Если вы читали мой пост «
100 лучших фильмов 1980-х по версии 2016 года», то могли обратить внимание на финальный абзац:
Цитата
Немного любопытной статистики: из итоговой сотни по XXI веку я посмотрел всё и получил средний балл 7.16, из нашего списка девяностых мой личный средний балл — 7.39 на 96 фильмов, а в восьмидесятых пока удерживаются впечатляющие 7.72 на 75 оценок. Со временем эта цифра наверняка снизится, но некоторая тенденция всё же прослеживается. Для меня эта выборка — замечательный повод восполнить пробелы и пересмотреть некоторые хорошо знакомые фильмы. В ближайшие две-три недели именно этим я и займусь. Надеюсь, и вы для себя откроете что-то новое.
Так вот, не могу сказать, что я очень далеко продвинулся, но некоторые фильмы из списка, которым по тем или иным причинам ещё не выставлял оценки, я уже посмотрел и почти обо всех написал небольшие заметки.
Курьер (1986) Карен Шахназаров — 8. Лучшая вещь Карена Шахназарова начинается со сцены развода родителей Ивана, главного героя. Парень принимает это внешне легко, даже с некоторой долей иронии, обычно не свойственной юношам. Так он относится ко всему. Первые шаги Вани во взрослой жизни типичны для заурядного советского подростка: школу закончил, а в институт поступить не получилось, да и желания такого не было, значит, надо попробовать себя в работе. Кем же можно устроиться, если ты ничего толком не умеешь? Правильно, курьером. Паренёк, видно, сообразительный, шустрый, удивительно остроумный и находчивый, но реализовать лучшие стороны своей светлой личности не торопиться, а неуёмная склонность к шутовству нередко усложняет ему самому жизнь. «Курьер» - это в том числе нетипичная история первой любви, причём, несмотря на простейший киноязык, достаточно глубокая. Это доброе и немного грустное кино украшает сильный актёрский ансамбль: молодёжь в грязь лицом не ударила, но особенно лично мне нравится здесь Олег Басилашвили. Пожалуй, фильм интересен ещё и тем, что он ненавязчиво запечатлел Союз на сломе эпох. В СССР уже проникла западная мода и западные ценности, но несмотря на всю очевидную разницу между поколениями, детей преследуют те же проблемы, что и их отцов.
Холодное лето пятьдесят третьего... (1987) Александр Прошкин – 6. Сюжет затрагивает амнистию 53-го года, когда на волю были отпущены более миллиона преступников. Банда урков, вырвавшихся на волю, зачем-то устраивает переполох в небольшой деревеньке, но в схватку с ними вступает политический заключённый (фактически — ссыльный), попавший в немилость из-за того, что не смог избежать плена во время войны. Фильм, конечно, знаковый. Во-первых, он разоблачает репрессии, ведь главный герой - «враг народа». Во-вторых, роль одного из хороших ссыльных стала последней в карьере Папанова. В-третьих, «Холодное лето...» - советский боевик, то есть большая жанровая редкость. И вот третий пункт - палка о двух концах, ведь несмотря на душещипательную музыку и политический контекст, в художественном отношении боевик получился заурядным.
Дурная ночь / Mala Noche (1985) Гас Ван Сент — 6. Настойчивый гомосек цепляет юного мексикашку. Он пытается добиться расположения нелегального мигранта, но добраться до заветной дырочки не так просто. А вот друг объекта вожделения оказывается более сговорчивым, хотя и тут без «одного маленького нюанса» не обходится. Сюжет можно описать в трёх предложениях, но так ли это важно? Фильм построен на ситуациях, не имеющих какого-то глубокого смысла, но отражающих самую суть жизненного уклада простого как три рубля гея, персонажа, между прочим, вполне себе положительного. И это, конечно, не только психологический портрет, но и социальный. Кроме того, даже если не затрагивать технические детали, сам подход к подаче материала заслуживает интереса. Гасу Ван Сенту со временем удалось развить свой собственный стиль, который расцветёт и заиграет красками в «Аптечном ковбое» и «Моём личном штате Айдахо», но вот в дебютнике многое всё ещё выглядит коряво. На практике «Дурная ночь» может представлять какой-то серьёзный интерес только для поклонников режиссёра и любителей однополого кино.
Невероятная правда / The Unbelievable Truth (1989) Хэл Хартли - 6. Похожий на молодого священника Джош Хаттон возвращается из тюрьмы в родной городок. Мужик он достойный, всего себя отдаёт возне с машинами, но между ним и молоденькой дочерью работодальца возникает взаимное чувство. В то время, как все окружающие спекулируют на тему преступления, совершённого главным героем, сам Джош просто пытается оставаться хорошим человеком. Хэл Хартли не самый большой мастер по части визуала и не обладет вкусом истинного эстета, но он наделён важной способностью мыслить неординарно. По «Невероятной правде» этого, однако, не скажешь. Иногда становится совершенно невозможно отличить иронию над самыми избитыми штампами от их эксплуатации. Кроме того, все без исключения актёры в дебютном фильме Хартли играют скверно, но найти этому разумного объяснения нельзя. Зачем так делать?
Золотая молодежь / Metropolitan (1989) Уит Стиллман — 7. Молоденький фурьерист попадает случайно в компанию золотой молодёжи. Куча богатеньких детишек рассуждают о нравственности под дорогую закуску, а он во всём этом начинает принимать участие, несмотря на смокинг, взятый на прокат. На паренька даже положила глаз состоятельная девочка. И вот, кажется, что между ребятами постепенно стирается классовый барьер. Ну, да, пусть на улице главный герой носит невзрачный плащ не по погоде, а его новый приятель - солидное пальто, цилиндр и белые перчатки, но это же формальности. Или нет? Постановка отличается утончённостью, хотя девушек за разговорами о парнях режиссёр регулярно застаёт то во время педикюра, то при эпиляции. Говоря словами главного героя: «Вы действительно собрались поиграть в бридж? Я думал это буржуазный штамп!» Однако, даже такие прямолинейные приёмы не кажутся грубыми. Особенно забавляет то, что любимая тема «изысканной городской буржуазии» - это неизбежность краха буржуазии. Впрочем, на деле у богатых ровно те же проблемы, что и у бедняков, всё всегда упирается в отношения. Звучит как-то слишком сурово для лёгкого студенческого фильма, но такова правда жизни.
Голод / The Hunger (1983) Тони Скотт — 6. С первой же минуты поражает кичливость: ракурсы, монтаж, подбор музыки на грани с пошлостью. Содержательная часть не отстаёт: стильные вурдалаки расправляются со своими жертвами, моются в душе, персонаж Дэвида Боуи перед страстным поцелуем произносит «навеки», а потом раскуривает сигарету под трио Шуберта. Если не расплескать подобную атмосферу подростковой крутизны и романтики, то фильм сойдёт за пародию на вампирские ужастики. С другой стороны, если такого рода стиль создаётся с серьёзной миной, то это уже признак дурного вкуса. Вторая отправная точка сюжета - научная деятельность доктора Сары Робертс, исследующей старение. К ней за помощью обращается суровая и жадная до крови Мириам, так как её клыкастый приятель по необъяснимым причинам начал стареть, а это, как известно, вообще не характерно для вампиров. С первоисточником я ознакомился ещё в школе, но и тогда на меня он большого впечатления не произвёл. Помню только, что уже в то время смешение вампирской тематики и эротизма мне показалось избитым. Тони Скотт, однако, не стесняется прибегнуть к самым опасным трафаретным творческим решениям. Представьте себе такую сцену: постаревшего Боуи на руках к лучу света несёт Катрин Денёв, а вокруг летают голуби и колышутся на ветру занавески. Будь я четырнадцатилетней впечатлительной девственницей, наверняка проникся бы, а так вижу только средненькую эстетскую мелодраму с элементами хоррора.
Где дом друга? / Khane-ye doust kodjast? (1987) Аббас Киаростами – 7. Если вы смотрели другие иранские фильмы последних тридцати лет, то легко можете представить как выглядит «Где дом друга?» Это очень маленькое кино без изысков, снятое за сущие копейки с участием непрофессиональных актёров. Сюжет традиционно затрагивает базовые вопросы нравственности. Восьмилетний школьник, перепуганный поучениями учителя о необходимости выполнять домашние задания только в тетради, с ужасом обнаруживает, что по ошибке взял тетрадку школьного приятеля. С этой секунды главная цель его жизни - это поиски дома друга. Злосчастную тетрадь необходимо вернуть сегодня же! Адреса он, разумеется, не знает, а особого понимания со стороны взрослых не добивается. Так и приходится бедному Ахмеду бегать по улочкам богом забытой деревеньки, донимая жителей расспросами. Ну, и правильно делает, ведь это прекрасно, когда в нашей жизни находится место простым и бескорыстным хорошим поступкам. Маленькое приключение маленького человека нам кажется почти комедийным, хотя для парня это как минимум триллер. Иранские постановщики мне нравятся тем, что они могут состряпать что-то на коленке, но это всё равно будет настоящим кино, способным порадовать душу редким сочетанием простоты и глубины.
Кубо. Легенда о самурае / Kubo and the Two Strings (2016) Трэвис Найт — 5. Я почему-то думал, что «Кубо» - это японская анимация. Причиной тому был подзаголовок «Легенда о самурае». Как выяснилось позже фильм называется «Кубо и две струны» и это очередная студийная ботва! Вообще-то мультик кукольный и ужасно старомодный. Для некоторых это плюс. Сделан он студией, которая специализируется на кассовых провалах. Добиться подобного результата тяжело, но вы наверняка помните «Паранорман» или «Коралину». «Кубо», если ориентироваться на официальную статистику сборов и бюджет, сильнее всего ударил по Laika Entertainment. О нём и поговорим сегодня. Одноглазый мальчик живёт в пещере вместе с поехавшей мамашей, которая пичкает пацана историями об отце, умело орудующим мечом, но погибшем, защищая родных. Парниша подрабатывает рапсодом и пересказывает на городской площади под гитару истории сражений своего папки с тёмными силами, причём сопровождает это летающими магическим образом оригами. Почти симпатично, но не о такой жизни снимают мультики, так что быстренько сценаристы переключаются на банальный приключенческий сюжет. К истории, наверное, приложили руку создатели популярных РПГ, так как Кубо отправляется на поиски Загадочных Артефактов, которых для пущей важности нужно собрать три штуки. Абсолютно позорная идея, конечно. Понадобилось, кстати, аж целых три сценариста-дебила, чтобы родить вот это. По одному на каждый артефакт. Что тут есть оригинального? Ради чего вообще стоит затевать просмотр? Наверное, ничего и нет. История заурядная, изобилует самыми застарелыми штампами. Что о Японии знает типичный голливудский мастер пера, печатной машинки и макбука? Ну, самураи там, оригами, аниме ещё. Нет, последний пункт вычеркнем. Методом мозгового штурма решено было дать в помощники пацану двух животных. Одно повреднее, другое посмешнее и похоже на Базза Лайтера. Впрочем, улыбаться желания не возникнет. А, погодите, есть ведь ещё и злодеи, совершенно плоские и антихаризматичные, но не буду рассказывать всего, в этом просто нет смысла. Пусть, на мой вкус, Кубо получился даже бездарнее «Толерополиса», однако, детям наверняка нужны новые мультики, да и вредного в нём ничего нет. Очень функциональная штука, позволяющая занять ребёнка на полтора часа, пусть в художественном плане это явный второй сорт.
Красная черепаха / La tortue rouge (2016) Майкл Дадок де Уит — 6. Когда вы последний раз смотрели артхаусный мультфильм? Вот и я о том же. А артхаусный мультфильм без слов? То-то и оно! И рисовка здесь соответствующая, да и сюжет чудаковатый, конечно. Мужик тонет в море, но его выбрасывает на остров. Современный Робинзон ходит, бродит, колобродит, ищет, естественно, еду, но вскоре созревает до строительства плота. Уплыть у него не получается, так как недалеко от берега импровизированное морское судёнышко крушит какой-то подводный монстр. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о цвете этого загадочного чудища. Вот и вся завязка, укладывающаяся в четверть часа. Дальнейший ход событий можно интерпретировать по-разному, хотя по существу это история любви, насыщенная простыми и ёмкими символами. Отдельная упоминания заслуживают сны: мужчина в бреду видит то мост, то струнный квартет, играющий у самого берега. Кстати говоря, медленная грустная музыка в фильме звучит даже чуть чаще, чем следовало бы, но определённо прибавляет баллов поэтичности. Интересно, что «Красная черепаха» - полнометражный дебют для шестидесятичетырёхлетнего режиссёра.