Театрально-концертная осень 2017Давно ничего не писал о театре и музыке, хотя на компьютере скопилось некоторое количество заметок. Попробую возобновить рубрику в новом формате. Для начала перечислю все драматические спектакли, оперы, балеты и концерты, на которые мне удалось сходить этой осенью, а затем постараюсь как можно короче, насколько это вообще возможно, описать некоторые свои впечатления.
Сентябрь 2017:1 сентября, Площадь героев (Национальный Литовский театр)
11 сентября, Мосолов, Брукнер (МТ3)
12 сентября, Пётр и Феврония Муромские (Практика)
13 сентября, Чапаев и Пустота (Практика)
14 сентября, Конармия (Мастерская Дмитрия Брусникина)
15 сентября, Black & Simpson (Практика)
19 сентября, Оптимистическая трагедия. Прощальный бал (АТ)
20 сентября, Скрябин: Поэма экстаза (БЗФ)
22 сентября, Полночь (Тильман Хекер, Radialsystem V, Mozartsummer Mannheim)
30 сентября, Концерт памяти Гленна Гульда (МТ3)
Октябрь 2017:3 октября, Иванов (Хорватский Национальный театр в Загребе)
5 октября, Песочница (Театр имени Александра Фредро)
7 октября, Имитация жизни (Театр Протон)
8 октября, Железное кольцо (BAAD театр)
14 октября, Любовь/Деньги/Голод. Трилогия моей семьи (Театр Талия)
17 октября, In Minimalism We Trust (БЗФ)
19 октября, Мастер и Маргарита - вечер первый (Мастерская)
20 октября, Мастер и Маргарита - вечер второй (Мастерская)
21 октября, Ближний город (Латвийский Национальный театр)
22 октября, Написано на коже (МТ3)
24 октября, Ринальдо (Национальная опера Эстонии)
27 октября, Дракон (МХТ)
29 октября, Ансамбль Collegium Vocale Gent (МТ3)
31 октября, Бенвенуто Челлини (МТ3)
Ноябрь 2017:6 ноября, Евгений Онегин (Вахтангова)
8 ноября, Ветер шумит в тополях (Вахтангова)
9 ноября, Дядя Ваня (Вахтангова)
11 ноября, Царь Эдип (Вахтангова)
12 ноября, Минетти (Вахтангова)
16 ноября, Изгнание (Маяковского)
18 ноября, Нижинский (Gauthier Dance)
19 ноября, Крокодил (АТ)
24 ноября, «Коко Шанель», «AB3», «Pas de Danse» (компания Ульрике Кваде, Norrdans)
28 ноября, Летучий голландец (МТ2)
29 ноября, Ахматова. Поэма без героя (Гоголь-центр)
О некоторых сокращениях в скобках:
МТ, МТ2, МТ3 — Историческая сцена Мариинского театра, Новая сцена, Концертный зал,
АТ, АТ2 — Историческая сцена Александринского театра, Новая сцена,
БЗФ — Большой зал филармонии,
МХТ — Московский художественный театр имени Чехова.
Театральный сезон для меня открылся Александринским фестивалем. Кристиан Люпа представлялся мне безусловным хэдлайнером, но на деле «Площадь героев» - пресная безделушка. Я не знаю, каким образом ему была присуждена высшая театральная премия Литвы, так как первоисточник затрагивает очень специфическую тему, актуальную для конкретного места и конкретного времени. Томас Бернхард проводит аналогию между Веной 1988 и 1938 года. Сюжетный повод для последующих бесконечных разговоров — самоубийство профессора, ключевой лейтмотив — голос Гитлера, то есть вещь эта заведомо мрачная, немного спекулятивная и совершенно не театральная. Не выношу, когда театр превращают в слугу литературы, тем более литературы мелкой и малозначительной. Некоторые личные надежды я связывал с премьерой Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», но и в этот раз оказался разочарован. Во-первых, меня совершенно не вдохновляет Анна Блинова, рядом с потрясным Лысенковым она смотрится очень и очень слабо. Каждый может на этот счёт составить своё мнение, если просто зайдёт на ютуб и послушает
один монолог. Во-вторых, песни и танцы уже давно приелись, музыка Пятницы и, например, Queen — это минутная хохма, которую легко оправдать, но тиражировать песенно-сюжетные аналогии сегодня попросту глупо, особенно если качество исполнения оставляет желать лучшего. Впрочем, какие-то зачатки мысли тут заметны, и если «Площадь героев» - это литература на сцене, то «Оптимистическая трагедия» - студенческий капустник.
Кроме того, к фестивалю были приурочены гастроли театра «Практика». Самый неудачный спектакль — читка переписки между убийцей и отцом жертвы, «Black & Simpson». Обратная хронология предполагает наличие некоторой интриги, но ведь все зрители и так знают, к чему сводится суть, так что это какой-то бестолковый приём. Ну, и вообще документальный театр нередко бывает крайне занимательным (в той же «Практике» ставили «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах»), но перед нами не тот случай. Здесь сцена избыточна, для этой истории достаточно газетной статьи. Качественнее оказалась сказка «Пётр и Феврония Муромские» - приличная, понятная и забавная вещица, рассчитанная на юного зрителя, пусть и совершенно проходная. Неожиданный козырь в рукаве театра «Практика» - очередное творение Максима Диденко. Примечательно, что на той же сцене за день до «Чапаева и Пустоты» сыграли «Конармию» Диденко (Мастерская Дмитрия Брусникина), но сценическая фантазия на тему романа Пелевина выгодно отличается от набивших оскомину хождений с притоптыванием и хоровым пением в унисон и октаву. В «Чапаеве...» спектакль поделили на три части: первая — рок-концерт с участием граней личности Петра и комментариями психиатра, вторая — чистый актёрский театр с философствующими бандитами под грибами, третья — хореографический этюд, вызывающий дежавю у каждого, кто знаком с фамилией режиссёра. По-моему, много кто так делает, тот же Серебренников, но вышло недурно и на протяжении всех трёх часов молодому автору удавалось удерживать внимание зрителя. На «Конармии», напротив, я постоянно проваливался в сон, тем более всё это уже несколько раз видел. Главный эксперимент фестиваля - «Полночь» Тильмана Хекера. Штука по исполнению достаточно скучная и далеко не шедевральная, но концептуально очень привлекательная: хореографический перформанс движется на сцене из точки А в точку Б, параллельно на видеопроекции он же движется из точки Б в точку А, но с иной перспективой — спектакль снят сверху. Разумеется, действие на сцене так или иначе согласуется с картинкой.
В музыкальном плане сентябрь прошёл бледненько. Удалось впервые услышать «Завод» Мосолова живьём и снова убедиться в том, что Брукнер Гергиеву даётся со скрипом, но очень похоже на то, что маэстро готовится к записи его симфоний. Третья, кстати, звучала вполне пристойно. Случайно попал на Дебарга, которого уже неоднократно слышал, но его игрой так и не проникся. Скрябин зашёл неплохо, хотя «Предварительное действо» - это не только музыка редкой силы, но и чудовищные стихи, а вот «Поэму экстаза» я всегда любил. В целом, ничего не произвело на меня огромного впечатления, но и откровенных провалов удалось избежать.
Тизер «Конармии»:
Песня из «Чапаева и Пустоты»:
Трейлер «Полночи»:
Театр-фестиваль «Балтийский дом» в октябре традиционно открывает двери для самой взыскательной публики. Программа не поражала воображения, но сейчас можно смело заявить, что главный спектакль осени для меня я посмотрел именно там — это «Иванов» Эймунтаса Някрошюса. Надо сказать, что «Голодарь» и «Борис Годунов» оставили меня в некотором смятении (работы если уж и не бездарные, то хотя бы лишённые жизни), поэтому я не тешил себя большими надеждами, но литовский мэтр в этот раз поразил плотностью режиссёрских решений и качеством находок. Блестящий пример того, как можно сделать спектакль, не обращаясь к методам «актуального» театра. От просмотра невозможно оторваться! Завораживает в «Иванове», прежде всего, то, как люди говорят, ведут себя и взаимодействуют друг с другом. При этом сам по себе спектакль понятный, простой, местами даже смешной и не таит в себе, как мне кажется, важных тайных шифров (чаще режиссёр невыносимо метафоричен), но то с каким упоением Някрошюс заполняет сценическое пространство и действие всякого рода деталями приводит меня в восторг! Богатый театральный язык, ничего не скажешь. Труппа загребского театра порадовала не меня одного, хотя вызывает много вопросов трактовка образа заглавного героя. Другой важный опыт - «Трилогия моей семьи» Люка Персеваля. Давненько я не ходил в театр на десять часов. Каждая из трёх частей (Любовь, Деньги, Голод) самодостаточна, но мне кажется, что грешно отказываться от возможности посмотреть несколько спектаклей подряд. Основа трилогии — цикл романов «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Французский натурализм известен своей пессимистичностью, но Персеваль отнюдь не склонен к буквальному пересказу, его спектакли отличаются друг от друга настроением и художественными приёмами. Некие общие черты присутствуют в видоизменённом состоянии; например, по сцене от части к части «плавают» декорации и меняется набор инструментов в живом музыкальном сопровождении. Беспрецедентно удачно адаптирован для сцены текст романов. Столько всего намешать, сохранив внятный ритм и логику повествования, нелегко. За таких драматургов нужно держаться руками и ногами. Даже толком и не знаю, какую часть из этого эпохального произведения выделить, но лично мне оказался ближе всего «чернушный» финал в полутьме. На третью ступень виртуального пьедестала я готов поставить «Ближний город» Кирилла Серебренникова, достойный образец настоящего европейского театра. Современный абсурдистский текст пульсирует мягким светом юмора, свободного от ханжества, но не скатывающегося в пошлятину. Однако, привлекает спектакль, прежде всего, изобретательной сценографией. Остальных участников фестиваля, с которыми я успел ознакомиться, можно с упоением долго и красочно ругать. «Песочница», «Имитация жизни» и «Железное кольцо» не стоят потраченного времени и денег. Разве что у Мондруцо был один хороший «номер с переворотом». Я его даже нашёл на ютубе, но потом опять потерял.
Другие два драматических представления октября, «Мастер и Маргарита» (Мастерская) и «Дракон» (МХТ) не выдерживают сравнению с лучшими работами постановщиков, Григория Козлова и Константина Богомолова соответственно. Козлов каждому новому своему выпуску дарит по большому спектаклю, но ребят в этот раз подобрали слабее, а девушка, сыгравшая Маргариту, прямо-таки ужасна! При адаптации романа для сцены преследовалась глубоко порочная цель: эпизоды выдёргивались из произведения Булгакова таким образом, чтобы показать побольше разнотипных сценок с участием молодняка. Два вечера студенческих этюдов — это чересчур. «Дракон» Богомолова — безусловная неудача условно хорошего режиссёра. Во-первых, он непоправимо вторичен. Начинается в эстетике минималистичного актёрского театра (в духе «События» или «Юбилея ювелира»), а затем расцветает букетом лёгкого сценического хулиганства (как в «Карамазовых» или «Идеальном муже»). В итоге «Дракон» выглядит как спектакль «под Богомолова». Такие можно по два в месяц ставить. Во-вторых, режиссёр оказался несостоятельным интерпретатором Шварца. Здесь же есть где развернуться, столько всего можно наворотить! Ну, как можно быть таким, извините, неостроумным? Тем не менее, творчество Богомолова не утратило для меня своей привлекательности, на декабрь уже запланирован поход на две других его вещи.
Концерт «In Minimalism We Trust», признаться честно, нагонял на меня местами скуку. Есть что-то преступное в том, что всех этих людей, от Гласса и Райха до Наймана, называют минималистами. Почему не «максималистами»? Ну, или хотя бы «примитивистами». Грубая, почти танцевальная музыка. Из всей разношёрстной компании композиторов, представленных в программе (некоторые из которых вообще никакого отношения к минимализму не имеют), меня по-настоящему радует только Мортон Фельдман. Он, конечно, академичен и чем-то неуловимо похож на европейцев-авангардистов. В Европе, кстати, некоторые дармштадтцы или представители третьей венской школы имеют больше прав на слово «минимализм». Мне вообще в сочинениях второй половины ХХ века, даже последней трети, нравится скупость выразительных средств, музыка пауз, мягкое пиано с редкими точечными всплесками до форте. А от мажористого шараханья по двум аккордам у людей утончённых наверняка со временем открывается язва.
Возобновление «Бенвенуто Челлини», вернее новая редакция Василия Бархатова, ажиотажа не вызывает, несмотря на фамилию лидера группы «Ленинград» в афише. Постановка сегодня кажется мне слегка потрёпанной, пусть и не глупой, а присутствие за дирижёрским пультом Кристиана Кнаппа настораживает нейтральную публику и возмущает тех, кто покупал билеты на Гергиева. Вообще-то с интересными музыкальным премьерами у нас туго, но в октябре в северную столицу привозили две обязательные к посещению оперы. Сразу скажу, что «Ринальдо» Генделя с настолько невнятным звучанием — это как удар в пах. Жаль, что у нас в Петербурге со скрипом берутся за такие проекты, хотя Гергиев обладает почти неограниченными ресурсами. Ну, хоть это привозят — уже хорошо. Что-то да выстрелит, не только же холостыми публику пугать? «Написано на коже» - как раз пример боевого патрона. Это, очевидно, одна из лучших музыкальных трагедий нашего времени, хорошо знакомая оперным маньякам по щедрой на экспрессивные взрывы постановке 2012 года в рамках Экс-ан-Прованского фестиваля. Надо отдать должное оркестру Melos Sinfonia и дирижёру Оливеру Зеффману — звучали они ничуть не хуже. На ютуб-канале Мариинки сохранена трансляция, обратите, пожалуйста, внимание. Ну, и главное музыкальное событие октября, осени и, пожалуй, всего последнего года — концерт Collegium Vocale Gent. Филипп Херревеге, выдающийся интерпретатор старинной музыки, привёз в этот раз «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди, вещь волшебной, изумительной красоты. Звучит его ансамбль как на идеально вылизанной записи, абсолютно нечеловеческая точность. Мой личный опыт увлечения классической музыкой позволяет оживить в памяти только один столь же грандиозный вечер — прошлогодний концерт Масааки Судзуки.
Трейлер «Ближнего города»:
«Написано на коже» целиком, запись трансляции от 22 октября (полуконцертное исполнение):
Сюжет «Культуры» о «Драконе» Богомолова:
Просто приличная запись «Rothko Chapel» Мортона Фельдмана, слушайте хорошую музыку:
Ключевое событие ноября — пять спектаклей Римаса Туминаса. Из больших гастролей театра Вахтангова в Петербурге я упустил только один вечер («Улыбнись нам, Господи»), так как на эту же дату была назначен предпремьерный показ нового Бутусова. В Ленсовета что-то сорвалось, «Тартюфа» отменили, а затем я вообще купил билет в «Аврору» на Лантимоса, о чём не жалею. Разумеется, этот театральный марафон я ждал с большим нетерпением, так как фамилия литовского режиссёра неизменно украшает собой списки избранных специалистов по сценическому искусству. Первый же поход на историческую сцену Александринки слегка расстроил. «Евгений Онегин», как мне кажется, вещь не слишком-то подходящая для драматического театра, а вот оперу я очень люблю, и готов выделить как минимум две по-настоящему оригинальные постановки российского производства, остроумное прочтение Чернякова в ГАБТ и символистский шедевр Жолдака в Михайловском. По степени проработанности и глубины «Онегин» Туминаса никакого сравнения с оперными хитами не выдерживает, а театральный язык литовца лично мне показался несколько устаревшим. При этом ничего решительно плохого сказать нельзя, вполне допускаю, что такого рода вещи способны резонировать со вкусами искушённых театралов, но меня избыточный поэтизм раздражает. Печальнее, что «Ветер шумит в тополях», основанный на потрясающе бездарном тексте, произвёл впечатление антрепризной пустышки. По-моему, настолько прямолинейная лирика всегда граничит с глупостью, а чудовищная сентиментальная музыка всё только усугубляет. Забегая вперёд скажу, что Туминас уже долгие годы сотрудничает с Фаустасом Латенасом, поэтому все пять спектаклей у особо чувствительных меломанов будет идти кровь из ушей. Даже Пёрселл не спасает, так как соседствует с чем-то невнятным.
Мрачные мысли о предстоящих походах в театр развеял остроумный и необычный «Дядя Ваня». Заметны некоторые элементы сценографии, перекочевавшие в «Евгения Онегина», но вещь всё же получилась значительно более увесистая. Может быть, дело в том, что Чехова ставят часто, поэтому особой ценностью обладают свежие идеи. Мне нравится сочетание реализма и намеренного преувеличения, так же ловко сплетены комедийные нотки (найденные в не самых очевидных местах!) и общий мрачный фон. «Роботизация» персонажей, целенаправленная схематичность в действиях людей, приводила к очень любопытным контрастам с «человеческими» эпизодами. Ну, и нельзя не отметить ударный финал! Очень достойная работа, господин Туминас реабилитировался в моих глазах, а «Царь Эдип» мне понравился даже больше. Тут надо сказать, что трагедия Софокла — это образец универсальной гениальности и вообще одно из моих любимейших произведений. Так вот я бы не сказал, что в прочтении литовца есть нечто уникальное, но дух античного шедевра перекочевал в сценическую версию, не утратив изящества конструкции оригинала и драматической красоты. И если каких-то новых мыслей из спектакля Туминаса почерпнуть, скорее всего, не получится, то в сценическом отношении он идеален. Пожалуй, это лучшая постановка режиссёра из виденных мною. Несколько смазанным получился финал гастролей. Всё указывает на то, что «Минетти» - более чем посредственный текст. Зачем его вытаскивать на свет божий мне решительно не понятно. Да, пьеса тематически замыкается на театре, на личности актёра, но она начинается и заканчивается пустой рефлексией. Кроме того, ещё раз скажу, что поэтическая декламация со сцены под плохую музыку — это не театр, а невесть что.
Не хочу делать каких-то окончательных выводов, Туминас мне показался режиссёром неровным, а некоторая специфика его языка плохо стыкуется с моими личными взглядами на прекрасное. Тем не менее, опыт был получен предельно занятный. А ещё я рад знакомству с труппой театра. Владимир Симонов — идеальный профессор, да и в роли Минетти он хорош, приятно удивила Евгения Крегжде, интересно было посмотреть на Маковецкого и Вдовиченкова. Надеюсь, к нам регулярно будут привозить новые спектакли театра Вахтангова, быть может, что-то ещё посмотрю в Москве, если получится.
Другие гастрольные спектакли - «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса, «Крокодил» Михаила Фокина, «Ахматова. Поэма без героя» Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова. Пьеса Марюса Ивашкявичюса «Изгнание» оставила меня совершенно равнодушным, это при том, что его же «Ближний город», о котором я писал выше, достаточно ловкая штучка. Приключения и страдания ностальгирующих литовских эмигрантов так мало меня заботят, что я поневоле задаюсь вопросом, интересно ли это кому-либо вообще? Может, самим литовским эмигрантам или хотя бы просто эмигрантам? Все минусы текста вытащены на сцену, так как он, видимо, сокращался Карбаускисом с большой неохотой или же вообще оставлен нетронутым. Неприлично затянутые мизансцены ставят крест на любых актёрских ухищрениях. Резать нещадно минимум в два раза. Наверное, фамилия режиссёра оказывает какой-то чудодейственный эффект, так как подобный спектакль Москве вряд ли нужен. «Крокодил» попал к нам, если так можно выразиться, по обмену. Для Александринки Аттила Виднянский сварганил занятное «Преступление и наказание», растянув его аж на пять с половиной часов, а Валерий Фокин в ответ поставил «Крокодила» для Венгерского национального театра по мотивам сюрреалистического рассказа Фёдора Михайловича Достоевского. Спектакль получился смешной и откровенно развлекательный. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Если «Ветер шумит в тополях» должен хорошо зайти бабулькам, не склонным бегать по громким премьерам, то аудитория «Крокодила» - молодёжь. Ничего против не имею, пусть расцветают сто цветов. «Поэма без героя» - проект знаменитой актрисы, фанатеющей от знаменитой поэтессы, и этим всё сказано. Меняете Демидову на какую-нибудь случайную молодую девушку и спектакль не будет интересен ровным счётом никому. Он и так порядочно уныл, но на него Серебренников извёл несколько приличных идей, да и музыкальное оформление блестящее. Номинация на «спектакль большой формы»? Совсем что ли с ума посходили? В течении часа по сцене ходит Алла Сергеевна, читая стихи Ахматовой, параллельно — музыка, проекция видео и прочие прелести современного театра. Интересно, чем это «Поэма без героя» оказалась крупнее «Трёх сестёр» Кулябина (15 актёров, 4.5 часа), который в прошлом году как-то оказался в «малой форме»?
В БДТ показали новый балет Эрика Готье, посвящённый Вацлаву Нижинскому. «Нижинский» - не портрет человека, а место, где встречается изобретательная хореография с беззубой режиссурой. Примитивные потуги на сюжет не уберегут зрителя от клевания носом. Смертная скука! В театре на Фонтанке за один вечер показали три околохореографических постановки в рамках Дягилев P.S.: «Коко Шанель», «AB3», «Pas de Danse». «Коко...» - синтетическая вещица, смешивающая драматический и кукольный театр, добавляя в него хореографические вставки. Во всех отношениях слабо. Зарисовка «AB3» искуснее сделана и вполне остроумна, а «Pas de Danse» - короткий номер минут на 7, абсолютно лишний.
Подлечить уши после приторного бренчанья Фаустаса Латенаса оказалось не так уж и просто. В ноябре Гергиев усиленно катался по Америке и Китаю, где выступил в общей сложности 19 раз, поэтому достойных внимания концертов фактически не было, но я очередной раз сходил на «Летучего Голландца», к этому обязывал шикарный состав, да и Гюттлера за дирижёрским пультом захотелось послушать вновь. Эту оперу в живом исполнении я слушал, кажется, в седьмой или восьмой раз. Не обошлось, однако, без досадных недоразумений. Я считаю Елену Стихину самым впечатляющим приобретением Мариинского театра за последний год, но за несколько дней до спектакля её заменили на Сергееву, а ещё позже в спешном порядке в афише появилась некая Алёна Диянова. Она несколько лет работала в Нижнем Новгороде и Астрахани, а в 2016 году вошла в труппу Приморской сцены Мариинского театра. С первых секунд стало ясно, что для девушки выступление может оказаться большой удачей, так как Алёна от природы обладает очень красивым чистым тембром. Ей не хватало суровости в балладе, но партия по тесситуре подходит хорошо, в дуэтах с Никитиным «неожиданная» Сента звучала убедительнее партнёра. Наш звёздный Голландец уже давно не может похвастаться былой стабильностью. То же в значительной степени относится и к Михаилу Петренко, Даланд которого блистателен, когда бас находится в хорошей форме, но мне почему-то за последние два сезона удавалось его чаще застать в не самом лучшем вокальном состоянии. К Скороходову-Эрику вопросов нет, тенор явно находится на своём месте. И о наболевшем: хотелось бы в партии Лоэнгрина слышать чаще именно его, а не блеющего Воропаева. Гюттлер отличается от Гергиева некоторой сдержанностью и большим вниманием к чистоте звука, сегодня он мне понравился куда больше, чем на «Золоте Рейна». Всё указывает на то, что это была не последняя наша встреча.
Трейлер «Нижинского»:
Трейлер «AB3»:
Первое действии «Дяди Вани» (кинотеатральная версия спектакля Туминаса, 2017 год):
Там рядом лежит второе. Звук, конечно, кошмарный, но при большом желании ознакомиться целиком вполне можно.
На этом, пожалуй, можно поставить точку. За те 6 лет, что живу в Петербурге, я успел пересмотреть значительную часть репертуара интересных мне местных театров, так приоритеты естественным образом сместились в сторону премьер, гастролей и фестивалей. В декабре смогу выбраться на несколько дней в Москву — уже купил пять билетов. Следующий этап — поездка на «Золотую Маску»?
Я подумывал посмотреть, но пока не решился. Трейлер скучноватый, да и сюжет уже знаком, а это отбивает интерес.