Rorer, Тоже интересовался не так давно интересовался этим вопросом и наткнулся на отличный док. фильм, я думаю он ответит на твой вопрос:
vedevas @ 30.1.2016
Что значит дефолтный симфонический оркестр должен? Даже два великолепных музыканта не смогут хорошо играть дуэтом без предварительных репетиций и каких-то достигнутых на этих репетициях договорённостей. Но они могут обойтись без посредника. Квартету уже будет значительно сложнее, поэтому как правило первый скрипач является по факту и условным "дирижёром" квартета: это касается как и непосредственно сигналов, которые первый скрипач подаёт остальным "квартирантам", чтобы, например, все четверо одновременно вступили, так и лидирующей роли при принятии каких-то концептуальных решений. Но в квартете всё же остаётся возможность выслушать мнения всех и приходить к какому-то общему решению. В большом симфоническом оркестре это уже практически нереализуемо. Да и что интересного сможет концертмейстеру скрипок сообщить ударник, который зачастую вступает в дело пару раз в полчаса, а остальное время может спокойно почитывать газетку или играть в покер на своём смартфоне. И не делает этого только из-заугрозы штрафауважения к публике.
Дирижер - это голова, мозг оркестра. И важно понимать, что работа дирижёра это не только и не столько стоять спиной к слушателям и размахивать своей палочкой на концертах, а это огромная предрепетиционная работа (потому что на репетиции дирижёр уже должен приходить абсолютно готовым с четким пониманием того, чего он хочет от оркестрантов добиться) и многочасовые репетиции с оркестром.
Другое дело, что есть такая вещь как игра не с постоянным дирижёром оркестра, а с приглашенными дирижёрами. Когда на всё про всё отводится две-три репетиции. И вот тогда уже сыгранный оркестр типа Венского филармонического может в принципе и забить на этого приглашенного дирижёра, если он им не особо нравится, и просто играть, как привыкли, оставив тому его размахивания палочкой, артистическое встряхивание головы и прочие прибамбасы.
Напоследок расскажу одну историю. Есть у меня друг, сейчас он работает в Виртуозах Москвы у Спивакова, а как-то в студенческие времена случилось ему однажды во время проведения Пасхального фестиваля в Москве играть в составе студенческого оркестра под управлением Валерия Гергиева. К слову о топ1 и топ18 дирижёрах, Гергиев однозначно самый известный и высокооплачиваемый дирижёр в России. Ну и график у него просто сумасшедший. Когда у него находится время для репетиций, не очень понятно, с учетом того что у него количество выступлений в году примерно равно количеству дней. А студенческий оркестр - это такая сборная солянка, когда просто разных талантливых молодых музыкантов собирают вместе. То есть это больше пиаровское событие, когда молодым и талантливым дают поработать с мэтром, но по большому счёту ждать от этого союза каких-то музыкальных свершений не приходится.
Так вот. Тут даже не было 2-3 репетиций, потому что оркестр к концерту готовил помощник Гергиева, а сам он должен был прийти только на генеральную. И вот приходит время этой генеральной, Гергиев встаёт за пюпитр и начинает свои коронные потрясывания руками. А чтобы было понятно, у Гергиева очень специфическая техника и никакой дирижёрской палочкой он не пользуется и со стороны его движения руками действительно выглядят хаотическими (кому интересно, можно найти на YouTube). И друг мой мне рассказывает: "я смотрю на него и абсолютно не понимаю, в какой момент надо вступить". И вдруг оркестр совершенно слаженно начинает играть. После репетиции этот мой друг подходит к другому оркестранту, который работает у Гергиева постоянно, и спрашивает: "а как вы вообще понимаете, в какой момент вступать?", на что тот отвечает "ну Гергиев начинает махать, мы все смотрим на концертмейстера скрипок, тот даёт сигнал и мы вступаем".
vedevas: Да и что интересного сможет концертмейстеру скрипок сообщить ударник, который зачастую вступает в дело пару раз в полчаса, а остальное время может спокойно почитывать газетку или играть в покер на своём смартфоне. И не делает этого только из-за угрозы штрафа уважения к публике.
Khishtaki @ 18.2.2016
Кстати, ударники-то все мультитейблеры: и на ксилофонах могут, и на литаврах и в бубен с треугольником.
Grek @ 20.2.2016
Всегда интересно было, сколько зарабатывают дирижеры и рядовые оркестранты?
Ну вот Гергиев, например. Явно же там уровень порядка $30к в месяц. А остальные, не топовые?