Ещё несколько отзывов на фильмы 2016-го года. Все они находятся в "серой зоне" - и ругать не хочется, и хвалить я их не буду.
Не дыши / Don't Breathe (2016) Федерико Альварес – 6. Трое дегенератов решают грабануть слепого ветерана, но мужик оказывается не так прост и сам начинает охоту на незадачливых воришек. Попытка поживиться за чужой счёт превращается в survival horror с элементами stealth action. Обезумевший слепой маньяк носится по дому, заколачивая окна, а перепуганные ребята стараются не дышать. Очевидное достоинство фильма – постоянное напряжение. Можно тысячу раз снять сцену с бегущим спотыкающимся человеком, которого преследует убийца, и всегда будет страшно, но запихнуть кучу таких нарезок в один фильм, чтобы это не выглядело банально – вот тут уже нужен талант. Хороши и сцены насилия. Они вполне себе хардкорны и не похожи на очередное кетчуп-шоу. Обратная сторона медали – мелодраматическая линия: грабительница обсуждает со своим ребёнком возможность поездки в Калифорнию в поисках лучшей жизни, для этого мамке просто нужно стырить деньги «в самый последний раз». Один из соучастников – её молодой человек (козёл), другой – «друг», навсегда застрявший во френд-зоне (лапочка). Страшно не люблю такие очевидные сюжетообразующие роли. Впрочем, фильм получился бодреньким – это самое главное, фанаты жанра будут удовлетворены.
Любой ценой / Hell or High Water (2016) Дэвид Маккензи – 6. Два брата решают ограбить несколько банков, но обычными бандитами их назвать нельзя. И если один из них – вполне себе заурядный преступник, то мотивы другого сложнее, и он явно мнит себя борцом за справедливость. Бедность - как зараза. Передаётся от отцов к детям. Вырваться из порочного круга практически невозможно, но некоторые пытаются этого добиться, добиться любой ценой. На что только не пойдёшь ради детей, верно? Это вообще интересная тема для разговора. Добропорядочного человека от преступника отделяет лишь поступок. А что отделяет хорошего человека от плохого? Полагаю, у каждого есть своя цена, каждый может попасть в ситуацию lose-lose, сделав в итоге выбор, который поставит его за черту закона. Серьёзная заявка на хороший фильм, не правда ли? Однако, для настоящего успеха Дэвиду Макензи не хватило самой малости – умения снимать.
Светская жизнь / Café Society (2016) Вуди Аллен – 6. Не всем замечательным отношениям между девушкой и парнем суждено переродиться в счастливую семейную жизнь, но ведь хотя бы попробовать стоит, верно? А ещё в нужный момент иногда тяжело бывает сделать правильный выбор, такой выбор, который не вынудит нас мысленно возвращаться к той самой развилке, разделяющей жизнь реальную и жизнь возможную. Думается, что по вечно актуальной теме высказаться в оригинальном ключе может только изрядно остроумный человек. Вуди Аллен, возможно, к ним как раз относится, но он зарывает свой талант, копаясь в самых банальных историях. Старику всё ещё иногда удаются отличные диалоги, способные вызвать ухмылку, но драматические конфликты он выдаёт один зауряднее другого. Конечно, есть и некоторые странности в сценарии. Например, линия брата главного героя избыточна. «Светская жизнь» лучше чем кажется после прочтения последних строк хотя бы потому, что Джесси Айзенберг изумительно изображает харизматичного и неловкого еврея. А вот Стюарт находится в строго очерченных пределах своего излюбленного амплуа мёртвой рыбы, несмотря на то, что её роль подразумевает очевидно более широкий эмоциональный диапазон.
Ученик (2016) Кирилл Серебренников – 6. «Ученик» - экранизация спектакля Кирилла Серебренникова о том, как увлечение Библией разрушает психику трудного подростка. Вениамин, погрузившись с головой в чтение, кажется, обретает себя. Он находит множество остроумных ответов, позволяющих ему критиковать жизнь близких или школьное образование. Волшебное превращение из молчуна в проповедника носит игровой характер: мальчик обнаруживает в себе способность к выявлению пороков и познаёт скрытую силу слова – одноклассников будто и нет, он соперничает с взрослыми и, к собственному удивлению, одерживает одну победу за другой. То, что поначалу было очень похоже на троллинг, постепенно обретает черты религиозного догматизма и даже радикальной ереси. Парень перестаёт ощущать границы, для него это уже не игра. Даже обидно от того, что фильм получился настолько неровным. Бесконечные цитаты из Священного Писания и сопутствующие им титры – идея изумительная! В доступной форме вскрывается несоответствие нашего образа жизни идеям, изложенным в Библии, и этот контраст доводится Учеником до абсурда, но благодаря скептически настроенному школьному психологу автор легко выявляет и противоречия в главной книге христианства. Серебренников, очевидно, не пытался снять суровую европейскую драму, над многими ситуациями он открыто иронизирует, а порой нисходит до уровня дешёвого балагана. Стилистическим единством «Ученик» похвастаться не может. Хорошие театральные приёмы здесь идут рука об руку с неуместным шутовством. Кроме того, многие новодрамовцы так прекрасно работают с актёрами, что самый дикий натурализм зрителю кажется чем-то понятным, близким, даже исконно русским, но художественный руководитель «Гоголь-центра» в этом отношении уступит всем и каждому. Его персонажи будто бы сошли с экрана телевизора необразованной бабули, чей смысл жизни заключается в просмотре самых дешёвых и самых глупых сериалов по центральным каналам. «Ученик» оставляет меня в смешанных чувствах: вроде, фильм-то хороший, даже в некотором смысле полезный, но слишком уж часто во время просмотра с новыми силами разгоралась мысль, что Серебренников – никудышный кинематографист.
Каждому своё / Everybody Wants Some!! (2016) Ричард Линклейтер – 6. Старина Линк ностальгирует по жизни в колледже. Примерно так выглядят комедии на ТНТ, просто они хуже и глупее, но суть та же. Парнишка поступает в колледж и приезжает за несколько дней до начала занятий, чтобы обустроиться и затусить с ребятами. Режиссёр сводит вместе несколько типажей и самые заурядные ситуации. Здесь есть и удивительный зануда, и заноза в заднице, и восходящая звезда бейсбола, и простой парень (конечно, именно он – главный герой). Вечеринки, травка, алкоголь, девчонки – вот всё, что беспокоит мальчишек в этом возрасте. А они ведь действительно ещё мальчишки, несмотря на усы. Даже если кто-то в шутку задаётся вопросом, кто он на самом деле, то тут же находится ответ: парни, которые хотят потрахаться. «Границы там, где вы их ставите», - пишет на доске преподаватель в первый день учёбы. Я староват для того, чтобы воспринимать подобные романтические откровения всерьёз, но для желающих окунуться в историю без начала и конца о беззаботной студенческой жизни «Everybody Wants Some!!» очень даже подойдёт.
Служанка / Agasshi (2016) Пак Чхан-ук – 6. Корейский кинороман от режиссёра «Олдбоя» не привлёк к себе пристального внимания зрителей, хотя был тепло встречен критиками. В первые десять минут излагается сюжет. Мошенник планирует женитьбу на богатой девушке, чтобы завладеть её состоянием. Он решает подстраховаться, так как провернуть одному подобную аферу не так просто, и берёт в сообщницы Соке, которой предстоит сыграть роль новой служанки госпожи Хидеко, склонив ту к замужеству. Схема нехитрая, но подоплёка раскрывается не сразу. Впрочем, стоит сразу обратить внимание на то, что в оригинале фильм называется «Госпожа», но, несмотря на это, в некоторых странах (например, в США и России) он попал в прокат как «Служанка». Фильм основан на книге Сары Уотерс «Тонкая работа» (в оригинале, на секундочку, «Fingersmith»). Автор, кстати говоря, получила номинацию на Букер. Наверное, вы начинаете уже о чём-то подозревать, но скажу прямым текстом: английская писательница прославилась сразу после публикации дебютного романа «Tipping the Velvet» (название отсылает к викторианской аллегории куннилингуса). Вот так, рассуждая об одних только названиях, можно всё рассказать о сути фильма. Если у вас уже что-то зашевелилось в штанах – приятного просмотра! В целом же, зрелище не самое увлекательное и оригинальное.
Любовь и дружба / Love & Friendship (2016) Уит Стиллман – 5. Остроумная леди Сьюзен на протяжении полутора часов прилагает все усилия, чтобы найти своей дочери и, между делом, самой себе выгодную партию. Под видом экранизации викторианской прозы продаётся сборник второсортных английских анекдотов, ни один из которых не способен вызвать улыбку. Юмор островитян иногда бывает интересным, но намного чаще это унылая и вымученная клоунада. Ну, знаете такие американские клише - запустить тортом в лицо или упасть, поскользнувшись на банановой кожуре? Не слишком-то просто показать подобные вещи в новом свете, поэтому такие приёмы редко работают. Стиллман высмеивает британское наследие через тошнотворно плоские британские шуточки. Минус на минус дадут плюс? Ох, не знаю! Вот вам сцена. Муж пересказывает жене письмо, но та настаивает, чтобы он прочёл написанное дословно, а тот с «готовностью читать хоть каждый знак» начинает: «Я всё больше беспокоюсь запятая моя милая матушка запятая...» Пишу об этом и начинаю невольно морщиться от отвращения. «Точка с запятой», твою мать! Да, и если с костюмчиками, музыкой и даже поведением людей, шутливо передающими дух эпохи, всё ясно, то как быть с языком? «Усадьба для усатых, имения для именитых». Это же нужно смотреть в оригинале, хотя дублировали фильм, полагаю, очень старательно. Многие диалоги даже хороши, если не придавать большого значения их внутренней иронии. И всё же, тяжело поверить в то, что такой продукт, предназначенный исключительно для внутреннего потребления, попал в мировой прокат.
Фантастические твари и где они обитают / Fantastic Beasts and Where to Find Them (2016) Дэвид Йейтс – 5. Последний фильм о приключениях Гарри Поттера вышел в прокат целых пять лет назад, но всем было очевидно, что коммерческий потенциал франшиза не исчерпала. Нет ничего удивительного в том, что спин-оффу быстро дали зелёный свет. Вообще «Фантастические твари…» - это книга из личной коллекции Гарри Поттера за авторством Ньюта Саламандера, совмещающего искусство магии с интересом к зоологии. Роулинг не поленилась посвятить товарищу зоологу небольшой романчик, традиционно заработав на этом кучу денег. Студийные босы пошли по её стопам и угрохали на новую сказку, обречённую на успех, аж 180 миллионов. Целевой аудитории больше ничего о фильме знать не положено. Всё равно же побегут в кинотеатры как миленькие. В двух словах, однако, можно упомянуть некоторые моменты. Ньют прибывает в Нью-Йорк со своим волшебным чемоданчиком, скрывающем в себе бесчисленное множество тех самых фантастических тварей. Некоторые из них вырываются на волю, но это не самая большая проблема, с которой предстоит столкнуться неловкому английскому магу. Так вот первое, что обращает на себя внимание – ужасная компьютерная графика! Не помню, когда в последний раз я видел настолько убого прорисованные модели. Создаётся ощущение, будто «Книгу Джунглей» Джона Фавро и «Фантастических тварей…» разделяет лет 25. И это многое портит. Наверное, непосредственно приключений касаться вообще не стоит – юных зрителей ждёт обычная заурядная сказка, ясно же, что никто не пойдёт на крупный риск, создавая нечто по-настоящему самобытное. Впрочем, в моральном отношении история не так проста: очень уж тернистой дорожкой идут герои к азбучным истинам, вряд ли это такой уж серьёзный спойлер, поэтому скажу, что меня, например, нешуточно удивил смертный приговор в отношении юных волшебников. Вроде бы, к финалу добро и зло более-менее обозначено, но городское население выкашивал персонаж, которого никак нельзя считать настоящим злодеем. Это, конечно, создаст дополнительный ажиотаж следующей части грядущей трилогии.
То есть великий Аристофан - это уровень современного КВН и то, некоторые вещи не будут понятны без контекста?
До сих пор ли он так велик?