У меня есть одна любимая песня, которую даже англоговорящие люди слушают с энциклопедиями/гуглом под рукой, и думаю о ней важно рассказать - например, чтобы больше людей были в курсе, что прямо сейчас в Америке, где на днях одни люди громили Капитолий, есть и совершенно другие, и такая музыка.
Песню написала Джоанна Ньюсом. Со временем на нее даже появился клип, который снял живой классик американского кино Пол-Томас Андерсон ("Нефть", "Магнолия", "Призрачная нить" и др.), но этот клип он снимал сам на одну камеру, просто ходил за Джоанной по Манхэттену. И это создает отличный контраст с масштабом описанных в песне проблем.
Текст песни примерно в 5 раз сложнее и более развернут по смыслам, чем в этом пересказе. И все ниже - это домыслы, потому что прямым текстом в ней ничего не говорится, но по намекам можно расшифровать. Но все равно это один из немногих случаев, когда сначала лучше прочитать, а потом послушать.
Начнем с того, что песня называется
Sapokanikan - это название одной из индейских деревень, которые находились на территории современного Манхэттена (основная часть Нью-Йорка).
Но при этом она и про одного из популярных мэров Нью-Йорка начала прошлого века - Джона Митчелла. Он был известным реформатором, а в 1918-м выпал из собственного самолета, когда летел непристегнутым.
Вы наверняка о нем не слышали, и в первых строках (0:03 - здесь и далее таймкоды по клипу) Джоанна почти цитирует Ozymandias - одну из самых известных серий Breaking Bad, хаха, но на самом деле два известных стихотворения 19 века с этим названием - о памятнике, от которого остались одни ноги, посреди пустыни, где раньше был город. Любые достижения со временем блекнут. "Ты что-нибудь запомнишь?"
Дальше (0:38) она поет о человечестве в целом, и что богу все равно, кто чего достиг, кто знаменит, а кто нет, и "всё засыпет снегом".
При этом успевает добавить (1:16), что кто-то "скроется под травой" нидерландского мастера (намекая на картину Ван Гога "Лоскут травы", которую он написал поверх портрета крестьянки), и (1:26) намекает на еще на одну картину - Тициана, которую дорисовали его ученики, изменив смысл.
Дальше (1:38) она возвращается к современной архитектуре, которая возвышается над кладбищами, где лежат люди, причины смертей которых давно "потерялись в птичьих голосах парков" поверх этих кладбищ.
Потом (2:17), видимо, опять про бога, и что даже рентген не покажет, где его вклад начинается и кончается, и "текст не отступит, открыв смысл".
К середине песни (2:27) Джонна начинает беспокоиться о собственном вкладе. "Я пытаюсь вести себя хорошо". Не завернет ли ее тоже в снег, "как Флорри Уокер" - это имя возлюбленной, которое художник-импрессионист Артур Стритон старательно, но мелко выцарапал на одном из своих самых известных пейзажей, и обнаружили это не сразу. "От жизни останется надпись".
И тут начинается самая красивая часть.
Джоанна меняет настроение (2:53) и возвращается к Джону Митчеллу, одному из самых молодых мэров Нью-Йорка, которого даже называли "The Boy Mayor of New York" (она тоже поет про "the boy", хотя в этот момент еще не называет его по имени, и кажется, что она просто про какого-то мальчика "с характером", который был не пристегнут), и здесь же - про одного из вождей племени, которое жило на территории Нью-Йорка, за 200 лет до Митчелла. Все это в одном котле текста, не напрямую, а смешивая прошлое, будущее, самолет, ремень, вождя и прочие детали.
Через полминуты (3:21) поворот в песне набирает полную мощность - Джоанна поет о том, что мы тщательно "придумываем стандарты, как надо жить", столько мудрости в это вкладываем, а через 100 лет "охотник в парке" (возможно, намек на то, что по территории Central Park в центре Манхэттена через 100 лет будут ходить охотники, одна из самых обсуждаемых строчек в тексте) "посмотрит на все это с унынием".
И дальше в невероятной красоте смыслов (3:34) смешивается прошлое (Джон Митчелл), настоящее (мусор в парке) и будущее - охотник, который на все это смотрит, удивляясь тому, от чего у нас "шевелились волосы на затылке", когда Джон Митчелл (называет его наконец, что помогает расшифровать песню) собирался на Западный фронт, где "его дела будут иметь смысл" (его прямая цитата). Но конечно, к этому моменту, мы из настоящего с Ozymandias уже понимаем, что смысла в делах не так много.
"Подождем" охотника, заключает Джоанна (4:03), чтобы расшифровать то, что написано на камне (памятнике/ozymandias), и что лежит под ним, "сейчас" (настоящее), "когда города больше нет" (будущее). Тут она, как будто прощаясь, оглядывает улицу в клипе (4:18).
И дальше два раза повторяет (4:27): "Look and despair" ("Теряй надежду с каждым взглядом" примерно).
И в клипе в этот момент у нее слезы на глазах.
Это, конечно, не единственная ее сложная песня, но главная, наверно. В целом не совсем понятно, как в Джоанне, этой микроскопической девушке, такое помещается. Она обычно пишет песни с арфой, и выступает с ней же. Из-за этого контраста еще заметнее, насколько она небольшая, в отличие от своих произведений.
Альбом с этой песней вышел 5 лет назад, с тех пор она ничего не выпускала. Хотя написала она ее гораздо раньше, еще в 2012-м впервые сыграла на концерте, и это первое исполнение некоторым кажется даже круче того, что в итоге в студии получилось:
Тогда предлагаю в качестве новогоднего подарка лайфхак для всех любителей авокадо, которым со мной поделилась подруга недавно (не китаянка, а канадка, но судя по гуглу - это довольно интернациональное знание, которым я до сих пор не располагал).
Самое сложное в очистке авокадо - это косточка, согласитесь. Так вот - нужно воткнуть в нее нож, слегка повернуть - и вынуть. Все!
Ваши отношения с авокадо никогда не будут прежними.
(Не обязательно использовать такой тесак, как на картинке - подойдет любой нож и даже ножницы в крайнем случае.)