Небольшой отчет. Результаты по району, где я наблюдал:
http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&global=true&root=772000117&tvd=2772000523445&vrn=100100031793505&prver=0&pronetvd=null®ion=0&sub_region=0&type=226&vibid=2772000523445 . Сразу скажу, что серьезных нарушений зафиксировано не было. При этом почти везде было много наблюдателей, правда не очень опытных. На этих выборах в Москве повсеместно применялся относительно новый способ фальсификаций, когда в книги избирателей вписывают какой-то дом, которого нет на самом деле. Либо принимают доп. список голосующих, вносят туда людей, якобы работающих сегодня и поэтому голосующих тут. Такой человек приходит, получает бюллетень и голосует, а может еще и вбрасывает 1 доп. бюллетень из кармана. Обнаружить такое неопытному наблюдателю - невозможно, поэтому я не знаю, было ли такое на наших участках. Чтобы это поймать нужно очень плотно работать с книгами избирателей, а в день голосования это практически невозможно, там дается минут 10-20 до открытия участка и столько же после закрытия, если вообще дается.
Видимых нарушений и проблем особо не было. Где-то не хотели заверять копию жалобы, где-то еще какие-то мелочи, но в остальном все ок. Был один участок с наблюдателями, которые насчитали в урне на 100 бюллетеней больше, чем было выдано по их подсчетам. Теперь уже не понять был ли это вброс, или просто ошибка при подсчете числа выданных бюллетеней. В ТИКе все было спокойно, мы там были не нужны. Протоколы вводили в ГАС Выборы без изменений. Только один раз переписали, чтобы поменять числа утраченных открепительных с 4 на 0. Т.е. несущественно абсолютно.
К наблюдения я готовился пару недель, читал законы и ходил на лекции, но все равно оказался абсолютно не готов. Даже не с точки зрения законов, здесь все более менее ок, а с точки зрения практически происходящего на участках. Ни для кого ни секрет, что буква закона не соблюдается у нас в стране практически нигде, избирательные комиссии не исключения. Делают как им проще и меньше гемора. Требовать от них полного соблюдения процедуры практически бесполезно. В участковых комиссиях это еще более менее возможно, там в законе процедура прописана гораздо четче, а вот в ТИКах с этим беда, да и многие пункты закона невыполнимы. Например, закон требует, чтобы все находилось в одном помещении: зал приема документов и протоколов, сейф-склад с документами, комп с ГАС Выборы. На деле это три разные комнаты, на трех разных этажах. Сам ТИК расположен в управе, где еще десятки кабинетов, куда могут входить председатель, зам. преда, секретарь и так далее, так как они работники Управы, а наблюдатели не могут. В таких условиях что-то серьезно контролировать и требовать соблюдения буквы закона - невозможно. Максимум, что мы могли - это сверять протоколы приносимые начальниками участковых комиссий с данными наблюдателей и проверять, что в ГАС Выборы внесли все честно. И все было честно, но не потому что мы крутые наблюдатели и могли все остановить, а потому что не было установки что-то менять. Так же мы были абсолютно не готовы к подобному 30 часовому марафону. К концу мимо нас можно было пронести тысячу бюллетеней и мы бы не заметили скорее всего. Все это печально, но об этом в след. посте.
Апдейт. Председатель, зам и секретарь вообще практически не находились в общем зале. Они сидели в каких-то кабинетах, где по телефонам консультировали участковые комиссии. Проверить о чем они там договариваются и что делают - невозможно.