слова пассажира ниже:
— Вначале было все, как обычно. В штатном режиме, без всяких проблем, прошла посадка пассажиров. Я сидел у иллюминатора, на месте 10F, как раз с видом на правый двигатель. Ничего не предвещало катастрофы — инструктаж, руление, начало взлёта. Я уже одиннадцать лет постоянно летаю, опыт большой. Да, самолет потряхивало при взлёте. Но это «Суперджет» такой. Он лёгкий, его трясет сильнее, чем большие самолёты.
Удар молнии почувствовали все в самолете
— Мы зашли в грозовое облако минут через три-пять после взлета и набора высоты. Сейчас пишут, что молния попала в самолет. Я видел эту молнию. Очень сильная. Удар услышали все в салоне. А вот прямого попадания не видел, думаю, что не было его. Может, электромагнитный разряд на нас воздействовал.
Самолет постоянно заваливался
— Сразу после молнии понял, что набор высоты прекратился. Мы начали круги выписывать. Мне показалось, что у самолета частично пропала тяга в правом двигателе. Чувствовалось, что правая сторона постоянно заваливается и пилот пытается в ручном режиме ее вытянуть. Прошло совсем немного времени — минут пять-десять, и старший бортпроводник объявила, что у нас технические неполадки и что мы по техническим причинам возвращаемся в аэропорт Шереметьево.
Крайне жёсткая посадка
— Самолет сделал пару кругов, и мы пошли на посадку. Эти завалы правого крыла чувствовались, но все как бы было нормально. Я понимал, что что-то не так, телефон достал, приготовился к видеосъемке. Но такого не ожидал совершенно.
Первый раз мы подпрыгнули. Бог с ним, бывает, что не с первого раза зацепился. Но вот когда он не зацепился второй раз... Знал ведь, что удар будет сильным. Приготовился, ноги поджал. Касание было таким сильным, что шасси сломались, и он упал на брюхо. В этот же момент загорелся правый двигатель. Это было ровно в 18:30. Включил видео, начал записывать. Выжившие, с кем я общался, говорили, что левый двигатель тоже сразу вспыхнул после удара. И всё.
Пламя от двигателя сдувало на салон
— Всех охватила паника. Получается, мы пошли юзом. Самолет разворачивало против часовой стрелки, и весь этот набегающий поток воздуха пошел на горящее крыло и двигатель, сдувая огонь на корпус. Начала нагреваться и дымить обшивка изнутри. Буквально секунд за пять до того, как остановились, почувствовал сзади порывы пламени.
До остановки самолета все сидели. Только потом встали и поспешили к выходу. Схватил паспорт, двинулся к проходу. Человека три или четыре пропустил. А как почувствовал жар сзади, начал двигаться сам.
— Я не оборачивался, не смотрел назад. Почему? Не знаю. Сделал два-три шага. Еще был лёгкий сизый дым. Едкий, конечно. Но его ещё можно было пробежать. Но вдруг резко все заполнило густым чёрным дымом. Дышать было невозможно. Припал к креслам, ниже, где пелены этой не было, сделал два глубоких вдоха, затаил дыхание и начал двигаться к выходу. Там черная пелена резко закончилась, и стояли две бортпроводницы, помогавшие ориентироваться при эвакуации.
Стюардессы спасали до конца
— Девушки были в салоне до последнего. А когда покинули борт, после них вылезло или выползло еще два-три человека. Они просто в бессознательном состоянии скатились по трапу, их поднимали, оттаскивали от горящего самолета. Казалось, что это всё длилось считаные мгновения. А прошло целых две минуты с момента, как началось горение.
О быстроте пожарных
— Все вроде ругают спасательные службы. Но вроде, на мой взгляд, они отработали очень быстро. Ведь никто не знал его траектории. Не знал, где он остановится. Никто не знал, что самолет загорится, — ничего не предвещало такой катастрофы.
Смертельная ручная кладь
— То, что эвакуацию тормозили те, кто тянулся за ручной кладью — считаю, что это полный бред. По видео даже видно — если ручная кладь у кого и была, то небольшая. Сумочки, рюкзачки небольшие. Хоть это и инстинкт — документы схватить. Многие вообще без ничего выскочили. Сам видел. Мужчина лет сорока, наверное, был вообще в одних носках. Без телефона, без документов, вообще без всего. Просто выскочил. Чтобы кто-то до последнего тянулся за вещами, мешая в проходе, я говорить не буду. Не видел я такого.
Ну человек реально в шоке, это нормальная шоковая реакция (очевидно, что сейчас он уже тоже понимает, как глупо себя вел). Некоторые багаж с собой тащили - это тоже шоковая реакция. Очень сложно предположить, как себя поведешь в такой ситуации (в теории всё понятно и очевидно, а на практике можно такое творить, что потом стыдно станет).
По поводу постов других участников.
1)Пожарные автомобили имеют четкий регламент где и как стоять (вдоль посадочной полосы стоят только кино). Разгон у этих тяжелых автомобилей порядка 30 секунд до 80 км/ч. Регламентно к пожарным претензий быть не может, поскольку не было ЧС ситуации (аварийная не обязательно ЧС) не было от КВС ни сигнала "MAYDAY" (всё, пиздец рулю), ни сигнала "PANPAN" (еще не пиздец, но какая-то шляпа, разбираемся). Кроме того, самолет не горел при заходе на посадку и ничего не предвещало пожара при посадке (с неработающей радиосвязью самолет прекрасно летает).
2)Причины, почему на второй круг при т.н. "козлении" не ушли - не понятны. Нормальная практика, когда при козлении КВС принимает решение об уходе на второй круг. Аргумент о повышенной массе при посадке может быть не состоятелен, т.к. вроде у SSJ отличие максимальной взлётной и максимальной массе при посадке 3-5 тонн (могу путать, лень гуглить). Возможно, тут либо были какие-то ещё неполадки с управлением или механизацией (хотя на видео видно, что закрылки выпущены, т.е. механизация в порядке), либо ошибка пилотов (оба пилота при козлении могли сайдстики в разные стороны отклонить или наоборот в одну, тем самым усилив последний нырок). Но это к следствию вопросы.
3)Пассажиры, сидящие в хвосте при ударе могли легло получить травмы, не совместимые с жизнью, либо потерять сознание и задохнуться/сгореть. Выживший с 18 ряда пассажир скорее всего изначально сидел ближе к выходам (поменялся местами или типа того).