стихи

Последний пост:04.10.2019
11
1 16 17 18 19 24

  • 10/10
    Ответить Цитировать
    2
  • Алексей Королёв

    А в Библии красный кленовый лист…

    А. А.



    Не оправился ещё после гриппа, –

    входит женщина – не баба, а липа,

    имитация царицы и цацы…

    Мне с младенчества везло на эрзацы.

    Даже если проглядишь все гляделки,

    отличить оригинал от подделки

    в наше время нелегко. И агаты,

    и смарагды иногда – суррогаты.

    Самозванкам возмутительноглазым

    искони предпочитал ясный разум.

    Здравомыслие меня погубило –

    вот опять меняю шило на мыло.

    Постоянная нужда в макияже

    у изъяна, червоточины даже,

    безупречное же и в затрапезе

    всё равно как полотно Веронезе.

    Не тушуйся, говорю, всё в порядке,

    просто я ещё горю в лихорадке,

    38 у меня и 4…

    Смутно, словно сквозь помехи в эфире,

    слышу бестолочи полные речи…

    Точно угли горячи эти плечи,

    эти груди обжигают ладони

    (я уже не заикаюсь о лоне).

    И в любви не избежать плагиата:

    что ни поза, что ни жест, то цитата

    из неведомого пращура-предка.

    Нечто новое случается редко,

    а фонетика бедней, чем у птички,

    у не в меру современной москвички

    и синантропихи – ахи и охи

    не зависят вообще от эпохи.

    А поскольку хоть ты лопни, хоть тресни,

    всё равно не сочинить «Песней Песни»,

    из объятия, где плотно и гладко,

    выпадаю, как из книги закладка.

    Всё равно, с чего начать, – лишь бы кончить.

    Отчего кленовый лист перепончат,

    я не знаю, да и что мне за дело…

    Тем не менее пришла, одолела.
    272/402
    Ответить Цитировать
    1
  • кто-нибудь Хлебникова котирует? Велимир Хлебников, председатель земного шара

    http://rvb.ru/hlebnikov/mat/contents.htm здесь можно почитать, помимо стихов есть еще проза, поэмы

    Николай Асеев, поэт, современник Хлебникова, вот как описывает Велимира
    Вы Хлебникова видели
    лишь на гравюре.
    Вы ищете слов в нём
    и чувств посвежей.
    А я гулял с ним
    по этой буре -
    из войн,
    революций,
    стихов и чижей.
    Он был высок,
    правдив и спокоен,
    как свежий, погожий
    сентябрьский день.
    Он был действительно
    бедный воин -
    со всем, что рождало
    бездумье и лень.
    Глаза его -
    осени светлой озёра -
    беседу с лесною вели тишиной,
    без слов
    холодя пошляка и фразёра
    суровой прозрачностью ледяной.
    А рот -
    на шиповнике спелая ягода -
    был так неподкупно
    упорен и мал,
    что каждому звуку
    верилось загодя,
    какой бы он шелест
    ни поднимал.
    И лоб его,
    точно в туманы повитый,
    внезапно светлел,
    как бы от луча,
    и сердце тянулось к нему,
    по виду
    его из тысячей отлича.
    Словно в кристалл времена разумея,
    он со своих
    недоступных высот
    ведал -
    за тысячу
    до Птолемея
    и после Павлова
    на пятьсот.
    Он тёк через пальцы
    невыгод и бедствий,
    затоптанный в пыль
    сапогами дельцов.
    «Так на холсте
    каких-то соответствий
    вне протяжения
    жило Лицо»,
    Он жил -
    не ища
    ни удобства, ни денег,
    жевал всухомятку,
    писал на мостах,
    гранёного слова
    великий затейник,
    в житейских расчётах
    профан и простак.
    Таким же, должно быть,
    был и Саади,
    таким же Гафиз
    и Омар Хайям, -
    как дымные облаки
    на закате -
    пронизаны золотом
    по краям.
    Понять его
    медленной мыслью
    не траться:
    сердечный прыжок
    до него разгони!..
    Он спал
    на стихами набитом матрасе, -
    сухою листвою
    шуршали они.
    Он складывал их в узелок
    и - на поезд!
    Внезапный входил,
    сапоги пропыля:
    и люди добрели,
    и кланялись в пояс
    ему украинские тополя.

    Он прошумел,
    как народа сказанье,
    полупризнан
    и полуодет, -
    этот,
    пришедший к нам
    из Казани,
    аудиторий зелёных студент.
    И, словно листья
    в июльском зное,
    пока их бури не оголят,
    встретились,
    чокнулись
    эти двое -
    сила о силу,
    талант о талант.

    Как два посла
    больших держав,
    они сходились
    церемонно.
    Что тот таит
    в себе, сдержав?
    Какие за другим знамёна?
    «Посол садов, озёр, полей,
    не слишком ли
    дремотно знамя?»
    «А ты?
    Неужто веселей
    твой город
    с мёртвыми камнями?»
    «Но в городе
    люди живут,
    а не вещи!
    Что толку описывать
    клюв лебедей?!»
    «Но лебеди плещут,
    а рощи трепещут…
    Не вещи ли делает
    разум людей?
    Завод огромен и высок.
    Но он -
    клеймом оттиснут
    в душах.
    Не мягше ли
    морской песок,
    чем горы
    ситцевых подушек?»
    «Не твёрже ли
    сухой смешок,
    дающий пищу
    жерлам пушек?»
    «Да,
    миром владеет
    бездушный Кащей…
    Давайте устроим
    восстанье вещей!
    Ведь: слово «весть»
    и слово «вещь»
    близки и родственны корнями, -
    они одни - в веках -
    и есть
    людского племени
    орнамент!
    Смотрите же,
    не забудьте обещанья:
    отныне -
    об одних больших вещах
    вещанье».

    Такой разговор,
    может, в жизни и не был;
    лишь взглядов обмен
    да сердец перебой.
    Но старую землю
    под новое небо
    они поклялась
    перекрыть над собой.
    Маяковский любил
    Велимира, как правду,
    ни пред кем
    не складывающуюся пополам.
    Он ему доверял,
    словно старшему брату,
    уводившему за руку
    вдаль, по полям.
    Он вспоминал о нём,
    беспокоился,
    когда Хлебников
    пропадал по годам:
    «Где же Витя?
    Не пропал бы под поездом!
    Оборвался, наверное,
    оголодал!»

    А Хлебников шёл по России
    неузнанный,
    костюм себе выкроив
    из мешков,
    сам -
    поезд
    с точёными рифмами-грузами
    по стрелкам
    сочувствий,
    толков
    и смешков.
    Он до пустыни Ирана
    донашивал
    чистый и радостный
    звучности груз,
    и люди,
    не знавшие говора нашего,
    его величали
    Дервиш-урус.
    Он шёл,
    как будто земли не касаясь,
    не думая,
    в чём приготовить обед,
    ни стужи,
    ни голода не опасаясь,
    сквозь чащу
    людских неурядиц и бед.
    Бывало, его облекут,
    как младенца,
    в добротную шубу,
    в калоши,
    и вот
    неделя пройдёт и -
    куда это денется:
    опять - Достоевского «Идиот»!
    Устроят на место,
    на службу пайковую:
    ну, кажется, есть
    и доход и почёт.
    И вдруг
    замечаешь фигуру знакомую:
    идёт,
    и капель ему щёки сечёт.
    Идёт и теребит
    от пуговиц ниточки;
    и взгляда не встретишь
    мудрей и ясней…
    Возьмёшь остановишь:
    «Куда же вы, Витечка?»
    «Туда, -
    отмахнётся, -
    навстречу весне!»

    Попробуйте вот,
    приручите, приштопайте,
    поставьте на место
    бродячую тень:
    он чуял
    в своём безошибочном опыте
    ту свежесть,
    что в ноздри вбирает
    олень.
    Он ненавидел
    фальшь и ложь,
    искусственных чувств
    оболочку,
    ему, бывало, -
    вынь да положь
    на стол
    хрустальную строчку.
    Он был Маяковского
    лучший учитель
    и школьную дверь запахнул
    навсегда…
    А вы - в эту дверь
    напирайте,
    стучите,
    чтоб не потерять
    дорогого следа!
    Сообщение отредактировал unrealxx - 8.2.2018, 10:43
    1/1
    Ответить Цитировать
    1
  • Артур Ктеянц

    Три письма отцу, или передозировка Бродским.

    Моё почтение, отец.
    Прости, что не писал полгода.
    Здесь первозданная природа,
    с утра, на пастбище овец

    ведет Сантьяго, славный парень,
    всё время в замшевом берете.
    Мы с ним соседи по планете.
    Отец, он на гитаре шпарит,

    я, в общем, перед ним лошара
    по части музыки. Он может,
    проникнуть в грудь, минуя кожу,
    и там устраивать пожары.

    Пишу немного. То ли виды
    сбивают с толку, то ли лень,
    но лучше тишина, чем хрень,
    послушай, что недавно выдал:

    «Серебряных монеток груду,
    поставь в числитель древесины,
    И вот, за вычетом Иуды,
    ты получаешь вес осины».

    Ну, как тебе? Слегка фатально?
    Ты скажешь: "хорошо"! Ты Папа!
    в ночи моим разбужен храпом,
    ты крикнешь: "это гениально"!

    Мой слог простужен, безударен.
    Глагольной рифмой вею гордо.
    Я выделен ошибкой в «ворде».
    Дай мне по морде. Я бездарен.

    Отец, ты с детства был помножен
    на тех ребят, кто крепок духом.
    Физрук, что дал мне оплеуху,
    тобой прилюдно уничтожен.

    Как только кончатся на «ец»
    все рифмы, перейду на «папа».
    Еще есть «жнец», « кузнец», «гонец»,
    «подлец». Стихи стекают на пол.

    Сейчас пол первого. Представь.
    Все спят как бобики, и мне бы,
    съесть бутерброд с вчерашним хлебом,
    а завтра, можно по местам

    расставить все. Под вечным грузом
    стихов, письмо мое искрится.
    Так нет же, ни хрена не спится.
    Поэта доконает муза.

    Хожу небритый. Ты сказал бы,
    что я похож на Будулая.
    Темно. В саду собака лает.
    На барбекю томятся крабы.

    А что, Испания, отец,
    не сплошь сиеста и коррида.
    Морепродуктовые виды,
    вино, гитара наконец.

    Как поживает город «Р»?
    Народ по-прежнему сердитый?
    Братва вооружившись битой,
    ведёт охоту на химер?

    Маман, наверно, жмет закрутки
    из помидоров переспелых?
    Поди и фартук сросся с телом.
    Составь ей вольную на сутки,

    пусть едет к морю, без нее,
    тебе, конечно, будет тяжко…
    Но сколько можно: стирка, глажка,
    котлеты, телек и бельё.

    Час тридцать… Мучает зевота...
    Спокойных снов, любимый «падре».
    А мы с тобой иные кадры.
    А мы с тобой, брат, из пехоты.

    6 лет спустя

    Отец, я дом купил,
    хотя, вполне хватило бы квартиры.
    Четыре спальни, три сортира,
    терраса, баня. Год копил.

    Скромнее надо жить, но па,
    представь, мой дом стоит на склоне,
    где виден океан с балкона.
    Да я на задницу упал,

    когда воочию всё это
    мог лицезреть, мой папа джан.
    сейчас ты скажешь: «ай кез бан
    как жить, когда всё время лето»?

    Вся эта роскошь, одному,
    должно быть, не нужна в помине.
    Залив в окне. Дрова в камине.
    Сосед, представь, Орхан Памук.

    Он говорит, что мой роман
    фигня, но я не обижаюсь.
    Когда с ним в шахматы сражаюсь
    на деньги, потрошу карман.

    Два слова о еде: она,
    практически без химикатов.
    Скупаю полуфабрикаты,
    цукаты, сыр, грибы. Вина

    бы меньше пить, не то,
    зависимость накроет скоро.
    Здесь вкусный хлеб, но с мясом горе,
    говядина на вкус - бетон.

    Рельефы пропеченных пицц,
    (что подают с капустой квашенной),
    как свежий след от ягодиц
    на лавке с надписью «окрашено».

    Теперь о главном. Тут одна
    красотка поселилась рядом.
    Стеклопакет дырявлю взглядом,
    когда в окне она видна.

    Коня мне! Ножны. Меч. Запал.
    Кубинский ром для миокарда.
    Полундра, я влюбился, падре.
    Карамба, папа, я попал.

    Пойду к стилисту, из копны
    волос он сделает мне стрижку,
    Потом сожгу кусты в подмышках,
    и словно Зорро, со стены,

    на спину крепкого коня
    запрыгну не жалея копчик.
    Скачи мой конь, и рвется в клочья
    пусть холостяцкая броня.

    Но, это все слова, отец,
    На деле я косноязычен.
    В беседе скучен и обычен.
    Ну, так и просится на «ец»

    дурная рифма, но не буду.
    Спокойно… Всё… Дышу в пакет…
    Когда ругается поэт,
    тогда он не посредник чуда.

    Она опять в окне. Одна.
    Дрожит рука на дне курсива.
    О, падре, как она красива,
    надеюсь, так же и умна.

    Проверю, сразу же дам знать.
    На сим, прощаемся до срока.
    Пора идти искать бинокль.
    Люблю тебя и нашу мать.

    Три года спустя.

    Отец, я сам теперь отец.
    Два года. Мальчик. Знаю… Знаю…
    Пишу нечасто, забываю.
    Но знаешь, падре, мой дворец,

    похож на маленький дурдом,
    где правит юный поросенок.
    Вчера, под грудою пеленок,
    Свои трусы нашел с трудом.

    По телевизору, заметь,
    отцовство выглядит иначе.
    Там дети никогда не плачут,
    они, как плюшевый медведь

    характером, уложишь – спят,
    по пустякам кричать не станут,
    за день на метр вырастают,
    в ночи зубами не скрипят.

    Я зол, как тот бойцовский пёс,
    и наконец-то понял, батя,
    причину, по которой братьев,
    мне аист больше не принес.

    Памук отправился в Лаос.
    Теперь и на рыбалку не с кем.
    Крючки ржавеют, сохнут лески.
    Чтоб как-то вылечить невроз,

    пустил в аквариум пираний,
    там начался неравный бой,
    сомы покончили с собой.
    Короче, триллер, как « На грани»,

    Где твой любимый «Хопкинс» - сом,
    а «Болдуин» - зубастый хищник,
    который оказался лишним
    В наборе парных хромосом.

    Отец, недавно, мать её,
    ну, в смысле, мать моей супруги,
    к нам переехала. О муки,
    Памук! Хочу в Лаос с тобой!

    Мой дом в четыреста квадратов,
    тесней и чище стал. Кошмар!
    Она назойливый комар.
    Хотел отправить в Эмираты,

    не едет. Кровушки попить,
    намного лучше, чем на пляже,
    потратить то, что сам не нажил.
    Да я готов с собой отлить

    ей граммов триста. Кровоток,
    отныне станет дефицитом.
    Она в моих эритроцитах,
    свой охлаждает хоботок.

    Отец, я больше не пишу.
    От этого длиннее ночи.
    В большой «симфонии», мой почерк,
    глухой, отдельно взятый шум.

    Мой голос получил под дых.
    Живет за гранью конъюнктуры,
    лишен практической структуры.
    Я не пишу про голубых,

    Про извращенцев и нацистов,
    Про парня в кругленьких очках.
    Что может веко без зрачка?
    Прощай, роман, асталависта.

    Рука на клавишах лежит.
    Зачем копить бумажный сор,
    когда уже есть «Книжный вор»
    и «Черный обелиск», скажи?

    Вновь, океан сожрал закат,
    и почернел волнистым пледом.
    В начале осени приеду
    с женой и сыном. Всё. Пока.
    273/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Алексей Королёв

    Не то беда, что обнищал, –

    для реплик в стиле: «Караул!»

    не нужен даже стол и стул, –

    а то, что всех, кому вещал,

    мне кажется, я обманул,

    хоть ничего не обещал.
    274/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Андрей Леонтьев

    Когда вдруг однажды – случайно, внепланово –
    Пораню я сердце об острое лезвие,
    То будут смотреть на меня как на пьяного
    Спешащие мимо прохожие трезвые.

    Ступая с трудом тротуаром заплёванным,
    Как будто ногами босыми по угольям,
    Пройду я сквозь город, в мораль замурованный,
    Сгибаясь от боли, а больше – от ругани,

    Что в спину вопьётся мне клювами воронов,
    Учуявших кровь и с балконов слетающих…
    И путь мне один – на четыре все стороны,
    Но Тот, наверху, подмигнёт понимающе –

    И я устою на ногах перед взглядами,
    Свой след окропляя кровавой дорожкою,
    И вырвусь на волю из города смрадного –
    Пристанища чистеньких «ангелов» с рожками.

    А после, бредя вдоль реки по течению,
    Котомку обид и усталости скину я.
    Усмешкой давясь и ища облегчения,
    Вдруг выплюну в воду ругательство длинное.

    Отпустит… и рана, конечно, затянется.
    Но сколько же раз повторится подобное…
    Сквозь зубы бросают презрительно: «Пьяница…» –
    В упавших от боли сограждане злобные.
    Похоже, так просто удобнее…
    275/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Исаак и Авраам

    Исаак и Авраам



    М. Б.



    «Идем, Исак. Чего ты встал? Идем».

    «Сейчас иду». -- Ответ средь веток мокрых

    ныряет под ночным густым дождем,

    как быстрый плот -- туда, где гаснет окрик.



    По-русски Исаак теряет звук.

    Ни тень его, ни дух (стрела в излете)

    не ропщут против буквы вместо двух

    в пустых устах (в его последней плоти).

    Другой здесь нет -- пойди ищи-свищи.

    И этой также -- капли, крошки, малость.

    Исак вообще огарок той свечи,

    что всеми Исааком прежде звалась.

    И звук вернуть возможно -- лишь крича:

    «Исак! Исак!» -- и это справа, слева:

    «Исак! Исак!» -- и в тот же миг свеча

    колеблет ствол, и пламя рвется к небу.



    Совсем иное дело -- Авраам.

    Холмы, кусты, врагов, друзей составить

    в одну толпу, кладбища, ветки, храм --

    и всех потом к нему воззвать заставить --

    ответа им не будет. Будто слух

    от мозга заслонился стенкой красной

    с тех пор, как он утратил гласный звук

    и странно изменился шум согласной.

    От сих потерь он, вместо града стрел,

    в ответ им шлет молчанье горла, мозга.

    Здесь не свеча -- здесь целый куст сгорел.

    Пук хвороста. К чему здесь ведра воска?



    «Идем же, Исаак». -- «Сейчас иду».

    «Идем быстрей». -- Но медлит тот с ответом.

    «Чего ты там застрял?» -- «Постой». -- «Я жду».

    (Свеча горит во мраке полным светом).

    «Идем. Не отставай». -- «Сейчас, бегу».

    С востока туч ползет немое войско.

    «Чего ты встал?» -- «Глаза полны песку».

    «Не отставай». -- «Нет-нет». -- «Иди, не бойся».



    В пустыне Исаак и Авраам

    четвертый день пешком к пустому месту

    идут одни по всем пустым холмам,

    что зыблются сродни (под ними) тесту.

    Но то песок. Один густо песок.

    И в нем трава (коснись -- обрежешь палец),

    чей корень -- если б был -- давно иссох.

    Она бредет с песком, трава-скиталец.

    Ее ростки имеют бледный цвет.

    И то сказать -- откуда брать ей соки?

    В ней, как в песке, ни капли влаги нет.

    На вкус она -- сродни лесной осоке.

    Кругом песок. Холмы песка. Поля.

    Холмы песка. Нельзя их счесть, измерить.

    Верней -- моря. Внизу, на дне, земля.

    Но в это трудно верить, трудно верить.

    Холмы песка. Барханы -- имя им.

    Пустынный свод небес кружит над ними.

    Шагает Авраам. Вослед за ним

    ступает Исаак в простор пустыни.

    Садится солнце, в спину бьет отца.

    Кружит песок. Прибавил ветер скорость.

    Холмы, холмы. И нету им конца.

    «Сынок, дрова с тобою?» -- «Вот он, хворост».

    Волна пришла и вновь уходит вспять.

    Как долгий разговор, смолкает сразу,

    от берега отняв песчинку, пядь

    остатком мысли -- нет, остатком фразы.

    Но нет здесь брега, только мелкий след

    двух путников рождает сходство с кромкой

    песка прибрежной, -- только сбоку нет

    прибрежной пенной ленты -- нет, хоть скромной.

    Нет, здесь валы темны, светлы, черны.

    Здесь море справа, слева, сзади, всюду.

    И путники сии -- челны, челны,

    вода глотает след, вздымает судно.

    «А трут, отец, с тобою?» -- «Вот он, трут».

    Не видно против света, смутно эдак...

    Обоих их склоняя, спины трут

    сквозь ткань одежд вязанки темных темных веток.

    Но Авраам несет еще и мех

    с густым вином, а Исаак в дорогу,

    колодцы встретив, воду брал из всех.

    На что они сейчас похожи сбоку?

    С востока туча застит свод небес.

    Выдергивает ветер пики, иглы.

    Зубчатый фронт, как будто черный лес,

    над Исааком, все стволы притихли.

    Просветы гаснут. Будто в них сошлись

    лесные звери -- спины свет закрыли.

    Сейчас они -- по вертикали -- вниз

    помчат к пескам, раскинут птицы крылья.

    И лес растет. Вершины вверх ползут...

    И путники плывут, как лодки в море.

    Барханы их внизу во тьму несут.

    Разжечь костер им здесь придется вскоре.



    Еще я помню: есть одна гора.

    Там есть тропа, цветущих вишен арка

    висит над ней, и пар плывет с утра:

    там озеро в ее подножьи, largo

    волна шуршит и слышен шум травы.

    Тропа пуста, там нет следов часами.

    На ней всегда лежит лишь тень листвы,

    а осенью -- ложатся листья сами.

    Крадется пар, вдали блестит мысок,

    беленый ствол грызут лесные мыши,

    и ветви, что всегда глядят в песок,

    склоняются к нему все ближе, ниже.

    Как будто жаждут знать, что стало тут,

    в песке тропы с тенями их родными,

    глядят в упор, и как-то вниз растут,

    сливаясь на тропе навечно с ними.

    Пчела жужжит, блестит озерный круг,

    плывет луна меж тонких веток ночи,

    тень листьев двух, как цифра 8, вдруг

    в безумный счет свергает быстро рощу.



    Внезапно Авраам увидел куст.

    Густые ветви стлались низко-низко.

    Хоть горизонт, как прежде, был здесь пуст,

    но это означало: цель их близко.

    «Здесь недалеко», -- куст шепнул ему

    почти в лицо, но Авраам, однако,

    не подал вида и шагнул во тьму.

    И точно -- Исаак не видел знака.

    Он, голову подняв, смотрел туда,

    где обнажались корни чащи мрачной,

    разросшейся над ним -- и там звезда

    средь них (корней) зажгла свой свет прозрачный.

    Еще одна. Минуя их, вдали

    комки «земли» за «корнем» плыли слепо.

    И наконец они над ним прошли.

    Виденье леса прочь исчезло с неба.

    И только вот теперь он в двух шагах

    заметил куст (к отцу почуяв зависть).

    Он бросил хворост, стал и сжал в руках

    бесцветную листву, в песок уставясь.



    По сути дела, куст похож на все.

    На тень шатра, на грозный взрыв, на ризу,

    на дельты рек, на луч, на колесо --

    но только ось его придется книзу.

    С ладонью сходен, сходен с плотью всей.

    При беглом взгляде ленты вен мелькают.

    С народом сходен -- весь его рассей,

    но он со свистом вновь свой ряд смыкает.

    С ладонью сходен, сходен с сотней рук.

    (Со всею плотью -- нет в нем только речи,

    но тот же рост, но тот же мир вокруг).

    Весною в нем повсюду свечи, свечи.

    «Идем скорей». -- «Постой». -- «Идем». -- «Сейчас».

    «Идем, не стой», -- (под шапку, как под крышу).

    «Давай скорей», -- (упрятать каждый глаз).

    «Идем быстрей. Пошли». -- «Сейчас». -- «Не слышу».

    Он схож с гнездом, во тьму его птенцы,

    взмахнув крылом зеленым, мчат по свету.

    Он с кровью схож -- она во все концы

    стремит свой бег (хоть в нем возврата нету).

    Но больше он всего не с телом схож,

    а схож с душой, с ее путями всеми.

    Движенье в них, в них точно та же дрожь.

    Смыкаются они, а что в их сени?

    Смыкаются и вновь спешат назад.

    Пресечь они друг друга здесь не могут.

    Мешаются в ночи, вблизи скользят.

    Изогнуты суставы, лист изогнут.

    Смыкаются и тотчас вспять спешат,

    ныряют в темноту, в пространство, в голость,

    а те, кто жаждет прочь -- тотчас трещат

    и падают -- и вот он, хворост, хворост.

    И вновь над ними ветер мчит свистя.

    Оставшиеся -- вмиг -- за первой веткой

    склоняются назад, шурша, хрустя,

    гонимые в клубок пружиной некой.

    Все жаждет жизни в этом царстве чувств:

    как облик их, с кустом пустынным схожий,

    колеблет ветер здесь не темный куст,

    но жизни вид, по всей земле прохожий.

    Не только облик (чувств) -- должно быть, весь

    огромный мир -- грубей, обширней, тоньше,

    стократ сильней (пышней) -- столпился здесь.

    «Эй, Исаак. Чего ты встал? Идем же».

    Кто? Куст. Что? Куст. В нем больше нет корней.

    В нем сами буквы больше слова, шире.

    «К» с веткой схоже, «У» -- еще сильней.

    Лишь «С» и «Т в другом каком-то мире.

    У ветки «К» отростков только два,

    а ветка «У» -- всего с одним суставом.

    Но вот урок: пришла пора слова

    учить по форме букв, в ущерб составам.

    «Эй, Исаак!» -- «Сейчас, иду. Иду».

    (Внутри него горячий пар скопился.

    Он на ходу поднес кувшин ко рту,

    но поскользнулся, -- тот упал, разбился).

    Ночь. Рядом с Авраамом Исаак

    ступает по барханам в длинном платье.

    Взошла луна, и каждый новый шаг

    сверкает, как сребро в песчаном злате.

    Холмы, холмы. Не видно им конца.

    Не видно здесь нигде предметов твердых.

    Все зыбко, как песок, как тень отца.

    Неясный гул растет в небесных сверлах.

    Блестит луна, синеет густо даль.

    Сплошная тень, исчез бесследно ветер.

    «Далеко ль нам, отец?» -- «О нет, едва ль»,

    не глядя, Авраам тотчас ответил.

    С бархана на бархан и снова вниз,

    по сторонам поспешным шаря взглядом,

    они бредут. Кусты простерлись ниц,

    но всё молчат: они идут ведь рядом.

    Но Аврааму ясно все и так:

    они пришли, он туфлей ямки роет.

    Шуршит трава. Теперь идти пустяк.

    Они себе вот здесь ночлег устроят.

    «Эй, Исаак. Ты вновь отстал. Я жду».

    Он так напряг глаза, что воздух сетчат

    почудился ему -- и вот: «Иду.

    Мне показалось, куст здесь что-то шепчет».

    «Идем же». -- Авраам прибавил шаг.

    Луна горит. Все небо в ярких звездах

    молчит над ним. Простор звенит в ушах.

    Но это только воздух, только воздух.

    Песок и тьма. Кусты простерлись ниц.

    Все тяжелей влезать им с каждым разом.

    Бредут, склонясь. Совсем не видно лиц.

    ...И Авраам вязанку бросил наземь.



    Они сидят. Меж них горит костер.

    Глаза слезятся, дым клубится едкий,

    а искры прочь летят в ночной простор.

    Ломает Исаак сухие ветки.

    Став на колени, их, склонясь вперед,

    подбросить хочет: пламя стало утлым.

    Но за руку его отец берет:

    «Оставь его, нам хворост нужен утром.

    Нарви травы». -- Устало Исаак

    встает и, шевеля с трудом ногами,

    бредет в барханы, где бездонный мрак

    со всех сторон, а сзади гаснет пламя.

    Отломленные ветки мыслят: смерть

    настигла их -- теперь уж только время

    разлучит их, не то, что плоть, а твердь;

    однако, здесь их ждет иное бремя.

    Отломленные ветви мертвым сном

    почили здесь -- в песке нагретом, светлом.

    Но им еще придется стать огнем,

    а вслед за этим новой плотью -- пеплом.

    И лишь когда весь пепел в пыль сотрут

    лавины сих песчаных орд и множеств, --

    тогда они, должно быть, впрямь умрут,

    исчезнув, сгинув, канув, изничтожась.

    Смерть разная и эти ветви ждет.

    Отставшая от леса стая волчья

    несется меж ночных пустот, пустот,

    и мечутся во мраке ветви молча.

    Вернулся Исаак, неся траву.

    На пальцы Авраам накинул тряпку:

    «Подай сюда. Сейчас ее порву».

    И быстро стал крошить в огонь охапку.

    Чуть-чуть светлей. Исчез из сердца страх.

    Затем раздул внезапно пламя ветер.

    «Зачем дрова нам утром?» -- Исаак

    потом спросил и Авраам ответил:

    «Затем, зачем вообще мы шли сюда

    (ты отставал и все спешил вдогонку,

    но так как мы пришли, пришла беда) --

    мы завтра здесь должны закласть ягненка.

    Не видел ты алтарь там, как ходил

    искать траву?» -- «Да что там можно видеть?

    Там мрак такой, что я от мрака стыл.

    Один песок». -- «Ну, ладно, хочешь выпить?»

    И вот уж Авраам сжимает мех

    своей рукой, и влага льется в горло;

    глаза же Исаака смотрят вверх:

    там все сильней гудят, сверкая, сверла.

    «Достаточно», -- и он отсел к огню,

    отерши рот коротким жестом пьяниц.

    Уж начало тепло склонять ко сну.

    Он поднял взгляд во тьму -- «А где же агнец?»

    Огонь придал неясный блеск глазам,

    услышал он ответ (почти что окрик):

    «В пустыне этой... Бог ягненка сам

    найдет себе... Господь, он сам усмотрит...»

    Горит костер. В глазах отца янтарь.

    Играет взгляд с огнем, а пламя -- с взглядом.

    Блестит звезда. Все ближе сонный царь

    подходит к Исааку. Вот он рядом.

    «Там жертвенник давнишний. Сложен он

    давным-давно... Не помню кем, однако».

    Холмы песка плывут со всех сторон,

    как прежде, -- будто куст не подал знака.



    Горит костер. Вернее, дым к звезде

    сквозь толщу пепла рвется вверх натужно.

    Уснули все и вся. Покой везде.

    Не спит лишь Авраам. Но так и нужно.

    Спит Исаак и видит сон такой:

    Безмолвный куст пред ним ветвями машет.

    Он сам коснуться хочет их рукой,

    но каждый лист пред ним смятенно пляшет.

    Кто: Куст. Что: Куст. В нем больше нет корней.

    В нем сами буквы больше слова, шире.

    «К» с веткой схоже, «У» -- еще сильней.

    Лишь «С» и «Т» -- в другом каком-то мире.

    Пред ним все ветви, все пути души

    смыкаются, друг друга бьют, толпятся.

    В глубоком сне, во тьме, в сплошной тиши,

    сгибаются, мелькают, ввысь стремятся.

    И вот пред ним иголку куст вознес.

    Он видит дальше: там, где смутно, мглисто

    тот хворост, что он сам сюда принес,

    срастается с живою веткой быстро.

    И ветви все длинней, длинней, длинней,

    к его лицу листва все ближе, ближе.

    Земля блестит, и пышный куст над ней

    возносится пред ним во тьму все выше.

    Что ж «С и «Т» -- а КУст пронзает хмарь.

    Что ж «С и «Т» -- все ветви рвутся в танец.

    Но вот он понял: «Т» -- алтарь, алтарь,

    А «С» лежит на нем, как в путах агнец.

    Так вот что КУСТ: К, У, и С, и Т.

    Порывы ветра резко ветви кренят

    во все концы, но встреча им в кресте,

    где буква «Т» все пять одна заменит.

    Не только «С» придется там уснуть,

    не только «У» делиться после снами.

    Лишь верхней планке стоит вниз скользнуть,

    не буква «Т» -- а тотчас КРЕСТ пред нами.

    И ветви, видит он, длинней, длинней.

    И вот они его в себя прияли.

    Земля блестит -- и он плывет над ней.

    Горит звезда...

    На самом деле -- дали

    рассвет уже окрасил в желтый цвет,

    и Авраам, ему связавши тело,

    его понес туда, откуда след

    протоптан был сюда, где пламя тлело.

    Весь хворост был туда давно снесен,

    и Исаака он на это ложе

    сложил сейчас -- и все проникло в сон,

    но как же мало было с явью схоже.

    Он возвратился, сунул шерсть в огонь.

    Та вспыхнула, обдавши руку жаром,

    и тотчас же вокруг поплыла вонь;

    и Авраам свой нож с коротким жалом

    достал (почти оттуда, где уснул

    тот нож, которым хлеб резал он в доме...)

    «Ну что ж, пора», -- сказал он и взглянул:

    на чем сейчас лежат его ладони?

    В одной -- кинжал, в другой -- родная плоть.

    «Сейчас соединю...» -- и тут же замер,

    едва пробормотав: «Спаси, Господь». --

    Из-за бархана быстро вышел ангел.



    «Довольно, Авраам», -- промолвил он,

    и тело Авраама тотчас потным

    внезапно стало, он разжал ладонь,

    нож пал на землю, ангел быстро поднял.

    «Довольно, Авраам. Всему конец.

    Конец всему, и небу то отрадно,

    что ты рискнул, -- хоть жертве ты отец.

    Ну, с этим всё. Теперь пойдем обратно.

    Пойдем туда, где все сейчас грустят.

    Пускай они узрят, что в мире зла нет.

    Пойдем туда, где реки все блестят,

    как твой кинжал, но плоть ничью не ранят.

    Пойдем туда, где ждут твои стада

    травы иной, чем та, что здесь; где снится

    твоим шатрам тот день, число когда

    твоих детей с числом песка сравнится.

    Еще я помню: есть одна гора.

    В ее подножьи есть ручей, поляна.

    Оттуда пар ползет наверх с утра.

    Всегда шумит на склоне роща рьяно.

    Внизу трава из русла шумно пьет.

    Приходит ветер -- роща быстро гнется.

    Ее листва в сырой земле гниет,

    потом весной опять наверх вернется.

    На том стоит у листьев сходство тут.

    Пройдут года -- они не сменят вида.

    Стоят стволы, меж них кусты растут.

    Бескрайних туч вверху несется свита.

    И сонмы звезд блестят во тьме ночей,

    небесный свод покрывши часто, густо.

    В густой траве шумит волной ручей,

    и пар в ночи растет по форме русла.

    Пойдем туда, где все кусты молчат.

    Где нет сухих ветвей, где птицы свили

    гнездо из трав. А ветви, что торчат

    порой в кострах -- так то с кустов, живые.

    Твой мозг сейчас, как туча, застит мрак.

    Открой глаза -- здесь смерти нет в помине.

    Здесь каждый куст -- взгляни -- стоит, как знак

    стремленья вверх среди равнин пустыни.

    Открой глаза: небесный куст в цвету.

    Взгляни туда: он ждет, чтоб ты ответил.

    Ответь же, Авраам, его листу --

    ответь же мне -- идем». Поднялся ветер.

    «Пойдем же, Авраам, в твою страну,

    где плоть и дух с людьми -- с людьми родными,

    где все, что есть, живет в одном плену,

    где все, что есть, стократ изменит имя.

    Их больше станет, но тем больший мрак

    от их теней им руки, ноги свяжет.

    Но в каждом слове будет некий знак,

    который вновь на первый смысл укажет.

    Кусты окружат их, поглотит шаг

    трава полей, и лес в родной лазури

    мелькнет, как Авраам, как Исаак.

    Идемте же. Сейчас утихнет буря.

    Довольно, Авраам, испытан ты.

    Я нож забрал -- тебе уж он не нужен.

    Холодный свет зари залил кусты.

    Идем же, Исаак почти разбужен.

    Довольно, Авраам. Испытан. Все.

    Конец всему. Все ясно. Кончим. Точка.

    Довольно, Авраам. Открой лицо.

    Достаточно. Теперь все ясно точно».



    Стоят шатры, и тьма овец везде.

    Их тучи здесь, -- нельзя их счесть. К тому же

    они столпились здесь, как тучи те,

    что отразились тут же рядом в луже.

    Дымят костры, летают сотни птиц.

    Грызутся псы, костей в котлах им вдоволь.

    Стекает пот с горячих красных лиц.

    Со всех сторон несется громкий говор.

    На склонах овцы. Рядом тени туч.

    Они ползут навстречу: солнце встало.

    Свергаются ручьи с блестящих круч.

    Верблюды там в тени лежат устало.

    Шумят костры, летают тыщи мух.

    В толпе овец оса жужжит невнятно.

    Стучит топор. С горы глядит пастух:

    шатры лежат в долине, словно пятна.

    Сквозь щелку входа виден ком земли.

    Снаружи в щель заметны руки женщин.

    Сочится пыль и свет во все углы.

    Здесь все полно щелей, просветов, трещин.

    Никто не знает трещин, как доска

    (любых пород -- из самых прочных, лучших, --

    пускай она толста, длинна, узка),

    когда разлад начнется между сучьев.

    В сухой доске обычно трещин тьма.

    Но это все пустяк, что есть снаружи.

    Зато внутри -- смола сошла с ума,

    внутри нее дела гораздо хуже.

    Смола засохла, стала паром вся,

    ушла наружу. В то же время место,

    оставленное ей, ползет кося, --

    куда, -- лишь одному ему известно.

    Вонзаешь нож (надрез едва ль глубок)

    и чувствуешь, что он уж в чей-то власти.

    Доска его упорно тянет вбок

    и колется внезапно на две части.

    А если ей удастся той же тьмой

    и сучья скрыть, то бедный нож невольно,

    до этих пор всегда такой прямой,

    вдруг быстро начинает резать волны.

    Все трещины внутри сродни кусту,

    сплетаются, толкутся, тонут в спорах,

    одна из них всегда твердит: «расту»,

    и прах смолы пылится в темных порах.

    Снаружи он как будто снегом скрыт.

    Одна иль две -- чернеют, словно окна.

    Однако, «вход» в сей дом со «стенкой» слит.

    Поземка намела сучки, волокна.

    От взора скрыт и крепко заперт вход.

    Но нож всегда (внутри, под ней, над нею)

    останется слугою двух господ:

    ладони и доски’ -- и кто сильнее...

    Не говоря о том уж, «в чьих глазах».

    Пылится свет, струясь сквозь щелку эту.

    Там, где лежат верблюды, Исаак

    с каким-то пришлецом ведет беседу.

    Дымят костры, летают сотни птиц.

    Кричит овца, жужжит оса невнятно.

    Струится пар с горячих красных лиц.

    Шатры лежат в долине, словно пятна.

    Бредут стада. Торчит могильный дом.

    Журчит ручей, волна траву колышет.

    Он встрепенулся: в воздухе пустом

    он собственное имя снова слышит.

    Он вдаль глядит: пред ним шатры лежат,

    идет народ, с востока туча идет.

    Вокруг костров, как в танце, псы кружат,

    шумят кусты, и вот бугор он видит.

    Стоит жена, за ней шатры, поля.

    В ее руке -- зеленой смоквы ветка.

    Она ей машет и зовет царя:

    «Идем же, Исаак». -- «Идем, Ревекка».



    «Идем, Исак. Чего ты встал? Идем».

    «Сейчас иду», ответ средь веток мокрых

    ныряет под ночным густым дождем,

    как быстрый плот, -- туда, где гаснет окрик.

    «Исак, не отставай». -- «Нет, нет, иду"».

    (Березка проявляет мощь и стойкость.)

    «Исак, ты помнишь дом?» -- «Да-да, найду».

    «Ну, мы пошли. Не отставай». -- «Не бойтесь».

    «Идем, Исак». -- «Постой». -- «Идем». -- «Сейчас».

    «Идем, не стой» -- (под шапку, как под крышу).

    «Давай скорей», -- (упрятать каждый глаз).

    «Идем быстрей. Идем». -- «Сейчас». -- «Не слышу».



    По-русски Исаак теряет звук.

    Зато приобретает массу качеств,

    которые за «букву вместо двух»

    оплачивают втрое, в буквах прячась.

    По-русски «И» -- всего простой союз,

    который числа действий в речи множит

    (похожий в математике на плюс),

    однако, он не знает, кто их сложит.

    (Но суммы нам не вложено в уста.

    Для этого: на свете нету звука).

    Что значит «С», мы знаем из КУСТА:

    «С» -- это жертва, связанная туго.

    А буква «А» -- средь этих букв старик,

    союз, чтоб между слов был звук раздельный.

    По существу же, -- это страшный крик,

    младенческий, прискорбный, вой смертельный.

    И если сдвоить, строить: ААА,

    сложить бы воедино эти звуки,

    которые должны делить слова,

    то в сумме будет вопль страшной муки:

    «Объяло пламя все суставы «К»

    и к одинокой «А» стремится прямо».

    Но не вздымает нож ничья рука,

    чтоб кончить муку, нет вблизи Абрама.

    Пол-имени еще в устах торчит.

    Другую половину пламя прячет.



    И СновА жертвА на огне Кричит:

    Вот то, что «ИСААК» по-русски значит.



    Дождь барабанит по ветвям, стучит,

    как будто за оградой кто-то плачет

    невидимый. «Эй, кто там?» -- Все молчит.



    «Идем, Исак». -- «Постой». -- «Идем». -- «Сейчас».

    «Идем, не стой». Долдонит дождь о крышу.

    «Давай скорей! Вот так с ним каждый раз.

    Идем быстрей! Идем». -- «Сейчас». -- «Не слышу».



    Дождь льется непрерывно. Вниз вода

    несется по стволам, смывает копоть.

    В самой листве весенней, как всегда,

    намного больше солнца, чем должно быть

    в июньских листьях, -- лето здесь видней

    вдвойне, -- хоть вся трава бледнее летней.

    Но там, где тень листвы висит над ней,

    она уж не уступит той, последней.

    В тени стволов ясней видна земля,

    видней в ней то, что в ярком свете слабо.

    Бесшумный поезд мчится сквозь поля,

    наклонные сначала к рельсам справа,

    а после -- слева -- утром, ночью, днем,

    бесцветный дым клубами трется оземь --

    и кажется вдруг тем, кто скрылся в нем,

    что мчит он без конца сквозь цифру 8.

    Он режет -- по оси -- ее венцы,

    что сел, полей, оград, оврагов полны.

    По сторонам -- от рельс -- во все концы

    разрубленные к небу мчатся волны.

    Сквозь цифру 8 -- крылья ветряка,

    сквозь лопасти стальных винтов небесных,

    он мчит вперед -- его ведет рука,

    и сноп лучей скользит в лучах окрестных.

    Такой же сноп запрятан в нем самом,

    но он с какой-то страстью, страстью жадной,

    в прожекторе охвачен мертвым сном:

    как сноп жгутом, он связан стенкой задней.

    Летит состав, во тьме не видно лиц.

    Зато холмы -- холмы вокруг не мнимы,

    и волны от пути то вверх, то вниз

    несутся, как лучи от ламп равнины.

    Дождь хлещет непрестанно, Все блестит.

    Завеса подворотни, окна косит,

    по жёлобу свергаясь вниз, свистит.

    Намокшие углы дома возносят.

    Горит свеча всего в одном окне.

    Холодный дождь стучит по тонкой раме.

    Как будто под водой, на самом дне

    трепещет в темноте и жжется пламя.

    Оно горит, хоть все к тому, чтоб свет

    угас бы здесь, чтоб стал незрим, бесплотен.

    Здесь в темноте нигде прохожих нет,

    кирпич стены молчит в стене напротив.

    Двор заперт, дворник запил, ночь пуста.

    Раскачивает дождь замок из стали.

    Горит свеча, и виден край листа.

    Засовы, как вода, огонь обстали.

    Задвижек волны, темный мрак щеколд,

    на дне -- ключи -- медузы, в мерном хоре

    поют крюки, защелки, цепи, болт:

    все это -- только море, только море.

    И все ж она стремит свой свет во тьму,

    призыв к себе (сквозь дождь, кирпич, сквозь доску).

    К себе ль? -- О нет, сплошной призыв к тому,

    что в ней горит. Должно быть, к воску, к воску.

    Забор дощатый. Три замка в дверях.

    В нем нет щелей. Отсюда ключ не вынут.

    Со всех сторон царит бездонный мрак.

    Открой окно -- и тотчас волны хлынут.

    Засов гремит и доступ к ней закрыт.

    (Рукой замок в бессильной злобе стисни.)

    И все-таки она горит, горит.

    Но пожирает нечто, больше жизни.

    Пришла лиса, блестят глаза в окне.

    Пред ней стекло, как волны, блики гасит.

    Она глядит -- горит свеча на дне

    и длинными тенями стены красит.

    Пришла лиса, глядит из-за плеча.

    Чуть-чуть свистит, и что-то слышно в свисте

    сродни словам. И здесь горит свеча.

    Подсвечник украшают пчелы, листья.

    Повсюду пчелы, крылья, пыль, цветы,

    а в самом центре в медном том пейзаже

    корзина есть, и в ней лежат плоды,

    которые в чеканке меньше даже

    семян из груш. -- Но сам язык свечи,

    забыв о том, что можно звать спасеньем,

    дрожит над ней и ждет конца в ночи,

    как летний лист в пустом лесу осеннем.



    1963
    276/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Дмитрий Кедрин

    БЕСЕДА

    На улице пляшет дождик. Там тихо, темно и сыро.
    Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
    Конечно, с ребёнком трудно. Конечно, мала квартира.
    Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь в Крым.

    Ещё тошноты и пятен даже в помине нету,
    Твой пояс, как прежде, узок, хоть в зеркало посмотри!
    Но ты по неуловимым, по тайным женским приметам
    Испуганно догадалась, что у тебя внутри.

    Не скоро будить он станет тебя своим плачем тонким
    И розовый круглый ротик испачкает молоком.
    Нет, глубоко под сердцем, в твоих золотых потемках
    Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана узелком.

    И вот ты бежишь в тревоге прямо к гомеопату.
    Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,
    Глаза у него навыкат и борода лопатой.
    Он очень ученый дядя – и всё-таки он дурак!

    Как он самодовольно пророчит тебе победу!
    Пятнадцать прозрачных капель он в склянку твою нальёт.
    «Пять капель перед обедом, пять капель после обеда –
    И всё как рукой снимает! Пляшите опять фокстрот!»

    Так, значит, сын не увидит, как флаг над Советом вьётся?
    Как в школе Первого мая ребята пляшут гурьбой?
    Послушай, а что ты скажешь, если он будет Моцарт,
    Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?

    Послушай, а если ночью вдруг он тебе приснится,
    Приснится и так заплачет, что вся захолонешь ты,
    Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы
    И волосы разовьются, старательно завиты,

    Что хлынут горькие слёзы и начисто смоют краску,
    Хорошую, прочную краску с тёмных твоих ресниц?..
    Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке
    К охотнику приходили души убитых птиц.

    А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,
    Непрошеной новой жизни не оборвётся нить!
    Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что когда-то
    Этою же рукою старалась его убить?

    Кудрявых волос, как прежде, туман золотой клубится,
    Глазок исподлобья смотрит лукавый и голубой.
    Пускай за это не судят, но тот, кто убил, – убийца.
    Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоём с тобой!

    ____________________1937
    277/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    Россия – наше отечество. Коммунизм неизбежен.
    Пик Коммунизма торчит – обледенел, заснежен.
    Холодно, скользко, удержаться нельзя,
    остается дышать в ладони, на месте топтаться веками,
    глазами завидовать и загребать руками
    разреженный воздух, к пропасти плавно скользя.

    А в долине генсеки, реки, арыки, совхозы.
    По невысоким скалам весело скачут козы,
    в предгорьях теснятся рабочие в душных цехах,
    сталь выплавляют, потом её закаляют,
    а на турбазе-люкс комсомольцы гуляют,
    и по мускулистым спинам ходит Венера в мехах.

    Острые каблучки нежнее колес КАМАЗа.
    Техника – вот настоящее садо-мазо,
    без плёток, булавок и кожаного белья.
    Железный век бывает по-своему нежен.
    Пик Коммунизма торчит – обледенел, заснежен,
    вроде – всем хорош, да негож для жилья.

    Уж мы-то знаем! Я там прожил лет сорок
    при закрытых ставнях – но в щель между створок
    проникали отзвуки, отсветы жизни иной.
    Ставни рассохлись, пали стены твердыни –

    июль. На каждом углу – арбузы и дыни.
    Но твердь ледяная как прежде высится надо мной.
    278/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    Тиранойя



    Я описал болезнь «ТИРАНОЙЯ», которой болеем мы.
    Она выпрямляет спины, стандартизует умы.
    Не даёт сойти с однажды выбранной темы:
    возненавидим друг друга, единомыслием исповемы.

    Тиранойя мыслит пословицами, типа: Легко палачу
    идти к эшафоту с жертвой плечом к плечу.
    Или так: Сплочённая масса легко превращается в мясо.
    Или проще: Чья вера, того и касса.
    Или практично: Закон, что нож –

    на кого наставишь, в того и воткнёшь.

    Тиранойя поражает одежду, заставляя блекнуть цвета.
    Остаются чёрный, тёмный и хаки.
    Тиранойя превращает дома в бараки,
    даже если они с колоннами, и высота
    соизмерима с полётом птичьим.

    Тиранойя порождает одержимость величьем
    вождя, государства, превращает сердце в мотор.

    Исход ТИРАНОЙИ – война и, часто, террор.
    279/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    жизнь разорванный текст включая пробелы и знаки

    реставрации не подлежит осмыслить не удаётся

    неровное настроение неравные браки

    аборты разводы меньше мыслей больше эмоций

    в лужице лжи плывёт кораблик из местной газеты

    колонка редактора вести с полей репортаж из цеха

    в воздухе носятся песни которые спеты

    каждая нота фальшива но это не повод для смеха
    280/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    Ты знаешь, что город проклят и будет испепелён.

    Не останется ни монументов, ни огромных колонн,

    ни балконов, поставленных на головы кариатид,

    лишь выжженная земля, под пеплом хранящая стыд.

    Ты знаешь, что город проклят, население обречено,

    но у тебя на субботу взяты билеты в кино,

    и бельё не поглажено, и чемоданы пусты,

    и на куполах золотые как прежде сияют кресты.

    Ты знаешь, что город проклят, что Полынь – лихая звезда,

    но надо бы уточнить, куда идут поезда,

    как обезопасить квартиру кому оставить ключи,

    кто больше достоин доверия – стукачи? палачи?

    Палачи надёжнее – они с тобой до конца.

    Стукачи осторожнее, хоть и не прячут лица.

    Пусть завтра на месте города остаётся зола.

    Всем нам по заслугам, а значит – наша взяла.
    281/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    прикасаясь к деньгам не опасайся бактерий

    деньги сами бактерии они проникают в кору

    головного мозга разум станет худшей потерей

    деньги опаснее летом на солнце на пляже в жару

    зимою они размножаются медленнее понятно

    холода не способствуют ничего не поделаешь тут

    шелестят купюры монетки звенят но

    пряник черствеет быстрее чем ломается кнут
    282/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Марина Кудимова

    Никогда не ведаю часа-пояса,

    Даже малой разницы не ухватываю,

    В закромах копаяся, в спудах рояся, –

    Полседьмое или, там, полдевятое.



    До темнадцати меньше, чем до светладцати, –

    Вот и всё, что можно понять, пожалуй,

    Пред лицом сумятицы, циферблатицы.

    Ноги свесить: «Время, где твоё жало?»



    Если стрелки есть, значит, есть и стрелочник,

    Мозаичник, плиточник и отделочник.

    Если зелень прыгает электронная,

    В этом что-нибудь надо искать резонное:



    Оставаться с таком, кривиться тиками,

    Расспросив о роли судьбу-вампуку,

    Допытав её, под какими никами

    Здесь плагины грузят – любовь, разлуку, –



    Чем отлично рыбье от старческого дыхание,

    Или Млечный путь от пути дыхательного,

    Или массовое сознание

    От коллективного бессознательного.
    283/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Борис Херсонский

    цель человека не стать манекеном в витрине

    не разглядывать брата пластиковыми очами

    цель человека лежать в земле как в пуховой перине

    освящая сон лампадками и свечами



    потому как эрос и танатос ходят повсюду парой

    и витрины по сторонам горят негасимым

    и многосложное тело является просто тарой

    утеплённым навстречу южным промозглым зимам



    ничего у нас не получится как говорила мама

    у всех дети как дети у меня за грехи расплата

    а я всю жизнь работала папа не пил ни грамма

    и все говорили семь пядей ума палата



    и сама я носила фартук и хорошо училась

    и в институт поступила с первого раза

    всю жизнь зашивалась и наконец зашилась

    а на кухне висел чеснок от порчи дурного глаза



    но не помог ни чеснок ни сушёный мятный букетик

    ни путевка в ялту как назывался тот санаторий

    ни газовая плита ни резной старинный буфетик

    ни интересный журнал караван историй



    и какой ребёнок вырос лучше бы не рожали

    во младенчестве чуть не умер всю жизнь тянули за уши

    а тут ещё этот моисей и его скрижали

    суровый дант и унылый гоголь сплошные мёртвые души



    иди погуляй немного только смотри не

    возвращайся некуда дом разрушен и назван иначе город

    цель человека не стать манекеном в витрине

    тем более осень и по ночам пробирает холод
    284/402
    Ответить Цитировать
    0
  • А вот это стихотворение без содрогания не могу читать:
    Ушел отец так тихо, так неслышно,
    Что разум верить в это не хотел,
    Был в этой скорбной тишине нависшей
    Какой-то злой, болезненный предел.

    Он уходил ненавсегда отсюда,
    Забыв простится с нами впопыхах...
    А сердце так и ждет явленья чуда,
    Что он вот-вот появится в дверях.

    Он был с самим собой предельно честен,
    Он тихо жил и так же уходил.
    Спустясь в последний раз с высоких лестниц,
    Не обернулся, не заговорил.

    Нам долго будет будоражить память
    Его такое светлое лицо,
    И ничего уж больше не исправить,
    И не вернуть уж больше ничего.

    Я не могу забыть простого гроба
    И мягкость охладевшую в руке...
    Прощался с нами он, тайком от бога,
    Слезой на умершей его щеке.

    Одной звездой богаче небо стало,
    Одной душой беднее стал рассвет,
    Какое сердце биться перестало,
    Какого человека с нами нет….

    Вечная память! Берегите родителей!
    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Марина Кудимова

    За рощу я,

    И за пущу я,

    Заросшая

    И запущенная...



    Ты выдал пролазе-осени,

    В барсучьи её полосины,

    В пролысины и бочажины,

    Где окуни у́же скважины.



    Со всею её волынкою –

    С цирюльничеством и с линькою.



    Уволенная, расхлыстанная,

    Не хвойная я, а лиственная!



    Что ж в рёв над седьмою кожею

    Обдирня твоя негожая?



    Им надо, чтоб мелкотравчато,

    А слой ошкурят – муравчато!



    Приспустят чулком – а зелено!

    А так зимовать не велено.



    Не выстоялась,

    Ну, казни меня!

    Клин высвистал,

    Да не с ними я…



    Заглохну,

    Увязну лишкою,

    Невольницею-хвальбишкою.

    Простынут от тёсел ямины...



    Прости меня, неслиянную!
    285/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Марина Кудимова

    Театрализовала транспорт тесный

    Компания глухонемых детей

    Своей беседой бурно-бессловесной

    И вопиющей пластикой своей.



    Заворожила эта пантомима

    Всех говоряще-слышащих вокруг

    Без помощи костюма или грима,

    А лишь усильем мышц лица и рук.



    Здесь не было повторов и дефектов

    Или манеры подбирать слова,

    Ни оговоров и ни диалектов —

    Того, чем речь изустная жива.



    Здесь монолога не перебивали,

    Был цепок каждый взгляд и не дремал.

    Глухонемые дети ликовали,

    Когда их собеседник понимал!



    Они сошли на остановке нужной

    И на ходу моих коснулись плеч.

    И я вдруг ощутила, как натужно

    Стремятся связки звук живой извлечь...
    286/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Марина Кудимова

    Вокзал



    Я о пункте прибытья сужу по вокзалу,

    По немому табло о наличии мест.

    Я отсюдова в юности не вылезала,

    Бытиё понимая как выезд и въезд.



    Эти жданки ночные и утр обалденье,

    Этот запах сырой помещений складских!

    Я по фото на стенде сыскных бюллетеней

    Познавала обличье страданий людских.



    Я пространства любовь добывала измором,

    И, в космической сшибке печёнку отбив,

    Сколько раз я домой возвращалась на скором,

    На почтово-багажном из дома отбыв.



    Из утробы плацкартной я выпала в восемь,

    Децибел натерпевшись от нижней мадам.

    У неё апельсины провисли в авоське

    И говядиной талой пропах чемодан.



    Волокли холуи «дипломаты» и кофры

    Фешенебельной публики типа СВ,

    И тянуло с хвоста сервелатом и кофе –

    Чем кому удалось поживиться в Москве.



    Брезжит гладобоязнь в набивании зоба,

    Фирмача разъедает боязнь босоты,

    А страну нестабильности точит хвороба –

    На плакатах нули пузыристо пусты.



    Водевильная тучность – лихва углевода.

    Страх сдаётся за совесть, а совесть – за страх.

    И веду я дознание воли народа

    По шекспировским репликам в очередях!
    287/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    К переговорам в Кабуле



    Жестоковыйные горные племена!

    Всё меню — баранина и конина.

    Бороды и ковры, гортанные имена,

    глаза, отродясь не видавшие ни моря, ни пианино.

    Знаменитые профилями, кольцами из рыжья,

    сросшейся переносицей и выстрелом из ружья

    за неимением адреса, не говоря — конверта,

    защищенные только спиной от ветра,

    живущие в кишлаках, прячущихся в горах,

    прячущихся в облаках, точно в чалму — Аллах,



    видно, пора и вам, абрекам и хазбулатам,

    как следует разложиться, проститься с родным халатом,

    выйти из сакли, приобрести валюту,

    чтоб жизнь в разреженном воздухе с близостью к абсолюту

    разбавить изрядной порцией бледнолицых

    в тоже многоэтажных, полных огня столицах,

    где можно сесть в мерседес и на ровном месте

    забыть мгновенно о кровной мести

    и где прозрачная вещь, с бедра

    сползающая, и есть чадра.



    И вообще, ибрагимы, горы — от Арарата

    до Эвереста — есть пища фотоаппарата,

    и для снежного пика, включая синий

    воздух, лучшее место — в витринах авиалиний.

    Деталь не должна впадать в зависимость от пейзажа!

    Все идет псу под хвост, и пейзаж — туда же,

    где всюду лифчики и законность.

    Там лучше, чем там, где владыка — конус

    и погладить нечего, кроме шейки

    приклада, грубой ладонью, шейхи.



    Орел парит в эмпиреях, разглядывая с укором

    змеиную подпись под договором

    между вами — козлами, воспитанными в Исламе,

    и прикинутыми в сплошной габардин послами,

    ухмыляющимися в объектив ехидно.

    И больше нет ничего нет ничего не видно

    ничего ничего не видно кроме

    того что нет ничего благодаря трахоме

    или же глазу что вырвал заклятый враг

    и ничего не видно мрак



    1992
    288/402
    Ответить Цитировать
    0
1 16 17 18 19 24
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.