Rush,
Насчет Харари.
Цитата №1.
"С хорошими людьми случаются беды потому, что миром не правит всеведущий, всемогущий и всеблагой Господь. В мире рыщет независимая от Бога злая сила. Это зло и творит беды. Простое и убедительное объяснение, даже монотеисты подсознательно склоняются к нему. Огромное количество христиан, мусульман, иудаистов признают могущество злой силы – христиане именуют ее дьяволом, сатаной, – которая может действовать самостоятельно, бороться против Бога и без Божьего соизволения творить всяческие безобразия. Но как может монотеист придерживаться подобных дуалистических представлений? С точки зрения логики они с монотеизмом несовместимы: либо вы верите в единого всемогущего Бога, либо в две противоборствующие силы, ни одна из которых не является всемогущей. Но человек обладает поразительной способностью соединять несовместимое. А потому не так уж удивительно, что миллионы благочестивых христиан, мусульман и евреев ухитряются верить одновременно и во всемогущего Бога, и в самостоятельного сатану."
То, что под видом христианства подсовывает читателю Харари – суть зороастризм, дуалистическая религия, которая признает одновременное существование двух начал: доброго и злого, ведущих между собой непрерывную войну. Не могу не удивиться недобросовестности его подхода. Еще и вопросы ставит к им же самим выдуманной галиматье, да чуть ли не с негодованием, поразительно просто. Надеюсь, понятно, что тут вопрос не в вере или атеизме, а в банальном искажении самой базовой информации. Спрашивается – зачем?
Что же касается христианства, то в тезисной форме просто зафиксирую, что в нем
однозначно утверждается, что никаких самостоятельных от Творца, самосущных, сил нет. А есть просто состояния, в которые человек впадает, они же – энергии, с которыми он сочетается тем более, чем менее согласно с установленными Творцом законами (заповедями) он живет. Есть бытие, которое возникло и поддерживается по определенным законам, и соответствие им своей жизнью именуется добром и праведностью; а есть не-бытие, – когда происходит отступление от добра и последующее выпадение из бытия
просто силою вещей, потому что ты с бытием не согласуешься более. Это и есть ад, дьявол и все прочее. Как, знаешь, сумасшествие (то есть, разрушение психики, идентичности индивида), когда сперва человек зацикливается на вымышленных проблемах, а затем капитально уходит в эту нереальность вплоть до полного рассогласования с действительностью и неспособности поддерживать свое существование. Ну или в физике есть законы, которые если нарушать (допустим, сунуть руку в огонь), – все набекрень пойдет, катастрофы и разрушения. Чему, собственно, никто не удивляется.
У меня тут ребенок смотрел мультик «Приключения Коралины в Стране Кошмаров» – там в финале с этой Страны Кошмаров очень впечатляюще облезают текстуры, оголяются полигоны, которые осыпаются куда-то в пустоту, и всё сворачивается. Вот примерно так с небытием и есть, – созданная своими же руками нереальность.В общем, это и есть зло. И оно
не имеет сущности. Это просто синоним отсутствию, искажению добра (т.е. согласия с законами). Возникает зло вследствие неправильного распоряжения (злоупотребления) человеком своей свободой, которая у него имманентно присутствует. Думаю, и без религии всем известны такие хрестоматийные примеры, как алкоголь/наркотики, жестокость, жадность, распущенность. В христианском учении эти злоупотребления обобщены как Восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость (в смысле самомнение, превозношение). В таком порядке: от самого базового – к наиболее сложно устраняемому и опасному. Каждая из них подпитывает последующую и при пренебрежении способна развиться в серьезную проблему вплоть до распада личности. «Невежественная свобода есть матерь страстей (...) неуместной этой свободы конец – жестокое рабство», написал в VII веке Исаак Сирин.
Что касается упоминаний в Библии непосредственно дьявола – это вопрос не на один экран текста. Опять же вкратце скажу, что – писание и предание
чрезвычайно символичны и имеют несколько уровней абстракции. Я слушал цикл лекций очень крупного специалиста по Ветхому Завету – там просто реально можно сойти с ума, насколько символично почти каждое слово и насколько сложные концепции заложены в простых и внешне слегка сумбурных фразах. Буквально там можно понимать, процентов 25%, должно быть. Там как в китайских философских трактатах – с наскоку вообще почти ничего не разберешь, всё какие-то сплошные «времена перемен», «убывающие драконы», «пустоты», а сверху все накрыто «великим пределом». Но значение этих дел вполне доходчиво объясняется специалистами, и не считается чем-то мистически-сверхъестественным.
Да, в Библии есть упоминания сатаны, который совращает людей. Но лишь в той степени, в которой Бог ему это попускает, а не произвольно, как это зачем-то утверждает Харари. Но даже это во многом зависит от характера жизни человека. Я думаю, что если кому-то образ демона доходчивее и для исправления его жизни так будет эффективнее, отчего же и не использовать этот подход. В конце концов, разные физические эффекты тоже часто получают какие-то упрощенные названия (какой-нибудь там God Rays), чтобы не обременять мозг обывателя многоэтажными понятиями. Плюс не забывайте, что все это писалось очень давно, абстрактные концепции не были доступны простым рыбакам с горшечниками, и многое гораздо доходчивее объяснялось людям через разные простые образы. Думаю, что пожилым и малообразованным людям тоже лучше воспринимать необходимые идеи так, чем слушать про «тьму над бездной» и «нетварный свет». Но уже с раннехристианских писателей везде фигурирует бытие/небытие/энергии и прочая метафизика. Да и Ветхий Завет при пристальном взгляде прочитывается именно в этом же духе. Кстати, неплохой пример сам же термин "Господь/Творец". Так просто говорят, но при этом в христианстве утверждается, что никакими человеческими словами и понятиями Бога не определить, поскольку он "пр
остое Существо" - не сущность и даже не энергия, а первопричина всего; то, что существовало
до и вне бытия как такового. Но вот называем Господь для разнообразия. Хотя кто-то может подумать, что мы имеем ввиду наделить его какими-то квазичеловеческими качествами и поселить в далекой галактике, откуда он будет на нас смотреть. В общем, сатана - фигура речи.
Так, еще там было про то, что
«С хорошими людьми случаются беды потому, что миром не правит всеведущий, всемогущий и всеблагой Господь». Харари тут тоже нафантазировал, либо начитался полоумных сектантских брошюр что ли … Ну, я выше уже изложил, что Бог предоставил человеку полнейшую свободу действий, но при этом создал и непреложные законы развития человеческой души, нарушение которых приводит к проблемам, пропорциональным степени отклонений от них законов. Итого: человек волен жить по законам Творца (заповеди), либо по законам любым другим, но и с ответственностью за последствия. В общем, беды случаются не потому, что пихает нам Харари. Человек сам себя наказывает своими страстями и похотями. Даже большинство простых церковных бабушек ответят тебе именно так.
Отдельный и сложный вопрос о невинных страданиях, и почему беды могут случаться с тем, кто вроде как пока ничего предосудительного и не сделал. Считается, что за неправильное поведение родителей страдают потомки до семи поколений вперед. Допускаю, что информация о состоянии души человека (вместе с особенностями его характера, которые, как я не помню где читал, через гены все же передаются) является одним из параметров, которые кодируется в генах, и за свою данность следует благодарить родителей и прочих предков. Это печально, но по крайней мере личной вины человека здесь нет, и то будет ли он жить с легкой совестью и в гармонии с миром, либо озлобится и станет всем мстить, – зависит только от него. Мне доводилось видеть чудовищно пострадавших людей, у которых на душе, тем не менее, было сильно светлее, чем у меня.
Цитата №2
"На самом деле монотеизм складывался как пестрая смесь монотеистических, дуалистических, политеистических и анимистических убеждений под объединяющим лозунгом единобожия. Обычный христианин чаще всего верит в монотеистического единого Бога, в дуалистического дьявола, в политеистических святых и анимистические привидения. Исследователи религий называют сосуществование противоречивых и даже взаимоисключающих идей, сочетание ритуалов и практик из разных культур синкретизмом. Возможно, синкретизм и является единственной и величайшей мировой религией."
Ну вот здесь опять цветасто завернутые измышления пошли. Даже комментировать нелепо. Ну как бы – да, есть и такие люди, как он описал. От пьянства у них молиться иконе такой-то (и ни в коем случае не другой!), о хороших условиях ипотеки – туда-то, а в остальном ничего их не интересует, спокойно могут жить как во «Дне опричника». Но ссылаться на них, это как, знаете … давайте я напишу «фундаментальную» книгу про покер, основанную на моем представлении об игре из фильма Казино Рояль, легендах о пляжных карточных играх в Гаграх конца 80-х и мнениях старшеклассников. Формально она будет про покер, не подкопаешься, но ... все же ведь ясно. Вот ровно этим Харари и занимается. После чего у меня очень большой и резонный вопрос к его книге в целом. И к тем, у кого его методы вопросов не вызывают.
Странно, что сознательные и критически мыслящие люди оставляют такие финты без внимания. Не верите мне – проверьте сами.
Насчет Харари.
Цитата №1.
То, что под видом христианства подсовывает читателю Харари – суть зороастризм, дуалистическая религия, которая признает одновременное существование двух начал: доброго и злого, ведущих между собой непрерывную войну. Не могу не удивиться недобросовестности его подхода. Еще и вопросы ставит к им же самим выдуманной галиматье, да чуть ли не с негодованием, поразительно просто. Надеюсь, понятно, что тут вопрос не в вере или атеизме, а в банальном искажении самой базовой информации. Спрашивается – зачем?
Что же касается христианства, то в тезисной форме просто зафиксирую, что в нем однозначно утверждается, что никаких самостоятельных от Творца, самосущных, сил нет. А есть просто состояния, в которые человек впадает, они же – энергии, с которыми он сочетается тем более, чем менее согласно с установленными Творцом законами (заповедями) он живет. Есть бытие, которое возникло и поддерживается по определенным законам, и соответствие им своей жизнью именуется добром и праведностью; а есть не-бытие, – когда происходит отступление от добра и последующее выпадение из бытия просто силою вещей, потому что ты с бытием не согласуешься более. Это и есть ад, дьявол и все прочее. Как, знаешь, сумасшествие (то есть, разрушение психики, идентичности индивида), когда сперва человек зацикливается на вымышленных проблемах, а затем капитально уходит в эту нереальность вплоть до полного рассогласования с действительностью и неспособности поддерживать свое существование. Ну или в физике есть законы, которые если нарушать (допустим, сунуть руку в огонь), – все набекрень пойдет, катастрофы и разрушения. Чему, собственно, никто не удивляется.
У меня тут ребенок смотрел мультик «Приключения Коралины в Стране Кошмаров» – там в финале с этой Страны Кошмаров очень впечатляюще облезают текстуры, оголяются полигоны, которые осыпаются куда-то в пустоту, и всё сворачивается. Вот примерно так с небытием и есть, – созданная своими же руками нереальность.
В общем, это и есть зло. И оно не имеет сущности. Это просто синоним отсутствию, искажению добра (т.е. согласия с законами). Возникает зло вследствие неправильного распоряжения (злоупотребления) человеком своей свободой, которая у него имманентно присутствует. Думаю, и без религии всем известны такие хрестоматийные примеры, как алкоголь/наркотики, жестокость, жадность, распущенность. В христианском учении эти злоупотребления обобщены как Восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость (в смысле самомнение, превозношение). В таком порядке: от самого базового – к наиболее сложно устраняемому и опасному. Каждая из них подпитывает последующую и при пренебрежении способна развиться в серьезную проблему вплоть до распада личности. «Невежественная свобода есть матерь страстей (...) неуместной этой свободы конец – жестокое рабство», написал в VII веке Исаак Сирин.
Что касается упоминаний в Библии непосредственно дьявола – это вопрос не на один экран текста. Опять же вкратце скажу, что – писание и предание чрезвычайно символичны и имеют несколько уровней абстракции. Я слушал цикл лекций очень крупного специалиста по Ветхому Завету – там просто реально можно сойти с ума, насколько символично почти каждое слово и насколько сложные концепции заложены в простых и внешне слегка сумбурных фразах. Буквально там можно понимать, процентов 25%, должно быть. Там как в китайских философских трактатах – с наскоку вообще почти ничего не разберешь, всё какие-то сплошные «времена перемен», «убывающие драконы», «пустоты», а сверху все накрыто «великим пределом». Но значение этих дел вполне доходчиво объясняется специалистами, и не считается чем-то мистически-сверхъестественным.
Да, в Библии есть упоминания сатаны, который совращает людей. Но лишь в той степени, в которой Бог ему это попускает, а не произвольно, как это зачем-то утверждает Харари. Но даже это во многом зависит от характера жизни человека. Я думаю, что если кому-то образ демона доходчивее и для исправления его жизни так будет эффективнее, отчего же и не использовать этот подход. В конце концов, разные физические эффекты тоже часто получают какие-то упрощенные названия (какой-нибудь там God Rays), чтобы не обременять мозг обывателя многоэтажными понятиями. Плюс не забывайте, что все это писалось очень давно, абстрактные концепции не были доступны простым рыбакам с горшечниками, и многое гораздо доходчивее объяснялось людям через разные простые образы. Думаю, что пожилым и малообразованным людям тоже лучше воспринимать необходимые идеи так, чем слушать про «тьму над бездной» и «нетварный свет». Но уже с раннехристианских писателей везде фигурирует бытие/небытие/энергии и прочая метафизика. Да и Ветхий Завет при пристальном взгляде прочитывается именно в этом же духе. Кстати, неплохой пример сам же термин "Господь/Творец". Так просто говорят, но при этом в христианстве утверждается, что никакими человеческими словами и понятиями Бога не определить, поскольку он "простое Существо" - не сущность и даже не энергия, а первопричина всего; то, что существовало до и вне бытия как такового. Но вот называем Господь для разнообразия. Хотя кто-то может подумать, что мы имеем ввиду наделить его какими-то квазичеловеческими качествами и поселить в далекой галактике, откуда он будет на нас смотреть. В общем, сатана - фигура речи.
Так, еще там было про то, что «С хорошими людьми случаются беды потому, что миром не правит всеведущий, всемогущий и всеблагой Господь». Харари тут тоже нафантазировал, либо начитался полоумных сектантских брошюр что ли … Ну, я выше уже изложил, что Бог предоставил человеку полнейшую свободу действий, но при этом создал и непреложные законы развития человеческой души, нарушение которых приводит к проблемам, пропорциональным степени отклонений от них законов. Итого: человек волен жить по законам Творца (заповеди), либо по законам любым другим, но и с ответственностью за последствия. В общем, беды случаются не потому, что пихает нам Харари. Человек сам себя наказывает своими страстями и похотями. Даже большинство простых церковных бабушек ответят тебе именно так.
Отдельный и сложный вопрос о невинных страданиях, и почему беды могут случаться с тем, кто вроде как пока ничего предосудительного и не сделал. Считается, что за неправильное поведение родителей страдают потомки до семи поколений вперед. Допускаю, что информация о состоянии души человека (вместе с особенностями его характера, которые, как я не помню где читал, через гены все же передаются) является одним из параметров, которые кодируется в генах, и за свою данность следует благодарить родителей и прочих предков. Это печально, но по крайней мере личной вины человека здесь нет, и то будет ли он жить с легкой совестью и в гармонии с миром, либо озлобится и станет всем мстить, – зависит только от него. Мне доводилось видеть чудовищно пострадавших людей, у которых на душе, тем не менее, было сильно светлее, чем у меня.
Цитата №2
Ну вот здесь опять цветасто завернутые измышления пошли. Даже комментировать нелепо. Ну как бы – да, есть и такие люди, как он описал. От пьянства у них молиться иконе такой-то (и ни в коем случае не другой!), о хороших условиях ипотеки – туда-то, а в остальном ничего их не интересует, спокойно могут жить как во «Дне опричника». Но ссылаться на них, это как, знаете … давайте я напишу «фундаментальную» книгу про покер, основанную на моем представлении об игре из фильма Казино Рояль, легендах о пляжных карточных играх в Гаграх конца 80-х и мнениях старшеклассников. Формально она будет про покер, не подкопаешься, но ... все же ведь ясно. Вот ровно этим Харари и занимается. После чего у меня очень большой и резонный вопрос к его книге в целом. И к тем, у кого его методы вопросов не вызывают.
Странно, что сознательные и критически мыслящие люди оставляют такие финты без внимания. Не верите мне – проверьте сами.