illiria @ 29.07.22Стандартные меры предосторожности там не сильно отличаются от стран постсовка.
Так не ездить на байке это и есть стандартная мера предосторожности, дома то на байках по шоссе мало кто разъезжать рискует. Местные в ЮВА чуть ли не с младенчества на байке, часто видел картину как какой-нибудь младшеклассник едет на байке и ещё двух младше себя сзади везёт. Они привыкшие и к езде и к уличному движению специфическому. А приезжие, которые от силы на велике по даче в детстве катались, вдруг гонщиками себя чувствуют.
Lika @ 29.07.22На ПДД совсем все забивают? Почему?
Там нет ПДД, кто больше тот и прав. Автобус/грузовик поедет с закрытыми глазами хоть со второстепенной дороги хоть задом хоть как, и его все пропустят. Авто всегда поедет вперёд байка, а нормальный байк вперёд табуретки. Что впрочем не исключает того, что юркая табуретка вдруг захочет проверить свою юркость и полезет вперёд едущего с закрытыми глазами автобуса.
Про оффлайн.
Мне вообще всегда нравилось играть вживую. Интересные знакомства, беседа за столом, фишки, карты, все отдыхают - кайф. Играл и в Силиконовой долине с индусами айтишниками, и с мутными жуликоватыми корейцами на казахских катранах и с наркоторговцами на юге Мексики и с китайскими предпринимателями поднявшимися на шлепках в Африке, и с "принцами Персии" в Марокко и с растаманами на Филиппинских островах и с техасскими пенсионерами в лимитный покер на берегу в Эквадоре - всего не упомнишь, но кайф.
На острове тоже есть игры - но проводит их фиг пойми кто, поэтому я решил что лишний раз лучше туда не макаться. А вот со своими, покеристами вроде как самое оно.
Но есть одна проблема - я стал фишом и в игре с ними я не гожусь. Раньше, когда я еще представлял что к чему примерно и играл с не_про друзьями у меня была цель - повеселиться+не выиграть+не проиграть. Дело сводилось к тому что я играл почти всю колоду, но за счет того что играл сильно лучше поля выходило около нуля. Тут я ощутил себя совсем странно - когда я вроде как понимаю что происходит, но вижу как меня аккуратно изолейтят, жирно вэльюбетят и легко вскрывают мои нелепые блефы. Выглядит как какой-то фильм ужасов, где я парализован и ничего не могу противопоставить, хотя все вижу и понимаю. Так я проиграл 15+ байинов в первый вечер.
Ситуация еще усугубляется тем, что играют в дилер чойс - омаха 4, омаха 5 и крейзи пайнэпл. С омахой у меня сложные отношения, например сегодня я на доске KKKAJ с J445 (которые я не забыл зачем-то трибетнуть) всерьез думал что у меня фулл хаус KKKJJ. Ну кароче, вы поняли какой я омашист. В пятикарточной у меня вообще всегда красивое всякие две пары, но я всегда оказываюсь младше - мистика какая-то. Вообщем, я решил играть в пайнепл - там вроде самое малое количество лишних карт раздают и должно быть вроде как попроще. Но нифига - ебут и там.
Денег не жалко, но проигрывать я не люблю. И кароче, ехал я такой домой со всеми этими невеселыми мыслями и понял, что всегда когда меня ставили жирно - меня вэльюбетили, и можно это парировать пасами. А чтобы чаще в доски попадать и защищаться от всяких изолейтов - надо просто уже открываться и сразу будет проще играть. Чувствуете, уровень моего аджаста и покерной мощи?
Закономерным следствием той сессии на 15+ байинов стало сообщение "Сегодня собираемся играть, если хочешь приходи". Понятно что зовут меня не за красивые глаза и ясно за кого меня держат. Но во первых хотелось увидеться с ребятами, а во вторых подержат карты в руках и попробовать свои "хитренькие стратегии". Ну ладно, ладно, кого я обманываю - просто хотелось размазаться. Кароче я поехал, был жутки кард дед и я просидел нитовкой весь вечер, сыграл две раздачи, в одной выставился префлоп с ККх против JJx, а во второй в мультипоте собрал в омахе топ сет. В конце правда умудрился выкинуть средний сет на экшен на дро доске (топ сета не оказалось, поехал бы с голым сетом против дро), чем оконфузился, ну да ладно - зато поболтали хорошо и отбился.
Игра собиралась на вилле в зеленом районе, сейчас ехал назад по рисовым полям и думал насколько это "честно" играть вот так "не очень дружески". Потом вспомнил слова одного известного форумного регуляра который сидел в позе на меня и нещадно эксплойтил (но при этом супер мило продолжая со мной общаться) - что он бы обыграл и собственную бабушку и вообще у "картишек нет братишек". Подумал что он прав и если ему ок, то я буду отмахиваться от этих акул трусами как могу чтобы хотя бы много не проигрывать.
Вот и думаю теперь - а позовут ли еще, а?
mihhhhey @ 29.07.22Как вариант не ездить на байке вообще. За год в Тае проехался на байк-такси от силы пару раз. Ходить пешком, выбирать место жительства так, чтобы всё недалеко было, (сбрасывать вес чтоб быстро ходить ), ну либо уж тогда машину покупать. Хотя сбить и на тротуаре могут, то бишь на обочине, тротуаров то там не бывает ))
illiria @ 29.07.22Это все дрочево.В таких местах всегда будут свои локальные риски которые сложно предугадать.Типа как в РБ где можешь идти слушать музыку и внезапно получить пезды дубинкой и оказаться в камере.Просто оказался не в то время не в том месте,ничего личного как говорится. Стандартные меры предосторожности там не сильно отличаются от стран постсовка.
Я не знаю каким образом,но я чудом за 4.5 года жизни в Тае ни разу не попал в ДТП и сильно никто не пострадал из моих друзей. Мелочи в виде ссадин и ушибов были обв,но ничего серьёзного.
Не знаю как сейчас в Тае,но период 2010-2014 если тебя останавливают на байке без водительских прав(любой,хоть 75 кубов мопед или на литровой ямахе) - официальный штраф 400батт(15$).Коп забирает ключи от байка,ты садишься на байк-такси до ближайшего полицейского участка,оплачиваешь,тебе возвращают ключи и ты едешь дальше. И всем похуй. И мне,20 летнему бездетному,тоже было похуй) В Паттайе после 12 ночи было внегласное правило у копов,что они вообще не останавливали никого на байках.Пьяный,без шлема - похуй,тебя вообще не остановят.Один раз в 4 утра меня остановили под предлогом проверки на наркоту,сказал что выпил вискарь и вообще наркотики это не моё - отпустили и я поехал дальше.
Мои друзья были припаркованы на байке возле главного ТЦ Паттайи и вних врезается пьяный финн на авто.Приехали копы,он им(копам) заплатил в районе 1500$ взятки.Моим друзьям не досталось ничего кроме стресса и на этом всё закончилось .
Можно сколько угодно говорить о "локальных рисках" и "остров тебя встречает " и прочее. Но неплохо бы знать вообще о существовании таких рисков и насколько они велики .
Я для себя решил что возможно в будущем приеду с семьей на пару недель когда ностальгия возьмёт вверх, но жить точно не стану. Из плюсов тёплая зима,фрукты морепродукты . Из минусов плохая медицина,плохое образование и низкий уровень безопасности во всех смыслах.
p.s. Av1rex, шалом, православный)
Из тех стран юго-восточной азии где был (жил долго в Камбодже, Тае и на Бали, во Вьетнаме немного тоже провел времени), Таиланд однозначно впереди по большинству критериев типа безопасности, медицины, инфраструктуры городской и тд. . Движение самое безопасное точно в Таиланде, правила более-менее соблюдаются.
(проехал по азии на байке думаю уже 30-40к км, так шо в курсе вопроса )
Наливай чай и включай этот трек:
Взяли билеты в серф трип на о. Сумба.
На самом деле я очень жду каждого такого трипа. Можно даже сказать что в какой-то степени их количеством я измеряю свою жизнь.
Я помню наш первый трип на Ломбок, после которого мы приехали в аэропорт и нам сказали что наш рейс отменен, с чем мы согласились по телефону. Ха-ха, дело было в начале 2013 года и в деревне где мы жили не было сотовой связи вообще. Чтобы вы понимали адрес видеооператора (который сделал самое скучное на свете серф видео) был в стиле 3ий дом справа от центральных ворот. Сейчас, там говорят, уже есть и хай вэй и вообще Кута с шикарными резортами. Так вот, приезжаем мы в аэропорт, а самолета нет и следующий только на следующий день, а у нас на следующий день билеты в РФ, что делать? Мы поехали в порт, загрузились на грузовой паром и мне почему-то навсегда врезалась в память эта ночь, качка, волны и звуки Kings of Leon в наушниках. Я ехал и прокручивал в голове каталку и момент, когда предзакатное солнце вышло из-за туч и вода стала какого-то нереально зелено-изумрудного цвета, я поднял голову в небо и увидел след от двух пролетающих самолетов на фоне гор и этот кадр почему-то намертво засел у меня голове. В тот момент меня переполняло ощущение "правильности" всего происходящего. Несколько фоток того времени:
В какой-то степени на следующий день я проснулся другим человеком. И твердо решил что именно так я и должен проводить свой отдых - в компании близких людей, среди океана и с доской в руках.
Следующий индо трип у нас был на Сумбаву. Оттуда запомнилась ночь в гамаке на пароме и раннее утро, когда я увидел нереальную зелень острова и бухты с лазурной водой. Помню нереальное ощущение того что именно такие рассветы видели Португальские моряки приехавшие в эти края. Фоток найти не могу, но выглядело все примерно как в компьютерной игре Settlers 2 (это была одна из немногих игр где можно было делить экран пополам и играть на 1 компе одновременно, еще были Need for Speed, Heroes, Liero, Worms, Age of Wonders - все эти игры были заиграны до дыр и потому так врезались в память)
Еще оттуда запомнилась история. Сумбава находится за Ломбоком. На Ломбоке живет племя с запоминающемся именем - сасаки. Так вот, эти сасаки ночью безшумно приплывают на лодках к берегам Сумбавы и пиздят коров. Привязывают их к лодкам и отвозят на Ломбок. Иногда случаются кровавые стычки на этой почве, где в ход идут длинные мачете и чуть ли не кремниевые ружья. Звучит дико, но когда ты видишь что половина деревень без электричества и заводят вечерами генераторы начинаешь в это верить.
Потом был G-land. Именно оттуда я привез легендарную фотографию которую я всем ненавязчиво показывал, когда я рассказывал какой я пиздатый серфер:
О чем я умалчивал, так это о том, что произошло в следующую секунду после того кадра:
И следующие минут 5 мне было очень страшно. Меня замыло в рифы. Футболка налезла на голову и я ничего не видел и потерял ориентацию в стиральной машинке (теперь только лайкры, только хардкор). Каждый раз когда я выныривал на секунду меня накрывало следующей волной и все больше замывало в инсайд на рифы. Меня охватила паника, которая только мешает и еще быстрее жжёт кислород которого и так не хватало. Мне казалось, что это продолжалось бесконечно долго, но на самом деле всего 4 или 5 волн, перед каждой из которых я успевал вынырнуть на секунду чтобы глотнуть драгоценного воздуха. Больше всего я боялся что не успею вынырнуть перед очередной волной сета и тупо утону. Когда стало понятно что сет закончился я стал бояться что меня замыло и меня размотает об рифы. В итоге все обошлось несколькими неприятными, но не глубокими царапинами, но опыт был яркий. Яркий настолько, что затмил йогу в джунглях в серф кемпе и гуляющих по территории полуручных оленей.
Потом был о. Ниас и долгая дорога до него. Оттуда тоже есть пара фоток:
Там были два момента. Первый связан с преодолением себя. Вообще когда я туда собирался многие слушали и качали головой - мол, чувак, будь аккуратен. В переводе с языка серферов, которые не отличаются инстинктом самосохранения, это означает - нехуй тебе там делать. Тоже самое мне сказал в первый день мой тренер. На второй день он сказал "идём!" и мы "пошли". Я всем мешал. Пару раз я разгребался и понимал что подо мной какая-то пропасть просто саботировал старт. Не выдержав я подплыл к тренеру и сказал что я хочу домой. На что он спокойно ответил - окей, тогда тебе вниз, т.к. другого выхода нет - ты стартуешь и либо выезжаешь волну, либо нет, но потом ты можешь выбраться на сушу. Привет. Я помню этот щелчок в голове: вопрос стартовать или нет был больше не стоял - он был решен, остался только один вопрос - смогу ли я выехать волну и как это сделать. Все, после того как сомнения "делать или не делать" прошли, стало намного легче, появилась внутренняя уверенность и фокус на том КАК именно проехать. И я выехал её. На фото непонятен масштаб волны, но мне она казалась огромной. А уж чувство победы над самим собой вообще не передать словами.
Второй момент был, когда мы оказались в древней деревне (чей возраст больше 6 поколений, потому что именно столько хранятся устные предания, а письменности там не было) и оказались в дворце местного короля, где можно было гулять, курить, слушать про то, сколько у него было жен и даже увидеть его потомка влачившего жалкое существование в алкогольном угаре и сожалениях по невозвратно ушедшим временам. Тогда я как-то понял, что Индонезия - это огромное количество всевозможных племен, а совсем не Бали. И каждое из этих племен жило изолированно на своем острове. На каждом свой язык, свои традиции, своя религия и своя жесть происходила по ночам, когда огромная луна и звезды освещали жертвоприношения, а крики жертв заглушали шум ночных джунглей и крики диких зверей. Не знаю как это описать, но я прямо прочувствовал это.
Следующий наш трип был на Суматру в Учанг Бачур. Су-ма-тра. Вслушайтесь в это слово, чувствуете? Не знаю как у вас, у меня по телу пробегает приятная дрожь и во рту остается какой-то шоколадный привкус. М-м-м-м. Оттуда я привез воспоминания о том, как мы тупо катались по окрестностям (я в поисках пива, которого не могло там быть - ведь остров мусульманский), а местные жители таращились на нас и приглашали в гости. Помню как один мужик мне рассказывал что его коров повадился драть тигр. Тигр дерет коров, Карл! Это как вообще, а? Вечерами мы сидели на безымянных спотах и молча таращились на закаты. Я тут начал читать книжку воспоминаний одного сефрера, которая называется "Barbarian Days", так вот тот наш трип наверное можно описать этими же словами. Было как-то очень просто и хорошо. А по дороге назад, которая пролегала через национальный парк мы увидели настоящих орангутангов. Ну как увидели - больше услышали, но все равно приятно. Фотки оттуда есть в этом посте, но выглядело все примерно вот так:
Помню как один форумчанин выросший в лесах глухой Сибири мне рассказывал как на уроках географии не верил в существование всяких стран типа Франции, Германии, США и т.д. - насколько это все казалось далеким и нереальным. Также и мне всегда в детстве казались нереальными книжки про Джеральда Даррела, как он в каких-то там богом забытых джунглях жил среди аборигенов. Но нет, все это оказывается реально и существует прямо сейчас где-то в этом одновременно таком огромном и маленьком мире. Помню, как рассказывали про одного из преподов в институте, который был в свое время Генеральным Прокурором, что его каждый год на две недели забрасывают в Тайгу, где они живет совсем один в полной глуши, а я никак не мог понять зачем ему это?
И вот я уже сижу с билетами на Сумбу. Где это вообще, блять? Уже после того как мы купили билеты, я узнал что на острове по прежнему хоронят покойников как в эпоху неолита - в огромных мегалитах (чтобы это не было). Что ж, отлично, посмотрим. А еще там есть какие-то сражения на копьях и один из самых дорогих курортов в мире https://nihi.com/ Я из интереса спросил сколько будет стоить. Оказалось недорого - чуть больше 20,000 долларов за неделю. Неплохо, неплохо, но мы будем наслаждаться серф гест хаусами и проникаться местной культурой =)
Несколько смущают слова основателя nihi резорта о том, что он сбился со счета сколько болел малярией 34 или 36 раз. Еще чутка смущают фразы из серф путеводителя что "during the June to September season it will be either big or flat with hardly any mid-size surf to be found", "if you want to surf every day and expect to have an easy and comfortable trip hen you would probably be better off on the waves nearby Sumbawa or Rote" и "you should be prepared to spend a lot of uncomfortable travel time and be able to live in some very grim place". Хммм, звучит как план.
На сумбе есть крокодилы на спотах, правда далеко от основных . И есть смысл закупиться вкусняшками, там практически ничего не будет на острове
как можно на ниас или ментаваи попасть не через суматру, только на яхте развечто(я ктомучто если с бали то ты в джакарту потом медан потом город на побережье и паром или еще там какойто винтовой самолет вроде есть но тоже через суматру )
и нужно же было попасть на ниас чтобы понять что с лайнапа можно только через волну уйти
Ваня, продолжай жить жизнью, заслуживающей не одного рассказа! Кайф
давай давай побольше про серф!
Вернулся с серф трипа на острова Сумба.
Покатались хорошо, но фоток с каталки не будет потому что тупо некому было нас снимать. Описывать свои серф переживания без фотографий - дело неблагодарное, поэтому расскажу про Сумбу в целом. Благо рассказать есть что.
Слышал, что по статистике Сумба эта третий по бедности регион в далеко не самой богатой Индонезии, поэтому люди живут здесь очень бедно. В 2к22 люди не имеют самого необходимого, буквально сражаются за выживание.
В 5:20 можно увидеть как заспанные детишки (мал мала младше) замотанные в оборванные одеяла затемно идут с горы с баклашками за питьевой водой. В Богом затерянном лугу видел девочку буквально лет 5, которая пасла огромных буйволов (к которым я боюсь подходить), кричала на них и стегала их прутиком. Видели как девчонки купаются и стирают белье тут же в речках. Как все уважающее себя местное мужское население носит на поясах огромные традиционные мачете (самые младшие были едва ли сами больше этого кинжала). Видели как в абсолютно пустых домах люди рядом со свиньями.
Один день не было волн и мы весь день катались по западной части острова. Спойлер - обычные деревни ничем не отличаются от "традиционных на показ", только люди добрее и платить за вход не надо. Скрипт такой - вежливо здороваешься, улыбаешься, небольшой смолл толк с рассказом кто ты и что ты, раздача сигарет старшему поколению, раздача сладостей детям, дальше предлагаешь им сфоткаться с тобой, после этого вы уже друзья, вас приглашают в дом, начинают сватать дочерей и что-то еще непереводимое, но очень дружелюбное.
Мне всегда неудобно снимать (не в зоопарке же), но местные обожают фотографироваться с приезжими и сами настаивают и охотно позируют:
На фотографии выше слева расположен открытый очаг (в бамбуковом-то доме), за мной спальное место, а справа живут поросята. Вот здесь лучше видно:
Повторюсь, это самый обычный дом в рандомной деревне куда мы зарулили. Возле домов обычно пасется живность - курицы, свиньи, собаки, коровы:
Отличительная черта домов на Сумбе - крыши, выглядят они вот так:
Крыша держится на колоннах. Колонны проходят через каменные кольца (мужское начало проникает в женское) - это символ плодородия, выглядит это вот так:
Видели каменные штуки перед домом на фотках выше? Это захоронения - основная туристическая достопримечательность Сумбы. Большая часть населения исповедует традиционную религию - Мерапа. Суть в том, что предки не умирают, а попадают в райскую деревню, откуда наблюдают за живыми. Для этого в их честь совершаются жертвоприношения и возводятся такие вот могилы. Делают так со времен неолита (не знаю что это, но так везде написано и звучит довольно древне). Есть места где они красивые, сложные и большие, весят до 30 тонн, изготавливаются по 20 лет, перетаскиваются 1,000 человек (такие египетские пирамиды на минималках), но мы до них не доехали, поэтому фотки из интернета:
Интересно, что часть острова была охристианизированна. Не знаю, насколько у них все это получилось на самом деле, потому что захоронения местных христинан выглядят вот так (ищите возле каждого дома!):
Вообще местная религия не такая сложная и комплексная как Балийская, но тоже интересная. Есть шаманы, которые совершают ритуалы и передают свое искусство от отца к сыну. Как я понял, большая часть ритуалов сводится к тому чтобы пролить ритуальную кровь ("увеличить плодородие") и "погадать на печени убитого ритуального животного", попеть, постучать в барабан - стандартный набор вообщем. Из интересного - Pasola когда "две команды" на лошадях сходятся в ритуальной схватке и бросают в друг друга копья. Иногда доходит до увечий, но, как мы помним,- пролитая кровь это хорошо и помогает выпустить пар. Сам не видел, но на фотках \ видео выглядит интересно - кому интересно, посмотрите. Еще из интересностей - ikat или местные ткани, которые (реально много раз видел) вручную на доисторических деревянных станках ткут местные женщины, а на узорах запечатлены местные легенды. Там какой-то сложный замут - мол, судьба человека плетется кем-то, она пересекается узорами с жизнями других людей и все мы сплетены воедино и дальше по списку. На фото превосходный образец "русо-туристо облико морале" который не парится этими сложностями:
Очень многие местные (особенно старшего поколения) жуют бетелнат. От этого их рты становятся ярко красными и с ними происходит что-то страшное (фото из инета):
Читал воспоминания серферов первооткрывателей местных волн, как в 70-80х годах они нашли один из местных идеальных пляжей, откатались, а под вечер разлеглись, закинулись ЛСД и стали залипать на бесподобное звездное небо. Внезапно их окружил отряд местных дикарей вооруженных копьями и мечами, чьи рты в нервном свете факелов были кроваво красными. Один подумал, что схватил мощнейший бэд трип и решил что это идеальный момент чтобы умереть, а второй говорит что протрезвел и как-то разрулил ситуацию благодаря тому что они регистрировались в доме местного старейшины. Кстати, пляжи тут действительно нереальные:
На местных рынках большое место занимают какие-то неведомые "плодоовощи - коренья" для корма свиней.
Кафешек на острове найти не удалось. Т.е. просто купить свинюху, курицу и другую живность - запросто, но готовить ты будешь ее сам =) В день когда мы мотались по острову лучшее что я смог намутить - заваренная, как в детстве, лапша только всю специю высыпали зачем-то сверху. Кофе на острове довольно жесткий (робуста, Карл!). А вот кешью, наоборот, офигенный. У нас в кэмпе всю неделю не было курицы и поэтому мы ели pepe ikan (жаренная рыба в пальмовом листе, с зеленью и помидорами) дважды в день и яйца на завтрак. Хорошо что взяли с собой протеиновые батончики по совету добрых людей.
Кругом полно детей. Они повсюду. По статистике больше половины острова младше 18 лет. Очень часто родители говорят что у них 4 детей. Потом, после паузы добавляют - и три дочери. Раньше было разрешено многоженство, но сейчас вроде как с этим не очень. Еще раньше у женщин был отдельных вход в дом и вообще, отношение был к ним так себе, без этой всей модной европейской вашей фигни. Где-то читал, что на Папуа женщины ценятся меньше чем свиньи (потому что не такие вкусные), так вот местные ребята (некоторые из которых лицами очень похожи на папуасов), кажется недалеко ушли. За девочек надо платить выкуп, в среднем - одного баффало, который стоит (если я правильно перевел) около 2,000 евро (читай: "как чугунный мост").
Многие дети, видимо, вследствие недоедания и скудного питания выглядят гораздо младше своих лет. Многие дети не ходят в школу, т.к. надо помогать по дому и потому что это дорого (если я правильно понял, то государственные школы стоят около 10$ в месяц), таким образом не могут вырваться из "круга бедности". Очень многие с раннего детства заняты в тяжелом труде, например эти девчонки бодро шагают с полными ведрами воды в горку и при этом шутят, улыбаются и отказываются от помощи:
Вообщем довольно тяжело живут местные. Определенный оптимизм внушают слова местного парня, к которому мы случайно попали на день рождения, который говорит что он и его друзья не хотят никуда уезжать и собираются развивать свою родную землю. Подумал, что не часто слышу такие слова в России.
p.s. а комаров мы кстати, так и не нашли ни одного на острове.
Твои отчеты - это восхитительно!
Оч крутой блог!, в планах через год постараться испытать на островах примерно схожие чувства, описанные тобой от волн)
Как дед езжу по Чангу на машине , точней стою в пробках Но насмотревшись как в Бали чатике собирают на очередную операцию для ректанувшихся на байке как то не тянет за него садится.
Av1rex, круто пишешь)
Помню, как для меня тоже казался справедливым принцип Талиона "око за око, зуб за зуб" который работал (как минимум) со времен Хаммурапи. Поэтому меня не удивляет, что многие сограждане считаю смертную казнь справедливой и нужной.
Считал (неосознанно, не то чтобы я прямо об этом думал активно) я так примерно до 3-го курса, когда у нас началась Криминология. Помню, как меня поразило тот факт, что каждый день в городе Х совершается Y краж, число которых примерно одинаково. Да, отчасти так происходит из-за того что менты жульничают с приемом заявлений (прячут в стол, отговаривают, не возбуждают дела) чтобы не портить "палочные показатели", но даже в "честном" мире это число не будет меняться в разы день ото дня. При этом, на Новый год, например, число всяких телесных повреждений нанесенных после "совместного распития спиртных напитков, следствие внезапно возникшей взаимной неприязни" (обожаю канцеляризмы, типа "читаю и перевожу со словарем" и т.д.) всегда вырастает потому что тупо народ бухает больше (и старается оставить все плохое в году ушедшем). Последствия были еще более удивительными, например, если увеличить количество патрулей и улучшить освещение на улицах, то количество краж упадет на Х, а если на перекрестке насмерть сбивают в год 5 человек поставить освещенный пешеходный переход, светофор и "лежачих полицейских" то их количество упадет (условно) до 0.2 в год. Вот тебе и пресловутая бесценная человеческая жизнь, как оказалось имеет вполне четкую цену (и об этом хорошо знают экономисты и эффективные альтруисты, но это тема другого поста). Там, кстати, было еще много чего интересного - типа раздела "виктимология", где утверждалось что если молодая девушка будет ходить в вызывающих чулках ночью по криминогенным районам, то у нее повышенные шансы быть изнасилованной (внезапно), а также утверждалось что если в модель района загрузить все сведения, то можно чуть ли не предсказывать кто и в каких квартирах будет совершать кражи. Мне тогда это показалось удивительным.
Другим удивительным фактом из криминологии оказалось то, что ужесточение санкции (например, введение смертной казни) не является фактором снижающим количество преступлений за которые она введена. Проще - смертная казнь не снижает количество убийств. На первый взгляд кажется странным, ведь по идее рациональный агент не должен совершать действий, за которые он может поплатиться головой, верно? Верно, но люди не рациональные агенты (как это доказали Канеман, Тверски и многие другие после них), а теория и практика одно и тоже только в теории. На практике же люди оценивают риск как (серьезность последствий) * (вероятность их наступления) и тупо надеются на то, что их-то как раз не поймают. Поэтому можно вводить хоть пытки электричеством, дыбу, испанский сапог и иголки под ногти - количество преступлений от этого не снизится.
Поэтому остается работать над неотвратимостью наказания, чтобы человек совершающий преступление даже не сомневался над тем, что его постигнет наказание. Без исключений. Но, понятное дело, улучшать качество такой огромной махины как правоохранительная система в рамках гигантской страны это невероятно сложная, многоплановая и кропотливая работа на десятки лет. Поэтому проще вьебать пятнаху за 6.5 грамм травы и отчитаться о "непримиримой борьбе с наркоманией" по телевизору перед восхищенными избирателями.
Ну и заканчивая тему с санкциями за преступление, мне кажется что вариант пожизненного заключения в условном "Черном Дельфине" является достаточно пугающим фактором ненамного уступающим (уступающим ли?) по своей "страшности" смертной казни. Любой желающий может "убедиться" лично - роликов о содержании в интернете предостаточно.
Другой проблемой о которой мало кто задумывается - это что же собственно происходит после слов "Приговорен к высшей мере наказания" и "Привести приговор в исполнение". После этого осужденный просит о помилованиях, подает апелляции и кассации, получает отказы и... оказывается вычеркнутым из списка живых. Т.е. он ходит, спит, ест, его надо охранять, но он уже документально обречен. Кто-то его должен охранять, причем охранять максимально жестко (т.к. ему уже нечего терять). А кто-то должен приводить приговор в исполнение. Это должно быть чьей-то работой, на которую он уходит, а потом приходит и обнимает детей, целует жену и садится обедать с семьей. Только вот на вопрос "как прошел рабочий день" ему будет сложно ответить, поэтому эта тема либо табуирована, либо он не говорит чем он занимается. Существует много способов "снять ответственность" с человека - и расстрельные эскадроны (никто не знает чья пуля была смертельной) и 3 рычага на электрическом стуле (никто не знает какой из них замыкает цепь) - которые должны помочь снять муки совести, но работает это все так себе. Кому интересно, можете прочитать малоизвестную книжку Даниила Корецкого "Привести в исполнение". Мало кто знает, но автор доктор юридических наук, профессор кафедры (как раз) криминологии и хорошо знает предмет. А его первые книги, вышедшие до коммерческого успеха Антикиллера, действительно хороши (и "писались для души" по 5 лет). Интересно, кстати, что во многих европейских городах палачи признавались важной профессией, но селились они на окраине и "родниться" с ними никто особо не хотел. А вот в исламском мире эта профессия почитается как вполне себе уважаемая и в наши дни.
Тут, наверное, надо добавить что сам процесс отъема жизни по определению не может быть приятным. Кому интересно почитайте как люди полыхали на "милосердных" электрических стульях по несколько часов. Как почему-то не срабатывали давление понижающие компоненты смертельных инъекций и осужденные мучались в агонии по несколько часов перед ошеломленными докторами, судьями, прокурорами и другими участниками процедуры, которые не знали что делать. Ну и просто представьте - это же все должно быть закреплено на законодательном уровне, множество людей должно быть вовлечено в процесс определения того, как собственно будут убивать человека, обсуждать это, делать свои предложения, спорить, вносить корректировки - довольно мрачное и кровавое действо.
Ну и кроме очевидной "бесполезности" смертной казни (убитых жертв не воскрешает, от совершения новых преступлений не останавливает) существует банальная судебная ошибка, которая по разным оценкам варьируется от 2% до 5%. Другими словами на каждых 100 расстрелянных приходится 4 рандомных человека, который просто попали в какой-то ебейший замес. Например, вместо Чикатилло расстреляли как минимум одного человека по ошибке. Когда выяснилась ошибка, возбудили уголовное дело, которое прекратили... по истечение сроков давности, КАРЛ. А если бы его осудили на срок (что тоже ужасно), то его хотя бы можно было выпустить потом (повторюсь, это кошмарно), но можно было бы что-то исправить. А смертную казнь не исправить - это итоговое решение, финальный росчерк, который не обернуть вспять.
Кроме всего, как мне кажется, есть еще один момент, который трудно оцифровать - это влияние смертной казни на общественные настроения. Кажется, что она должна "ужесточать" нравы населения. Вносить узаконенные убийства в бытовую повестку дня. Чуть-чуть отодвигать границу допустимого. Влиять на принятие другие решений. Где-то легче подтолкнуть к войне. Где-то проще дехуманизировать какую-то группу населения. Мне сложно это доказать фактически, но я скорее это чувствую на уровне эмоций.
Вообщем тема большая, интересная и лично мне бы хотелось чтобы кто-то из сторонников смертной казни задумался о своих взглядах, может быть почитал того же Корецкого (который, кстати, сторонник смертной казни) и других авторов на эту тему. Пост и так получился большим, поэтому я нарушу золотой стандарт журналистики и не буду писать аргументы "за" смертную казнь ("справедливость", трату денег на пожизненное содержание и т.д.) - уверен, вы и так их многократно слышали и знаете. Но может быть (может быть) после погружения в вопрос число противников смертной казни вырастет с печальных 8%.
..волосы дыбом, ппц
и так последние пару лет периодически впадаю в состояние «сейчас случится что то плохое». Раньше была другая крайность «все может случиться, но не со мной».. в балийских условиях наверно схватила бы паническую атаку.
На ПДД совсем все забивают? Почему? Культурная особенность? Вещества? Из-за отношения к жизни?