Тема сегодняшнего эссе — формула успеха. Я бы хотел рассказать о том, от чего будет зависеть максимальная эффективность в достижении целей, поставленных в выбранной нами сфере. Пока не будем говорить о том, какие именно цели корректно ставить человеку в этой сфере. Этому у нас будет посвящена отдельная статья. Сегодня мы поговорим о компонентах успеха. О составляющих того, с какой скоростью мы к этим целям придем. И придем ли к ним вообще.
В конце эссе, под спойлером можно найти ссылки на соответствующие исследования.
Когда я говорю об успехе, я не имею в виду его классическое понимание: карьеру, богатство, известность и прочее. Для меня успех - это факт достижения поставленных в жизни целей. Это могут быть как инвестиции, профессиональный рост и финансовые показатели, так и цели, связанные с улучшением здоровья, отношений, стрессоустойчивости - в общем, во всех сферах, где мы определили желаемое.
Есть три элемента, которые напрямую влияют на эту скорость: дисциплина, интеллект и удача. Для по-настоящему серьезных результатов необходимо пересечение всех трех компонентов.
Если мы обратим внимание на устойчиво успешных людей в различных сферах - науку, кинематограф, бизнес и другие, - то обнаружим, что их успех объясняется не только тем, что они оказались в нужное время в нужном месте (удача). Дополнительно к этому они использовали интеллект, чтобы создать для себя такую возможность, а также не действовали спустя рукава, а упорно трудились.
Многие могут предположить, что один из этих факторов можно запросто удалить из формулы, и, в принципе, успех может быть достигнут. Я же убежден, что лишь один фактор можно временно исключить из этой формулы, чтобы достичь успеха. Давайте обо всем по порядку.
Прежде всего определим интеллект. Под интеллектом мы понимаем как подвижный, так и статичный его виды.
- Статичный интеллект(кристаллизованный) — это накопленный объем знаний о том, как устроен мир. В аналитическом смысле он включает способность к анализу и применению теоретических знаний. Развертывание опыта.
- Динамичный интеллект, в свою очередь, не менее важен, а в некоторых ситуациях даже значительно важнее. Он отвечает за способность быстро адаптировать и применять имеющиеся знания в различных условиях. Как правило, у молодых людей динамичный интеллект развит лучше, но со временем он теряет гибкость. На смену ему приходит более выраженный статичный интеллект, дополненный особым видом динамичного интеллекта - тем, что основан на накопленном опыте.
Таким образом, интеллект не исчезает, а трансформируется. Это означает, что после 35–40 лет развитие в выбранной сфере остается возможным, просто одни когнитивные способности сменяются другими.
Рассмотрим пересечения этих трех сфер. Возможны следующие: - Пересечение дисциплины с интеллектом - Пересечение интеллекта и удачи - Пересечение дисциплины и удачи
То есть, если мы устраняем один из факторов, точнее, он нам недоступен, то возникают определенные эффекты, которые могут нас отдалять от цели.
Если у нас есть интеллект и удача, но отсутствует дисциплина
Если у человека отсутствует способность интенсивно действовать в направлении своей цели, он, скорее всего, будет стоять на месте. Да, у него могут быть хорошие исходные данные. Да, ему могло бы повезти.
Но здесь есть важный нюанс: удача играет роль только в сочетании с усилиями. Человек мог бы добиться успеха, если бы прилагал достаточно стараний и усердно работал. В противном случае он просто будет топтаться на месте.
Если мы посмотрим на большинство топовых специалистов - тех, кто достиг действительно серьезных высот, мы увидим, что в какой-то момент им повезло. Возможно, не сразу, но в определенный период их путь совпал с благоприятными обстоятельствами. Однако они не растратили этот шанс, а использовали его и продолжили двигаться вперед, проявляя упорство, чтобы закрепить успех. А все остальные, кто не достиг подобных высот, сталкивались с просадкой в одной из этих сфер.
Итак, если у нас есть интеллект и удача, но нет дисциплины, мы, скорее всего, будем стоять на месте
Если у нас есть дисциплина и удача, но с интеллектом так себе
Допустим, интеллект у человека ниже среднего или, скажем, просто средний. Для достижения успеха в покере или инвестициях, вероятно, требуется интеллект хотя бы немного выше среднего.
Если у нас есть дисциплина и удача, но нет интеллекта, мы можем просто двигаться в неверном направлении, совершенно не представляя, куда идти. В таком случае успех становится маловероятным, ведь цель может находиться в совершенно другой плоскости.
Тут стоит внести ясность. Когда я говорю о нехватке интеллекта, то речь идёт о самых разнообразных вариантах: - Не хватает когнитивной мощности при самореализации в выбранном - Не хватает технических знаний - Не хватает осведомленности в профессиональной среде - Не хватает критического и научного мышления - Сильная подверженность когнитивным искажениям Все это может приводить к неверным направлениям.
В целом, в реальности не так уж много людей, полностью неспособных к развитию в своей сфере. Гораздо больше тех, кому не хватает дисциплины.
Есть дисциплина и интеллект, но нет удачи.
Это тоже проблема. Скорее всего, мы можем просто-напросто не получить желаемого из-за случайных факторов. Случайность - очень значимый элемент. Поэтому два человека, начавшие примерно в одно время и обладающие схожими навыками и дисциплиной, могут получить разный результат. Если одному повезло на старте, а другому нет, то очевидно, что тот, кому повезло, достигнет успеха гораздо быстрее. Это не отменяет заслуг второго. Он может дождаться своего успеха. То есть, условно говоря, 10 раз попробовал - не получилось, на 11-й раз попробовал - получилось. И он дождался, потому что везение, в принципе, приходит ко всем. Важно дождаться этого момента.
Если рассмотреть математическое распределение, удача не исключена у конкретного человека. Она рано или поздно придет. Вопрос в том, сможет ли этот человек дождаться своей удачи. Хватит ли ему дисциплины и терпения, чтобы дождаться удачи. Конечно, если человек действует в среде, где удача играет решающую роль, он может так и не дождаться "своего мороженщика на улице" за всю жизнь. В таких условиях стратегия должна строиться не на ожидании редкого шанса, а на поиске способов минимизировать влияние случайности и создавать как можно больше возможностей для успеха.
Профессии «рок-звезд» – это карьеры, в которых успех определяется не только мастерством и трудолюбием, но и значительной долей удачи, сетевого эффекта и эффекта Матфея («богатые становятся богаче»). В этих сферах небольшая группа людей забирает львиную долю доходов и внимания, а большинство остается в тени, независимо от их уровня таланта.
Основные характеристики таких профессий:
1. Эффект победитель забирает все – на вершине остаются лишь единицы, которые получают почти весь доход и влияние (музыканты, писатели, актеры, профессиональные спортсмены). 2. Непредсказуемость успеха– невозможно точно спрогнозировать, кто именно «выстрелит» и почему. Многие талантливые люди остаются незамеченными. 3. Зависимость от медиа и сетевого эффекта – в этих профессиях важны связи, узнаваемость, момент времени и тренды. Лучшие писатели или музыканты – не всегда самые талантливые, но те, кто оказался в нужное время в нужном месте. 4. Ассиметричное распределение доходов – топ-1 % получает 99 % прибыли, тогда как остальные зарабатывают очень мало или вообще ничего.
Примеры профессий "рок-звезд":
- Музыканты, актеры, художники, писатели – миллионы людей мечтают об этом, но на вершине – лишь несколько сотен. - Стартаперы – только единицы создают компании-«единороги», большинство стартапов проваливается. - Профессиональные спортсмены, шахматисты, – даже если ты в топ-100, это не всегда гарантия финансового успеха. - Блогеры, стримеры, ютуберы – огромная конкуренция, успех часто определяется алгоритмами и удачным моментом. - Трейдеры, инвесторы венчурного капитала – можно долго оставаться в минусе, пока одна удачная сделка не сделает тебя богатым.
Как избежать ловушки "рок-звезды"?
- Фокус на накапливаемых навыках – если деятельность не приводит к росту устойчивых навыков, она может оказаться бессмысленной. - Диверсификация рисков – параллельно развивать другие источники дохода, не делать ставку только на удачу. - Ставка на более стабильные профессии – вместо чисто «звездных» профессий можно выбрать области, где мастерство играет большую роль (например, программирование, инженерия, аналитика, помогающие специалисты). - Использование стохастического подхода – делать много попыток, экспериментировать, не зацикливаться на одном пути.
Если же мы не выбирали профессию "рок-звезды" и нет на старте удачи, успех придет, но нескоро. То есть, если у есть дисциплина и интеллект, то успех будет, но придется долго прикладывать усилия. Ожидания рано или поздно оправдаются. Поэтому, как я говорил в начале, если мы не можем управлять удачей, мы можем управлять интеллектом и дисциплиной. То, на что мы можем рассчитывать: либо нам повезет, и все пойдет быстро, либо нам не повезет, но за счет усердия и дисциплины мы рано или поздно достигнем успеха, так как это подтверждается математическим распределением. Но это займет больше времени.
И теперь, внимание, вопрос:
Что является основным препятствием к тому, чтобы быть дисциплинированным? Очевидно, это наш разум, который периодически стремится к тому, чтобы допускать ошибки.
Природа предусмотрела, что наш мозг предрасположен к так называемому состоянию зоны комфорта. То есть, достигая определенного уровня, закрывая какие-то потребности, он стремится сохранить это состояние, чтобы избежать неприятных ситуаций в будущем. Мозг изначально не настроен на максимальную продуктивность, и это является основным препятствием для нашей дисциплины. Особенно за это отвечает так называемая лимбическая система.
Вот области мозга, которые нам нужны для того, чтобы разобраться, что вообще происходит. Префронтальная кора находится сразу за лбом. Она отвечает за логику, за способность прогнозировать будущее, за рассудочное мышление.
То есть людьми, по большей части, нас делает именно префронтальная кора. У всех других видов, включая млекопитающих, она находится в зачаточном состоянии. У человека же она очень развита. Мы способны прогнозировать далеко наперед. Но вот есть один нюанс.
Лимбическая система, которая отвечает за эмоции, является древним центром мозга, более древним, чем префронтальная кора, и она отвечает за выживание. Когда она активируется, префронтальная кора перестает работать. Это и создает проблемы с дисциплиной. Если что-то происходит с человеком, запускается работа лимбической системы, а префронтальная кора перестает участвовать в процессе. В этот момент мы теряем способность к логическому мышлению и прогнозированию будущего. Включается так называемая система выживания - реакция «бей или беги».
За эту реакцию отвечает миндалевидное тело - две небольшие структуры в составе лимбической системы. По сути, это центр страха и агрессии. Если человек в стрессовой ситуации испытывает сильные эмоции, связанные с определенным событием, эти эмоции могут сигнализировать о потенциальных проблемах в будущем. Хотя на самом деле угрозы может и не быть, миндалевидное тело все равно активируется, что приводит к отключению префронтальной коры и запуску защитной реакции.
Большая часть игроков, которые приходили ко мне на консультацию, сталкиваются именно с этой проблемой: неспособность контролировать себя в стрессовых ситуациях, неспособность управлять эмоциями из-за активации миндалевидного тела. Оно может срабатывать как по объективным, так и по надуманным причинам. Объективная причина - это, например, угроза финансовой нестабильности, что довольно распространено. Люди приходят ко мне и говорят: "У меня нет финансовой подушки безопасности, поэтому меня раздражают неудачи". В таких ситуациях эмоциональная реакция становится еще более острой.
"Меня это раздражает. И что с этим делать?" Спрашивают они. Казалось бы, можно сказать, что ничего с этим не поделаешь: сначала заработай деньги, а потом перестанешь переживать по поводу происходящего. Но вот в чем загвоздка. Если человек заработает деньги (а такое уже случалось в прошлом), он, скорее всего, не отложит их, чтобы устранить ощущение финансовой нестабильности. Это связано с работой мозга: рост доходов ведет к увеличению потребностей, что мешает правильно оценивать будущее. Проще говоря, он снова допустит ту же ошибку. Его префронтальная кора не сможет спрогнозировать возможные трудности, и он опять столкнется с этой проблемой.
Это и есть отсутствие дисциплины, как в обработке стрессора, так и в адаптации к хроническому стрессу. В попытке справиться с нагрузкой человек часто скатывается в прокрастинацию и вредные привычки, что отдаляет его от успеха.
Мы выяснили, что без дисциплины даже при наличии интеллекта и удачи можно застрять в развитии. Однако дисциплина - не врожденное качество, а навык, которому мешает ряд факторов. Один из ключевых - особенности работы нашего мозга. Даже высокий интеллект не гарантирует дисциплины, поскольку в стрессовых ситуациях контроль переходит от рационального мышления к эмоциональным реакциям.
Чтобы лучше закрепить понимание трех ключевых факторов (дисциплины, интеллекта, удачи) и их влияния на достижение целей, попробуйте подобную таблицу. Она поможет вам оценить свои текущие сильные и слабые стороны, а также даст конкретные упражнения для их развития.
Это всего лишь пример, можно использовать куда больший инструментарий
Формула успеха – это баланс дисциплины, интеллекта и удачи. Хотя мы не можем напрямую контролировать удачу, мы способны развивать интеллект и дисциплину, создавая тем самым больше возможностей для успеха. Дисциплина помогает выдерживать долгий путь, интеллект – выбирать правильное направление, а удача ускоряет процесс.
Исследования по теме:
- Mischel, W., Shoda, Y., & Rodriguez, M. L. (1989). Delay of gratification in children._ Это классическое исследование в журнале Science показывает, как способность откладывать удовлетворение (контроль импульсов) связана с последующим успехом в жизни. https://www.science.org/doi/10.1126/science.2658056
- Moffitt et al. (2011) A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety_ Это исследование, опубликованное в _Proceedings of the National Academy of Sciences_, показывает, как уровень самоконтроля в детстве предсказывает успех во взрослом возрасте в различных сферах — от здоровья до финансовой стабильности и общественной безопасности. https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.1010076108
- Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., & Kelly, D. R. (2007). Grit: Perseverance and passion for long-term goals._ В этом исследовании, опубликованном в Journal of Personality and Social Psychology, авторы показывают, что настойчивость и упорство являются сильным предиктором достижения долгосрочных целей, что тесно связано с понятием дисциплины. https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0022-3514.92.6.1087
- Tangney, Baumeister, & Boone (2004) High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success Исследование, опубликованное в Journal of Personality, демонстрирует, что высокий уровень самоконтроля связан с лучшей адаптацией, академическими достижениями и общим психологическим благополучием. https://www.researchgate.net/publication/345115519_High_self-control_predicts_good_adjustment_less_pathology_better_grades_and_interpersonal_success
- Simonton (2004) Creativity in Science: Chance, Logic, Genius, and Zeitgeist В этой монографии автор анализирует, как случайные факторы (удача) влияют на творческие достижения и успех в науке, демонстрируя, что даже при высоких способностях значительную роль могут играть случайные обстоятельства. Удача и её роль в научном и творческом успехе
- Merton, R. K. (1988) The Matthew Effect and the Sociology of Science Хотя эта работа датируется 1988 годом, она остаётся актуальной для понимания того, как эффект Матфея («богатые становятся богаче») иллюстрирует усиление неравенства в достижениях из-за случайных благоприятных обстоятельств. https://direct.mit.edu/qss/article/2/2/505/98117/Matthew-effects-in-science-and-the-serial
Главный вывод: если действовать системно, даже при неблагоприятных обстоятельствах успех становится лишь вопросом времени.
А генетические предрасположенности? А стартовая точка? (социальное положение родителей, их ресурсы).
Darkneofit @ 04.03.25
Главный вывод: если действовать системно, даже при неблагоприятных обстоятельствах успех становится лишь вопросом времени.
Времени нашей жизни может не хватить.
С ростом 160 вероятность играть профессионально в баскетбол на высочайшем уровне равна примерно нулю. Стать топовым шахматистом начав заниматься шахматами в 17 лет, тоже около нуля.
Дистанция человеческой жизни (особенно ее активные годы) не такая большая, чтобы гарантировать успех.
Krushitellomatel, генетическая расположенность - это форма интеллекта и удачи, стартовая точка? (социальное положение родителей, их ресурсы) - это форма удачи
Krushitellomatel @ 05.03.25
Дистанция человеческой жизни (особенно ее активные годы) не такая большая, чтобы гарантировать успех.
В своих записях я часто касаюсь тем рациональности, психологии и углубляюсь в вопросы когнитивных стратегий, финансовой самодостаточности и почему долгосрочное мышление критично для устойчивого развития.
Помимо индивидуальной работы, я провёл более 70 лекций в различных фондах и покерных школах, что позволило мне выработать чёткую программу по развитию дисциплины и стрессоустойчивости. Теперь я собираюсь систематизировать весь накопленный материал и оформить его в формате онлайн-книги — серии эссе, посвящённых ключевым аспектам:
- Психология принятия решений и когнитивные искажения - Методы повышения стрессоустойчивости - Техники улучшения самодисциплины и мотивации - Психология финансов и принятия рациональных решений - Практики управления эмоциями и формирования здоровых привычек - Нейрохимия и её влияние на когнитивные и эмоциональные ограничения.
Каждое эссе будет структурировано, насыщено примерами и подкреплено исследованиями / литературой, что позволит читателю лучше понять, как его мозг работает в условиях стресса, как преодолеть ограничивающие убеждения и как использовать нейробиологические принципы для улучшения качества жизни.
Я также буду предлагать различные упражнения для закрепления материала, чтобы читатели могли практиковать полученные знания в реальной жизни. Это не совсем курс, а скорее сборник тем и практик, которые я буду развивать и трансформировать с течением времени. Все материалы будут в свободном доступе, чтобы каждый мог учиться в своем темпе и в любое время.
Пример такого эссе уже был выложен выше, я публикую материалы на своём сайте - цифровом саде знаний: https://neuroskill.ru/
Если вам интересно следить за развитием этого проекта, анонсы выходят в моем telegram-канале: https://t.me/neuroskill_ru
Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.
Тема сегодняшнего эссе — формула успеха. Я бы хотел рассказать о том, от чего будет зависеть максимальная эффективность в достижении целей, поставленных в выбранной нами сфере. Пока не будем говорить о том, какие именно цели корректно ставить человеку в этой сфере. Этому у нас будет посвящена отдельная статья. Сегодня мы поговорим о компонентах успеха. О составляющих того, с какой скоростью мы к этим целям придем. И придем ли к ним вообще.
В конце эссе, под спойлером можно найти ссылки на соответствующие исследования.
Когда я говорю об успехе, я не имею в виду его классическое понимание: карьеру, богатство, известность и прочее. Для меня успех - это факт достижения поставленных в жизни целей. Это могут быть как инвестиции, профессиональный рост и финансовые показатели, так и цели, связанные с улучшением здоровья, отношений, стрессоустойчивости - в общем, во всех сферах, где мы определили желаемое.
Есть три элемента, которые напрямую влияют на эту скорость: дисциплина, интеллект и удача. Для по-настоящему серьезных результатов необходимо пересечение всех трех компонентов.
Если мы обратим внимание на устойчиво успешных людей в различных сферах - науку, кинематограф, бизнес и другие, - то обнаружим, что их успех объясняется не только тем, что они оказались в нужное время в нужном месте (удача). Дополнительно к этому они использовали интеллект, чтобы создать для себя такую возможность, а также не действовали спустя рукава, а упорно трудились.
Многие могут предположить, что один из этих факторов можно запросто удалить из формулы, и, в принципе, успех может быть достигнут. Я же убежден, что лишь один фактор можно временно исключить из этой формулы, чтобы достичь успеха. Давайте обо всем по порядку.
Прежде всего определим интеллект. Под интеллектом мы понимаем как подвижный, так и статичный его виды.
- Статичный интеллект(кристаллизованный) — это накопленный объем знаний о том, как устроен мир. В аналитическом смысле он включает способность к анализу и применению теоретических знаний. Развертывание опыта.
- Динамичный интеллект, в свою очередь, не менее важен, а в некоторых ситуациях даже значительно важнее. Он отвечает за способность быстро адаптировать и применять имеющиеся знания в различных условиях. Как правило, у молодых людей динамичный интеллект развит лучше, но со временем он теряет гибкость. На смену ему приходит более выраженный статичный интеллект, дополненный особым видом динамичного интеллекта - тем, что основан на накопленном опыте.
Таким образом, интеллект не исчезает, а трансформируется. Это означает, что после 35–40 лет развитие в выбранной сфере остается возможным, просто одни когнитивные способности сменяются другими.
Рассмотрим пересечения этих трех сфер. Возможны следующие:
- Пересечение дисциплины с интеллектом
- Пересечение интеллекта и удачи
- Пересечение дисциплины и удачи
То есть, если мы устраняем один из факторов, точнее, он нам недоступен, то возникают определенные эффекты, которые могут нас отдалять от цели.
Если у нас есть интеллект и удача, но отсутствует дисциплина
Если у человека отсутствует способность интенсивно действовать в направлении своей цели, он, скорее всего, будет стоять на месте. Да, у него могут быть хорошие исходные данные. Да, ему могло бы повезти.
Но здесь есть важный нюанс: удача играет роль только в сочетании с усилиями. Человек мог бы добиться успеха, если бы прилагал достаточно стараний и усердно работал. В противном случае он просто будет топтаться на месте.
Если мы посмотрим на большинство топовых специалистов - тех, кто достиг действительно серьезных высот, мы увидим, что в какой-то момент им повезло. Возможно, не сразу, но в определенный период их путь совпал с благоприятными обстоятельствами. Однако они не растратили этот шанс, а использовали его и продолжили двигаться вперед, проявляя упорство, чтобы закрепить успех. А все остальные, кто не достиг подобных высот, сталкивались с просадкой в одной из этих сфер.
Итак, если у нас есть интеллект и удача, но нет дисциплины, мы, скорее всего, будем стоять на месте
Если у нас есть дисциплина и удача, но с интеллектом так себе
Допустим, интеллект у человека ниже среднего или, скажем, просто средний. Для достижения успеха в покере или инвестициях, вероятно, требуется интеллект хотя бы немного выше среднего.
Если у нас есть дисциплина и удача, но нет интеллекта, мы можем просто двигаться в неверном направлении, совершенно не представляя, куда идти. В таком случае успех становится маловероятным, ведь цель может находиться в совершенно другой плоскости.
Тут стоит внести ясность. Когда я говорю о нехватке интеллекта, то речь идёт о самых разнообразных вариантах:
- Не хватает когнитивной мощности при самореализации в выбранном
- Не хватает технических знаний
- Не хватает осведомленности в профессиональной среде
- Не хватает критического и научного мышления
- Сильная подверженность когнитивным искажениям
Все это может приводить к неверным направлениям.
В целом, в реальности не так уж много людей, полностью неспособных к развитию в своей сфере. Гораздо больше тех, кому не хватает дисциплины.
Есть дисциплина и интеллект, но нет удачи.
Это тоже проблема. Скорее всего, мы можем просто-напросто не получить желаемого из-за случайных факторов. Случайность - очень значимый элемент. Поэтому два человека, начавшие примерно в одно время и обладающие схожими навыками и дисциплиной, могут получить разный результат. Если одному повезло на старте, а другому нет, то очевидно, что тот, кому повезло, достигнет успеха гораздо быстрее. Это не отменяет заслуг второго. Он может дождаться своего успеха. То есть, условно говоря, 10 раз попробовал - не получилось, на 11-й раз попробовал - получилось. И он дождался, потому что везение, в принципе, приходит ко всем. Важно дождаться этого момента.
Если рассмотреть математическое распределение, удача не исключена у конкретного человека. Она рано или поздно придет. Вопрос в том, сможет ли этот человек дождаться своей удачи. Хватит ли ему дисциплины и терпения, чтобы дождаться удачи. Конечно, если человек действует в среде, где удача играет решающую роль, он может так и не дождаться "своего мороженщика на улице" за всю жизнь. В таких условиях стратегия должна строиться не на ожидании редкого шанса, а на поиске способов минимизировать влияние случайности и создавать как можно больше возможностей для успеха.
Профессии «рок-звезд» – это карьеры, в которых успех определяется не только мастерством и трудолюбием, но и значительной долей удачи, сетевого эффекта и эффекта Матфея («богатые становятся богаче»). В этих сферах небольшая группа людей забирает львиную долю доходов и внимания, а большинство остается в тени, независимо от их уровня таланта.
Основные характеристики таких профессий:
1. Эффект победитель забирает все – на вершине остаются лишь единицы, которые получают почти весь доход и влияние (музыканты, писатели, актеры, профессиональные спортсмены).
2. Непредсказуемость успеха– невозможно точно спрогнозировать, кто именно «выстрелит» и почему. Многие талантливые люди остаются незамеченными.
3. Зависимость от медиа и сетевого эффекта – в этих профессиях важны связи, узнаваемость, момент времени и тренды. Лучшие писатели или музыканты – не всегда самые талантливые, но те, кто оказался в нужное время в нужном месте.
4. Ассиметричное распределение доходов – топ-1 % получает 99 % прибыли, тогда как остальные зарабатывают очень мало или вообще ничего.
Примеры профессий "рок-звезд":
- Музыканты, актеры, художники, писатели – миллионы людей мечтают об этом, но на вершине – лишь несколько сотен.
- Стартаперы – только единицы создают компании-«единороги», большинство стартапов проваливается.
- Профессиональные спортсмены, шахматисты, – даже если ты в топ-100, это не всегда гарантия финансового успеха.
- Блогеры, стримеры, ютуберы – огромная конкуренция, успех часто определяется алгоритмами и удачным моментом.
- Трейдеры, инвесторы венчурного капитала – можно долго оставаться в минусе, пока одна удачная сделка не сделает тебя богатым.
Как избежать ловушки "рок-звезды"?
- Фокус на накапливаемых навыках – если деятельность не приводит к росту устойчивых навыков, она может оказаться бессмысленной.
- Диверсификация рисков – параллельно развивать другие источники дохода, не делать ставку только на удачу.
- Ставка на более стабильные профессии – вместо чисто «звездных» профессий можно выбрать области, где мастерство играет большую роль (например, программирование, инженерия, аналитика, помогающие специалисты).
- Использование стохастического подхода – делать много попыток, экспериментировать, не зацикливаться на одном пути.
Если же мы не выбирали профессию "рок-звезды" и нет на старте удачи, успех придет, но нескоро. То есть, если у есть дисциплина и интеллект, то успех будет, но придется долго прикладывать усилия. Ожидания рано или поздно оправдаются. Поэтому, как я говорил в начале, если мы не можем управлять удачей, мы можем управлять интеллектом и дисциплиной. То, на что мы можем рассчитывать: либо нам повезет, и все пойдет быстро, либо нам не повезет, но за счет усердия и дисциплины мы рано или поздно достигнем успеха, так как это подтверждается математическим распределением. Но это займет больше времени.
И теперь, внимание, вопрос:
Что является основным препятствием к тому, чтобы быть дисциплинированным? Очевидно, это наш разум, который периодически стремится к тому, чтобы допускать ошибки.
Природа предусмотрела, что наш мозг предрасположен к так называемому состоянию зоны комфорта. То есть, достигая определенного уровня, закрывая какие-то потребности, он стремится сохранить это состояние, чтобы избежать неприятных ситуаций в будущем. Мозг изначально не настроен на максимальную продуктивность, и это является основным препятствием для нашей дисциплины. Особенно за это отвечает так называемая лимбическая система.
Вот области мозга, которые нам нужны для того, чтобы разобраться, что вообще происходит. Префронтальная кора находится сразу за лбом. Она отвечает за логику, за способность прогнозировать будущее, за рассудочное мышление.
То есть людьми, по большей части, нас делает именно префронтальная кора. У всех других видов, включая млекопитающих, она находится в зачаточном состоянии. У человека же она очень развита. Мы способны прогнозировать далеко наперед. Но вот есть один нюанс.
Лимбическая система, которая отвечает за эмоции, является древним центром мозга, более древним, чем префронтальная кора, и она отвечает за выживание. Когда она активируется, префронтальная кора перестает работать. Это и создает проблемы с дисциплиной. Если что-то происходит с человеком, запускается работа лимбической системы, а префронтальная кора перестает участвовать в процессе. В этот момент мы теряем способность к логическому мышлению и прогнозированию будущего. Включается так называемая система выживания - реакция «бей или беги».
За эту реакцию отвечает миндалевидное тело - две небольшие структуры в составе лимбической системы. По сути, это центр страха и агрессии. Если человек в стрессовой ситуации испытывает сильные эмоции, связанные с определенным событием, эти эмоции могут сигнализировать о потенциальных проблемах в будущем. Хотя на самом деле угрозы может и не быть, миндалевидное тело все равно активируется, что приводит к отключению префронтальной коры и запуску защитной реакции.
Большая часть игроков, которые приходили ко мне на консультацию, сталкиваются именно с этой проблемой: неспособность контролировать себя в стрессовых ситуациях, неспособность управлять эмоциями из-за активации миндалевидного тела. Оно может срабатывать как по объективным, так и по надуманным причинам. Объективная причина - это, например, угроза финансовой нестабильности, что довольно распространено. Люди приходят ко мне и говорят: "У меня нет финансовой подушки безопасности, поэтому меня раздражают неудачи". В таких ситуациях эмоциональная реакция становится еще более острой.
"Меня это раздражает. И что с этим делать?" Спрашивают они. Казалось бы, можно сказать, что ничего с этим не поделаешь: сначала заработай деньги, а потом перестанешь переживать по поводу происходящего. Но вот в чем загвоздка. Если человек заработает деньги (а такое уже случалось в прошлом), он, скорее всего, не отложит их, чтобы устранить ощущение финансовой нестабильности. Это связано с работой мозга: рост доходов ведет к увеличению потребностей, что мешает правильно оценивать будущее. Проще говоря, он снова допустит ту же ошибку. Его префронтальная кора не сможет спрогнозировать возможные трудности, и он опять столкнется с этой проблемой.
Это и есть отсутствие дисциплины, как в обработке стрессора, так и в адаптации к хроническому стрессу. В попытке справиться с нагрузкой человек часто скатывается в прокрастинацию и вредные привычки, что отдаляет его от успеха.
Мы выяснили, что без дисциплины даже при наличии интеллекта и удачи можно застрять в развитии. Однако дисциплина - не врожденное качество, а навык, которому мешает ряд факторов. Один из ключевых - особенности работы нашего мозга. Даже высокий интеллект не гарантирует дисциплины, поскольку в стрессовых ситуациях контроль переходит от рационального мышления к эмоциональным реакциям.
Чтобы лучше закрепить понимание трех ключевых факторов (дисциплины, интеллекта, удачи) и их влияния на достижение целей, попробуйте подобную таблицу. Она поможет вам оценить свои текущие сильные и слабые стороны, а также даст конкретные упражнения для их развития.
Это всего лишь пример, можно использовать куда больший инструментарий
Формула успеха – это баланс дисциплины, интеллекта и удачи. Хотя мы не можем напрямую контролировать удачу, мы способны развивать интеллект и дисциплину, создавая тем самым больше возможностей для успеха. Дисциплина помогает выдерживать долгий путь, интеллект – выбирать правильное направление, а удача ускоряет процесс.
Исследования по теме:
- Mischel, W., Shoda, Y., & Rodriguez, M. L. (1989). Delay of gratification in children._
Это классическое исследование в журнале Science показывает, как способность откладывать удовлетворение (контроль импульсов) связана с последующим успехом в жизни.
https://www.science.org/doi/10.1126/science.2658056
- Moffitt et al. (2011)
A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety_
Это исследование, опубликованное в _Proceedings of the National Academy of Sciences_, показывает, как уровень самоконтроля в детстве предсказывает успех во взрослом возрасте в различных сферах — от здоровья до финансовой стабильности и общественной безопасности.
https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.1010076108
- Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., & Kelly, D. R. (2007). Grit: Perseverance and passion for long-term goals._
В этом исследовании, опубликованном в Journal of Personality and Social Psychology, авторы показывают, что настойчивость и упорство являются сильным предиктором достижения долгосрочных целей, что тесно связано с понятием дисциплины.
https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0022-3514.92.6.1087
- Tangney, Baumeister, & Boone (2004)
High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success
Исследование, опубликованное в Journal of Personality, демонстрирует, что высокий уровень самоконтроля связан с лучшей адаптацией, академическими достижениями и общим психологическим благополучием.
https://www.researchgate.net/publication/345115519_High_self-control_predicts_good_adjustment_less_pathology_better_grades_and_interpersonal_success
- Schmidt & Hunter (2004)
General mental ability in the world of work: Occupational attainment and job performance
Это обновлённое исследование мета-анализа подтверждает, что когнитивные способности (общий интеллект) являются важным предиктором успеха на рабочем месте, хотя они не объясняют всю вариативность достижений.
https://www.researchgate.net/publication/8922930_General_Mental_Ability_in_the_World_of_Work_Occupational_Attainment_and_Job_Performance
- Simonton (2004)
Creativity in Science: Chance, Logic, Genius, and Zeitgeist
В этой монографии автор анализирует, как случайные факторы (удача) влияют на творческие достижения и успех в науке, демонстрируя, что даже при высоких способностях значительную роль могут играть случайные обстоятельства. Удача и её роль в научном и творческом успехе
- Merton, R. K. (1988)
The Matthew Effect and the Sociology of Science
Хотя эта работа датируется 1988 годом, она остаётся актуальной для понимания того, как эффект Матфея («богатые становятся богаче») иллюстрирует усиление неравенства в достижениях из-за случайных благоприятных обстоятельств.
https://direct.mit.edu/qss/article/2/2/505/98117/Matthew-effects-in-science-and-the-serial
Главный вывод: если действовать системно, даже при неблагоприятных обстоятельствах успех становится лишь вопросом времени.