Театрально-концертная весна 2018Весна 2018 года прошла во всех отношениях вяло: не радовали результаты на работе, мало смотрел кино, книг было прочитано меньше запланированного. Афиши театров тоже не поражали воображение. Репертуар подбирался тщательно, малопонятные концерты и сомнительные премьеры безжалостно вычёркивались из списка. Упор был сделан на гастролях и операх, которые я никогда не слышал живьём.
Март 2018:2 марта, Синьор Брускино. Шёлковая лестница (МТ3)
5 марта, Солярис (ПК)
7 марта, Хованщина (МТ2)
23 марта, Юровский - Гайдн и Малер (БЗФ)
24 марта, Эдип в Колоне (БДТ)
28 марта, Реквием - Гергиев (МТ3)
Апрель 2018:5 апреля, Я здесь (Старый дом)
6 апреля, Снегурочка (Старый дом)
7 апреля, Вишневый сад (Старый дом)
12 апреля, Три Толстяка: Восстание (БДТ)
14 апреля, Три толстяка: Железное сердце (БДТ)
15 апреля, Тюменский филармонический оркестр (МТ3)
Май 2018:1 мая, Сон Чжин Чо (фортепиано) и Валерий Гергиев, фрагменты из «Тангейзера» (МТ3)
11 Мая, Анна Болейн (МТ3)
16 мая, Марис Янсонс и Симфонический оркестр Баварского радио (БЗФ)
19 мая, Сатьяграха (ЕКБ)
21 мая, reMusik: Ensemble Intercontemporain (МТ3)
23 мая, Милосерие Тита (МТ3)
25 мая, Кристиан Тиллеман и Дрезденская государственная капелла (МТ2)
27 мая, Фальстаф (МТ2)
29 мая, Память и море (театр Турски)
30 мая, Мера за меру (Драматический театр Варшавы)
31 мая, Буря (Национальный театр Ниццы)
О некоторых сокращениях в скобках:
МТ2, МТ3 — Новая сцена Мариинского театра, Концертный зал,
ПК — Приют комедианта,
БДТ — Большой драматический театр,
БЗФ — Большой зал филармонии,
ЕКБ — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.
Академия молодых певцов с маниакальной последовательностью мучает поклонников бельканто. Настоящие фанаты жанра из месяца в месяц вынуждены принимать непростое решение: или вообще отказываться от шанса послушать Россини в отличном концертном зале, или довольствоваться сомнительным уровнем исполнения. В «Синьоре Брускино» все мужские партии — ниже всякой критики, а пение Новосёлова доставляло физическую боль. С «Шёлковой лестницей» ситуация сложилась немного иная, готов похвалить Петряника и Весенину. Да, и настоящий курьёз вечера — сразу два тенора с крохотными голосами. Через несколько дней прошёл восстановительный курс, послушав «Хованщину». Господи, насколько же чудовищна разница между Россини и Мусоргским! Всё равно, что сравнивать «Фантоцци» с «Андреем Рублёвым». Конечно, Россия дала миру Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова, но именно в творчестве Мусоргского заключена подлинная русскость. Юному шовинисту на заметку: если кто-то в разговоре с вами признается в нелюбви к «Борису Годунову» или «Хованщине», то велик шанс, что вы имеете дело с русофобом. Что касается непосредственно исполнения: Михаил Колелишвили попал в афишу в последний момент, текст он неоднократно забывал, но всё равно умудрился произвести на публику (и меня в том числе) приятное впечатление, ещё я доволен дебютом Сергеевой (Марфа), у Станислава Трофимова, как мне казалось, большой потенциал, но его Досифей звучал в этот вечер весьма посредственно, а вот Эдем Умеров в роли Шакловитого был по-настоящему ужасен. В конце месяца удалось послушать «Реквием» Верди в концертном исполнении с Гергиевым. Очень и очень приличный уровень, замечу только, что величие Бородиной осталось в прошлом, сегодня на фоне Сержан она совершенно не интересна. И дело не в отдельно взятом вечере, тенденция давняя и это печально. Юровский приезжал в филармонию, программа была не слишком ровная. Гайдн мне показался скучненьким, а вот девятую Малера я обожаю, так что некоторые огрехи в исполнении готов был простить. Говоря о том концерте по прошествии нескольких месяцев, понимаю, что успел о нём позабыть. Весьма показательно.
На крохотной сцене «Приюта комедианта» поставил хореографический перформанс Юрий Смекалов. Его «Солярис» имел на раннем этапе название «Не "Солярис", не балет» и это более чем справедливо. Вещь получилась экспериментальная. Этот сценический опыт тяжело описывать сюжетно, тут скорее фантазия на тему. Было много симпатичных технических решений, ворох идей, стремительно сменяющих одна другую. Очень тяжело такие штуки объяснить, но и особого смысла нет, так как я нашёл короткий трейлер, по которому можно составить некоторое представление о том, каким бывает европейское синтетическое искусство. Ссылка чуть ниже. Вернёмся к более традиционным формам. БДТ за последние два-три года превратился в самый модный и актуальный театр Петербурга. Могучий не стесняется делить сцену с другими заметными режиссёрами. Однако, в этот раз премьера Кончаловского оставила большинство моих знакомых в недоумении. Из потрясающей трагедии получилась почти студенческая безделушка или даже скорее наброски к ней. Отдельные элементы (в частности визуальная составляющая финала) и вовсе кажутся очевидной безвкусицей. Совершенно необязательное зрелище. Другое дело — работа самого Могучего. Это я так плавно перетёк в апрель, да. «Три толстяка» задуманы как трилогия, но о судьбе финала пока ничего не известно, поэтому решено было освоить хотя бы «Восстание» и «Железное сердце». Ну, что тут можно сказать? Как и «Счастье» - это топовые детские спектакли. Да, тут нет каких-то больших идей или новшеств, однако, техническая изощрённость, насыщенное действие и юмор удерживают внимание юных зрителей. Некоторые формальные решения можно даже назвать шикарными, не делая никаких скидок на целевую аудиторию. Есть момент, который меня смутил — это повторение во второй части последней сцены первого спектакля. Если беспристрастно подойти к вопросу, то окажется, что всю трилогию можно было бы уместить в один вечер. Наверное, не последнюю роль здесь сыграла финансовая сторона дела. Кроме того, в Петербурге состоялись гастроли новосибирского «Старого дома». Театрик небольшой, но нетривиальный. «Я здесь», очередная работа Диденко, напоминает скорее языческий ритуал. Тот самый случай, когда преобладание концепции над содержанием не идёт на пользу. Отдельно отмечу очень затянутые мизансцены. Мы в Петербурге всё это уже видели, у Максима есть вещи и получше. Между прочим, в Приюте Комедианта, в котором показывал свои лучшие спектакли новосибирский коллектив, Диденко поставил очень приличное «Собачье сердце». На Новой сцене Александринки есть толковая «Земля». «Я здесь» - скорее уровень «Молодой гвардии», сделанной для Мастерской Козлова. Короче говоря, диденковской режиссурой нас не удивишь, тёртые калачи. Вот «Снегурочка», на мой взгляд, отлично сделана. Не знаю, заслужил ли этот спектакль Золотой Маски в своей категории, но получилась чрезвычайно приятная штука. Посмотрите обязательно короткий репортаж, на который я сошлюсь ниже. «Вишнёвый сад», завершающий питерские гастроли, вышел не претенциозным, смешным (именно так!) и одноразовым. Неплохая вариация, несколько провинциальная, чуть более молодёжная, чем мне хотелось бы, но живая.
В музыкальном плане апрель прошёл чересчур спокойно. Впрочем, «Снегурочка» же — это скорее музыкальный спектакль, чем драматический. Единственный концерт месяца примечателен прежде всего программой. Удалось послушать в живом исполнении прекрасный виолончельный концерт Шнитке. Я уже рассказывал об этом, но повторюсь: моё увлечение академической музыкой началось после того как я случайно услышал по радио фрагмент первой симфонии этого замечательного и близкого мне по духу композитора. Альфред Гарриевич создавал музыку космической красоты! С фрагментами произведения в исполнении тюменского оркестра и Князева можно ознакомиться, заглянув под спойлер. Этому оркестру, кстати говоря, нет ещё и трёх лет, а они уже берутся за такие основательные прожекты. Моё почтение!
Тизер «Соляриса»:
Тизер «Трёх толстяков»:
Репортаж о «Снегурочке»:
Отрывок из концерта для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке с теми же исполнителями:
Старая трансляция «Хованщины» из Мариинского театра на Mezzo live HD:
Май по всем параметрам вышел самым насыщенным месяцем весны. Начался он с вечера с крайне неординарной программой. Фортепианный концерт Моцарта (напишем о нём и сразу же забудем) соседствовал с фрагментами из «Тангейзера»! Рано или поздно маэстро должен был взяться за эту музыкальную драму. Всё-таки Мариинский театр обладает уникальным репертуаром. В Петербурге целиком поставлен цикл «Кольцо Нибелунга», есть «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», в следующем сезоне будет возобновлён «Парсифаль». «Тангейзера» явно не хватает. Гергиев часто устраивает вместо концерта что-то типа репетиций. Ну, а как иначе это назвать? Однако, я всё равно рад тому, что послушал немного музыку одного из своих любимейших композиторов. С нетерпением жду постановки в следующем сезоне! Уровень исполнения пока комментировать не готов. Это только первые опыты. Что касается уходящего сезона, то Мариинский подготовил две премьеры. «Фальстаф» не слишком популярен, мне даже немного обидно за одну из лучших опер Верди. Прекрасное (особенно если сравнивать с трэшем в духе «Трубадура») либретто и продуманная в драматическом плане (опять-таки, в сравнении с какой-нибудь «Травиатой») музыка требовательны к слаженной работе исполнителей. Тут фактически нет арий, за счёт которых можно вытянуть из слушателей аплодисменты, но есть сложные в освоении ансамбли. И что же мы имеем? Несколько составов, которые неизбежно будут миксовать. Как закономерный итог — отсутствие согласованности в критически важные моменты оперы. Хуже всего, что в качестве Фальстафа нам подсовывают Эдема Умерова. Человек не тянет даже второстепенные партии, а тут заглавная, пусть и специфическая. Не знаю, насколько Кравец - приличная альтернатива, но я его наверняка ещё послушаю как спектакль немного устаканится. Пока в музыкальном плане всё слишком посредственно, но оперу я люблю, дам ей рано или поздно второй шанс. Постановка невзрачная (особенно если сравнивать со спектаклем Мет). Впрочем, то же относится и к предыдущей работе режиссёра, «Симон Бокканегра». Вообще меня огорчает смещение режиссуры новых проектов МТ в сторону безликих компромиссов. У Мариинки была масса смелых проектов, но за последние годы не появилось ничего интересного. Ладно, если вы боитесь смелых идей, то зовите хотя бы настоящих профессионалов, а тут даже с мизансценами проблемы. Ну, а колхозный свет и пошленькие светящиеся маски — это что-то с чем-то. Возлагаю надежды на «Царскую невесту», тем более у нас есть кому петь, но фамилия режиссёра смущает. Дождёмся июня, не хочу загадывать. Ещё удалось послушать в концертном исполнении «Милосердие Тита». Опера сильная, но не уверен, что она вообще в России где-то исполняется. О чём стоит рассказать? Тит! Даниил Штода — это не певец, а явление. Товарищ бескомпромиссно ужасен. Его голоса не хватит даже для пения в ресторане. Может, это сын высокопоставленного чиновника? Не могу объяснить, что он делает на сцене. Хор опять орёт. Да и не хор это, а солянка из «академиков». На таком фоне Шишкова выгодно выделяется. При этом раньше я никогда на Ирину внимания не обращал. Надо бы к ней прислушаться. Елена Горло покорила меня неотразимой улыбкой, но пока не вокальными данными. И ещё пикантный эпизодик: опера транслируется в прямом эфире, а ребята в одной из сцен просто забывают подняться со своих мест, чтобы вступить в диалог с Титом! Выглядело сюрреалестично! Тит разговаривает сам с собой, делает паузы, а в это время двое судорожно копаются в бумажках. Никогда такого не видел. Ну, ладно во время спектакля забыл кто-то текст, но тут просто проспали.
На самом деле, в мае с оперой было не так всё плохо. «Анна Болейн» - приятнейший сюрприз! На мой взгляд, это одна из самых приличных опер своего времени, но когда дело касается бельканто, то я почти всегда академиков ругаю. Тут же, послушав Татьяну Старкову, достиг тотального удовлетворения! Да как так-то? Почему на неё никто раньше не обращал внимания? Это настоящий прорыв года, серьёзно. При этом в афише нигде нет её фамилии вплоть до февраля. Надеюсь, это недоразумение исправят. Рустамова показалась мне невзрачной, Шмулевич сразу после выхода куда-то мимо запел, что с ним случается редко, а Стацюк — натурально мальчик из церковного хора. Положительные впечатления от новой звёздочки, однако, с лёгкостью перекрывают все минусы. Самое значительное оперное событие весны для меня — гастрольная «Сатьяграха». Тут номера не сливаются в единый сюжет, но произведение Гласса вкупе с постановкой из Екатеринбурга — созерцательный опыт, требующий нравственного напряжения, а не триллер. Минимализм в таком масштабном виде редко добирается до Петербурга, так что вне зависимости от некоторых огрехов исполнения, уйти из театра недовольным было невозможно. Сценическое воплощение не оставило меня равнодушным: всё просто, как и сама музыка, но смотрится, на сцене много действия, следить за происходящим интересно, хотя некоторые эпизоды слегка затянуты. О вокальной составляющей судить сложно, партии не отличаются высокой сложностью.
Главный концерт весны связан с приездом в Петербург Симфонического оркестра Баварского радио. Кстати, если зайти в один из залов филармонии, то можно обнаружить афишу с Марисом Янсонсом сороколетней давности. Сегодня — он один из тех, кто определяет облик академической музыки. И если третья симфония Бетховена прозвучала вполне себе привычно, то Равель был прекрасен. А такого шикарного Штрауса я ещё никогда живьём не слышал! Северную столицу со своим оркестром в конце мая посетил и другой знаменитый дирижёр. Кристиан Тилеманн вместе с Дрезденской государственная капеллой и — увы! — Денисом Мацуевым выступил с привычной программой, несколько унылой, но всё равно позволяющей продемонстрировать высокий класс. Увертюра к «Оберону» и четвёртая Брамса не самые любимые произведения, а второй концерт Листа вообще штука достаточно сомнительная. Впрочем, это был только первый опыт живого знакомства с немцем, которого я успел полюбить за несколько блестящих записей. На открытии пятого фестиваля новой музыки reMusik.org пригласили Ensemble Intercontemporain исполнить несколько российских и мировых премьер. Из невзрачной программы уверенно выделяю «3 bagatelles» Курляндского. Прекрасная вещь! Ссылку на soundloud оставлю ниже. Обязательно послушайте хотя бы первую часть.
В конце весны стартовал очередной фестиваль «Радуга». Организаторы из года в год радовали театралов крайне занимательной программой, но на этот раз в афишах не значилось ничего по-настоящему важного и требующего непременного присутствия. Пришлось брать билеты вслепую. Говорят, что риск — благородное дело, но в этот раз ставка не сыграла. «Память и море» - настоящая дичь. Выходит на сцену мужик в нелепых лакированных красных туфлях и под омерзительно сентиментальный аккомпанемент оркестра читает в микрофон богомерзкую экзальтированную чепуху. «Мягкий запах скуки и тараканов... Когда всё в смазке сумерек, я зажигаю ночник, чтобы обжечь твою больную плоть». Один и тот же приём с «оригинальным» соседством слов нещадно эксплуатируется больше часа, но мне удалось выскользнуть из филиала ада для эстетов через 30 минут. Причём тут вообще театр? И почему за эти банальности берут деньги? Ещё дважды на фестивале я побывал на постановках по пьесам Шекспира. За «Бурю» взялась какая-то родственница Питера Брука и уложилась в 75 минут. «Что похвалить мы в вас должны». Больше, однако, радоваться нечему. Милый камерный пустячок, не более того. Другая вещь по пьесе великого драматугра сделана чуть более профессионально. Оскарас Коршуновас не слишком изобретателен, но «Мера за меру» ладно слеплена. Во-первых, хорошо отработано пространство: трёхъярусная конструкция, похожая на судебный зал, служит местом для символической (иногда серьёзной, но часто насмешливой) расстановки героев пьесы по их местам. Во-вторых, мне симпатичен такой театр, который может легко обойтись без сложного концептуального переосмысления, но при этом остаётся остроумным. Неожиданные расстановка акцентов во взаимодействии актёров — это блестящий рабочий метод, особенно характерный почему-то для поляков и прибалтов. Короче говоря, без восторгов, но достойно. Забегая вперёд, скажу, что первого июня посмотрел ещё один «радужный» спектакль. И вот что я хочу сказать по этому поводу: господа, зачем вообще нужны фестивали, неужели для того, чтобы свести в одном месте заведомую театральную «середину», зачем всё это городу, в котором базируется сразу несколько топовых театров? Прекращайте, я серьёзно.
Увы, но в интернетах нет нормальных отрывков «Сатьяграхи» из Екатеринбурга, так что для знакомства с оперой Гласса попробуйте вот такой вариант:
Трансляция упомянутого выше концерта Янсонса в филармонии (что-то не врубился как вставлять видео из ВК):
https://vk.com/video-34884057_456239374Если вы не имеете никакого представления о современной академической музыки, то обязательно послушайте «3 bagatelles» Дмитрия Курляндского (когда пытался вставить soundcloud, тоже сгорел, так что держите линк):
https://soundcloud.com/kourliandski/sets/3-bagatellesФестиваль «Звёзды белых ночей» набирает обороты. Уже несколько раз в июне я посетил КЗМТ, так что в следующий раз будет чем поделиться, будет что рассказать. Тут и премьера постановки «Царской невесты», концерты Бухбиндера и Трифонова, Вагнер, мировая премьера оперы «Затмение», концертные исполнения «Кандида» и «Осуждения Фауста», множество событий меньшего масштаба. Очень плотное расписание! Следующий театрально-концертный пост опубликую в начале сентября или, что даже более вероятно, в конце августа. Ну, и напоследок маленький анонс: постараюсь на днях завершить пост о записях вокальных циклов для начинающих любителей классики. Спасибо за внимание, ходите в театр и слушайте хорошую музыку.
Ветреная река