Пройдёмся немного по фильмам 2016-го года производства.
Кловерфилд, 10 / 10 Cloverfield Lane (2016) Дэн Трактенберг – 6. Девушка уходит от парня, бросает вещи в машину и едет куда-то по шоссе. Эту жалкую попытку бегства прерывает автокатастрофа. Очнувшись, главная героиня не обнаруживает вокруг себя суетящихся врачей, да и комната с обшарпанными стенами мало похожа на типичную американскую больницу. Хуже того, несмотря на капельницу, она оказывается прикованной к батарее! Встреча со «спасителем» только усугубляет ситуацию. Странный пухлый мужчина утверждает, что за окном жизни нет, так как на Америку напали русские. Ну, или инопланетяне. Так-то неблагодарной сучке, канючащей о звонке родным, здорово повезло. У этой истории, однако, есть и третье действующее лицо – вменяемый молодой человек, утверждающий, что сам был свидетелем апокалипсиса, от которого и скрылся в бункер помешанного пухляша. Давненько не сталкивался с фильмами, которые созданы исключительно ради эффектного финала. Камерный психологический триллер не самой первой свежести очень красиво и неожиданно заканчивается. У фильма Трактенберга есть что-то общее с забавными киноприключениями 80-х - какой-то независимый дух, ярко выраженная коммерческая составляющая и вместе с тем отсутствие какой бы то ни было претенциозности. Мейнстриму остро не хватает самоиронии, хочется думать, что новый «Кловерфилд» - одна из первых ласточек, заполняющих этот вакуум.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости / Batman v Superman: Dawn of Justice (2016) Зак Снайдер – 6. В первой же короткой сцене проделана безумная работа над визуалом. Творческий подход, заслуживающий уважения! Форма в мейнстриме – ёмкость, которую следует заполнить содержанием, чтобы придать существованию продукта какой-нибудь смысл. С этим у сценаристов прожекта всё не так радужно. К шестой минуте разлетаются в щепки небоскрёбы, за этим следует эпизод, который я условно обозначаю как «буря в пустыне» - в центре экшена находится Супермен. Затем инициативу перехватывает Бэт, столь же задорно превышая свои «должностные полномочия». Так вырисовывается классический для мира комиксов конфликт: в обществе просыпается недоверие к супергероям, а те вступают друг с другом в противостояние. Казалось бы, обвиняют их в одном и том же, верно? Ну, очевидно же, что в нормальном мире куда вероятнее было бы встретить Брюса Уэйна и Кларка Кента в баре, похлопывающих поочерёдно друг друга по плечу. – Чувак, я так тебя понимаю! – Нет, чувак, это я тебя понимаю! Однако, в экранной реальности герои мыслят двойными стандартами. В игру вмешивается и третья сила, сталкивающая первые две лбами. Я смотрел режиссёрскую трёхчасовую версию, в кинотеатрах BvS на 30 минут короче, но для полноценного раскрытия всех линий и персонажей потребовалось бы часов 5. Фильм явно с трудом переваривает введение чудо-бабы, которая появляется только затем, чтобы засветиться перед зрителями и заманить их тем самым в кинотеатры на сольный прожект. Естественно по ходу фильма мы ничего о ней не узнаем. Это простительно для второстепенного персонажа, но никакого бэкграунда не имеется и у главного злодея! Конечно, фанаты комиксов вообще и DC в частности расскажут вам, в чём дело, но из BvS мы не узнаём ровным счётом ничего о мотивах Лекса Лютора, о природе его личности и целях, которых паренёк, если уж на то пошло, фактически достигает. Меня раздражает дебильная сериальная структура в мире полнометражных фильмов. В подавляющем большинстве монстрам индустрии с гигантским бюджетом не хватает законченности и, пожалуй, индивидуальности. Это так странно выглядит, будто студии приватизировали какой-то стиль (мрачный для DC, придурковатый для Marvel) и эксплуатируют его по полной программе. Конечно, экранизация противостояния Бэтмена и Супермена ничем не уступает другим популярным кинокомиксам, а в эстетическом отношении, пожалуй, даже стоит выше многих одноклассников. И всё равно больно смотреть на то, как Снайдер разбазаривает талант на откровенную середину, лишённую собственного лица. Зак превращается в тень Нолана. И это плохая новость.
Специальный полуночный выпуск / Midnight Special (2016) Джефф Николс – 5. «Контакты третьей степени» для взрослых! Нет, это не то, о чём вы подумали, просто Джефф Николс взялся за сай-фай артхаус. Традиционная подростковая фантастика всегда основывается на внятном занимательном сюжете, специальных эффектах и простых эмоциях. Особо двинутые гики добавляют сюда ещё и научную достоверность. Традиционные минусы сай-фая – примитивная форма и околонулевая эстетическая значимость. Николс накачивает историю о чудо-мальчике хорошо подобранным музыкальным сопровождением, формирует вокруг происходящих событий атмосферу загадки, но сценарий, что называется, ни нашим ни вашим. Во-первых, фильм сам по себе не очень-то интересный, то есть рядовой подросток на нём уснёт. Во-вторых, любителям интеллектуального или эстетского кино, ловить тоже нечего. «Midnight Special» может взять награду за самый предсказуемый фильм, в котором нет ни интриги, ни достойного конфликта. Тотальный драматургический вакуум. Как жаль, что в сценарии не нашлось места неожиданным поворотам, меня бы удовлетворила даже композиционная нетривиальность. Чем вообще старина Джефф занимался четыре года?
Книга джунглей / The Jungle Book (2016) Джон Фавро - 4. Когда я увидел трейлер новой «Книги Джунглей» - меня потрясло качество картинки, это действительно выглядело очень круто. Может, в финальной версии красоты и не так бросались в глаза, но всё равно в техническом отношении мультфильм практически безупречен. Однако, вырасти из технической демки прожекту не удалось. История подана безыскусно, все характеры примитивны, мальчик – хуже всех, как драма и как приключение «Книга…» не состоялась. Это обычное безликое кино, которое, однако, иногда проваливается до слишком уж ущербного уровня. Когда запела обезьяна – я не мог поверить своим ушам. Это было неуместно и глупо, полный стилистический провал. Ну, хорошо, если целевая аудитория мультфильма – самые-самые маленькие дети, особенно умственно отсталые, тогда можно понять такой подход к написанию сценария, но зачем дестадовцев кормить CGI?
Неоновый демон / The Neon Demon (2016) Николас Виндинг Рефн - 6. Красота спасёт мир! Или нет. Молоденькая девочка, мечтающая о славе, врывается в модельный бизнес. Она не прилагает никаких усилий, но легко обходит опытных конкуренток. Джесси неожиданно обнаруживает в себе силу, о которой раньше не подозревала. Так вот, оказывается, в чём её призвание, это же меняет всё! Новый опыт трансформирует личность юного дарования, быстрый успех легко может вскружить голову, но куда важнее то, что вечным спутником успеха является чёрная зависть. Миры Николаса Виндинга Рефна возведены вокруг архаических форм сознания. Сексуальную привлекательность здесь можно считать формой магии, а каннибализм носит ритуальный характер. Датчанин проваливается в самые глубины Ид, занимаясь воплощением на экране самых общих потребностей и желаний людей. К чёрту всё рациональное, верно? Стиль режиссёра от фильма к фильму шлифуется, но истории, которые Рефн пытается рассказать, деградируют опережающими темпами. Рефн получает первую премию в номинации «самый заурядный сценарий». Можно бесконечно говорить о сознательном отказе от нарратива, но глупо считать, будто бессвязные и условные сюжеты между собой равны. Здесь работает точно та же градация, что и с простыми историями. Вообще, этот талантливый режиссёр остановился в шаге от того, чтобы снять шедевр, если ему попадётся интересный сценарий и хватит сил на то, чтобы внятно его изложить. Ну, а пока стоит констатировать очевидный факт: предыдущий фильм Рефна, «Только бог простит», тоже вполне мог бы называться «Неоновый демон», автор очень последовательно развивает своё искусство, двигаясь куда-то в сторону эстетского видеоарта.
Она / Elle (2016) Пол Верховен – 7. Сюжет крутится вокруг изнасилования героини Изабель Юппер. Мишель – женщина серьёзная, с жёстким характером и пугающим прошлым. Это событие не вогнало её в депрессию и даже не озлобило. Относится француженка к такому малоприятному опыту даже несколько снисходительно и с готовностью дать отпор, если подобное когда-нибудь повторится. Фраза из синопсиса «она хочет найти его, но вовсе не для того, чтобы сдать полиции» звучит не только несколько спойлерно, но и двусмысленно. Первое на что обращаешь внимание, так это на обилие циничного юмора. Весь фильм соткан из язвительных замечаний главной героини. У неё не очень-то хорошие отношения со своей семьёй, что с завидной регулярностью становится поводом для смеха в зале. Конечно, Мишель во многом можно назвать гротескной фигурой – на неё наваливается столько всего, но Она тверда, как железо, то есть абсолютно несгибаема под весом самых изощрённых жизненных передряг, на которые смогло решиться трио сценаристов. Должно быть, автор фильма иронизирует над притягательным для многих self made woman образом Сильной Женщины. «Elle» - забавный скетч на тему феминизма, и как это часто бывает у тролля из Амстердама, фильм интересный, но очень легкомысленный. Тут голландец вообще ужасно напоминает Озона. Не знаю, может, для кого-то это и комплимент?
Человек – швейцарский нож / Swiss Army Man (2016) Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт – 6. Я уже заранее знаю, какой фильм назовут лучшим гилти 2016-го года. У «Swiss Army Man» есть для этого всё: безумная идея, много глупого юмора ниже пояса, фэйспалмовое сочетание трэша и сентиментальности. Герой Пола Дано оказывается не необитаемом острове. Он уже подумывает свести счёты с жизнью, когда обнаруживает на берегу труп Дэниэла Рэдклиффа, постоянно выпускающий газы. Оседлав Гарри Поттера Пол Сандей несётся на нём по морской глади. Так Рэдклифф демонстрирует свою первую суперспособность – он может выполнять роль аквабайка на пердежной тяге. И вот новые друзья добираются до большой земли. Труп не бросает товарища в беде – он готов с ним поделиться запасами воды в лёгких, а его эрегированный член заменяет компас. Ещё немного и двое уже разговаривают о жизни. Не так важно, происходит ли это на самом деле или Дано сошёл с ума. Он помогает Рэдклиффу оправиться от амнезии, рассказывая попутно о том, что его беспокоит. В некотором смысле это баллада о дружбе и без пяти минут ромком. Фильм получился оригинальным, смешным, навязчиво сентиментальным и, куда без этого, немного гаденьким.
Заклятие 2 / The Conjuring 2 (2016) Джеймс Ван – 4. Могу подкинуть идею: попробуйте посмотреть «Заклятие» вместе с другом (у меня эту роль отрабатывала жена), поспорив, кто из вас больше отгадает постановочных и сюжетных штампов. Сейчас ещё раз зажжётся свет и вылезет монстр! 1:0. За покрывалом зеркало. 1:1. Училка отберет у школьниц сигарету и затянется. 2:1. Под конец фильма счёт будет баскетбольным. Мне нравятся некоторые технические детали, например, симпатичные операторские пролёты. Актёры, включая детей, тоже ведут себя пристойно. Определённо, большинство людей, причастных к созданию фильма, заслуженно едят свой хлеб. Однако, меня раздражает механическое выкачивание денег из посетителей кинотеатров. Жаль, но схема создания коммерческих фильмов ужасов так хорошо отработана и приносит настолько много денег, что творчеством там и не пахнет. Есть некоторая ирония в том, что фильм основан на популярной мистификации, так называемом «энфилдском полтергейсте», участники которого признавались, что подделывали некоторые (sic!) происшествия. Например, были застуканы за тем, что гнули ложки.
Люди Икс: Апокалипсис / X-Men: Apocalypse (2016) Брайан Сингер – 4. Это начинает надоедать. Ещё одну бестолковую нарезку из специальных эффектов нечем оправдать. Тут даже сюжета нет, просто злодей хочет всех уничтожить, а ему противостоят мутанты. Совершенно нет никаких диалогов, серьёзно, этот фильм вполне мог бы быть немым. К характерам создатели тоже не притронулись. Все побочные линии уходят в никуда: значительное время уделили педалированию темы семьи Магнито, но знакомство почему-то решили отложить до следующих серий. Не знаю, что и сказать. Просто тупое мельтешение картинок. Хорошо, что я не пошёл в кино, вся эта тухлая франшиза просто не заслуживают денег, затрачиваемых на билет. Возможен и другой взгляд на фильм. В «Апокалипсисе» нет ничего такого, что могло бы действительно сильно раздражать. В некоторые кинокомиксы пытаются засунуть элементы настоящей драмы или эпоса, а Сингер в этом отношении предельно честен со зрителем. Он и не пытается выдать своё творение за кино, это простой визуальный аттракцион, не более того, но и не менее. Один эпизод даже достоин похвалы: речь, конечно, идёт о спасении мутантов из школы, пусть это и самоповтор.
Я бы обратил внимание на "Аврору" - это крупнейший кинозал города, в котором периодически проводят ретроспективы. Туда как раз ходил смотреть "Крёстного отца" с субтитрами, фильмы Бергмана. Скоро снова "Сталкер" Тарковского покажут. Были варианты и попроще, например, Финчер ("Бойцовский клуб", "Семь", "Игра"). Сейчас там начнётся Бритфест. В ноябре там будет ретроспектива братьев Дарденн. 9-11 декабря покажут все три части "Властелина колец" в режиссёрской редакции. Короче, хорошее место.
Особой популярностью пользуется Angleterre Cinema Lounge - это приличное место, где фильмы показывают только на языке оригинала с субтитрами. Там регулярно проводят предпремьерные показы, с кинотеатром сотрудничают некоторые фестивали.
Когда фильм выходит в ограниченный прокат, то его почти наверняка можно будет посмотреть в расположенных в одном здании кинотеатрах "Дом Кино" и "Родина". Остерегайтесь маленьких залов - убогая картинка, звук из дешёвых колонок...
Некоторые годные фестивали, например, "Послание к человеку" (на котором я в этом году почти всё пропустил) сотрудничают с "Великаном". Мне не нравится это место - плохие экраны, плохой звук, но если появляются фильмы, которые не закупали прокатчики, то всё равно туда можно заглянуть. Возможно, там ещё какие-то показы интересные бывают, не следил особо.
Большинство любителей артхаус знают "Кинотеатр без попкорна". Это самое популярное из "подвальных" мест. Я такие не люблю. Смысла ходить туда не вижу. Классика кино на большом экране - это особый опыт, но толком не ясно, чем же эта площадка отличается от большой квартиры. Эксклюзивов там, насколько я понимаю, нет и быть не может. Наверное, хипстерам будет уютно. Разок попробовать можно, если уж очень хочется посетить что-то андерграундное. :)
Развлекательный трэш я смотрю в Формуле Кино, так как живу рядом с Галереей. Вроде, обычный мультиплекс, но там есть как IMAX, так и некоторые редкие фильмы с субтитрами. Иногда эту площадку используют фестивали. Помню ходил именно в Галерею на Рейгадаса. Просто, чтобы все поняли, о чём речь - посмотрите первую сцену:
Из 15 человек ушло 9. Впрочем, случалось и такое, что я досматривал фильм в гордом одиночестве.