стихи

Последний пост:04.10.2019
11
1 4 5 6 7 24
  • Лёха Никонов

    Этот день навсегда забудь;
    он приблизил редакцию сборника.
    Это, как звенящая суть
    позапрошлого вторника,
    это окончание записи альбома
    точно ордер на обыск,
    это, как высказанное слово,
    (после восклицательного знака пропуск),
    это видимость, это структура
    последовательной, разговорной речи
    и главное: это не литература!
    А простой, заурядный вечер.
    Где любая мечта - всего лишь пароль,
    где трамвайные рельсы ползают
    между нами. Не уходи, постой...
    75/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Песня невинности, она же — опыта


    "On a cloud I saw a child,
    and he laughing said to me..."
    W. Blake

    I

    Мы хотим играть на лугу в пятнашки,
    не ходить в пальто, но в одной рубашке.
    Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть,
    мы, готовя уроки, хотим не плакать.

    Мы учебник прочтем, вопреки заглавью.
    То, что нам приснится, и станет явью.
    Мы полюбим всех, и в ответ — они нас.
    Это самое лучшее: плюс на минус.

    Мы в супруги возьмем себе дев с глазами
    дикой лани; а если мы девы сами,
    то мы юношей стройных возьмем в супруги,
    и не будем чаять души в друг друге.

    Потому что у куклы лицо в улыбке,
    мы, смеясь, свои совершим ошибки.
    И тогда живущие на покое
    мудрецы нам скажут, что жизнь такое.

    II

    Наши мысли длинней будут с каждым годом.
    Мы любую болезнь победим иодом.
    Наши окна завешены будут тюлем,
    а не забраны черной решеткой тюрем.

    Мы с приятной работы вернемся рано.
    Мы глаза не спустим в кино с экрана.
    Мы тяжелые брошки приколем к платьям.
    Если кто без денег, то мы заплатим.

    Мы построим судно с винтом и паром,
    целиком из железа и с полным баром.
    Мы взойдем на борт и получим визу,
    и увидим Акрополь и Мону Лизу.

    Потому что число континентов в мире
    с временами года, числом четыре,
    перемножив и баки залив горючим,
    двадцать мест поехать куда получим.

    III

    Соловей будет петь нам в зеленой чаще.
    Мы не будем думать о смерти чаще,
    чем ворона в виду огородных пугал.
    Согрешивши, мы сами и станем в угол.

    Нашу старость мы встретим в глубоком кресле,
    в окружении внуков и внучек. Если
    их не будет, дадут посмотреть соседи
    в телевизоре гибель шпионской сети.

    Как нас учат книги, друзья, эпоха:
    завтра не может быть также плохо,
    как вчера, и слово сие писати
    в tempi следует нам passati.

    Потому что душа существует в теле,
    жизнь будет лучше, чем мы хотели.
    Мы пирог свой зажарим на чистом сале,
    ибо так вкуснее: нам так сказали.

    ______________________________

    "Hear the voice of the Bard!"
    W. Blake

    I

    Мы не пьем вина на краю деревни.
    Мы не дадим себя в женихи царевне.
    Мы в густые щи не макаем лапоть.
    Нам смеяться стыдно и скушно плакать.

    Мы дугу не гнем пополам с медведем.
    Мы на сером волке вперед не едем,
    и ему не встать, уколовшись шприцем
    или оземь грянувшись, стройным принцем.

    Зная медные трубы, мы в них не трубим.
    Мы не любим подобных себе, не любим
    тех, кто сделан был из другого теста.
    Нам не нравится время, но чаще — место.

    Потому что север далек от юга,
    наши мысли цепляются друг за друга.
    Когда меркнет солнце, мы свет включаем,
    завершая вечер грузинским чаем.

    II

    Мы не видим всходов из наших пашен.
    Нам судья противен, защитник страшен.
    Нам дороже свайка, чем матч столетья.
    Дайте нам обед и компот на третье.

    Нам звезда в глазу, что слеза в подушке.
    Мы боимся короны во лбу лягушки,
    бородавок на пальцах и прочей мрази.
    Подарите нам тюбик хорошей мази.

    Нам приятней глупость, чем хитрость лисья.
    Мы не знаем, зачем на деревьях листья.
    И, когда их срывает Борей до срока,
    ничего не чувствуем, кроме шока.

    Потому что тепло переходит в холод,
    наш пиджак зашит, а тулуп проколот.
    Не рассудок наш, а глаза ослабли,
    чтоб искать отличье орла от цапли.

    III

    Мы боимся смерти, посмертной казни.
    Нам знаком при жизни предмет боязни:
    пустота вероятней и хуже ада.
    Мы не знаем, кому нам сказать "не надо".

    Наши жизни, как строчки, достигли точки.
    В изголовьи дочки в ночной сорочке
    или сына в майке не встать нам снами.
    Наша тень длиннее, чем ночь пред нами.

    То не колокол бьет над угрюмым вечем!
    Мы уходим во тьму, где светить нам нечем.
    Мы спускаем флаги и жжем бумаги.
    Дайте нам припасть напоследок к фляге.

    Почему все так вышло? И будет ложью
    на характер свалить или Волю Божью.
    Разве должно было быть иначе?
    Мы платили за всех, и не нужно сдачи.

    1972
    76/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Саша Кладбище

    Фло хочет быть манекенщицей, Фил – врачом.
    Фредди – пожарным, а Полли – сажать цветы.
    Майк – полицейским, Дрю – гонщиком–лихачом.
    Элисон – выиграть все конкурсы красоты.
    Джек говорит: – Я вырасту моряком.
    Лиз говорит: – Меня ждет большой балет!

    Моррис молчит, в кармане своем тайком
    Крепко сжимает магический амулет.

    Моррис всегда молчит о своих мечтах,
    Разве поймут? Ведь обидят и засмеют...

    Он говорит с котами, и знает как
    Дождь вызывать, и как прогонять змею,
    Знает, в какой день луны вышивать крестом
    лучше на шелке от призраков оберег.
    Знает, что тролли ждут путников под мостом,
    Что упыри не любят бегущих рек,
    Что, наизнанку натягивая пальто,
    Можно в лесу уйти от любых погонь.
    Моррис не будет пожарником, но зато
    Знает слова, что погасят легко огонь.

    С чокнутым в школе не хочет никто играть;
    Сложно с уроков домой не идти в слезах.
    Клеем намажут стул, разорвут тетрадь,
    Или засунут камни ему в рюкзак.
    Сотни подколок, тычков и обидных рож
    Будто хотят довести его до черты!

    Моррис молчит.
    Унижения, боль...
    Ну, что ж,
    Время придет – и исполнятся все мечты.

    Фло снова с пузом; кредиты, горшки, обед.
    Моет полы в больнице уборщик Фил.
    Фредди не взяли в пожарные – диабет,
    Съехал с катушек от горя – так крепко пил.
    Майк в окружной тюрьме отбывает срок.
    Полли аллергик – и близко нельзя к пыльце!
    Дрю на машине разбился (теперь без ног),
    Элисон с ним – десять швов на ее лице.
    Плавая, Джек подхватил в Сингапуре СПИД.
    Лиз не в балете танцует, а у шеста.

    Моррис молчит. Амулет на груди висит.
    Видишь, мечты сбываются.
    Красота.
    77/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    "М. Б."

    Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
    подышать свежим воздухом, веющим с океана.
    Закат догорал в партере китайским веером,
    и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

    Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
    рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
    развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
    и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

    Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
    на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
    чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
    немыслимые, чем между тобой и мною.

    Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
    ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
    но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
    еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

    Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
    ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
    Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
    Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

    1989
    78/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    Где-то раз в пятилетку в четыре года он застывал
    в кресле или лицом к стене на кровати под
    ужасающей копией Шишкина в раме. Провал
    был глубок и черен. Кататония. Год

    его лечили. Сначала в больнице, потом
    сам раз в неделю ходил на Канатную в диспансер.
    Теперь диспансер разрушен – там строят высотный дом
    для психнормальных граждан бывшего СССР.

    Не жаль коридоров и кабинетов, справок «не состоит
    на учете» для получения водительских прав, или еще чего.
    Но кататоник приходит к старому месту, столбом стоит,
    чувствует как проходит новая жизнь сквозь него.

    Раньше хоть были виденья и голоса,
    теперь и это пропало – мельканье, неясный гул,
    пустота вместо мыслей – вот и все чудеса.
    Закроешь глаза – как будто в бездну взглянул.

    Скорей на троллейбус девять, домой, лечь на кровать,
    ждать, когда дочь придет и приведет внучат.
    Пусть звонят, зовут и стучат – не открывать,
    зубы сцепить, не открывать, пусть зовут и стучат.
    79/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    "Sad man jokes his own way"

    Я не философ. Нет, я не солгу.
    Я старый человек, а не философ,
    хотя я отмахнуться не могу
    от некоторых бешеных вопросов.
    Я грустный человек, и я шучу
    по-своему, отчасти уподобясь
    замку. А уподобиться ключу
    не позволяет лысина и совесть.
    Пусть те правдоискатели, что тут
    не в силах удержаться от зевоты,
    себе по попугаю заведут,
    и те цедить им будут анекдоты.
    Вот так же, как в прогулке нагишом,
    вот так — и это, знаете, без смеха —
    есть что-то первобытное в большом
    веселии от собственного эха.
    Серьезность, к сожалению, не плюс.
    Но тем, что я презрительно отплюнусь,
    я только докажу, что не стремлюсь
    назад, в глубокомысленную юность.
    Так зрелище, приятное для глаз,
    башмак заносит в мерзостную жижу.
    Хоть пользу диалектики как раз
    в удобстве ретроспекции я вижу.

    Я не гожусь ни в дети, ни в отцы.
    Я не имею родственницы, брата.
    Соединять начала и концы
    занятие скорей для акробата.
    Я где-то в промежутке или вне.
    Однако я стараюсь, ради шутки,
    в действительности стоя в стороне,
    настаивать, что "нет, я в промежутке"...
    80/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Иван Елагин


    Я сегодня прочитал за завтраком:

    «Все права сохранены за автором».

    Я в отместку тоже буду щедрым –

    Все права сохранены за ветром,

    За звездой, за Ноевым ковчегом,

    За дождем, за прошлогодним снегом.

    Автор с общественным весом,

    Что за права ты отстаивал?

    Право на пулю Дантеса

    Или веревку Цветаевой?

    Право на общую яму

    Было дано Мандельштаму.

    Право быть чистым и смелым,

    Не отступаться от слов,

    Право стоять под расстрелом,

    Как Николай Гумилев.

    Авторов только хватило б,

    Ну, а права – как песок.

    Право на пулю в затылок,

    Право на пулю в висок.

    Сколько тончайших оттенков!

    Выбор отменный вполне:

    Право на яму, на стенку,

    Право на крюк на стене,

    На приговор трибунала,

    На эшафот, на тюрьму,

    Право глядеть из подвала

    Через решетки во тьму,

    Право под стражей томиться,

    Право испить клевету,

    Право в особой больнице

    Мучиться с кляпом во рту!

    Вот они – все до единого, –

    Авторы, наши права:

    Право на пулю Мартынова,

    На Семичастных слова,

    Право как Блок задохнуться,

    Как Пастернак умереть.

    Эти права нам даются

    И сохраняются впредь.

    ...Все права сохранены за автором.

    Будьте трижды прокляты, слова!

    Вот он с подбородком, к небу задранным,

    По-есенински осуществил права!

    Вот он, современниками съеденный,

    У дивана расстелил газетины,

    Револьвер рывком последним сгреб –

    И пускает лежа пулю в лоб.

    Вот он, удостоенный за книжку

    Звания народного врага,

    Валится под лагерною вышкой

    Доходягой на снега.

    Господи, пошли нам долю лучшую,

    Только я прошу Тебя сперва:

    Не забудь отнять у нас при случае

    Авторские страшные права.
    81/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    В следующий век

    Постепенно действительность превращается в недействительность.
    Ты прочтешь эти буквы, оставшиеся от пера,
    и еще упрекнешь, как муравья — кора
    за его медлительность.
    Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник
    повод: квартплата подпрыгнула, попали под сокращение;
    просто будущему требуется помещение
    без них.
    С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы судья,
    поскольку для них скорость света — бедствие,
    присутствие их суть отсутствие, и бытие — лишь следствие
    небытия.
    Так, с годами, улики становятся важней преступленья, дни —
    интересней, чем жизнь; так знаками препинания
    заменяется голос. Хотя от тебя не дождешься ни
    телескопа, ни воспоминания.

    1994
    82/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Сергей Смирнов

    АРТЕФАКТ

    …и нашёл Ваня во поле артефакт,
    то ли хрен-разберёшь, то ли чёрт-те-чё,
    вроде камень как камень, тяжёл, покат,
    вроде чёрен снаружи, снутри – печёт.

    Он, согревшись теплом, воротился в дом,
    стал тот камень чудной так и сяк вертеть.
    Почесавши в затылке, постиг с трудом:
    жизнь – внутри у него, а снаружи – смерть.

    Он тот камень пытал топором-пилой
    (а ему говорили: «Семь раз отмерь!»)
    поливал самогоном, крутил юлой.
    Жизнь – внутри у него, а снаружи – смерть.

    Он потом попытался его продать,
    но не греет других, в их руках – как лёд.
    Для него предназначен судьбой, видать,
    посторонних не трогает, не берёт.

    А когда за Ванюшей пришла она,
    в балахоне, как водится, и с косой,
    он, взяв камешек, выпрыгнул из окна
    и поплёлся за ней по росе босой.

    Страх ко страху, вестимо, ко праху прах,
    что ж теперь голосить, поносить судьбу.
    Положили тот камень в его ногах –
    так ему и поныне тепло в гробу.
    83/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Меня упрекали во всем, окромя погоды,
    и сам я грозил себе часто суровой мздой.
    Но скоро, как говорят, я сниму погоны
    и стану просто одной звездой.

    Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
    и прятаться в облако, слыша гром,
    не видя, как войско под натиском ширпотреба
    бежит, преследуемо пером.

    Когда вокруг больше нету того, что было,
    не важно, берут вас в кольцо или это — блиц.
    Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
    готов к умноженью лучше иных таблиц.

    И если за скорость света не ждешь спасибо,
    то общего, может, небытия броня
    ценит попытки ее превращенья в сито
    и за отверстие поблагодарит меня.

    1994
    84/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Тимур Кибиров

    Воскресенье


    Перед рассветом зазвучала птица.
    И вот уже сереющий восток
    алеет, розовеет, золотится.
    Росой омыты каждый стебелек,
    листок и лепесток, и куст рябины,
    и розовые сосны, и пенек.
    И вот уж белизною голубиной
    сияют облака меж темных крон
    и на воде, спокойной и невинной.
    И лесопарк стоит заворожен.
    Но вот в костюме импортном спортивном
    бежит толстяк, спугнув чету ворон.
    И в ласковых лучах виденьем дивным
    бегуньи мчатся. Чесучовый дед,
    глазами съев их грудки, неотрывно
    их попки ест, покуда тет-а-тет
    пса внучкина с дворнягой безобразной
    не отвлечет его. Велосипед
    несет меж тем со скоростью опасной
    двух пацанов тропинкой по корням
    дубов и дребезжит. И блещет ясно
    гладь водная, где, вопреки щитам
    осводовским, мужчина лысоватый
    уж миновал буйки, где, к поплавкам
    взгляд приковав, парнишка конопатый
    бессмысленно сидит. Идет семья
    с коляскою на бережок покатый.
    И буквы ДМБ хранит скамья
    в тени ветвей. На ней сидит старушка
    и кормит голубей и воробья.
    И слышен голос радостный с опушки
    залитой солнцем: "Белка, белка!" – "Где?" -
    "Да вот же, вот!" И вправду – на кормушке
    пронырливый зверек. А по воде
    уж лодки, нумерованные ярко,
    скользят. Торчит окурок в бороде
    верзилы полуголого. Как жарко.
    И очередь за квасом. Смех и грех
    наполнили просторы лесопарка.
    Играют в волейбол. Один из тех,
    кто похмелиться умудрился, громко
    кадрится без надежды на успех
    к блондинке в юбке джинсовой. Потомки
    ворчливых ветеранов тарахтят -
    они в Афган играют на обломках
    фанерных теремка. И добрый взгляд
    Мишутки олимпийского направлен
    на волка с зайцем, чьи тела хранят
    следы вечерних пьянок. Страшно сдавлен
    рукою с синей надписью "Кавказ"
    блестящий силомер. И мяч направлен
    нарочно на очкарика. "Атас!"
    И, спрятав от мента бутылки, чинно
    сидят на травке. Блещет, как алмаз,
    стакан, забытый кем-то. Викторина
    идет на летней сцене. И поет
    то Алла Пугачева, то Сабрина,
    то Розенбаум. И струится пот
    густой. И с непривычною обновой -
    с дубинкой черной – рыжий мент идет,
    поглядывает. И Высоцкий снова
    хрипит из репродуктора. И вновь
    "Май ласковый", и снова Пугачева.
    Как душно. И уже один готов.
    Храпит в траве с расстегнутой ширинкой.
    И женский визг, и хохот из кустов,
    и кровь – еще в диковинку, в новинку -
    сочится слишком ярко из губы
    патлатого подростка, без запинки
    кричащего ругательства. Жлобы
    в тени от "Жигулей" играют в сику.
    И ляжки, сиськи, животы, зобы,
    затылки налитые, хохот, крики,
    жара невыносимая. Шашлык
    и пиво. Многоликий и безликий
    народ потеет. Хохот. Похоть. Крик.
    Блеск утомляет. Тучи тяжелеют,
    сбиваются. Затмился гневный лик
    светила лучезарного. Темнеет.
    И духота томит, гнетет, башка
    трещит, глаза налитые мутнеют,
    мутит уже от теплого пивка,
    от наготы распаренного тела,
    от рислинга, портвейна, шашлыка
    говяжьего… "Мочи его, Акела!" -
    визжат подростки. Но подходит мент,
    и драка переносится. Стемнело
    уже совсем. А дождика все нет.
    Невыносимо душно. Танцплощадка
    пуста. Но наготове контингент
    милиции, дружинников. Палатка
    пивная закрывается. Спешит
    пикник семейный уложить манатки
    и укатить на "Запорожце". Спит
    ханыга на скамейке. На девчонок,
    накрашенных и потерявших стыд,
    старуха напустилась, а ребенок,
    держа ее за руку, смотрит зло.
    "Пошла ты, бабка!" – голос чист и звонок,
    но нелюдской какой-то. Тяжело
    дышать, и все темнее, все темнее.
    И фонари зажглись уже. Стекло
    очков разбито. И, уже зверея
    от душной темноты, в лицо ногой
    лежащему. И с ревом по аллее
    мотоциклисты мчатся. И рукой
    зажат девичий рот. И под парнями
    все бьется тело на траве сухой,
    все извивается… Расцвечена огнями,
    ярится танцплощадка. Про любовь
    поет ансамбль блатными голосами,
    про звезды, про любовь. Темнеет кровь
    на белом, на светящейся рубахе
    лежащего в кустах. И вновь, и вновь
    вскипает злость. И вот уже без страха
    отверткой тонкой ментовскую грудь
    пацан тщедушный проколол. И бляхой
    свистящею в висок! И чем-нибудь -
    штакетником, гитарой, арматурой -
    мочи ментов! Мочи кого-нибудь! -
    дружинника, явившегося сдуру,
    вот этих сук! Вон тех! Мочи! Дави!
    Разбитая искрит аппаратура.
    И гаснет свет. И вой. И не зови
    на помощь. Не придет никто. И грохот.
    И вой, и стоны. И скользят в крови
    подошвы. И спасенья нет. И похоть
    визжит во мраке. И горит, горит
    беседка подожженная. И хохот
    бесовский. И стада людские мчит
    в кромешном вихре злоба нелюдская.
    И лес горит. И пламя веселит
    безумцев. И кривляется ночная
    тьма меж деревьев пламенных. Убей!
    Убий его! И, кровью истекая,
    хохочут и валяются в своей
    блевоте, и сплетаются клубками
    в зловонной духоте. И все быстрей
    пляс дьявольский. И буйными телами
    они влекомы в блуд, и в смерть, и в жар
    огня, и оскверненными устами
    они поют, поют, и сотни пар
    вгрызаются друг в друга в скотской страсти,
    и хлещет кровь, и ширится пожар.
    И гибель. И ухмылка Вражьей пасти.
    И длится шабаш. И конец всему.
    Конец желанный. И шабаш. И баста.
    И молния, пронзив ночную тьму,
    сверкнула грозно. И вослед великий
    гром грянул. И неясные уму,
    но властные с небес раздались клики.
    И твердь земная глухо сотряслась.
    И все сердца познали ужас дикий.
    И первый Ангел вострубил. И глас
    его трубы кровавый град горящий
    низринул на немотствующих нас,
    и жадный огнь объял луга и чащи.
    И следующий Ангел вострубил!
    И море стало кровию кипящей!
    И третий Ангел вострубил! И был
    ужасен чистый звук трубы. И пала
    Звезда на реки. И безумец пил
    смерть горькую. И снова прозвучала
    труба! И звезды меркли, и луна
    на треть затмилась. И во тьме блуждало
    людское стадо. И была слышна
    речь Ангела, летящего над нами.
    И тень от бурных крыл была страшна.
    И он гласил нам: "Горе!" И словами
    своими раздирал сердца живых.
    "О, горе, горе, горе!" И крылами
    огромными шумел. "От остальных
    трех труб вам не уйти!" И Ангел пятый
    победно вострубил! И мир затих.
    И в тишине кометою хвостатой
    разверзнут кладезь бездны, и густой
    багряный дым извергнулся, и стадо
    огромной саранчи. И страшный вой
    раздался. И, гонимый саранчою,
    в мучениях метался род земной.
    Как кони, приготовленные к бою,
    была та саранча в венцах златых,
    в железных бронях, а лицо людское,
    но с пастью львиной. И тела живых
    хвосты терзали скорпионьи. Имя
    Аполлион носил владыка их.
    И Ангел вострубил! И мир родимый
    оглох навек от грохота копыт,
    ослеп навеки от огня и дыма!
    И видел я тех всадников – укрыт
    был каждый в латы серные, и кони
    их львам подобны были. И убит
    был всяк на их пути. И от погони
    немногие спаслись. Но те, кто спас
    жизнь среди казней этих, беззаконья
    не прекращали. И, покуда глас
    трубы последней не раздастся, будут
    все поклоняться бесам, ни на час
    не оставляя бешенства и блуда…
    И видел я, как Ангел нисходил
    с сияющего неба, и как будто
    Он солнце на челе своем носил
    и радугу над головой. И всюду
    разнесся глас посланца Высших Сил.
    И клялся Он, что времени не будет!
    85/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Моллюск


    Земная поверхность есть
    признак того, что жить
    в космосе разрешено,
    поскольку здесь можно сесть,
    встать, пройтись, потушить
    лампу, взглянуть в окно.

    Восемь других планет
    считают, что эти как раз
    выводы неверны,
    и мы слышим их "нет!",
    когда убивают нас
    и когда мы больны.

    Тем не менее я
    существую, и мне,
    искренне говоря,
    в результате вполне
    единственного бытия
    дороже всего моря.

    Хотя я не враг равнин,
    друг ледниковых гряд,
    ценитель пустынь и гор —
    особенно Апеннин —
    всего этого, говорят,
    в космосе перебор.

    Статус небесных тел
    приобретаем за счет
    рельефа. Но их рельеф
    не плещет и не течет,
    взгляду кладя предел,
    его же преодолев.

    Всякая жизнь под стать
    ландшафту. Когда он сер,
    сух, ограничен, тверд,
    какой он может подать
    умам и сердцам пример,
    тем более — для аорт?

    Когда вы стоите на
    Сириусе — вокруг
    бурое фантази
    из щебня и валуна.
    Это портит каблук
    и не блестит вблизи.

    У тел и у их небес
    нету, как ни криви
    пространство, иной среды.
    "Многие жили без, —
    заметил поэт, — любви,
    но никто без воды".

    Отсюда — мой сентимент.
    И скорей, чем турист,
    готовый нажать на спуск
    камеры в тот момент,
    когда ландшафт волнист,
    во мне говорит моллюск.

    Ему подпевает хор
    хордовых, вторят пять
    литров неголубой
    крови: у мышц и пор
    суши меня, как пядь,
    отвоевал прибой.

    Стоя на берегу
    моря, морща чело,
    присматриваясь к воде,
    я радуюсь, что могу
    разглядывать то, чего
    в галактике нет нигде.

    Моря состоят из волн —
    странных вещей, чей вид
    множественного числа,
    брошенного на произвол,
    был им раньше привит
    всякого ремесла.

    По существу, вода —
    сумма своих частей,
    которую каждый миг
    меняет их чехарда;
    и бредни ведомостей
    усугубляет блик.

    Определенье волны
    заключено в самом
    слове "волна". Оно,
    отмеченное клеймом
    взгляда со стороны,
    им не закабалено.

    В облике буквы "в"
    явно дает гастроль
    восьмерка — родная дочь
    бесконечности, столь
    свойственной синеве,
    склянке чернил и проч.

    Как форме, волне чужды
    ромб, треугольник, куб,
    всяческие углы.
    В этом — прелесть воды.
    В ней есть нечто от губ
    с пеною вдоль скулы.

    Склонностью пренебречь
    смыслом, чья глубина
    буквальна, морская даль
    напоминает речь,
    рваные письмена,
    некоторым — скрижаль.

    Именно потому,
    узнавая в ней свой
    почерк, певцы поют
    рыхлую бахрому —
    связки голосовой
    или зрачка приют.

    Заговори сама,
    волна могла бы свести
    слушателя своего
    в одночасье с ума,
    сказав ему: "я, прости,
    не от мира сего".

    Это, сдается мне,
    было бы правдой. Сей —
    удерживаем рукой;
    в нем можно зайти к родне,
    посмотреть Колизей,
    произнести "на кой?".

    Иначе с волной, чей шум,
    смахивающий на "ура", —
    шум, сумевший вобрать
    "завтра", "сейчас", "вчера",
    идущий из царства сумм, —
    не занести в тетрадь.

    Там, где прошлое плюс
    будущее вдвоем
    бьют баклуши, творя
    настоящее, вкус
    диктует массам объем.
    И отсюда — моря.

    Скорость по кличке "свет",
    белый карлик, квазар
    напоминают нерях;
    то есть пожар, базар.
    Материя же — эстет,
    и ей лучше в морях.

    Любое из них — скорей
    слепок времени, чем
    смесь катастрофы и
    радости для ноздрей,
    или — пир диадем,
    где за столом — свои.

    Собой превращая две
    трети планеты в дно,
    море — не лицедей.
    Вещью на букву "в"
    оно говорит: оно —
    место не для людей.

    Тем более если три
    четверти. Для волны
    суша — лишь эпизод,
    а для рыбы внутри —
    хуже глухой стены:
    тот свет, кислород, азот.

    При расшифровке "вода",
    обнажив свою суть,
    даст в профиль или в анфас
    "бесконечность-о-да";
    то есть, что мир отнюдь
    создан не ради нас.

    Не есть ли вообще тоска
    по вечности и т. д.,
    по ангельскому крылу —
    инерция косяка,
    в родной для него среде
    уткнувшегося в скалу?

    И не есть ли Земля
    только посуда? Род
    пиалы? И не есть ли мы,
    пашущие поля,
    танцующие фокстрот,
    разновидность каймы?

    Звезды кивнут: ага,
    бордюр, оторочка, вязь
    жизней, которых счет
    зрения отродясь
    от громокипящих га
    моря не отвлечет.

    Им виднее, как знать.
    В сущности, их накал
    в космосе объясним
    недостатком зеркал;
    это легче понять,
    чем примириться с ним.

    Но и моря, в свой черед,
    обращены лицом
    вовсе не к нам, но вверх,
    ценя их, наоборот,
    как выдуманной слепцом
    азбуки фейерверк.

    Оказываясь в западне
    или же когда мы
    никому не нужны,
    мы видим моря вовне,
    больше беря взаймы,
    чем наяву должны.

    В облике многих вод,
    бегущих на нас, рябя,
    встающих там на дыбы,
    мнится свобода от
    всего, от самих себя,
    не говоря — судьбы.

    Если вообще она
    существует — и спор
    об этом сильней в глуши —
    она не одушевлена,
    так как морской простор
    шире, чем ширь души.

    Сворачивая шапито,
    грустно думать о том,
    что бывшее, скажем, мной,
    воздух хватая ртом,
    превратившись в ничто,
    не сделается волной.

    Но ежели вы чуть-чуть
    мизантроп, лиходей,
    то вам, подтянув кушак,
    приятно, подставив ей,
    этой свободе, грудь,
    сделать к ней лишний шаг.

    1994
    86/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Надя Делаланд

    цицерон цезарь гораций катулл вергилий
    золотая латынь просыпающаяся светом
    сквозь прорехи времени сказанные другими
    в нестерпимой яви доступной одной лишь смерти
    от паденья римской империи до паденья
    с высоты олимпийских круч – на лопатки в скудный
    огород петрушки где я озираюсь где я
    забывая тем самым уже навсегда откуда
    но кольнёт знакомо номер четыре семь шесть
    в лобовом стекле автобуса как в музее
    крутанется улица и остановит сердце
    а глаза людей окажутся колизеем
    87/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Я всегда твердил, что судьба - игра.
    Что зачем нам рыба, раз есть икра.
    Что готический стиль победит, как школа,
    как способность торчать, избежав укола.
    Я сижу у окна. За окном осина.
    Я любил немногих. Однако — сильно.

    Я считал, что лес — только часть полена.
    Что зачем вся дева, раз есть колено.
    Что, устав от поднятой веком пыли,
    русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
    Я сижу у окна. Я помыл посуду.
    Я был счастлив здесь, и уже не буду.

    Я писал, что в лампочке — ужас пола.
    Что любовь, как акт, лишена глагола.
    Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
    вещь обретает не ноль, но Хронос.
    Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
    Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

    Я сказал, что лист разрушает почку.
    И что семя, упавши в дурную почву,
    не дает побега; что луг с поляной
    есть пример рукоблудья, в Природе данный.
    Я сижу у окна, обхватив колени,
    в обществе собственной грузной тени.

    Моя песня была лишена мотива,
    но зато ее хором не спеть. Не диво,
    что в награду мне за такие речи
    своих ног никто не кладет на плечи.
    Я сижу у окна в темноте; как скорый,
    море гремит за волнистой шторой.

    Гражданин второсортной эпохи, гордо
    признаю я товаром второго сорта
    свои лучшие мысли и дням грядущим
    я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
    Я сижу в темноте. И она не хуже
    в комнате, чем темнота снаружи.

    1971
    88/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Михаил Юдовский

    На привале раздавали кашу с тушенкой.
    Над тонким желтоволосым колосом,
    как святой с прищемленной дверью мошонкой,
    кричала птица высоким голосом.
    А после взлетела в небо – синее-синее небо,
    целая стая, целая пернатая эскадрилья.
    Ты посмотрел ей вслед и молвил:
    – Мне бы
    Такие крылья.
    Я бы тоже взлетел... Не знаю куда... Куда-то.
    Долетел бы от здешнего края до нездешнего рая.
    Это правда, что там, в небесах, отсутствуют даты,
    и солдаты – умирают, не умирая?
    – Как по мне, – говорю, – что земная, что небесная твердь –
    всюду чувствуешь себя беспомощной куклою.
    – Здесь за каждым углом тебя поджидает смерть.
    – Ошибаешься – земля, как известно, круглая,
    без углов.
    – Мы сами с тобой углы.
    Выпираем – всеми зубами, всеми ключицами,
    как шпили соборов из мглы, как острие иглы.
    – А чего б ты хотел?
    – Говорю же: подняться с птицами.
    Ты доел свою кашу?
    – Доел.
    – Доедай мою.
    – Ну, спасибо, брат. А сам чего?
    – Мне не хочется.
    Накануне снилось, что мы умираем в бою.
    Ночь строчит, словно пьяная пулеметчица,
    земля, точно лист, дрожит, а небо – спит,
    так спокойно, как будто вечность ему порука.
    А потом – ты убит, и я – убит.
    И, мертвые, мы несем на руках друг друга.
    – Так не бывает.
    – Бывает. Быть может, мы
    превратились в ангелов.
    – Смерти?
    – Скорее – жизни.
    Скоро март. Мне б дожить до конца зимы...
    Слышишь – птица свистит. Может, свистнуть в ответку?
    – Свистни.
    89/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    В озерном краю



    В те времена в стране зубных врачей,
    чьи дочери выписывают вещи
    из Лондона, чьи стиснутые клещи
    вздымают вверх на знамени ничей
    Зуб Мудрости, я, прячущий во рту
    развалины почище Парфенона,
    шпион, лазутчик, пятая колонна
    гнилой провинции — в быту
    профессор красноречия — я жил
    в колледже возле Главного из Пресных
    Озер, куда из недорослей местных
    был призван для вытягиванья жил.

    Все то, что я писал в те времена,
    сводилось неизбежно к многоточью.
    Я падал, не расстегиваясь, на
    постель свою. И ежели я ночью
    отыскивал звезду на потолке,
    она, согласно правилам сгоранья,
    сбегала на подушку по щеке
    быстрей, чем я загадывал желанье.

    1972
    90/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Семён Крайтман


    дождь падает клочьями,

    брызгами,

    как слюна

    бегущего пса.

    получилось так, что любые

    в последнее время

    мною

    придуманные письмена

    начинались словами:

    «прощайте, мои дорогие».

    ночь лежит на руке

    увесиста и мягка,

    напоминая о свежевскопанном чернозёме,

    темнота продавливается через пальцы сжатого кулака.

    люди, живущие в ожидании поезда, на перроне,

    ещё не знакомы с истиной: поезда –

    выдумка долгих зим да сырого ветра.

    как ребёнок, впервые узнавший

    про «никогда»,

    я стою, зажмурившись.

    опасаясь поверить в это.

    за моею спиною дождь шевелит леса,

    станционный дядька

    греет руки на кружке с чаем.

    «что уж теперь...» – говорит.

    «теперь – говорит – ты сам»…



    господи, бог мой,

    я так по тебе скучаю.
    91/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
    За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
    Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это —
    города, человеков, но для начала — зелень.
    Стану спать не раздевшись или читать с любого
    места чужую книгу, покамест остатки года,
    как собака, сбежавшая от слепого,
    переходят в положенном месте асфальт.
    Свобода —
    это когда забываешь отчество у тирана,
    а слюна во рту слаще халвы Шираза,
    и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
    ничего не каплет из голубого глаза.

    1975
    92/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Посвящение

    Ни ты, читатель, ни ультрамарин
    за шторой, ни коричневая мебель,
    ни сдача с лучшей пачки балерин,
    ни лампы хищно вывернутый стебель
    — как уголь, данный шахтой на-гора,
    и железнодорожное крушенье —
    к тому, что у меня из-под пера
    стремится, не имеет отношенья.
    Ты для меня не существуешь; я
    в глазах твоих — кириллица, названья...
    Но сходство двух систем небытия
    сильнее, чем двух форм существованья.
    Листай меня поэтому — пока
    не грянет текст полуночного гимна.
    Ты — все или никто, и языка
    безадресная искренность взаимна.

    1987
    93/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Семён Крайтман

    прошло сто лет.

    полковнику никто...

    так что же скажешь о простом майоре?

    похожее на старое пальто,

    забытое гостями в коридоре,

    висит недвижно небо за окном –

    в размытых складках, трачeнах, прорехах.

    и тянет прелой горечью ореха.

    и сам майор

    не помнит ни о ком.



    приходит вечер.

    женщина права.

    всё исчезает вдруг,

    как скорый поезд

    на переезде:

    прошлые слова,

    потом тоска по ним,

    потом способность

    почувствовать тоску.

    беги, лови

    рассеянные по ветру фигурки.

    майор ведёт.

    майор играет в жмурки.

    хватает воздух в поисках любви.



    и лета ждёт.

    и узкою рукой,

    такой обратной званию – военный,

    он по окну катает мякиш хлебный –

    солоноватый, слипшийся, ржаной.
    94/402
    Ответить Цитировать
    0
1 4 5 6 7 24
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.