Первые трудности; цель этого вида медитации; почему отправной точкой для медитации выбрано дыхание; природа ума; причина трудностей и как с ними справляться; каких опасностей следует избегать.
В первый день вы испытали множество трудностей и неудобств. Это связано отчасти с отсутствием у вас привычки весь день сидеть и пытаться медитировать, но главным образом — с той медитацией, которую вы начали практиковать, осознавая дыхание, ничего кроме дыхания. Сконцентрировать ум, не испытывая всех этих неудобств, было бы проще, если бы наряду с осознаванием дыхания вы повторяли слово, мантру, имя бога или мысленно представляли образ божества. Но от вас требуется лишь наблюдать естественное дыхание, не контролируя его; нельзя ни произносить слов, ни создавать мысленных образов. Вербализация и визуализация недопустимы, так как конечная цель этой медитации состоит не в том, чтобы сосредоточить ум. Сосредоточение ума — это только средство, ступень на пути к более высокой цели: очищению ума, искоренению всех ментальных загрязнений и, таким образом, к освобождению от всех страданий и полному просветлению. Всякий раз, когда в уме проявляются такие загрязнения, как гнев, ненависть, страсть или страх, человек чувствует себя несчастным. Всякий раз, когда происходит что-то нежелательное, внутри возникает напряжение — начинают завязываться узлы. Когда не происходит желаемое, опять возникает внутреннее напряжение. Этот процесс повторяется на протяжении всей жизни, пока вся психофизическая структура человека не превращается в множество гордиевых узлов. Удержать это напряжение внутри себя невозможно — оно начинает распространяться на всех, с кем человек входит в контакт. Разумеется, так жить неправильно. Вы пришли на этот курс медитации, чтобы научиться искусству жить — обрести внутренний мир и гармонию и жить в мире и гармонии со всеми, жить счастливо изо дня в день, стремясь достичь высочайшего счастья, совершенной чистоты ума, уравновешенного, полного бескорыстной любви, сострадания по отношению к другим и радости по поводу их успехов. Чтобы научиться искусству жить в гармонии, сначала нужно найти причину дисгармонии. Причина всегда внутри, и поэтому надо исследовать реальность внутри себя. Данная техника помогает человеку сделать это — исследовать собственную психофизическую структуру, к которой он очень сильно привязан, результатом чего являются лишь напряжение и страдания. На уровне опыта необходимо понять свою собственную природу, ментальную и физическую; только тогда можно познать то, что находится за пределами ума и материи, что бы это ни было. Следовательно, это техника постижения истины, самопознания, исследования реальности так называемого «я»; ее можно также назвать техникой богопознания, поскольку Бог есть не что иное, как истина, любовь и чистота.
Прямое переживание реальности существенно важно. «Познай себя» — от поверхностного уровня, от явной, грубой реальности, до более тонкой и, наконец, тончайшей реальности ума и материи. Познав все это на опыте, можно идти дальше, к переживанию конечной реальности за пределами ума и материи. Подходящей отправной точкой для этого путешествия является дыхание. Использование воображаемого объекта концентрации (слова или образа) порождает еще больше иллюзий; так мы не сможем познать свою истинную природу. Чтобы постичь более глубокие истины, необходимо начать с видимой, явной реальности, такой как дыхание. Если используется слово или образ божества, техника становится сектантской. Слова и образы ассоциируются с той или иной культурой, с той или иной религией и поэтому могут оказаться приемлемыми не для всех. Страдание — «болезнь» всех людей. Лекарство от этой болезни не может быть сектантским — оно должно быть универсальным. Осознавание дыхания отвечает этому требованию. Дышат все люди, и наблюдение дыхания приемлемо для всех. Каждый шаг на пути должен быть абсолютно свободен от сектантства. Дыхание — это инструмент, который помогает исследовать себя, постигать истину о самих себе. На самом деле на уровне опыта мы очень мало знаем о своем теле. Мы имеем представление лишь о его внешних проявлениях и о тех частях и функциях тела, которые можем контролировать. Но мы ничего не знаем о своих внутренних органах, функционирующих вне нашего контроля. Мы ничего не знаем о клетках, из которых состоит наше тело, о клетках, которые все время меняются. Во всем теле постоянно происходят бесчисленные биохимические и электромагнитные реакции, но мы не осознаем эти процессы. На этом пути все то, чего мы о себе не знали, должно быть познано. И в этом нам поможет дыхание. Оно является как бы мостом, соединяющим известное и неизвестное, поскольку дыхание — это одна из функций тела, которая может осуществляться осознанно или неосознанно, намеренно или автоматически. Вы начинаете с контролируемого, чуть усиленного дыхания и переходите к осознаванию естественного, нормального дыхания. И так вы движетесь к постижению более тонких уровней своей природы. Каждый шаг — это шаг в реальное; с каждым днем вы будете проникать все глубже и глубже, постигая истину о себе на все более глубоком уровне. Сегодня вас просили наблюдать только физическую функцию, дыхание, но в то же время каждый из вас наблюдал свой ум, так как характер дыхания тесно связан с состоянием ума. Как только в уме появляется какое-либо загрязнение, дыхание изменяется, оно становится более учащенным, более интенсивным. Когда загрязнение уходит, дыхание вновь становится спокойным и ровным. Таким образом, дыхание помогает исследовать реальность не только физического тела, но и ума. Одна особенность ума, которую вы начали исследовать сегодня, — это его привычка блуждать, перескакивая с одного объекта на другой. Ум не желает сосредоточиваться на дыхании или на каком-либо ином объекте внимания — вместо этого он все время мечется.
Когда ум блуждает, где он блуждает? Как вы убедились на практике, ум блуждает или в прошлом, или в будущем. Это привычная модель поведения ума — он не хочет пребывать в настоящем. Но жить-то человеку нужно именно в настоящем! Того, что прошло, не вернуть; будущее остается недосягаемым, пока не превратится в настоящее. Помнить о прошлом и думать о будущем важно, но лишь в той степени, в какой это помогает здесь и сейчас. И все же из-за своей прочно укоренившейся привычки ум постоянно старается ускользнуть из настоящего, убежать в прошлое или в будущее, которое недосягаемо, и поэтому необузданный ум остается возбужденным и несчастным. Техника, которую вы изучаете здесь, называется искусством жить, а жить по-настоящему можно лишь в настоящем. Поэтому первый шаг — научиться жить в текущем моменте, удерживая ум в реальности — на дыхании, которое в данный момент входит в ноздри или выходит из ноздрей. Это и есть реальность настоящего момента, хотя и поверхностная. Когда ум отвлекается, мы с улыбкой, не создавая никакого напряжения, принимаем тот факт, что ум отвлекся по своей старой привычке. Как только мы осознаем, что ум отвлекся, он естественным образом, автоматически, вернется к наблюдению дыхания. Вам было легко обнаружить склонность ума блуждать, погружаясь в мысли о прошлом или будущем. Каковы же эти мысли? Сегодня вы сами заметили, что порой они бывают путаными и возникают без всякой последовательности. Подобное поведение ума принято считать признаком сумасшествия. И вот теперь все вы обнаружили, что вы так же безумны, потеряны в дебрях неведения, иллюзий и заблуждений (на пали они называются «моха»). Даже тогда, когда в мыслях есть некая последовательность, их объектом является что-то приятное или неприятное. Если приятное, то человек реагирует: «Мне это нравится», и из этой реакции развивается влечение, цепляние — рага. Если объект неприятен, возникает реакция неприятия, из которой развивается отвращение, ненависть — доса. Ум постоянно наполнен неведением, влечением и отвращением. Все остальные загрязнения, каждое из которых делает человека несчастным, основаны именно на этих трех. Цель этой техники — очистить ум, освободить его от страданий путем постепенного искоренения всех накопившихся в нем загрязнений. Это операция, которую вы проводите на глубинном уровне своего подсознания, чтобы освободиться от всех укоренившихся там комплексов. Даже на начальном этапе эта техника очищает ум: наблюдая дыхание, вы начали не только концентрировать ум, но и очищать его. Может быть, сегодня в течение дня ваш ум был сконцентрирован на дыхании всего лишь несколько мгновений, но каждое такое мгновение, обладая огромной силой, меняет привычную модель поведения ума. В такие мгновения вы осознаете реальность настоящего момента, осознаете вдох или выдох, не предаваясь иллюзиям. По отношению к дыханию вы не чувствуете ни влечения, ни отвращения: вы просто наблюдаете, не реагируя. В такие мгновения ум свободен от трех основных загрязнений — значит, он чист. Эти мгновения чистоты ума на сознательном уровне оказывают сильное влияние на старые загрязнения ума, накопленные на уровне подсознания. Вследствие контакта этих позитивных и негативных сил происходит взрыв. Некоторые из загрязнений, скрытых в недрах подсознательного, поднимаются на уровень сознательного и проявляются в виде ментального или физического дискомфорта. Когда это происходит, возникает опасность — вы можете ощутить сильное волнение и еще больше осложнить ситуацию. Разумнее будет понять: то, что кажется проблемой, на самом деле свидетельствует об успехе медитации, о том, что техника начала работать. Операция на подсознании началась, и гной из раны начал выходить на поверхность. Да, процесс неприятен, но это единственный способ удалить гной, избавиться от загрязнений. Если работать правильно, все трудности начнут постепенно исчезать. Завтра будет немного легче, а послезавтра еще легче. И понемногу все проблемы начнут уходить — при условии, что вы работаете правильно. Вам необходимо исследовать реальность внутри себя. Никто не может сделать эту работу за вас; вы сами должны работать ради собственного освобождения.
discourse_summaries.pdf
(863 килобайт)
Кол-во скачиваний: 348
краткое содержание 10 дневного курса випассаны, может быть очень полезно:))
Нужно понимать какие действия выгодны, какие невыгодны, (искусны- неискусны), речь искусна-неискусна, мысль искусна-неискусна, и выбирать для себя то что создает наиболее благоприятное будущее. Здесь и сейчас человек на 100% хозяин своей судьбы. Здесь и сейчас человек создает себе будущее. Да, запасы накомпленные в прошлом выходят на поверхность, но здесь и сейчас сохраняя невозмутимость, не реагируя человек освобождается от этих старых запасов и сеет очень благие семена счастливого будущего.