FroZer @ 24.8.2014
Вай? Тот же социум который признает что убивать военным на войне - это нормально, признает что и быть убитыми тоже приемлимо.
Если бы было так как ты говоришь, то после войн у побежденных казнили бы/наказывали бы всех рядовых. А по факту обычно судят руководство, а "обычный солдат" (как вроде считается многими социумами) неуиноуен.
Социум который считает что убивать это приемлимо, а быть убитым при тех же условиях нет - какой-то немного отсталый штоле))
- Этично ли военному выполнять приказы, которые нарушают общечеловеческую этику?
- Этично ли отказываться от выполнения приказов, если ты клялся и присягал на верность этому руководству?
Вот и конфликт общечеловеческой и профессиональной (вкупе с личной, в случае с клятвой) этики.
не соглашусь. тот факт, что побежденных после войны достаточно часто не казнят (в современности), вовсе не говорит, что их поведение признается этичным. скорее это означает, что этому ничтожному мясу найдется более рациональное применение с точки зрения победителей. например рабами на галерах или на урановых рудниках. кроме того, так было далеко не во все времена. в древнем мире проигравших чаще казнили, чем даровали жизнь.
да и я вовсе не об этом. этика - это же не свод законов, определяющих последствия нарушения этики и наказания для нарушителей - для этого есть законы и суды. этика - это больше бинарная оценочная система (хорошо/плохо, можно/нельзя). на этом ее функции заканчиваются.
насчет нарушения приказа. я же писал, да, в случае нарушения приказа будут последствия, но это уже другой вопрос. зато в рамках личной и общечеловеческой этики ты поступил корректно (см. абзац выше). кроме того, ты клятву (присягу) даешь не конкретному руководству, а народу своей страны, который будешь защищать. но странное дело, решать, нарушил ты присягу, или нет, и определять наказание будет не народ, которому ты клялся, а пара мудаков, которые отдали приказ на убийство, при чем часто это будет без суда и следствия расстрел на месте. опять же, на войне (когда идет именно встречный бой) чаще убивают не потому, что им дали приказ, а потому что жить хочется. а вот если предположим, ты - солдат, находишься в тылу боевых действий, и к вам в расположение привезли пленных и отдали приказ расстрелять. будешь стрелять? или будешь отказываться, ссылаясь на какую-либо этику?
вот такая, понимаешь, профессиональная этика, которая больше основана не на морали, а на страхе или, если угодно, инстинкте самосохранения.
Ты, наверное, рассматриваешь её буквально. В романе "сера" и "черт с рогами" - метафоры.
В комментариях к колодцу Феруэлла Хиштаки смог убедить меня, что вероятности НЕ одинаковы.