (МХТ)
26 декабря, Мужья и жёны (МХТ)
27 декабря, Дон Жуан (МАМТ)
Январь 2018:12 января, Гамлет (Ленсовета)
14 января, Толстого нет (ПК)
16 января, La Verita (Компания Финци Паска)
23 января, Золото Рейна (МТ3)
25 января, Рамон Варгас (БЗФ)
Февраль 2018:1 февраля, Фаворитка (МТ3)
6 февраля, Собачье сердце (ПК)
8 февраля, Поздравляем! (МТ3)
9 февраля, Необитаемый остров (МТ3)
10 февраля, Убийство Жан - Поля Марата (АТМ)
16 февраля, Андраш Шифф (БЗФ)
20 февраля, Мессиан. Квартет на конец времени (МТ2П)
21 февраля, В прошлом году в Мариенбаде (АТ2)
27 февраля, Крум (АТ2)
28 февраля, Швейк. Возвращение (АТ)
О некоторых сокращениях в скобках:
МТ2, МТ3, МТ2П — Новая сцена Мариинского театра, Концертный зал, зал Прокофьева,
АТ, АТ2, АТМ — Историческая сцена Александринского театра, Новая сцена, малая сцена,
ПК — Приют комедианта,
БЗФ — Большой зал филармонии,
ГАБТ — Государственный академический Большой театр,
МХТ — Московский художественный театр имени Чехова.
Вообще-то я никогда не был фанатом балета и современного танца, но театральную зиму начал с гастрольного вечера Ballet de Lorraine в БДТ. «След древних движений» зашёл хорошо, современная дерзкая штучка. Особенно понравились те несколько минут, когда действие почти застыло и танцовщики ограничивались только какими-то микродвижениями. Зал бурлил от негодования, многие вставали и уходили. По-моему, шикарная реакция! Вторая работа, увы, получилась куда банальнее и скучнее, она уже морально устарела. Завершающий акт в основном состоял из демонстрации фильма и смотрелось подобное ретро откровенно несвоевременно.
Лариса Гергиева вновь натравила своих подопечных на итальянскую оперу. В этот раз досталось Беллини. Звучало почти пристойно, пусть ничего общего с Беллини у такого исполнения нет. Устав разочаровываться в Академии молодых оперных певцов, подлечился Кисиным. Он уже тысячу лет не приезжал в Петербург. Второй концерт Рахманинова был исполнен блестяще, как же здорово, что к нам заглядывают действительно достойные пианисты. Ещё замечу, что мне на удивлении понравился Стравинский Темирканова, это при том, что буквально через три дня я вновь слушал эталонную «Свадебку» с Валерием Абисаловичем. Эта концертная пара — главное музыкальное впечатление зимы.
В Петербург по неведомой для меня причине привезли «Свидетеля обвинения» и я зачем-то купил билет. Это странное стечение обстоятельств можно объяснить только моей безудержной тягой к московским постановкам. Сразу скажу, что люблю фильм, это очень достойный мейнстрим, а вот спектакль явно старообрядческий. Кажется, первый раз видел на сцене Ренату Литвинову, но каких-то очерченных впечатлений не сохранил. Прошло всего-то два с половиной месяца, а уже всё как в тумане. Будем считать это аперитивом перед моей поездкой в Москву. В столице я постарался побывать в разных местах, выезд считаю относительно удачным. В декабре 1892 «Иоланта» и «Щелкунчик» были поставлены в один вечер. Сей факт лёг в основу успевшей стать знаменитой постановки Чернякова, сделавшего из балета и оперы единый спектакль. Женовач столь оригинальную идею, к сожалению, реализовал в усечённом варианте, но на практике это смотрелось ещё более чудаковато. Ну, вот представьте: приходит человек в оперу, не купив программку усаживается в кресло, видит как по сцене разгуливает Иоланта, но оркестр почему-то играет «Щелкунчика». На протяжении всей симфонической сюиты, которой решили заменить балет, чтобы не пытать долго зрителей, на сцене фактически ничего не происходит. Смело, надо это признать. Режиссура спектакля не отличается большой находчивостью, но концепция применена симпатичная. Единственная условная декорация — домик, разделённый на две части, чёрная отдана для слепой Иоланты, а белая для всех остальных. Наверное, такой подход немного сковывает движение, однако опера короткая, так что наскучить не успевает. Приятно порадовали голоса. Знаю только Мавлянова, он частенько наведывается в Петербург, но тенор как раз был слабее товарищей по сцене. А вот «Дон Жуана» в Московском академическом Музыкальном театре я помню плохо, так как периодически проваливался в сон. Виной тому не постановка, просто под вечер выбился из сил. Зальчик однозначно понравился, акустика тоже вполне пристойная, особенно если сравнивать с исторической сценой МТ. Обязательно туда схожу ещё при случае.
Что касается драматических спектаклей в Москве, то выбор пал на две работы Богомолова и премьерный «Светлый путь». «Волки и овцы» московского режиссёра — это что называется «актуальный Островский». Русскость размешивается немецкими, а затем уже и нацистскими мотивами, ветром сюда заносит и дух лицемерного клерикализма, который высмеивается через весьма дерзкие приёмчики. Подача сатирическая, но до уровня шапито не скатывается. Спектакль хорошо сбалансирован и отлично сыгран. «Мужья и жёны», напротив, штука вяловатая и скупая на идеи. В основе — фильм Вуди Аллена, текст слегка дополнен богомоловской страшилкой, структура действия сохранена, упор сделан на поведение артистов. Дарья Мороз — настоящий робот. И собственно всё, добавить нечего. Коротенькая и пустенькая версия достаточно заурядной киношки. Зачем? Молочников — пример обратный. Его «Светлый путь» - произведение оригинальное, авторское. Семнадцатый год, пролетарий Макар влюбляется в балерину, но вынужден расстаться с ней, чтобы выполнять революционные задания Ленина, вживившего в парня железное сердце. Макар становится машиной: в него периодически звонит сам вождь, а животом революционер умеет печь хлеб. Отдельная линия посвящена Ленину, Троцкому и Крупской, третья — участи балерины. Весь этот балаган разбавляется нарезками из старых советских фильмов. Скажем так: сценически исполнено изобретательно, в сюжетном отношении сгодится для молодёжи, но не более того. Молочников, кстати, недавно дебютировал в кино. Кто смотрел - все ругают, я смог одолеть только половину трейлера.
Ролик, посвящённый спектаклям Ballet de Lorraine:
Хорошее промо «Иоланты»:
С неизменным интересом жду новых спектаклей Бутусова, несмотря на то, что он часто повторяется, а его театральный язык несколько специфичен и далеко не все любимые приёмы режиссёра приходятся мне по душе. Заглавная партия в «Гамлете» досталась Лауре Пицхелаури. Офелию, кстати, играет значительную часть времени Фёдор Пшеничный. Половые чудачества мы уже наблюдали у Бутусова в «LIEBE. Schiller», но тут они менее обоснованы, тем более датский принц оказывается ограничен узеньким эмоциональным диапазоном актрисы. В четырёхчасовом спектакле длинноты неизбежны, и наиболее утомительные эпизоды связаны с монологами Пицхелаури. Из режиссёрских решений отмечу инфернальную перестановку эпизодов и эффектный финал. Не понравилась повторяющаяся чепуха с тасканием туда-сюда бутылок. Не самая лучшая вещь у Бутусова, но его интерпретации трагедий Шекспира достойны внимания каждого уважающего себя театрала. Увы, Юрий Николаевич покинул стены одного из первейших театров Петербурга, и «Гамлет», судя по всему, стал последней его постановкой для Ленсовета. Бутусовские работы особенно начинаешь ценить, когда попадаешь случайно на какой-нибудь юбилейный спектакль типа «Толстого нет». Господи, до чего же это слабо! Бездарная пьеска под Чехова, вымученные страсти, сентиментальная музыка. Особенно отмечу артиста, играющего Льва Львовича — давненько не видел такого бездарного перформанса. Надеюсь, он не зарабатывает игрой на хлеб, а то долго не протянет. Что ещё было? Ах, да, «La Verita» - один из самых масштабных гастрольных театральных проектов года. Уж не знаю, удалось ли Компании Финци Паска собрать дюжину полных залов, но интерес публики на протяжении первых представлений оставался высоким. Неудивительно, так как в строгом смысле этого слова «La Verita» - не театр, а скорее уж современный цирк. Акробаты, жонглёры и актёры помещены в модные декорации под очень качественный свет. Получилась весёленькая, добрая и достаточно дорогая постановка. Пустая, конечно, но это особенность жанра.
Я не знаю чем оправдать очередной поход на «Золото Рейна». Сами видите, что январь у меня получился слишком уж разгруженным, поэтому отказываться от Вагнера в великолепном концертном зале не хотелось. Вообще-то в этом сезоне предусмотрено сразу два «Кольца...», так что не очень понятно каким образом этот вечер прокрался в афишу, тем более, что за дирижёрский пульт встал не Гергиев и даже не Гюттлер, а Кристиан Кнапп. Состав — посредственный. К примеру, Шмулевич — слабый Вотан, Кикнадзе — совершенно не пригодна на партию Фрики, но вот Роман Бурденко так самоотверженно выложился ради Альбериха, что заслужил оваций. Через пару дней сходил послушать Варгаса. Неплохой тенор, хотя я люблю более подвижный голос, да и тембр предпочитаю «поострее». Хочу обратить внимание на обидную замену, его новая партнёрша меня по-настоящему впечатлила. Впечатлила в плохом смысле. Очень давно не слушал настолько отвратного пения! При этом девушка вела себя так, будто она звезда уровня Нетребко. Натуральный двойник Флоренс Фостер Дженкинс! Дирижёр неприятно удивил, особенно на Моцарте. Кстати говоря, я не знаю, зачем Варгасу понадобились арии австрийского композитора. Видимо, хочет сойти за универсала, не являясь им при этом.
У нас почему-то рекламных видео высокого качества театры не делают, так что смотрите эффектную нарезочку из «La Verita»:
Вменяемый телевизионный сюжет, посвящённый «Гамлету» Бутусова:
В феврале удалось посетить сразу четыре премьеры сезона Александринского театра. Я люблю Новую сцену за то, что на ней показывают самые смелые экспериментальные постановки в городе, но вот средний уровень репертуара оставляет желать лучшего. Случаются и совершенно убийственные провалы. Например, худший спектакль в моей жизни я смотрел именно здесь. На тот случай, если кому-то интересно, речь идёт о «Дао» Алексея Янковского. «Крум», увы, тоже неизбежно попадёт в мой личный топ самых скверных постановок Петербурга. Ну, во-первых, сама пьеса слишком пошлая и высокопарная, она производит впечатление смеси из Аншлага на Волге и вечера умственно отсталых поэтов. Я понимаю, что текст далеко не всегда имеет определяющее значение, но в первые же минуты появляется ощущение, что попал в антрепризный ад. Во-вторых, я совершенно не понимаю, в чём заключалась работа Жана Беллорини, французского режиссёра. Декорации, кстати, выглядят точно так же как у Чернякова в «Воццеке». Это вообще законно? Жаль любимых артистов, Лысенкова и Коваленко, они не заслужили такого наказания.
Не знаю, как так получается, но в эту зиму мой театральный опыт часто перекликается с увлечением кинематографом. Дмитрий Волкострелов, по всей видимости, разделяет мой восторг в отношении культового экспериментального прожекта двух Аленов, но зачем он решил взяться за его перенос на сцену? «В прошлом году в Мариенбаде» наглядно доказывает самодостаточность и уникальность языка кино, очевидно, что невозможно его как-то конвертировать без огромных потерь на язык театра. Конечно, многие театральные деятели наверняка испытывают такого рода искушение. Понятно, что молодой питерский автор хотел отразить в творческом порыве хотя бы часть непознаваемого и сбивающего с ног своей оригинальностью экранного произведения искусства, но какой в этом прок? Работа Волкострелова ни в коем случае не является неким сценическим аналогом фильма, она скорее дополняет калейдоскоп знакомых каждому синефилу образов, и тут всплывает один из ключевых минусов спектакля — вряд ли он сможет произвести нужный эффект на человека, незнакомого с первоисточником. Вторая проблема — актёрские работы. Ребята не справились с материалом: они постоянно сбивались, глупо примеряли на себя интонации в речи и поведении, которые воспроизводились чисто механически, без проживания или хотя бы понимания концепции отстранённого повествования. Третий минус — заурядное применение технического оснащения. Волкострелов не первый, кто попался в эту ловушку. На Новой сцене достаточно эффектно части пола перемещаются вверх и вниз, но пока никто не догадался как это можно было бы использовать творчески, а не просто выстраивать из кубов лесенки да прятать людей под пол. Из достоинств отмечу очень оригинальный старт спектакля, действие начинается до входа в зал, вот это выглядит действительно круто. Так или иначе, я надеюсь, что Дмитрий продолжит сотрудничать с Александринкой.
Попав наконец-таки на злополучного «Швейка», покинул театр с убеждением, что просидел два часа на одном из слабейших спектаклей Фокина. Я видел все работы Валерия Владимировича, сделанные им в Петербурге, но уже давненько он здесь не ставил ничего выдающегося. По первой половине двухчасового действия можно сказать, что мэтру отказывает чувство вкуса. Дешёвое и глупо шутовство - это заявка на «народность» театра или что? Резкая смена настроения, вынуждающая малоопытного зрителя проникнуться ужасами войны, наверное, даже хуже. Абсолютно детская спекуляция. Совершенно не понравился Швейк Степана Балакшина, я вижу в этой роли Ковалёва. Мало того, меня разочаровала сценография. Обычно опытные режиссёры, даже если у них не получается создать нечто интересное и концептуальное, хотя бы добиваются того, чтобы это прилично смотрелось на сцене. Не в этот раз. Единственное, что мне запомнилось — это шортики Блиновой. Весьма показательно, да? Ну, а «Убийство Жан-Поля Марата» - штука скромная, но относительно прилично сделанная. Александр Калинин давно сотрудничает с Рощиным, так что пространство спектакля пусть и не поражает масштабом, но отличается продуманностью. Артисты, помещённые в клетку, играют сумасшедших, решивших под руководством господина де Сада поставить пьесу. Текст пьесы перекликается с участью больных, будоражит их и без того расшатанную психику. Жан-Поль Марат пишет воззвание французской нации, обнажая постепенно по ходу действия несколько важных тем, затрагивающих суть власти и революции, или, например, Церкви. Может, такой театр и был способен кого-то шокировать в шестидесятые, сегодня это выглядит даже чересчур пристойно.
Лучший спектакль февраля я посмотрел в «Приюте комедианта». Максим Диденко – фигура противоречивая, но многое указывает на то, что молодой постановщик не лишён таланта. «Собачье сердце» - постановка остроумная, на этот раз режиссёр сумел избежать самых очевидных штампов, и сделал драматический спектакль, а не очередной хореографический перформанс. Из особенно удачных приёмов отмечу телефон, закреплённый на наморднике, с которого транслировалось видео на стену, то есть за частью действия можно было наблюдать буквально глазами собаки. Сценография, как ни крути, отличная, но, что особенно меня порадовало, так это нарратив. Постановщик следует сюжету и не слишком углубляется в поиск новых смыслов, но крепко сбивает действие таким образом, что за происходящим на сцене следишь с интересом.
Так мы потихонечку подобрались к музыкальной части. Я очень давно так не делал, наверное, года полтора-два, но с «Фаворитки» решил уйти в антракте. Меня сложно назвать большим поклонником Доницетти, но ужасное исполнение простеньких итальянских опер меня дико раздражает. Я не понимаю, чем руководствуются в Академии молодых певцов, когда ставят на партию Леоноры ди Гусман Анну Кикнадзе, меццо, чьи вокальные способности расположены в принципиально иной плоскости. Кошмарно, просто кошмарно. Другие солисты тоже расстроили меня, я уж не говорю про оркестр, но это просто настолько очевидный пример, что он бросился в уши каждому, кто присутствовал на концерте. Будь я проклят, если куплю в следующем сезоне ещё раз этот дурацкий абонемент! Через неделю, когда я ходил на концертное исполнение оперы Вайнберга, то Кикнадзе уже не вызывала у меня столь бурного негодования. Разным голосам — разный репертуар. «Поздравляем!», кстати, вполне себе приличная опера. Не могу сказать, что смог в должной степени оценить либретто, так как организаторы решили обойтись без титров, но музыкальная часть хороша. Я уже писал как-то о том, что на меня сугубо положительное впечатление произвёл «Идиот». Может, в Петербурге и до «Пассажирки» доберутся? «Необитаемый остров» - даже не концертное исполнение, а минималистичная постановка в концертном зале. Штука для посещения не обязательная, однако, я ни разу не слышал живьём оперу Гайдна. Повод достаточный. Фактически же я не только поставил, что называется, галочку, но даже получил удовольствие. Вполне пристойный уровень. В середине месяца был рад услышать одного из лучших современных пианистов. Андраш Шифф мне симпатичен, но программа у него — тоска зелёная. Шуман, Брамс, Моцарт, Бах, Бетховен — какое-то адски банальное сочетание. Ну, неужели нет у человека никакой тяги к чему-то более индивидуальному? Конечно, концерты классической музыки характерны как раз тем, что иногда мы идём на исполнителя, а порой — на произведение. Так вот горячо любимый мной «Квартет на конец времени» исполняли молодые ребята, но я настолько люблю этот опус Мессиана, что пришёл в полный восторг! Наверное, мне нужно чаще посещать именно такие вечера, где можно услышать редко исполняемую музыку.
Симпатичное видео с отрывком из «Квартета на конец времени» Мессиана в прекрасном исполнении:
Очень неровная получилась зима, да и посещал я храмы культуры не слишком часто, но некоторые вечера стали настоящим эстетическим откровением. Надеюсь, весна будет не менее насыщенной, а на некоторые концерты и спектакли я возлагаю большие надежды. Это и «Три толстяка» Могучего, и девятая Малера под руководством Юровского, ещё очень жду концерт для виолончели Шнитке. Может, в Москву получится выбраться, но пока не определился с датами. К новым впечатлениям готов!