Я хочу рассказать о роли случайности в покере. Об особом типе случайности, возникающей при формирования паттернов принятия решений. На мой взгляд, из всех уровней случайности в игре, она обладает наибольшим влиянием на винрейт, но при этом мне не приходилось нигде об этом читать.
Частично эта мысль перекликается с концепцией черных лебедей Талеба, хотя она мне приходила в голову еще до того, как я прочел его книгу. Как легко заметить на редких примерах публичных разборов раздач, даже среди хайроллеров, т.е. людей, глубоко анализирующих стратегии и потративших на это очень много времени, зачастую нет согласия о том, какой розыгрыш лучше. Два человека могут предложить два разных варианта и каждый будет защищать свой и они так и не придут к компромиссу. Следовательно, один из них (а возможно и оба) ошибается, и одно решение будет лучше другого (если пренебречь маловероятной возможностью, что оба решения равноудалены от оптимума). Разумеется, покер - игра умения (game of skill), и чье умение выше, тот и сыграет точнее на дистанции. Так? Я думаю, нет.
Моя гипотеза заключается в том, что каждый игрок, строя свою стратегию, разумеется, проводит аналитические выкладки. Но неизбежно в анализ попадают искажения в виде предыдущего опыта этого игрока. Если вы строите стратегию в креве, вы моделируете оппонента, назначая ему какие-то частоты действий. Откуда вы берете эти частоты? Из головы. Как они там возникают? На основании наблюдений, чаще всего. Даже если цепочка длиннее, все равно в начале ее всегда находится определенный наблюдаемый игроком опыт. И для разных игроков этот опыт будет разным, и конечная стратегия является как продуктом анализа, так и продуктом случайного набора сыгранных на протяжении жизни раздач.
Так и получается, что два разных игрока, проанализировав один и тот же набор данных, зачастую придут к разным результатам, т.к. добавляют к идентичной информации свой собственный уникальный вклад. Кому-то повезло больше, и сформированная в его голове модель будет ближе к реальному миру, и его решения точнее.
Таких разных ситуаций может быть много, поэтому я говорю о паттернах во множественном числе. Каждый паттерн, активирующийся в определенной игровой ситуации, может быть лучше или хуже конкурирующих паттернов в головах других игроков. Тут я возьму цифры с потолка, потому что не знаю более точных способов. Но предположим, что в регвойнах ряд ситуаций в достаточно крупном банке будет случаться каждая раз в 2000 раздач, и паттерны будут расходиться на 2бб. Тогда один такой паттерн оказывает влияние на винрейт в размере 0.1бб/100. При этом обоснованно устранить этот лик будет невозможно, т.к. по условиям задачи мы находимся в спорной ситуации, по которой нет согласия.
Таким образом, мы получаем большое количество случайностей, каждая из которых оказывает заметное, но недоказуемое влияние на винрейт. Везучий игрок Вася случайно соберет большинство хороших паттернов, а невезучий Миша - наоборот, большинство плохих (имена выбраны также случайно, честное слово, никого не имею в виду). Хоть и Вася и Миша работали над игрой на максимуме своих усилий, их индивидуальный случайный опыт гарантировал, что Вася на дистанции превзойдет Мишу на пару-тройку бб/100 (пока будет придерживаться своих паттернов).
Особая печаль этой случайности заключается в том, что у нас не получится набрать достаточную дистанцию, чтобы сгладить ее влияние. Даже тривиальная случайность, заложенная в раздаче карт, зачастую не торопится сходиться на протяжении всего игрового стажа человека. Паттерны могут срабатывать в несколько тысяч раз реже каждый, и, возможно, не хватит даже совместного наигрыша всех игроков мира, чтобы выделить здесь сигнал из шума.
tl;dr: Покер - игра умения, но случайность оказывает на конечный результат даже большее влияние, чем принято считать.
//Возможно, утром мне станет стыдно за этот малодушный пост, отрицающий способность человека достичь успеха одним лишь тяжким трудом.
Частично эта мысль перекликается с концепцией черных лебедей Талеба, хотя она мне приходила в голову еще до того, как я прочел его книгу. Как легко заметить на редких примерах публичных разборов раздач, даже среди хайроллеров, т.е. людей, глубоко анализирующих стратегии и потративших на это очень много времени, зачастую нет согласия о том, какой розыгрыш лучше. Два человека могут предложить два разных варианта и каждый будет защищать свой и они так и не придут к компромиссу. Следовательно, один из них (а возможно и оба) ошибается, и одно решение будет лучше другого (если пренебречь маловероятной возможностью, что оба решения равноудалены от оптимума). Разумеется, покер - игра умения (game of skill), и чье умение выше, тот и сыграет точнее на дистанции. Так? Я думаю, нет.
Моя гипотеза заключается в том, что каждый игрок, строя свою стратегию, разумеется, проводит аналитические выкладки. Но неизбежно в анализ попадают искажения в виде предыдущего опыта этого игрока. Если вы строите стратегию в креве, вы моделируете оппонента, назначая ему какие-то частоты действий. Откуда вы берете эти частоты? Из головы. Как они там возникают? На основании наблюдений, чаще всего. Даже если цепочка длиннее, все равно в начале ее всегда находится определенный наблюдаемый игроком опыт. И для разных игроков этот опыт будет разным, и конечная стратегия является как продуктом анализа, так и продуктом случайного набора сыгранных на протяжении жизни раздач.
Так и получается, что два разных игрока, проанализировав один и тот же набор данных, зачастую придут к разным результатам, т.к. добавляют к идентичной информации свой собственный уникальный вклад. Кому-то повезло больше, и сформированная в его голове модель будет ближе к реальному миру, и его решения точнее.
Таких разных ситуаций может быть много, поэтому я говорю о паттернах во множественном числе. Каждый паттерн, активирующийся в определенной игровой ситуации, может быть лучше или хуже конкурирующих паттернов в головах других игроков. Тут я возьму цифры с потолка, потому что не знаю более точных способов. Но предположим, что в регвойнах ряд ситуаций в достаточно крупном банке будет случаться каждая раз в 2000 раздач, и паттерны будут расходиться на 2бб. Тогда один такой паттерн оказывает влияние на винрейт в размере 0.1бб/100. При этом обоснованно устранить этот лик будет невозможно, т.к. по условиям задачи мы находимся в спорной ситуации, по которой нет согласия.
Таким образом, мы получаем большое количество случайностей, каждая из которых оказывает заметное, но недоказуемое влияние на винрейт. Везучий игрок Вася случайно соберет большинство хороших паттернов, а невезучий Миша - наоборот, большинство плохих (имена выбраны также случайно, честное слово, никого не имею в виду). Хоть и Вася и Миша работали над игрой на максимуме своих усилий, их индивидуальный случайный опыт гарантировал, что Вася на дистанции превзойдет Мишу на пару-тройку бб/100 (пока будет придерживаться своих паттернов).
Особая печаль этой случайности заключается в том, что у нас не получится набрать достаточную дистанцию, чтобы сгладить ее влияние. Даже тривиальная случайность, заложенная в раздаче карт, зачастую не торопится сходиться на протяжении всего игрового стажа человека. Паттерны могут срабатывать в несколько тысяч раз реже каждый, и, возможно, не хватит даже совместного наигрыша всех игроков мира, чтобы выделить здесь сигнал из шума.
tl;dr: Покер - игра умения, но случайность оказывает на конечный результат даже большее влияние, чем принято считать.
//Возможно, утром мне станет стыдно за этот малодушный пост, отрицающий способность человека достичь успеха одним лишь тяжким трудом.