О настольных играх: покере, го и прочемДа, покер — это определённо настольная игра. Сложная и интересная, и чем сложнее игра, тем больше мне нравится в неё играть.
Замечательнее всего даже не сама игра, а возможность развиваться, знать и уметь сегодня больше, чем вчера.
И для этого совершенно необходимо, чтобы в этой игре было как можно больше уровней мастерства, чтобы было куда расти.
К примеру, в го можно поделить всех игроков на 40, а то и 50 уровней — от 20 кю до 1 кю, от 1 любительского дана до 9-го и от 1 профессионального до 9-го, причём игрок каждого последующего уровня стабильно будет обыгрывать предыдущих.
А покер, говорят, ничуть не уступает по сложности и многообразию игре го...
Но давайте обо всём по порядку.
Доисторические времена моего покераПопробовать себя в покере мне захотелось в апреле 2016 года. По крайней мере первый и единственный депозит на PokerStars размером в 20 долларов я сделал именно тогда.
Отыграл нужное количество рейка, и вывел эту двадцатку обратно. Но бонусные $20 остались. С тех пор покер для меня — фриролл.
Немного поигрывал зум нл2, вдохновлённый стримами Миши inner'а, но почему-то всё это выходило ровно в ноль.
Примерно вот так:
Какой-то обычный фиш, которых сотни тысяч, а причина таких результатов одна — отсутствие мотивации. Она у каждого своя, но тут, похоже, не было вообще ничего.
Возобновление интереса к покеруЖелание заняться покером посерьёзнее появилось, как бы странно это ни звучало, буквально из-за одной прочитанной строчки в какой-то из статей команды DeepMind об АльфаГо.
После разгромного поражения человечества в противостоянии машин и людей на гобане (доске для игры в го) в одном из отчётов был упомянут покер — что, возможно, высоколобые парни из DeepMind после успеха в покорении игры го попробуют свои волшебные нейросети, тренируемые по алгоритму DeepLearning и в других областях — сворачивании белков, поиске лекарств от рака, диагностировании болезней и в покере (что?)!
И вот это-то меня и зацепило. Оказывается, покер тоже может быть интересным! (Читай — сложным и многоуровневым).
Начал читать, заниматься, играть на результат, причём результатом для меня является не сумма на счету и не количество сыгранных рук, а качество моей игры, даже больше — качество меня самого.
Пока играю кэш нанолимитов, от зума отказался, степень качественности определяется достаточно легко: если я понимаю, что происходит и почему, то всё в порядке.
NL2 отыгран вот так:
Сейчас начинаю играть NL5, дистанция пока что слишком мала, чтобы показывать что-то, но определённо могу сказать, что теперь покер — моё основное увлечение.
И воспринимаю я его именно как настольную игру, сложную и интересную, в которой есть куда расти и развиваться, а это для меня — самое главное.
Немного странно, правда, что красная резко поползла вверх, возможно это из-за того, что у обитателей NL5 пока нет на меня статистики и они просто не хотят связываться.
О настольных играх и техническом прогрессе, их убивающемА первой моей настольной игрой были крестики-нолики, или гомоку. Когда-то их даже называли "5 в ряд на бесконечном поле".
На самом деле поле, конечно, не бесконечное, чаще всего используется доска 15х15 или 19х19 (как в го).
Познакомился я с ними в возрасте 6 лет, из статей Сапронова в журнале "Наука и Жизнь".
Статьи Асташкина и Нилова об игре го, конечно, тоже читал, но не зацепило тогда, о чём сейчас жалею.
Играть мне приходилось самому с собой, поскольку, естественно, никто из родственников не смог бы даже приблизиться к уровню игры ребёнка, осваивающего новую игру, а друзьям моим и вовсе это было неинтересно.
И здесь я говорю не конкретно про себя, а про любого ребёнка вообще. Чем моложе человек — тем быстрее и легче он обучается.
И наоборот — чем позже ты начал обучение, тем меньше шансов у тебя достичь каких-то значимых высот.
В азиатских странах, например, если ребёнка не отдали в школу го с 3-4 лет, профессионалом ему стать практически нереально, просто не выдержит конкуренции среди ребят, которые с 3 лет до совершеннолетия занимаются го по 10 часов в день, каждый день, с минимумом каких-то общеобразовательных вещей, чтобы совсем из социума не выпасть.
Это не преувеличенные цифры, всё именно так и работает у них.
К счастью, люди всё-таки достаточно умные существа, и знают о своих особенностях, а потому могут придумать (и придумывают) различные трюки, как обойти или хотя бы как-то сгладить такую природную "несправедливость", когда неважно, сколько ты занимаешься — всегда найдётся ребёнок, который за год обучения превзойдёт тебя по всем параметрам.
И здесь я хотел бы порекомендовать вам лекцию Andrew Jackson'а "Hard Boring Work and Sneaky Tricks", для меня это видео — однозначно топ1 из всего, что я когда-либо смотрел, на все времена.
Но, к сожалению, порог вхождения в тему слишком высок — во-первых, оно на английском, а во-вторых — оно всё-таки в основном про обучение игре в го, поэтому я даже ссылку давать не буду. Не упомянуть его не мог, вы уж простите меня.
И как же было здорово, когда появился интернет, появились игровые площадки наподобие гамблера и курника, где можно было поиграть в мою любимую игру (крестики-нолики) с настоящими, а не воображаемыми соперниками!
Моих навыков в игре, приобретённых в детстве, а также неожиданно полученной возможности позаниматься в интернет-школе четырёхкратного чемпиона мира по рэндзю Андо Меритеэ хватило, чтобы достичь уровня примерно 1-2 дана.
Я даже как-то раз обыграл в суперблиц (1 минута контроля, +1 секунда за ход) Андрея Литвиненко, 7 дан, пересчитав его, что до сих пор приятно греет душу.
Но технический прогресс принёс не только хорошее.
Появились программы, играющие как минимум не хуже топовых игроков, и уж точно не делающие ошибок.
А вместе с программами появились подозрения, склоки и постоянные обвинения в мошенничестве, всех и вся.
Я был далеко не самым лучшим игроком, максимум крепким середнячком, но в использовании программ обвиняли даже меня.
Учитывая ещё и то, что начиная с определённого уровня игры дальнейший рост был возможен только с зубрёжкой всё новых и новых вариантов дебютов, от крестиков-ноликов я решил отказаться.
Всякие шахматы, шашки и прочие классические игры не смогли бы заполнить вакансию любимой настольной игры, поскольку страдали теми же самыми проблемами.
Но оставалась ещё игра го! Незаслуженно обойдённая вниманием в детстве, всё ещё не решённая компьютерами, невероятно сложная, но притом не требующая никакого заучивания вариантов и позволяющая творить!
И в 2012 году я открыл для себя го. Решал задачи, читал книги, которых в свободном доступе оказалось примерно 4 гигабайта в формате PDF (мне кажется, я собрал все, по крайней мере, на относительно понятных мне языках).
Самым заметным скачком в мастерстве стал период, когда я лежал 3 недели в больнице.
Всё это время было посвящено исключительно игре го — чтению книг, разборам партий на настоящей доске.
За эти три недели я вырос на 3 или 4 камня (в го разница между уровнями мастерства считается в количестве камней форы, которые сильнейший даёт слабейшему).
Примерно в это же время обнаружил, что могу легко, не напрягаясь, восстановить сыгранную партию по памяти, а это обычно 200-300 ходов.
Очень приятно было ощущать в себе такие возможности.
А потом, в марте 2016 года весь мир игроков го был ошеломлён и шокирован мощью искуственного интеллекта.
Программа AlphaGo, созданная в лабораториях DeepMind под крылом Google, обыграла корейского чемпиона Ли Седоля — человека, ставшего легендой ещё при жизни.
Буквально за пару лет появились десятки новых программ, дающих фору в 3 камня лучшим из лучших и всё равно выигрывающих.
Сейчас даже на смартфоне можно установить приложение, которое будет играть в силу профессионала.
Справедливости ради, игру это не убило. Если в крестиках-ноликах или в тех же шахматах программа может найти форсированный вариант и победить с вероятностью 100.00%, то в го, игре на много порядков более глубокой, просчитать все варианты до самого конца программы всё ещё не способны.
И вряд ли когда-либо будут способны. Слишком уж много ресурсов понадобится, чтобы решить игру во всех вариантах развития партии. И "много ресурсов" здесь означает буквально вселенские масштабы.
Но запах тления уже ощутим. Были уже и скандалы, связанные с использованием подсказок, даже на официальных турнирах, чего уж там говорить о партиях в интернете!
В го сейчас, как когда-то это случилось и в шахматах, все учителя и умные книги ушли в прошлое.
Лучшими учителями и непререкаемыми экспертами стали компьютерные программы.
В покере, насколько я понимаю, такого прорыва пока ещё не произошло, но локальная технологическая сингулярность уже не за горами.
Книги становятся неактуальными, учителя могут лишь трактовать в меру своего понимания решения, полученные в солверах.
Но всё это пока не настолько открыто и общедоступно, чтобы любой мог установить себе чудо-программу и пойти разрывать поляну, доверяясь искусственному интеллекту.
Покер во многом остаётся игрой людей против людей, не абстрактной математической задачей, и машинам (пока ещё! возможно? ну я надеюсь...) не под силу превратить всех фишей и регуляров в математические модели и начать их безбожно эксплуатировать.
Это произойдёт, причём в самом ближайшем будущем. Представить себе, что машина обыграет человека в го тоже не могли ещё несколько лет назад, и самые смелые эксперты давали прогноз, что случится это никак не раньше, чем через 30 лет.
Да, я знаю, что были уже матчи программ против людей в покер и люди проиграли.
Но проиграли-то они алгоритму, действующему исключительно в рамках GTO, математической абстракции, которой всё равно, против кого играть.
Это говорит лишь о том, что люди были недостаточно хороши, либо просто не успели подстроиться.
А пока что я хочу играть в нормальный покер, против живых людей, видеть их слабости и пользоваться ими, а самое главное — делать это с каждым днём всё лучше, развиваться самому, не оглядываясь на техногенную пропасть за спиной.
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Исса, сын крестьянина.
Привет!
Меня зовут Дмитрий, мне 38 лет, и не так давно я осознал, что хочу научиться играть в покер.
Учиться новому никогда не поздно, и почти всегда полезно.
И главная цель для меня — именно научиться играть, играть лучше других.
Да, конечно, измеряется это умение в денежном эквиваленте, но пока банкролл не достигнет серьёзных значений, это просто циферки на экране.
Играю кэш, теперь уже NL5. NL2 будем считать, что прошёл. Накопил 30 байинов с игрой в 9бб/100 и перешёл на следующий лимит.
Обитаю только на PokerStars, потому что удобно, красиво, эргономично, есть HUD, есть почти неограниченный выбор столов и горячие клавиши.
От восьмёрок у меня вытекают глаза, на пати красиво, но есть проблемы с горячими клавишами, да и HUD они запрещают, я так не хочу.
А, есть же ещё на Покердоме аккаунт. Джипси мне туда закинули тысячу рублей, я немного потыкал кнопки и сделал из неё две, но играть там нет никакого желания, в основном из-за отсутствия HUD.
Без циферок чувствую себя неуютно.
Играю по гриндерским меркам преступно мало — по чуть-чуть после работы и в выходные.
В среднем 5 столов, стараюсь думать над каждым действием и не допускать бездумного автоматизма.
Хотя автомат вроде бы присутствует, несколько раз замечал, что, когда занят на компьютере каким-то другим делом, и совершаю мгновенные действия на всплывающих открытых столах, всё равно игра выходит прибыльной.
Становится, правда, чрезмерно тайтовой, но прибыльной. Хотя на нанолимитах это и не удивительно.
Я не знаю, можно ли это назвать лудоманией, но мне всегда нужна была в жизни любимая игра.
До недавнего времени такой игрой была Го. Об этом и других играх — в следующем посте.
Сейчас учусь и играю в покер, но го не забросил, и мне по-прежнему интересно всё с ней связанное.
Возможно буду иногда выдавать потоки сознания на эту тему, приветствуются также и любые ваши вопросы.
Самым приятным для меня было бы получить возможность научить кого-нибудь играть в го.
Только вот учитель я, похоже, довольно нудный, так что потенциальному ученику нужно будет хорошенько запастись мотивацией.
Не меньше буду рад, если кто-нибудь захочет поучить играть в покер меня.
Сейчас я читаю книги, смотрю обучающие видео, просматриваю свои неоднозначные раздачи.
Иногда даже бывает, что не могу заснуть, и прокручиваю сыгранные раздачи в уме, прикидывая все возможные варианты развития событий с учётом сайзингов и статистики оппонента.
Из вспомогательного софта у меня есть только HM2, да ещё, пожалуй, EquiLab, которым я не пользуюсь.
Для построения спектров открытия сделал себе Excel-файл, с функциями расчёта чистого Equity Hand-vs-Range и Range-vs-Range, поигрался с ним, всё было нормально и даже сходилось к адекватным размерам спектров, но потом осознал, что чистое эквити и играбельность руки — это всё-таки две большие разницы, и подзабил на это дело.
Теперь все спектры хранятся и корректируются в голове. Хотя поначалу было сложновато запомнить всё сразу, распечатывал цветные таблицы и смотрел в них перед каждым действием, потом это всё уложилось в голове, и я выкинул эти распечатки.
Когда буду уверенно себя чувствовать на NL10, куплю флопзиллу, на данном этапе считаю, что работа с ней будет неэффективной.
На нанолимитах достаточно видеть кривые статы оппонента, чтобы понимать, что происходит.
И без флопзиллы понятно, что пуш от условного канадца можно принимать по 99, а против условного белоруса можно задуматься и о фолде КК.
Бытует мнение, что блог на Джипси — это +EV, так что не вижу причин, почему бы и мне не приникнуть к этому источнику добра.