объединю все о фестивале в один пост, поэтому он включает и рецензии выше, но я их переписал покороче
Ну что ж, TIFF (toronto international film festival) прошел. Как всегда, вроде бы появилась куча времени, и все равно не удается ничего успеть, хотя только что успевал посмотреть по 2 фильма в день, кроме всего остального. И еще жаль, что все закончилось. Редко чувствуешь такое единение с людьми рядом - билеты на большинство фильмов раскупают на старте за пару часов, поэтому случайных людей в залах очень мало.
Каждый фестиваль - ежегодное собрание с множеством знакомых ритуалов, встреча не только с создателями фильмов, но и с лучшими зрителями. Остальную часть года я тоже часто хожу в кино, но никогда не разговариваю с соседями перед сеансом :) а во время TIFF это происходит постоянно - все спрашивают друг друга, что уже посмотрели, что понравилось, сколько фильмов в день и т.д.
В этом году не было ни одного фильма, который бы я с нетерпением ждал, и в то же время было намного меньше неудач, чем обычно - несмотря на то, что каждый год тратишь пару дней на выбор 17-20 фильмов из 400, всегда попадаешь и на такие, которые хочется забыть.
Итак.
Абсолютный нокаут и гарантированные флешбэки - это PHOENIX, новый фильм Кристиана Петцольда с Ниной Хосс. Оба находятся на другом уровне всего, в первую очередь отношения к тому, на что тратят свою жизнь. И Кристиан, и Нина вышли на сцену, и я уже до начала фильма, просто глядя на то, что такие люди есть, был готов плакать от счастья. А после - тем более. Как и в прошлом фильме Петцольда ("Барбара"), глобальные политические и социальные проблемы остаются за кадром, но задают границы, внутри которых развивается действие. В "Фениксе" это Германия конца 40-х, Нелли возвращается из концлагеря в родной Берлин с лицом, восстановленным с помощью пластической хирургии. От ее довоенной жизни ничего не осталось, старые друзья считают ее погибшей, а муж не узнает, к тому же, кажется, именно он способствовал ее аресту. Это, впрочем, не мешает Нелли видеть в нем единственную надежду на возвращение к потерянной жизни.
Гениальность Петцольда и Хосс в том, что за полтора часа они умеют объяснить, почему все очевидные и желанные варианты счастливого разрешения конфликта, на которые надеется любой зритель, не являются по-настоящему ценными. Финал "Феникса", как и в "Барбаре", будет непредвиденным, но и единственно верным, и в этот раз он просто грандиозный, колоссальный и ошеломительный. Такие сцены останавливают дыхание и слишком редко встречаются в современном кинематографе, чтобы их пропустить.
Второе место менее очевидно, но, вероятно, это THE KEEPING ROOM, новый фильм Дэниэла Барбера с Брит Марлинг из "Другой Земли" (и еще нескольких до неприличия независимых кинолент) о вооруженном противостоянии сильных женщин и отчаянных мужчин на ферме посреди леса во время гражданской войны в США 19 века. До этого Барбер снял всего один фильм - "Гарри Браун", в котором разбушевавшийся пенсионер (Майкл Кейн) наводил порядок в своем криминальном районе. Там тоже были странные эпизоды, зажатые в тисках жанра, но в The Keeping Room Барбер сменил продюсеров и совсем избавился от стандартов - на выходе получился полноценный самостоятельный дебют будущего мастера.
Будущего, потому что фильм все-таки не ровный, хотя экстремальный - некоторые сцены готовы для музея кино, а некоторые не дотягивают даже до шаблонов, но в целом разминка в "Гарри Брауне" явно добавила Барберу уверенности. В TKR он изобретательно использует звук и музыку, неожиданно склеивает стандартные сцены и со смыслом выбирает ракурсы. В результате получается сверхновая искренность, созданная профессионалом.
На STILL ALICE я тоже шел на удачу, ничего не зная о режиссерах (их там двое). Меня привлекла история и Джулианна Мур. По сюжету (и по книге, на которой основан фильм) она стремительно теряет память и себя в целом из-за аномально раннего Альцгеймера. Для лингвиста и университетского преподавателя это особенно страшный удар. В большинстве синопсисов говорится, что "болезнь Элис проверяет семейные отношения на прочность", но на самом деле 110% фильма держатся на одной Мур. Это почти наверняка "Оскар" этого года, который Мур давно должны, Blue Jasmine 2014. Семейные трудности, конечно, присутствуют, но только в качестве лирических отступлений от жизни Элис, растворяющейся у нее на глазах.
Еще одна неожиданная удача - FELIX AND MEIRA. Тоже никакой информации о режиссере и вообще ни одного знакомого имени, но интересная история: молодая замужняя женщина из крайне консервативной еврейской общины решает изменить свою жизнь и начинает встречаться со случайным мужчиной, живущим по соседству. Трудно сказать, насколько тут был важен режиссер, его почти не заметно, хотя все играют безупречно (а некоторые вообще гениально), но сценарий точно великий. Насколько мы в начале фильма радуемся за Мейру, которой удается вырваться из крепких религиозных объятий, настолько же мы сомневаемся в ее выборе по ходу развития событий. Структура идеальна - нас увлекают легкомысленными образами и заводят за угол, а там бросают об землю и заставляют посмотреть на те же события с новой точки зрения. Такое лучше увидеть в кино, чтобы не ошибиться в реальной жизни. Для этого и нужно кино, по большому счету.
Ах да, все-таки был ожидаемый фильм. После Cafe de Flore у меня появился любимый канадский режиссер - Жан-Марк Валле. Стараюсь не пропускать ни одного его фильма теперь, даже прошлогодний Dallas Buyers Club мне понравился, можно сказать. В этом году он привез WILD с Риз Уизерспун, а я как раз начал ей интересоваться после нескольких последних ролей. В общем, все сошлось. Правда, мы только что посмотрели в прокате совершенно беспомощный Tracks о девушке в пустыне, и я немного боялся, что это тема такая, а не режиссер виноват, но Валле с запасом все опроверг. Героиня Уизерспун отправляется в поход по пересеченной местности, чтобы избавиться от всевозможных зависимостей - и физиологических, и психологических. Валле сходу отказался от линейной структуры и добавляет прошлое в этот поход порциями по вкусу, и делает это так часто и резко, и плавно, и неожиданно, что происходящее нередко напоминает видеоарт, но смотреть ни секунды не скучно, и глубины, и характеров, и развития тут в сотни раз больше, чем в Tracks.
И еще из хитов был NED RIFLE, новый фильм Хэла Хартли. Я в очередной раз утвердился во мнении, что Хартли - это Кира Муратова американского кино. У него своя актерская школа, свой монтаж, своя музыка, даже композиция кадра своя, за пару минут можно понять, что смотришь его фильм. И, конечно, свои сценарии, такие смешные и неизменно печальные в конце. Думаю, тут нечего описывать для тех, кто знает Хартли, а остальные могут посмотреть Amateur 1994 года, и тоже все поймут.
А также:
- FORCE MAJEURE, прекрасная идея, открывающая простор для масштабной драмы (муж, спасая свою жизнь, забывает про жену с детьми, а когда опасность проходит мимо, возвращается в семью и пытается оправдаться перед всеми, включая себя), но автору, похоже, чего-то не хватило, чтобы ее развернуть, поэтому психологию заменяют горные пейзажи, а попытки заглянуть поглубже упираются в тупик и за неимением лучшего превращаются в комедию.
- TWO DAYS, ONE NIGHT, новая Тру Драма братьев Дарденн, которых я всегда стараюсь пропускать, как и Ханеке, но тут не смог из-за Марион Котийяр, я в ее секте после Rust and Bone. Котийяр лучшая, но надеюсь, что она больше не заставит меня идти на Дарденнов, хотя оба оказались очень милыми старичками, по очереди отвечали на вопросы, не сговариваясь.
- THE DROP, новый Drive, то есть камерный гангстерский триллер, созданный в Голливуде выписанным из Европы самородком.
- THE GUEST. С тех пор, как Роб Зомби сошел с ума и снял The Lords of Salem (то есть ушел в полный трэш, несравнимый с его The Devil's Rejects, который все-таки балансировал на грани с высоким искусством), жанр поддерживают не так много выдающихся людей, но авторы прошлогоднего You're Next - однозначно среди них. Тот же сценарист, тот же режиссер, только в хорошем настроении на волне успеха, с бюджетом побольше и идеями масштабнее. "Terminator meets Halloween", по их собственным словам. Так и есть.
Надеюсь, все, кто дочитал до конца, расширили свой список "Обязательно посмотреть", я все честно написал!
С собой, с другими людьми. Некоторые поступки нами оцениваются по-разному в зависимости от возраста человека.