Цитата (Шалтай-Болтай @ 7.7.2014)
если ты "играешь" по данной страте, то неизбежно рано или поздно встречаешь достаточно злого оппонента, который шанса для ответки вообще никому не дает. уже одно это вселяет сомнения в правильность такой стратегии, не?
Странно слышать такой вопрос от покериста.
Напомню, что игра повторяющаяся.
Khishtaki, во-первых, участники почти всегда понимают правила, во-вторых, это в действительности и не обязательно.
Вы кажется путаете повторяющуюся дилемму заключенного со случаем одной итерации. Я так понимаю, корни убеждения, что индивидууму псюсовее быть злым, растут именно из этого. Если ты никогда больше не будешь сталкиваться с человеком, выгоднее, конечно, "злое" действие: не уступить дорогу, пролезть перед кем-то в очереди, намеренно кинуть дольщиков (если думаешь что больше не будешь играть), это действительно так. Но мы живем в социуме и тут, на мой взгляд, влияют несколько факторов: человек, как вид, выжил в эволюционной борьбе, применяя описанную выше доминантную стратегию (это не является причиной, в поведении других живых организмов, даже самые простых, тоже есть её проявления), это же касается и жизни больших и маленьких социальных групп. Общности добиваются больше, чем набор индивидов, выполняющих исключительно эгоистические действия в ущерб другим, или просто отказывающихся как-то взаимодействовать. В естественном отборе социумов это тоже работает, думаю исторический успех христианской морали, проповедующей принципы, близкие к принципам этой стратегии, можно считать подтверждением. То есть это уже заложено как в биологической, так и в социальной памяти. Когда мы растем, нам прививают эту этику, мы сталкиваемся чаще со случаями, когда её применение выгоднее, чем когда нет (стратегия-то доминантная), более того, мы так устроенны, что быть социальным поощряется нашим организмом на
физическом уровне, а быть социальным, когда ты злой, тяжело. Неслучайно как-то получается, что, даже если специально этого не обговаривать, кидал будут не любить, будут стараться ответить на такое агрессивное действие и все это безусловно понимают, знают они что-то про теорию игр или нет. То есть социальный контекст склоняет к этичности.
Если ты говорил о "не понимают правила", как о непонимании какие будут выплаты при различных исходах, это тоже не критично, от этого непонимания стратегия вдруг сверх выигрышной не станет, хотя есть сценарии, где эта стратегия будет выигрывать у многих других. К примеру, если в случае назревания конфликта один индивид произведет впечатление полного сумасшедшего, который может не считаться ни со своими, ни с чужими потерями, связываться с ним могут посчитать себе дороже.
Итак, быть злым, неэтичным и эгоистичным выгодно в одной итерации (в случае когда социальной ситуации между индивидуумами больше не возникнет или когда выгода от этого действия перекрывает потенциальную выгоду от всех последующих отношений), а в целом в нас заложено, биологически и социально, быть этичными. Безусловно, есть флуктуации; человек может, например, научиться на примерах, когда быть неэтичным оказалось выгодным и безнаказанным, но на дистанции такое поведение будет наказываться обществом. Если нет, не так уж важно, потому что общество в целом к такому поведению прийти не может, потому что состояние, где все злые и эгоистичные, в текущих обстоятельствах не может быть равновесным.
Точно! Это Докинз в "Эгоистичном гене" описывал: условное поведение голубя в сообществе воробьев. Выгодно, пока голубей не станет слишком много.