Монголия. Итоги поездки. Наконец-то дошли руки подвести итоги нашего путешествия. Мы не ленились, записывали почти все цифры в дороге, так что мне надо было просто сесть и всё посчитать. Зачем это всё я толком не знаю, видимо для этого отчета, так что ловите немного занимательной статистики.
Всего мы проехали по Монголии 7500 км. Из которых 5000 км был асфальт и 2500 бездорожье, причем последнее было самым разнообразным: земля, пески, болота, русла рек, камни. Забавно, что цифры вышли такие ровные, округлил не более чем на 15 км.
Потратили мы на это расстояние 1422 литра топлива, 1005 л - газ, 417 л - бензин. Т.е. средний расход получился около 19 л/100 км. Понятно, что это средняя температура по больнице, а в реальности расход скачет от 10 до 40, в зависимости от обстоятельств и типов покрытия.
Все цены буду переводить в доллары по курсу на август 2017 г, по которому мы и меняли свои доллары на тугрики, так что 1$ = 2440 тугриков = 57 рублей.
Средняя цена на 92-й бензин по всей Монголии вышла 0.70$ за литр. Средняя цена на газ - 0.46$ за литр. В разных участках страны цена прилично меняется, в самых южных и отдаленных районах цена на газ почти вплотную подходит к цене на бензин. Самая большая цена на газ которая нам попадалась - 0.55$/л, самая низкая - 0.35$/л. На бензин цена ровнее, и такой большой корреляции с местностью нет, колебания в основном +/- 0.03$.
Опытным путем выяснили отличие расхода газа и бензина. Для Prado 120 коэффициент будет 1.05, для Lexus 570 - 1.15. Т.е. в среднем для наших машин газа тратится в 1.1 раз больше. Если на пальцах, то вы проедете одинаковое расстояние на 1 литре бензина и на 1.1 литре газа.
Из этого несложно посчитать, какую экономию нам дало газовое оборудование. Если бы мы ездили только на бензине, то потратили бы на 170$ больше. Выглядит не очень впечатляюще конечно, но, как я уже писал, самым главным в газе для нас была автономность, нам не пришлось с собой возить никаких канистр, а это большой плюс. Также в Монголии соотношение цен газ/бензин выше, чем у нас в России, поэтому выгода и не очень большая. Интересно будет эту цифру посчитать для всего нашего путешествия по России. Все цифры у меня есть, надеюсь руки дойдут и до этого. Многое зависит и от того, насколько этот отчет зайдет.
Итого: на топливо в Монголии у нас ушло 754$ за 7500 км для Прадо 120, для Лексуса цифра будет не сильно больше.
Следующая статья расходов - жильё. Из 28 дней, проведенных в этой стране, мы 2 раза ночевали в палатках (Меркатор 1 раз) и 3 раза в машинах. Цена на жильё конечно же сильно различается, особенно в городах, где есть выбор. В том же Улан-Баторе можно жить как за 20$, так и за 200$.
Улан-Батор самый дорогой по жилью город, что не удивительно, цены тут близки к привычным нам, и нормальные отели начинаются от 50$. Мы поначалу попробовали поискать дешевле, и вариантов в районе 30$ хватает, но жить в этих местах не хочется. Подняв планку, мы без особых проблем заселились в хороший отель за 66$. Кроме столицы можно ещё выделить город Хархорин, где было всего 2 варианта: клоповник за 16$, либо просто обычный хороший отель, но за 100$. Кроме этих двух городов в остальных местах цены колеблются в пределах 20-25$, и выбирать особо не приходится, т.к. не из чего. Качество и уровень этих месте тоже плюс/минус одинаково плохое везде, но переночевать можно. Встречаются и дешевле места, но там уже совсем трэш.
Если взять всю поездку, то в среднем у нас вышло 36.30$/день. Но тут Улан-Батор и Хархорин внесли приличный вклад.
В итоге на всё жильё в Монголии для 2-х человек у нас ушло 835$.
Ну и последняя статья расходов это еда, сувениры, экскурсии и всё остальное.
В крупных городах проблем с кафе нет, но проблема в том, что в Монголии почти нет крупных городов. Но если попадается какое-то терпимое кафе, то на двух человек поесть будет стоить около 15$. Самое большое, что я платил за двоих - около 30$, всё было в Улан-Баторе, в паре ресторанов. Так что цены на еду в Монголии довольно демократичные. Если заезжать во что-то типа местных столовок, которые есть почти в каждом селе, то там вообще копейки, но местная еда крайне специфична. Поэтому часто питались тем, что покупали в магазинах. На цены в магазинах я особо внимания не обращал, но, по ощущениям, они примерно как у нас.
Каких-то больших затрат на посещение достопримечательностей тоже нет. На всё про всё, включая магнитики, проезды в национальные парки и прогулку на лошадях, у нас ушло порядка 50$ за всю поездку. Есть ещё забавная статья расходов: при въезде в некоторые города иногда берут деньги за проезд. Стоит шлагбаум, ходит человек, собирает деньги и выдаёт вот такого формата билеты:
Что это такое и, главное, за что мы платим, мы так и не поняли. Но, учитывая цену около 0.40$, мы даже и не пытались выяснить. Всего у нас таких талонов скопилось 22, на общую сумму в 9$.
При въезде в страну с нас тоже стрясли немного денег. 1$ взяли за какую-то бумажку, ещё 4$ вроде бы транспортный налог и в конце чуть больше 25$ за страховку. Итого ещё плюс 30$. В общем всё по мелочи, и никаких крупных трат нигде не было.
Итого, на всё остальное, кроме топлива и жилья, у нас ушло ещё 827$.
Весь бюджет на 2-х человек и 28 дней в Монголии составил 754+835+827 = 2416$.
Или, что звучит гораздо существеннее, 5 895 000 тугриков, так что почувствовал себя немного миллионером.
Теперь по машине. Тем, кто читал отчеты и помнит ту эпичную историю с тормозами, может быть интересно, во сколько встал ремонт. После всех наших приключений надо было: заменить тормозной шланг, который мы отрезали, заменить тормозной диск, проверить тормозную жидкость, поставить колодки. Вышло не так дорого, около 150$.
Но, помимо тормозов, у меня так же полетел левый передний подшипник ступицы, а это уже дорогая хреновина. Поломка, с одной стороны, не удивительна, вспоминая те дороги, по которым мы скакали. С другой стороны, странно, я этот подшипник уже в 3-й раз меняю. Первый был сразу после покупки, второй - по приезде во Владивосток, третий - после Монголии. Получается уже тенденция, но я всё же надеюсь на выброс диспы, т.к. других причин этого пока не выявлено. Так же после Монголии решил сделать полное ТО с заменой всех масел и фильтров. Заодно и амортизаторы поменял, поскольку они явно ушатались в поездке. Но это скорее из-за того, что их вообще ещё ни разу не меняли, а я их просто добил. Короче много всего было по мелочи, и в общей сложности набежало прилично - 1350$ оставил в сервисе в Барнауле.
Но, тем не менее, машина себя показала очень хорошо в таком непростом путешествии, учитывая, что машине 9 лет. Основной косяк был просто стечением кучи мелочей и никак по сути не связан с надежностью самой машины. Так что мне очень понравилась Тойота для путешествий: быстро, комфортно, вместительно, проходимо, ну а расход, как я писал выше, вполне терпимый. Надежность, несмотря ни на что, тоже на высоком уровне.
Хотел ещё в этот отчет добавить практической информации: штрафы, связь, дороги и тд. Но всё это уже сделал
Меркатор в своём блоге.
Также планировал написать список достопримечательностей с описанием, координатами, может быть комментариями, как лучше к ним добираться, но что-то похожее уже сделал
Меркатор в своём блоге, даже больше, он нанёс весь наш маршрут на яндекс карты, нарисовав там все дороги.
Пожалуй добавлю к тому, что написал Меркатор, оригинальную отсканированную карту Монголии, которую нам посчастливилось купить, которая была наиболее приближена к реальности и которая нас выручала. Поскольку ценность она представляет только тем, кто собирается в подобное путешествие, то выложу её в оригинале и просто ссылкой
https://yadi.sk/i/RMI2O9Xu3SC7qV Сделана она конечно по-монгольски, и самыми яркими и бросающимся в глаза цветами выделено совсем не главное, но есть условные обозначения, по которым не сложно найти дороги и, самое главное, асфальт. Также там не влез немного правый край карты, но он не важен, ничего особо интересного там нет, и всё основное попало в поле зрения.
Ну а просто читателям наверное будет интересен модифицированный вариант этой карты, на которой я схематично нарисовал весь наш маршрут по Монголии. Вот так примерно выглядят наши 7500 км.
Подведу итог. Изначально, когда у нас с Меркатором только зашла речь о путешествии по всей России, то, как оказалось, у нас немного разные взгляды на основную цель. Я прямо загорелся этой поездкой, т.к. давно уже была мечта проехать по всей стране, заезжая в различные её уголки, и я был готов просто сгонять во Владивосток и обратно, какая-то там Монголия была не в приоритете, я о ней ничего не знал, и, как следствие, в моей голове она никакого интереса не представляла. Для Меркатора же наоборот - она была одной из основных целей, и всё путешествие строилось вокруг неё. Стало понятно, что без Монголии для него ехать вообще не вариант.
Мне было не столь принципиально, поэтому ок, Монголия, так Монголия, заедем, в конце концов, можно будет стереть ещё одну страну на карте посещенных мест. Благо по нашим планам 2-х недель там должно было хватить с головой, что в масштабах всего путешествия смотрелось незначительно. Да и вообще оттуда довольно удобно выехать на Алтай, так что почему бы и нет, вроде неплохо получается.
Когда стали готовиться к поездке и прорабатывать детально маршрут, я прочитал много отчетов о Монголии и, кажется, начал понимать почему туда люди ездят. Выглядело всё действительно очень интересно, так что, когда я немного вник, мыслей не ехать туда даже не появлялось.
Ожидания оправдались. Монголия оказалась действительно очень необычной страной со своими уникальными расположением и климатом. Тут очень много ещё нетронутых людьми природных достопримечательностей, мало туристов, мало людей в целом, очень необычный и колоритный быт местных жителей. Да, цивилизация сюда ещё толком не дошла, но, помимо очевидных минусов, о которых я ни раз писал в отчетах, в этом есть и плюс, потому что всё осталось таким, каким оно было много лет назад.
Нет, Монголия это не то место, куда хочется возвращаться ещё и ещё, но побывать 1 раз там определенно стоит. Я бы сам туда сейчас уже не поехал, но очень сильно рекомендовал бы съездить всем, кто любит путешествовать. Но стоит уточнить, что ехать нужно именно на внедорожниках, примерно в нашем формате, в противном случае, я в этом уже не вижу никакого смысла. Очень мало крутых вещей расположено прямо рядом с асфальтом, всё самое интересное находится в глуши, чем дальше, тем интереснее, а на седане туда не доедешь. Я уж молчу про путешествие туда своим ходом, это явно не та страна для таких поездок. Да, в Улан-Баторе можно найти чем занять 2-3 дня, хотя я слабо представляю, как там передвигаться общественным транспортом. По сути это обычный город, я бы даже не назвал его чем-то выдающимся, все основные достопримечательности всё-равно в стороне от него. Но, главное, вы просто не поймете, что такое Монголия, побывав только в Улан-Баторе.
А будет пост про Барнаул? Если-да, то с нетерпением жду!
Отчет-супер!