iow

Бурлеск и чаепитие

Последний пост:11 марта
384
Статистика
Всего постов
1345
262,441 просмотров
Новых постов
+0
0 в день
Лучшие посты автора
03.06.2022 +81
18.08.2022 +80
19.11.2019 +80
08.10.2016 +71
03.12.2019 +67
Лучшие посты читателей
MountainRose +23
danik64 +23
"RED" +19
RV-- +18
Shkipe +17
Самые активные читатели
1 21 41 42 43 44 63 68
  • Цитата (iow @ 22.4.2018)
    Вообще меня интригуют ещё ответы людей, проголосовавших за последний пункт.


    Ветреная река
    3/3
    Ответить Цитировать
    2
  • ПерманентныйТильт, не гони)) вообще проходное барахло
    2/5
    Ответить Цитировать
    0
  • Как вам "Aus dem Nichts" ?
    9/16
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Ёжик @ 6.5.2018)
    Как вам "Aus dem Nichts" ?

    Я не стал смотреть. Отзывы в Каннах были очень плохие. Говорили как о спекулятивном кино, единственный плюс которого - исполнительница главной роли.
    381/584
    Ответить Цитировать
    0
  • Ёжик, В Германии это кино достаточно обсуждаемо. Исполнительница главной роли о которой говорит ТС - Кругер , очень популярна. Можно сказать легенда.
    14/14
    Ответить Цитировать
    0
  • Очень мало свободного времени, поэтому ничего не пишу о Каннах и не подвёл ещё итоги Blue Swan, но вчера посмотрел один из самых крутых трейлеров последних месяцев:



    Жду этот фильм!
    382/584
    Ответить Цитировать
    10
  • Из всего списка я видел два фильма - Три билборда и Дюнкерк. Оба фильма очень хороши, но Дюнкерк понравился больше - довольно необычный фильм о войне.
    Теперь вы знаете,кто выбрал Дюнкерк
    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Blue Swan 2017

    Лучше поздно, чем никогда! Очередное виртуальное вручении Blue Swan состоялось около месяца назад, но с тех пор я мало времени уделял фильмам и всему, что с ними связано. Собравшись с силами, решил всё-таки написать небольшой обзор. Напоминаю, что Blue Swan — это тёплый ламповый аналог Оскара. Вместо сомнительных академиков - мои товарищи по тщательно засекреченному синефильскому сообществу A Band Apart, вместо политики — гимны во славу киноискусства. Всего в голосовании приняло участие 27 человек, то есть чуть меньше трёх десятков людей с разными вкусами составляли личные анкеты, и на их основе были выдвинуты номинанты. После этого осталось определить лучших из лучших. В guilty pleasure, анимации, русскоязычном фильме и молодых актёрах необходимо было выбрать по одному кандидату при условии, что участники сообщества ознакомлены со всеми работами из числа номинированных. В категориях с пятью номинантами допускалось не смотреть один из фильмов, а помимо победителя необходимо было обозначить раннера. Вторые места учитывались при равенстве первых. В главной категории присылался иерархичный список из пяти фильмов.

    Guilty pleasure:

    Взрывная блондинка (Atomic Blonde)
    Меч короля Артура | King Arthur: Legend of the Sword
    Чужой: Завет (Alien: Covenant)

    Не попали в тройку «Драка в блоке 99» и «Счастливого дня смерти». Свой голос на первом этапе я отдал Ридли Скотту. «Прометей» дико раздражал своей глупостью, а вот неповторимым шармом новой части «Чужого» я проникся. Это действительно нетривиальное сочетание библейской притчи и трэш-боевика. В финальном голосовании эту категорию мне пришлось пропустить, так как по условиям нужно было посмотреть всех трёх претендентов, но сразу после ознакомления с трейлерами ваш покорный слуга успешно слился. Без меня победила «Взрывная блондинка» с приличным отрывом от преследователей. Аминь!

    Лучший анимационный фильм:

    Добытчица (The Breadwinner)
    Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent)
    Тайна Коко (Coco)

    Интересное получается начало, ведь и анимацию в этом году я проигнорировал. При одной мысли, что придётся тратить время на три-четыре плохих мультфильма, становится дурно. Никогда не чувствовал себя таким старым. По трейлерам явным аутсайдером выглядела «Тайна Коко» - очень заурядное во всех отношениях мульти-пульти. «Loving Vincent» выглядит круто, стилизация изображения под картины художника впечатляет. О победе «Добытчицы» пока ничего сказать не могу, но вполне допускаю, что восполню этот пробел.

    Лучший русскоязычный фильм:

    Нелюбовь | Андрей Звягинцев

    Аритмия | Борис Хлебников
    Теснота | Кантемир Балагов

    Обязан упомянуть ещё одного кандидата. Фильм с длинным и придурковатым названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» близко подобрался к тройке номинантов. Есть мнение, что для отечественного кино год получился удачным. Судить не берусь, но рад победе Звягинцева. Андрей Петрович на текущий момент является олицетворением современного русского киноискусства. Факт простой и очевидный. Смиритесь, хейтеры!

    Лучшее музыкальное оформление (оригинальный скор):

    Хорошее время | Good Time

    Призрачная нить | Phantom Thread
    Тебя никогда здесь не было | You Were Never Really Here
    Дюнкерк | Dunkirk
    История призрака | A Ghost Story

    Никогда не любил эту номинацию, так как она не имеет прямого отношения к кино. Вот если говорить о звуке вообще или хотя бы музыке в фильме — это уже другое дело. По-моему, я об этом постоянно пишу, да? Однако, в этом году кандидаты подобраны были достойные, я даже кое-что послушал. «Дюнкерк» заменил бы на «Очень тёмные времена», а так пятёрка приличная. Особенно порадовал Гринвуд, умудрившийся попасть сюда сразу двумя скорами, к «Phantom Thread» и «You Were Never Really Here».

    Лучшие спецэффекты:

    Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049

    Дюнкерк | Dunkirk
    Звездные войны: Последний джедай | Star Wars: The Last Jedi
    Стражи Галактики. Часть 2. | Guardians of the Galaxy Vol.2
    Тор: Рагнарёк | Thor: Ragnarok

    Номинация в стиле «самый раскрученный блокбастер». Давайте уже признаем, что специальные эффекты в поп-корн муви почти всегда лишены подлинной творческой оригинальности. «Бегущий по лезвию 2049» немного выбивается из этого ряда. Возможно, на людей производит впечатление то, как специальные эффекты вплетены в общую визуальную концепцию, в стиль. Сам я отказался от голосования.

    Лучшие костюмы:

    Призрачная нить | Phantom Thread

    Красавица и чудовище | Beauty and the Beast
    Роковое искушение | The Beguiled
    Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049
    Тор: Рагнарёк | Thor: Ragnarok

    Чуть-чуть не повезло «Wonderstruck», который тоже мог бы оказаться в пятёрке, но вряд ли он составил бы хоть какую-то конкуренцию «Призрачной нити». Камон, это же фильм про чудаковатого кутюрье! Тут костюмам отведено почётное место, вот в чём дело. Эй, а кто там голосовал за «Тора», поднимите руки?

    Лучшая работа художника-постановщика:

    Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049

    Форма воды | The Shape of Water
    Призрачная нить | Phantom Thread
    мама! | mother!
    Дюнкерк | Dunkirk

    На сей раз пятёрка вышла логичная. Ремейк культового киберпанка выглядит не хуже оригинала. В «Форме воды» работа художника — это единственное, что лично я готов хоть как-то выделить. Режиссура плохая, сценарий глупый, а выглядит фильм очень даже неплохо. Про ПТА и говорить нечего, у человека безупречный вкус. В «маме!» меня впечатлил концепт. Тут была проделана какая-то безумно тонкая работа по стиранию граней между реализмом и сюрреализмом через преображение пространства. Это мой личный фаворит.

    Лучший независимый дебют:

    Колумбус | Columbus | Когонада

    Прочь | Get Out | Джордан Пил
    Божья страна | God's Own Country | Френсис Ли
    Теснота | Кантемир Балагов
    В этом мире я больше не чувствую себя как дома | I Don't Feel at Home in This World Anymore | Майкон Блэр

    Из моих любимчиков пролетел мимо номинации «Super Dark Times», но победитель действительно хорош. Редко кто снимает свой первый фильм, ненавязчиво демонстрируя мощный арсенал владения языком кино. Тот же Балагов выпендривается как настоящий студент (он ещё слишком молод), а Когонада выглядит зрелым мастером. Отмечу, что пятёрка получилась разношёрстная. Тут и хоррор имеется («Прочь»), и сугубо фестивальная гей-драма («Божья страна»), и уморительная комедия («В этом мире я больше не чувствую себя как дома»). Так что ждём от дебютантов новых свершений.

    Лучший молодой актер:

    Тимоти Шаламэ (Зови меня своим именем)

    Барри Кеоган (Убийство священного оленя)
    Финн Уайтхед (Дюнкерк)

    Хочу отметить абсолютно убойный перформанс Шаламэ! Хотя бы ради этого нужно посмотреть «Зови меня своим именем». Кеоган тоже хорош, он получает от меня отдельный приз за самую инфернальую роль года. На самом деле, в этом году конкурентов у ребят не было, Уайтхед — случайный прохожий, но сразу две очевидных актёрских удачи в подобной сомнительной номинации — это прекрасно.

    Лучшая молодая актриса:

    Дарья Жовнер (Теснота)

    Хэйли Лу Ричардсон (Колумбус)
    Рэффи Кэссиди (Убийство священного оленя)

    Ситуация с этой номинацией сложилась немного странная. Участники сообщества умудрились выделить несколько малозаметных ролей, которые отсеялись только благодаря ещё одному этапу голосования. Однако, победительницу определить не удалось! Жовнер и Ричардсон набрали одинаковое число голосов, а потому поделили высшую ступень пьедестала. Мои симпатии однозначно на стороне девочки из «Колумбуса». Надеюсь, увижу её вновь в других приличных фильмах.

    Лучшая актриса второго плана:

    Лесли Мэнвилл (Призрачная нить)

    Николь Кидман (Убийство священного оленя)
    Эллисон Дженни (Тоня против всех)
    Брия Винайте (Проект Флорида)
    Мишель Пфайффер (мама!)

    Честно говоря, мне тяжело оценить, насколько хороша у ПТА Мэнвилл. Мне очень нравится созданный образ, но так ли велика заслуга актрисы? Самому мне симпатична Кидман. Прошлый год для неё выдался очень хорошим: Николь ещё снялась в «Роковом искушении» и «Большой маленькой лжи». И везде была прекрасна, да. Настоящий камбэк! У Эллисон Дженни был очень яркий прототип, наверняка массовый зритель именно ей отдаст предпочтение. Напомню, что за роль злобной дамочки актриса получила Оскар. «Тоня против всех» вообще интересна своими актёрскими работами. Мишель Пфайффер хороша, её харизма бьёт по зрителю в нужные моменты дискомфортом. А вот Брия Винайте сюда попала случайно, как мне кажется. Не думаю, что она когда-нибудь станет настоящей актрисой.

    Лучший актер второго плана:

    Сэм Рокуэлл (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)

    Барри Кеоган (Убийство священного оленя)
    Уиллем Дэфо (Проект Флорида)
    Бен Сэфди (Хорошее время)
    Арми Хаммер (Зови меня своим именем)

    Рокуэлл и Кеоган, на мой взгляд, явно выделяются в финальной пятёрке. Для Рокуэлла, похоже, это была лучшая роль в карьере. Кеоган тоже совершенно неожиданно выстрелил. Отмечу, что по итогам голосования ко второму месту близко подобрался Дэфо. Да, в фильме он выглядит классным дядькой, но я не считаю, что этого достаточно. Нужно ещё и играть.

    Лучшая актриса:

    Фрэнсис МакДорманд (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)

    Дженнифер Лоуренс (мама!)
    Викки Крипс (Призрачная нить)
    Салли Хокинс (Форма воды)
    Александра Борбей (О теле и душе)

    Для начала скажу, что Марго Робби чуть-чуть не хватило для попадания в пятёрку, она вылетела на предварительном этапе. Салли Хокинс — «странная женщина» курильщика, а Борбей — «странная женщина» здорового человека. При этом обе, конечно, не играют, они здесь типажи. Почему везде пытаются протащить Викки Крипс я не понимаю. Совершенно ничем не выделяющаяся роль. А вот Лоуренс не так часто бывает по-настоящему хороша, но тут выдала отличный перформанс. Ну, и ни у кого не было сомнений на счёт победителя. «Три билборда...» - настоящее актёрское кино!

    Лучший актёр:

    Дэниэл Дэй-Льюис (Призрачная нить)

    Хоакин Феникс (Тебя никогда здесь не было)
    Роберт Паттисон (Хорошее время)
    Колин Фаррелл (Убийство священного оленя)
    Тимоти Шаламе (Зови меня своим именем)

    Все мои личные фавориты прошли в пятёрку. «Лишний» - Колин Фаррелл, хотя надо отдать ему должное, роль-то неплохая, пусть и не выдающаяся. Что касается ДДЛ — это пример удивительный! Знаете, есть такие актёры, которые эксплуатируют какую-то фишку, некий образ, а Дэниэл Дэй-Льюис растворяется в своих персонажах. Он всегда разный и всегда убедительный. Очень жаль, если такой талант действительно уйдёт из кино. «Тебя никогда здесь не было» - кино монтажное, совершенно не про актёрскую игру, но для Феникса это была одна из лучших ролей в карьере. То же самое могу сказать про Паттинсона. Он молодец. Заработал денег на идиотской саге о вампирах, а потом пошёл сниматься в независимом кино. Для души, так сказать. Ну, и настоящее открытие года — Тимоти Шаламе! Последняя сцена «Зови меня своим именем» на меня произвела огромное впечатление, пересматривал её уже раз десять. Очень хочется его увидеть в каком-нибудь другом серьёзном кино. Да, мужская пятёрка, конечно, получилась гораздо сильнее женской. Так-то, слабый пол!

    Лучший актерский ансамбль:

    Три биллборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)

    Смерть Сталина (The Death of Stalin)
    Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
    Хэппи-энд (Happy End)
    Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
    Аритмия

    Ок, здесь сложно было налажать. Слишком уж крутые роли были в «Трёх биллбордах...» Сюрприз заключается в том, что на второе место пробилась комедия «Смерть Сталина». Вы могли слышать про нелепый запрет показа фильма в России, а, может, даже успели его посмотреть и поделиться впечатлениями с друзьями в телеграме, но это явно не хит. Не уверен, что кино Ианнуччи заслуживает серебра, хотя ансамбль там действительно приличный. Сам бы я выделил ещё «Убийство священного оленя». Это редкий пример того, когда актёры выполняют нетривиальную задачу, поставленную режиссёром. Я уже как-то писал об этом: «Абсурдизм Лантимоса в этот раз — поведенческий концепт. Все герои — схемы, а не живые люди, они даже не играют роль типажей, их нельзя описать словами «ребёнок», «трудный подросток», «успешный кардиохирург», скорее это некие бесполые абстракции. Так вот эти угловатые инопланетяне, выражающие свои мысли так, будто зачитывают вслух умную книгу, помещены в декорации арт-триллера в духе «Врага» Вильнёва». В фильме Ханеке отличный актёрский состав, но так ли они интересно играют? Даже не знаю.

    Лучший монтаж:

    Тебя никогда здесь не было (You Were Never Really Here)

    Дюнкерк (Dunkirk)
    мама! (mother!)
    Малыш на драйве (Baby Driver)
    Хорошее время (Good Time)

    Если вы интересуетесь кинематографом, то «Тебя никогда здесь не было» посмотреть обязаны. Этот фильм наглядно показывает, чем именно язык кино отличается от языка литературы и театра. Вся суть передана через монтажное переплетение образов. Я не скажу ничего о «Малыше на драйве», но остальные кандидаты тоже достойны упоминания. Мой личный раннер - «мама!», но об этом вы, наверное, и так догадались.

    Лучший оператор:

    Роджер Дикинс (Бегущий по лезвию 2049)

    Хойте ван Хойтема (Дюнкерк)
    Алексис Сабэ (Проект Флорида)
    Тимиос Бакатакис (Убийство священного оленя)
    Сэйомху Мукдипром (Зови меня своим именем)

    Лично мне, наверное, больше всего понравился Либатик (мама!), но в пятёрку он почему-то не попал. С Дикинсом история простая. У мужика уже накопилось 13 номинаций на Оскар, заранее многим было ясно, что свою статуэтку он наконец-то получит, но как показывает практика, многие из моих товарищей по достоинству оценили проделанную работу. Вряд ли кто-то будет давать блюсвон за выслугу лет, у нас так не принято. Да, и, конечно, в сравнении с оригиналом операторка просто на голову выше. Может, этот факт тоже сыграл определённую роль. Короче говоря, если вы до сих пор не смотрели нового «Бегущего по лезвию», то стоит это сделать в первую очередь из-за визуального ряда.

    Лучший адаптированный сценарий:

    Зови меня своим именем (Call Me by Your Name)

    Большая игра (Molly's Game)
    Смерть Сталина (The Death of Stalin)
    Добытчица (The Breadwinner)
    Роковое искушение (The Beguiled)

    «Зови меня своим именем» уничтожил своих оппонентов. Не знаю, какой фильм ещё можно выбрать. Пусть сценарий и не выдающийся, но просто конкуренция нулевая. Судя по всему, год вышел не слишком урожайным на хорошие сценарии. Ответственно заявляю — пятёрка слабая, но кем заменить кандидатов я не знаю. Остаётся только развести руками.

    Лучший оригинальный сценарий:

    Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboard Outside Ebbing, Missouri)

    Призрачная нить (Phantom Thread)
    Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
    Прочь (Get Out)
    Нелюбовь

    Я бы выделил ещё «О теле и душе». Очень остроумная штучка! Лантимос традиционно хорош, но Мартин МакДона показывает совершенно другой уровень владения ремеслом. Это и не удивительно, всё-таки он не просто сценарист, а успешный драматург. В «Призрачной нити», на мой взгляд, самое слабое место — это как раз сценарий. Фильм здорово сделан, но история от начала и до конца очень и очень на любителя. Конечно, сценарий — это не просто история, и далеко не столько о чём, сколько как. Однако, я бы предпочёл, чтобы с ПТА работал какой-нибудь профессионал. «Get Out» меня дико разочаровал именно своим сценарием. Такая перспективная вещь ко второй половине скатилась в откровенно второсортный ужастик, очень жаль. Мне нравится как выстроена «Нелюбовь» и финал там, кстати, душевный, так что тут могу смело рекомендовать, особенно если у вас нет аллергии на Звягинцева.

    Лучший режиссер:

    Пол Томас Андерсон (Призрачная нить)

    Линн Рэмси (Тебя никогда здесь не было)
    Йоргос Лантимос (Убийство священного оленя)
    Андрей Звягинцев (Нелюбовь)
    Лука Гуанданьино (Зови меня своим именем)

    В упорной борьбе победил ПТА, но я был бы не меньше рад первенству Рэмси. Обе работы с точки зрения режиссуры (и не только!) достойны внимания. Лантимос показал на этот раз себя не просто отличным сценаристом, но и очень крепким постановщиком, хотя до моего дуэта любимчиков не дотянулся. Звягинцев в пятёрке? Ну, хорошо, почему бы и нет. У меня он чуть ниже, но Андрей Петрович снимать умеет, вне всяких сомнений. Вот Лука Гуанданьино, на мой взгляд, далеко не выдающийся режиссёр. Да, фильм хорош, но там выделяются актёрские работы и сценарий. Думаю, что в пятёрке однозначно не хватает Аранофски, создавшего очень концептуальную сугубо авторскую вещь, тем более спорную. Можно по-разному относится к содержанию, но фильм поставлен здорово. Впрочем, это было предсказуемо. Лично я ещё выделил бы «Историю призрака» Лоури, достойная постановка.

    Лучший фильм:

    1) Призрачная нить | Phantom Thread | Пол Томас Андерсон
    2) Убийство священного оленя | The Killing of a Sacred Deer | Йоргос Лантимос
    3) Тебя никогда здесь не было | You Were Never Really Here | Линн Рэмси
    4) Три билборда на границе Эббинга, Миссури | Three Billboards Outside Ebbing, Missouri | Мартин МакДона
    5) Зови меня своим именем | Call Me by Your Name | Лука Гуаданьино
    6) Проект Флорида | The Florida Project | Шон Бэйкер
    7) Нелюбовь | Андрей Звягинцев
    8) Аритмия | Борис Хлебников
    9) История призрака | A Ghost Story | Дэвид Лоури
    10) О теле и душе | Testről és Lélekről | Ильдико Эньеди

    Мимо номинации пролетели «Бегущий по лезвию 2049», «Леди Бёрд» и «Ночью у моря одна». Из них мне только фильм корейца пришёлся по душе. К десятке оказались близко, но что-то пошло не так. Или, наоборот, всё очень даже так? По моему скромному мнению, если кто-то из упомянутой выше тройки вытеснил бы «О теле и душе» или «Историю призрака», то десятка вышла бы слабее. К сожалению, «мама!» тоже оказалась за пределами списка, и меня этот факт здорово опечалил. Ладно, не будем о плохом. В топе впервые в истории Blue Swan оказалось сразу два российских фильма! Немного жаль, что это произошло благодаря Хлебникову, но что тут поделаешь? По-моему, работы совершенно разного уровня, со Звягинцевым сравнивать просто нет смысла. «The Florida Project» хвалят критики по всему миру. Бэйкер попал во множество топов, но мне его кино не кажется универсальным. Наверняка он ближе и понятнее американцам из глубинки. «Зови меня своим именем» - лучшая история о любви 2017 года, но хочу напомнить тем, кто крестится, проезжая в маршрутке мимо церкви, что главные герои сей западной драмы — содомиты. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» при голосовании в моём блоге получил приз зрительских симпатий. В этом нет ничего удивительного. Очень достойный образец актёрско-сценарного кино. Ну, а в тройке уже чисто режиссёрские вещи. Заметим, однако, что ДДЛ взял премию за лучшую мужскую роль, а Мэнвилл стала лучшей актрисой второго плана. Хочу обратить внимание и на другую интересную деталь: из десяти номинаций «Убийства священного оленя» (больше, чем у любого другого фильма) ни одна не обернулась блюсвоном. Прости, Йоргос!

    В целом, наш список оказался достаточно сильно похож на многие другие аналогичные топы, с поправкой на территориально-языковой состав сообщества. Наверное, единственное серьёзное отличие — это фильм Ильдико Эньеди, который не так часто упоминают западные критики и синефилы. Другой важный аспект нашей десятки — удалённость от чисто жанрового кино. «Тебя никогда здесь не было» - это крайм, но фильм фестивальный и замороченный, «Убийство священного оленя» специфичен для триллера, всё-таки Лантимос — абсурдист. Никто же не ожидал здесь увидеть «Тора», «Звёздные войны» и «Чудо-женщину»? Можно взглянуть на список и под другим углом: в десятке нет ни одного по-настоящему радикального фильма, только фестивальный мейнстрим и зрительское кино. Не знаю, почему так получилось. На текущий момент мне сложно сказать, что ещё из релизов 2017 года было достойно внимания, что мы могли упустить, что из потенциально интересного не появилось в прокате к сроку голосования. Есть шанс, что по мере заполнения пробелов напишу ещё один большой пост о прошлогоднем кинематографе. Ну, а пока открываю виртуальную бутылку шампанского и ухожу праздновать победу вместе с Полом Томасом Андерсоном!
    383/584
    Ответить Цитировать
    29
  • Спасибо.
    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Я приведу список фильмов, чтобы задать некорректный вопрос:

    1. Донни Дарко
    2. Счастливое число Слэйвина
    3. Одержимость (с Крюгер и Хартнетт)
    4. Залечь на дно в Брюгге
    5. Три билборда
    6. Манчестер у моря
    7. Одинокий мужчина
    8. Король говорит

    Есть ли для какого-либо из этих фильмов аналог/брат-близнец, что-то что можно поставить в пару?
    По любому субъективному критерию.
    1/3
    Ответить Цитировать
    1
  • ProudRecreational, есть к некоторым очевидные:

    1. Донни Дарко - Гуммо или -> Мистер Одиночество -> ну и "Посылка", очевидно )

    2. Счастливое число Слэйвина -> Рыцарь дня -> Поцелуй навылет

    4. Залечь на дно в Брюгге -> 5. Три билборда -> Семь психопатов )

    7. Одинокий мужчина -> Под покровом ночи ))
    37/55
    Ответить Цитировать
    3
  • Добавлю. Одинокий мужчина + Красота по-американски. Король говорит + У нас есть папа. Из очевидного ещё Манчестер у моря + Маргарет.
    384/584
    Ответить Цитировать
    3
  • Цитата (iow @ 5.6.2018)
    Одинокий мужчина +...

    добавьте еще плиз сюда что-то такое-же стильное, атмосферное, мелодраматичное (желательно без голубой тематики...)
    10/16
    Ответить Цитировать
    0
  • Ёжик, Из недавнего точно "Великая красота". Из классики "8 с половиной", "Ночь", "В прошлом году в Мариенбаде".
    9/9
    Ответить Цитировать
    1
  • когда не зря подписался)

    зы за пост про Манна отдельное спасибо
    2/3
    Ответить Цитировать
    2
  • Театрально-концертная весна 2018

    Весна 2018 года прошла во всех отношениях вяло: не радовали результаты на работе, мало смотрел кино, книг было прочитано меньше запланированного. Афиши театров тоже не поражали воображение. Репертуар подбирался тщательно, малопонятные концерты и сомнительные премьеры безжалостно вычёркивались из списка. Упор был сделан на гастролях и операх, которые я никогда не слышал живьём.

    Март 2018:

    2 марта, Синьор Брускино. Шёлковая лестница (МТ3)
    5 марта, Солярис (ПК)
    7 марта, Хованщина (МТ2)
    23 марта, Юровский - Гайдн и Малер (БЗФ)
    24 марта, Эдип в Колоне (БДТ)
    28 марта, Реквием - Гергиев (МТ3)

    Апрель 2018:

    5 апреля, Я здесь (Старый дом)
    6 апреля, Снегурочка (Старый дом)
    7 апреля, Вишневый сад (Старый дом)
    12 апреля, Три Толстяка: Восстание (БДТ)
    14 апреля, Три толстяка: Железное сердце (БДТ)
    15 апреля, Тюменский филармонический оркестр (МТ3)

    Май 2018:

    1 мая, Сон Чжин Чо (фортепиано) и Валерий Гергиев, фрагменты из «Тангейзера» (МТ3)
    11 Мая, Анна Болейн (МТ3)
    16 мая, Марис Янсонс и Симфонический оркестр Баварского радио (БЗФ)
    19 мая, Сатьяграха (ЕКБ)
    21 мая, reMusik: Ensemble Intercontemporain (МТ3)
    23 мая, Милосерие Тита (МТ3)
    25 мая, Кристиан Тиллеман и Дрезденская государственная капелла (МТ2)
    27 мая, Фальстаф (МТ2)
    29 мая, Память и море (театр Турски)
    30 мая, Мера за меру (Драматический театр Варшавы)
    31 мая, Буря (Национальный театр Ниццы)

    О некоторых сокращениях в скобках:

    МТ2, МТ3 — Новая сцена Мариинского театра, Концертный зал,
    ПК — Приют комедианта,
    БДТ — Большой драматический театр,
    БЗФ — Большой зал филармонии,
    ЕКБ — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.

    Академия молодых певцов с маниакальной последовательностью мучает поклонников бельканто. Настоящие фанаты жанра из месяца в месяц вынуждены принимать непростое решение: или вообще отказываться от шанса послушать Россини в отличном концертном зале, или довольствоваться сомнительным уровнем исполнения. В «Синьоре Брускино» все мужские партии — ниже всякой критики, а пение Новосёлова доставляло физическую боль. С «Шёлковой лестницей» ситуация сложилась немного иная, готов похвалить Петряника и Весенину. Да, и настоящий курьёз вечера — сразу два тенора с крохотными голосами. Через несколько дней прошёл восстановительный курс, послушав «Хованщину». Господи, насколько же чудовищна разница между Россини и Мусоргским! Всё равно, что сравнивать «Фантоцци» с «Андреем Рублёвым». Конечно, Россия дала миру Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова, но именно в творчестве Мусоргского заключена подлинная русскость. Юному шовинисту на заметку: если кто-то в разговоре с вами признается в нелюбви к «Борису Годунову» или «Хованщине», то велик шанс, что вы имеете дело с русофобом. Что касается непосредственно исполнения: Михаил Колелишвили попал в афишу в последний момент, текст он неоднократно забывал, но всё равно умудрился произвести на публику (и меня в том числе) приятное впечатление, ещё я доволен дебютом Сергеевой (Марфа), у Станислава Трофимова, как мне казалось, большой потенциал, но его Досифей звучал в этот вечер весьма посредственно, а вот Эдем Умеров в роли Шакловитого был по-настоящему ужасен. В конце месяца удалось послушать «Реквием» Верди в концертном исполнении с Гергиевым. Очень и очень приличный уровень, замечу только, что величие Бородиной осталось в прошлом, сегодня на фоне Сержан она совершенно не интересна. И дело не в отдельно взятом вечере, тенденция давняя и это печально. Юровский приезжал в филармонию, программа была не слишком ровная. Гайдн мне показался скучненьким, а вот девятую Малера я обожаю, так что некоторые огрехи в исполнении готов был простить. Говоря о том концерте по прошествии нескольких месяцев, понимаю, что успел о нём позабыть. Весьма показательно.

    На крохотной сцене «Приюта комедианта» поставил хореографический перформанс Юрий Смекалов. Его «Солярис» имел на раннем этапе название «Не "Солярис", не балет» и это более чем справедливо. Вещь получилась экспериментальная. Этот сценический опыт тяжело описывать сюжетно, тут скорее фантазия на тему. Было много симпатичных технических решений, ворох идей, стремительно сменяющих одна другую. Очень тяжело такие штуки объяснить, но и особого смысла нет, так как я нашёл короткий трейлер, по которому можно составить некоторое представление о том, каким бывает европейское синтетическое искусство. Ссылка чуть ниже. Вернёмся к более традиционным формам. БДТ за последние два-три года превратился в самый модный и актуальный театр Петербурга. Могучий не стесняется делить сцену с другими заметными режиссёрами. Однако, в этот раз премьера Кончаловского оставила большинство моих знакомых в недоумении. Из потрясающей трагедии получилась почти студенческая безделушка или даже скорее наброски к ней. Отдельные элементы (в частности визуальная составляющая финала) и вовсе кажутся очевидной безвкусицей. Совершенно необязательное зрелище. Другое дело — работа самого Могучего. Это я так плавно перетёк в апрель, да. «Три толстяка» задуманы как трилогия, но о судьбе финала пока ничего не известно, поэтому решено было освоить хотя бы «Восстание» и «Железное сердце». Ну, что тут можно сказать? Как и «Счастье» - это топовые детские спектакли. Да, тут нет каких-то больших идей или новшеств, однако, техническая изощрённость, насыщенное действие и юмор удерживают внимание юных зрителей. Некоторые формальные решения можно даже назвать шикарными, не делая никаких скидок на целевую аудиторию. Есть момент, который меня смутил — это повторение во второй части последней сцены первого спектакля. Если беспристрастно подойти к вопросу, то окажется, что всю трилогию можно было бы уместить в один вечер. Наверное, не последнюю роль здесь сыграла финансовая сторона дела. Кроме того, в Петербурге состоялись гастроли новосибирского «Старого дома». Театрик небольшой, но нетривиальный. «Я здесь», очередная работа Диденко, напоминает скорее языческий ритуал. Тот самый случай, когда преобладание концепции над содержанием не идёт на пользу. Отдельно отмечу очень затянутые мизансцены. Мы в Петербурге всё это уже видели, у Максима есть вещи и получше. Между прочим, в Приюте Комедианта, в котором показывал свои лучшие спектакли новосибирский коллектив, Диденко поставил очень приличное «Собачье сердце». На Новой сцене Александринки есть толковая «Земля». «Я здесь» - скорее уровень «Молодой гвардии», сделанной для Мастерской Козлова. Короче говоря, диденковской режиссурой нас не удивишь, тёртые калачи. Вот «Снегурочка», на мой взгляд, отлично сделана. Не знаю, заслужил ли этот спектакль Золотой Маски в своей категории, но получилась чрезвычайно приятная штука. Посмотрите обязательно короткий репортаж, на который я сошлюсь ниже. «Вишнёвый сад», завершающий питерские гастроли, вышел не претенциозным, смешным (именно так!) и одноразовым. Неплохая вариация, несколько провинциальная, чуть более молодёжная, чем мне хотелось бы, но живая.

    В музыкальном плане апрель прошёл чересчур спокойно. Впрочем, «Снегурочка» же — это скорее музыкальный спектакль, чем драматический. Единственный концерт месяца примечателен прежде всего программой. Удалось послушать в живом исполнении прекрасный виолончельный концерт Шнитке. Я уже рассказывал об этом, но повторюсь: моё увлечение академической музыкой началось после того как я случайно услышал по радио фрагмент первой симфонии этого замечательного и близкого мне по духу композитора. Альфред Гарриевич создавал музыку космической красоты! С фрагментами произведения в исполнении тюменского оркестра и Князева можно ознакомиться, заглянув под спойлер. Этому оркестру, кстати говоря, нет ещё и трёх лет, а они уже берутся за такие основательные прожекты. Моё почтение!

    Тизер «Соляриса»:



    Тизер «Трёх толстяков»:



    Репортаж о «Снегурочке»:



    Отрывок из концерта для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке с теми же исполнителями:



    Старая трансляция «Хованщины» из Мариинского театра на Mezzo live HD:



    Май по всем параметрам вышел самым насыщенным месяцем весны. Начался он с вечера с крайне неординарной программой. Фортепианный концерт Моцарта (напишем о нём и сразу же забудем) соседствовал с фрагментами из «Тангейзера»! Рано или поздно маэстро должен был взяться за эту музыкальную драму. Всё-таки Мариинский театр обладает уникальным репертуаром. В Петербурге целиком поставлен цикл «Кольцо Нибелунга», есть «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», в следующем сезоне будет возобновлён «Парсифаль». «Тангейзера» явно не хватает. Гергиев часто устраивает вместо концерта что-то типа репетиций. Ну, а как иначе это назвать? Однако, я всё равно рад тому, что послушал немного музыку одного из своих любимейших композиторов. С нетерпением жду постановки в следующем сезоне! Уровень исполнения пока комментировать не готов. Это только первые опыты. Что касается уходящего сезона, то Мариинский подготовил две премьеры. «Фальстаф» не слишком популярен, мне даже немного обидно за одну из лучших опер Верди. Прекрасное (особенно если сравнивать с трэшем в духе «Трубадура») либретто и продуманная в драматическом плане (опять-таки, в сравнении с какой-нибудь «Травиатой») музыка требовательны к слаженной работе исполнителей. Тут фактически нет арий, за счёт которых можно вытянуть из слушателей аплодисменты, но есть сложные в освоении ансамбли. И что же мы имеем? Несколько составов, которые неизбежно будут миксовать. Как закономерный итог — отсутствие согласованности в критически важные моменты оперы. Хуже всего, что в качестве Фальстафа нам подсовывают Эдема Умерова. Человек не тянет даже второстепенные партии, а тут заглавная, пусть и специфическая. Не знаю, насколько Кравец - приличная альтернатива, но я его наверняка ещё послушаю как спектакль немного устаканится. Пока в музыкальном плане всё слишком посредственно, но оперу я люблю, дам ей рано или поздно второй шанс. Постановка невзрачная (особенно если сравнивать со спектаклем Мет). Впрочем, то же относится и к предыдущей работе режиссёра, «Симон Бокканегра». Вообще меня огорчает смещение режиссуры новых проектов МТ в сторону безликих компромиссов. У Мариинки была масса смелых проектов, но за последние годы не появилось ничего интересного. Ладно, если вы боитесь смелых идей, то зовите хотя бы настоящих профессионалов, а тут даже с мизансценами проблемы. Ну, а колхозный свет и пошленькие светящиеся маски — это что-то с чем-то. Возлагаю надежды на «Царскую невесту», тем более у нас есть кому петь, но фамилия режиссёра смущает. Дождёмся июня, не хочу загадывать. Ещё удалось послушать в концертном исполнении «Милосердие Тита». Опера сильная, но не уверен, что она вообще в России где-то исполняется. О чём стоит рассказать? Тит! Даниил Штода — это не певец, а явление. Товарищ бескомпромиссно ужасен. Его голоса не хватит даже для пения в ресторане. Может, это сын высокопоставленного чиновника? Не могу объяснить, что он делает на сцене. Хор опять орёт. Да и не хор это, а солянка из «академиков». На таком фоне Шишкова выгодно выделяется. При этом раньше я никогда на Ирину внимания не обращал. Надо бы к ней прислушаться. Елена Горло покорила меня неотразимой улыбкой, но пока не вокальными данными. И ещё пикантный эпизодик: опера транслируется в прямом эфире, а ребята в одной из сцен просто забывают подняться со своих мест, чтобы вступить в диалог с Титом! Выглядело сюрреалестично! Тит разговаривает сам с собой, делает паузы, а в это время двое судорожно копаются в бумажках. Никогда такого не видел. Ну, ладно во время спектакля забыл кто-то текст, но тут просто проспали.

    На самом деле, в мае с оперой было не так всё плохо. «Анна Болейн» - приятнейший сюрприз! На мой взгляд, это одна из самых приличных опер своего времени, но когда дело касается бельканто, то я почти всегда академиков ругаю. Тут же, послушав Татьяну Старкову, достиг тотального удовлетворения! Да как так-то? Почему на неё никто раньше не обращал внимания? Это настоящий прорыв года, серьёзно. При этом в афише нигде нет её фамилии вплоть до февраля. Надеюсь, это недоразумение исправят. Рустамова показалась мне невзрачной, Шмулевич сразу после выхода куда-то мимо запел, что с ним случается редко, а Стацюк — натурально мальчик из церковного хора. Положительные впечатления от новой звёздочки, однако, с лёгкостью перекрывают все минусы. Самое значительное оперное событие весны для меня — гастрольная «Сатьяграха». Тут номера не сливаются в единый сюжет, но произведение Гласса вкупе с постановкой из Екатеринбурга — созерцательный опыт, требующий нравственного напряжения, а не триллер. Минимализм в таком масштабном виде редко добирается до Петербурга, так что вне зависимости от некоторых огрехов исполнения, уйти из театра недовольным было невозможно. Сценическое воплощение не оставило меня равнодушным: всё просто, как и сама музыка, но смотрится, на сцене много действия, следить за происходящим интересно, хотя некоторые эпизоды слегка затянуты. О вокальной составляющей судить сложно, партии не отличаются высокой сложностью.

    Главный концерт весны связан с приездом в Петербург Симфонического оркестра Баварского радио. Кстати, если зайти в один из залов филармонии, то можно обнаружить афишу с Марисом Янсонсом сороколетней давности. Сегодня — он один из тех, кто определяет облик академической музыки. И если третья симфония Бетховена прозвучала вполне себе привычно, то Равель был прекрасен. А такого шикарного Штрауса я ещё никогда живьём не слышал! Северную столицу со своим оркестром в конце мая посетил и другой знаменитый дирижёр. Кристиан Тилеманн вместе с Дрезденской государственная капеллой и — увы! — Денисом Мацуевым выступил с привычной программой, несколько унылой, но всё равно позволяющей продемонстрировать высокий класс. Увертюра к «Оберону» и четвёртая Брамса не самые любимые произведения, а второй концерт Листа вообще штука достаточно сомнительная. Впрочем, это был только первый опыт живого знакомства с немцем, которого я успел полюбить за несколько блестящих записей. На открытии пятого фестиваля новой музыки reMusik.org пригласили Ensemble Intercontemporain исполнить несколько российских и мировых премьер. Из невзрачной программы уверенно выделяю «3 bagatelles» Курляндского. Прекрасная вещь! Ссылку на soundloud оставлю ниже. Обязательно послушайте хотя бы первую часть.

    В конце весны стартовал очередной фестиваль «Радуга». Организаторы из года в год радовали театралов крайне занимательной программой, но на этот раз в афишах не значилось ничего по-настоящему важного и требующего непременного присутствия. Пришлось брать билеты вслепую. Говорят, что риск — благородное дело, но в этот раз ставка не сыграла. «Память и море» - настоящая дичь. Выходит на сцену мужик в нелепых лакированных красных туфлях и под омерзительно сентиментальный аккомпанемент оркестра читает в микрофон богомерзкую экзальтированную чепуху. «Мягкий запах скуки и тараканов... Когда всё в смазке сумерек, я зажигаю ночник, чтобы обжечь твою больную плоть». Один и тот же приём с «оригинальным» соседством слов нещадно эксплуатируется больше часа, но мне удалось выскользнуть из филиала ада для эстетов через 30 минут. Причём тут вообще театр? И почему за эти банальности берут деньги? Ещё дважды на фестивале я побывал на постановках по пьесам Шекспира. За «Бурю» взялась какая-то родственница Питера Брука и уложилась в 75 минут. «Что похвалить мы в вас должны». Больше, однако, радоваться нечему. Милый камерный пустячок, не более того. Другая вещь по пьесе великого драматугра сделана чуть более профессионально. Оскарас Коршуновас не слишком изобретателен, но «Мера за меру» ладно слеплена. Во-первых, хорошо отработано пространство: трёхъярусная конструкция, похожая на судебный зал, служит местом для символической (иногда серьёзной, но часто насмешливой) расстановки героев пьесы по их местам. Во-вторых, мне симпатичен такой театр, который может легко обойтись без сложного концептуального переосмысления, но при этом остаётся остроумным. Неожиданные расстановка акцентов во взаимодействии актёров — это блестящий рабочий метод, особенно характерный почему-то для поляков и прибалтов. Короче говоря, без восторгов, но достойно. Забегая вперёд, скажу, что первого июня посмотрел ещё один «радужный» спектакль. И вот что я хочу сказать по этому поводу: господа, зачем вообще нужны фестивали, неужели для того, чтобы свести в одном месте заведомую театральную «середину», зачем всё это городу, в котором базируется сразу несколько топовых театров? Прекращайте, я серьёзно.

    Увы, но в интернетах нет нормальных отрывков «Сатьяграхи» из Екатеринбурга, так что для знакомства с оперой Гласса попробуйте вот такой вариант:



    Трансляция упомянутого выше концерта Янсонса в филармонии (что-то не врубился как вставлять видео из ВК):

    https://vk.com/video-34884057_456239374

    Если вы не имеете никакого представления о современной академической музыки, то обязательно послушайте «3 bagatelles» Дмитрия Курляндского (когда пытался вставить soundcloud, тоже сгорел, так что держите линк):

    https://soundcloud.com/kourliandski/sets/3-bagatelles


    Фестиваль «Звёзды белых ночей» набирает обороты. Уже несколько раз в июне я посетил КЗМТ, так что в следующий раз будет чем поделиться, будет что рассказать. Тут и премьера постановки «Царской невесты», концерты Бухбиндера и Трифонова, Вагнер, мировая премьера оперы «Затмение», концертные исполнения «Кандида» и «Осуждения Фауста», множество событий меньшего масштаба. Очень плотное расписание! Следующий театрально-концертный пост опубликую в начале сентября или, что даже более вероятно, в конце августа. Ну, и напоследок маленький анонс: постараюсь на днях завершить пост о записях вокальных циклов для начинающих любителей классики. Спасибо за внимание, ходите в театр и слушайте хорошую музыку.
    385/584
    Ответить Цитировать
    13
  • О записях вокальных циклов

    Прозвучавший здесь в стародавние времена вопрос о творчестве Шуберта пересекался в некотором смысле с моей подборкой по Генри Пёрселлу. Сей факт натолкнул меня на мысль написать когда-нибудь пост о вокальной музыке. Дело в том, что после Пёрселла (1659 – 1695) песня долгие и долгие годы не занимала значительного места в репертуаре серьёзных композиторов, хотя Моцарт (1756 – 1791) и, например, Гайдн (1732 – 1809) оставили после себя несколько интересных опусов. Ситуация несколько изменилась в 1816 году вместе с выходом цикла «К далёкой возлюбленной» Бетховена. Однако, и немецкого гения, очевидно, мы ценим не за новое слово в жанре песни, а за совершенно другие вещи. Настоящий перелом произошёл через несколько лет, и связан он с появлением «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути» Франца Шуберта (1797 – 1828). Рассуждать о значении такого рода форм в истории музыки можно бесконечно, но я не хочу философствовать и просто кратко расскажу о том как проще всего причаститься вехами. Хочу подчеркнуть, что в вопросе разбираюсь поверхностно, но надеюсь, что моего опыта будет достаточно, чтобы помочь новичкам. При знакомстве с вокальными циклами и песнями разумно следовать исторической логике, но начать стоит лучше всего с «Зимнего пути», несмотря на то, что «Прекрасная мельничиха» появилась чуть раньше (если быть точным - в 1823). Австрийский композитор, что характерно, прославился именно благодаря двум циклам, и только позже стал известен всему миру как симфонист и мастер камерной инструментальной музыки. Песня в творчестве Шуберта сближает его опусы с образцами народного искусства, то есть в данном случае можно и нужно говорить о союзе демократичности и подлинного мастерства. «Зимний путь» - вершина вокального наследия Шуберта и жанра вокального цикла. Произведение было закончено незадолго до смерти автора, отправившегося в лучший мир в 31 год. Песни связаны между собой трагической темой, но развития сюжета как такового здесь нет. Обратимся, наконец-таки, к лучшим записям.

    Franz Schubert - Winterreise (Франц Шуберт - Зимний путь):

    - Hans Hotter / Gerald Moore (1955)
    - Peter Anders / Michael Raucheisen (1945)
    - Dietrich Fischer-Dieskau / Gerald Moore (1972)

    Ханс Хоттер не только мой любимый певец, лучший Вотан и выдающийся бас-баритон, но и первейший по мнению некоторых экспертов специалист по «Зимнему пути» Шуберта. Если я не ошибаюсь, то этот цикл был записан им семь раз, наиболее популярный вариант — версия 1954 года с Муром. Пронзительная запись Петера Андерса, наверное, не так раскручена, но на тенора в этом цикле обязательно стоит обратить внимание, если вы хотите ощутить атмосферу Берлина 45-го. Когда случайный человек решает ознакомиться с песнями Шуберта, то он сразу натыкается на Фишера-Дискау, успевшего подойти к этому циклу больше 30 (!) раз, причём не менее дюжины записей были изданы на CD. Не знаю даже какая из них наиболее уместна в этом славном ряду, но особенно популярна (возможно, в силу её широкой доступности) версия 1972 года с Муром (фигурирующий часто в данном контексте 1985 год — год переиздания). Вариант 1955 года тоже достоин внимания. Кстати говоря, первый раз этот цикл он спел ещё в школе, и прославился во многом благодаря «Зимнему пути». А чуть позже, став безумно востребованным, отдал камерной вокальной музыке долг, возродив интерес публики к полузабытому жанру. Да, важно ещё и то, что он баритон, то есть тройка певцов звучит совершенно по-разному. Если вы всерьёз заинтересуетесь темой, то тогда уже можно будет обратиться к творчеству Иэна Бостриджа или, например, Андреаса Штайера, но перегружать себя на раннем этапе интерпретациями, наверное, не стоит.









    «Прекрасная мельничиха» куда проще для восприятия и хотя бы поначалу не такая мрачная и безнадёжная вещь как «Зимний путь», так что некоторым можно начать и с этого произведения. Здесь каждая песня самодостаточна, но все они включены в логику развития сюжета, поэтому легко заметить движение настроения даже не зная толком языка. Однако, беззаботность первой песни, в которой юноша отправляется в путь вслед за ручьём заканчивается покоем на дне ручья в двадцатой, так что на абсолютную пастораль рассчитывать не стоит.

    Franz Schubert - Die schöne Müllerin (Франц Шуберт - Прекрасная мельничиха):

    - Fritz Wunderlich / Hubert Giesen (1966)
    - Dietrich Fischer-Dieskau / Gerald Moore (1985)
    - Jonas Kaufmann / Helmut Deutsch (2009)

    Опять-таки здесь первые две записи интересно друг с другом стыкуются: баритон против выдающегося тенора. Оба — признанные авторитеты, хотя Фишер-Дискау далеко не самый ровный певец, но в любом случае эти фамилии вам быстро запомнятся. Вундерлих прославился благодаря операм Моцарта и камерному пению, но, к сожалению, оставил после себя не так много записей, так как в 35 лет умер, упав с лестницы. Для контраста упомяну Йонаса Кауфмана. Наверное, его можно назвать самым востребованным и универсальным тенором нового века. Он успешно справляется с операми Вагнера и Пуччини, но при этом уверенно себя чувствует в том числе в камерным репертуаре.









    Обращаясь к песенному наследию Шумана (1810 – 1856), следует помнить, что его вокальные циклы не случайно часто сравнивают с вещами Шуберта, но есть здесь свои нюансы. В данном случае желательно знать язык или обзавестись переводами песен, так как композитор удивительно тонко чувствует текст на основе которого создаёт восхитительные музыкальные образы. Всё-таки между Вильгельмом Мюллером и Генрихом Гейне есть разница. И ещё одна маленькая деталь: страшно представить, но за 1840 год, год создания «Любви поэта», Шуман написал 131 песню. Уму непостижимо, как можно удерживать столь высокую планку, страдая подобными приступами плодовитости. Однако, именно за «Любовью поэта» закрепилась слава главного вокального цикла немца.

    Robert Schumann - Dichterliebe (Роберт Шуман - Любовь поэта):

    - Fritz Wunderlich / Hubert Giesen (1965)
    - Dietrich Fischer-Dieskau / Jörg Demus (1957)
    - Matthias Goerne / Vladimir Ashkenazy (1998)

    Знатоки выделяют уже знакомых вам Вундерлиха и Фишера-Дискау. Для Фридриха Карла Отто Вундерлиха эта запись была последней в его недолгой карьере. Звучит здесь он как настоящий поэт-романтик, иногда сентиментально, порой с каким-то безумным надрывом. Фишера-Дискау в этой записи вы, возможно, узнаете с новой стороны. Всё-таки в 57-м и, скажем, в записи «Прекрасной мельничихи» 72-го года слышны два разных человека. Если вдруг вам захочется понять, как этот цикл поют сегодня, то можно обратиться к Маттиасу Гёрне. Для тех, кто решит ознакомится с Шуманом чуть более обстоятельно, стоит послушать ещё цикл «Любовь и жизнь женщины» (Frauen-Liebe und Leben ). Часто его совмещают с «Liederkreis» (опусы №24 и №39).









    Ещё одно заметное имя - Иоганнес Брамс (1833 – 1897), для голоса в сопровождении фортепиано он написал около двухсот песен. Из обширного наследия композитора можно выделить «Прекрасную Магелону» (Die schöne Magelone). В некотором смысле противоположностью Брамса являлся Хуго Вольф (1860 – 1903), его лучшие циклы - «Итальянская книга песен» (Italienisches Liederbuch) и «Испанская книга песен» (Spanisches Liederbuch). Музыка Вольфа очень выразительна, полна тонких нюансов, иногда тяготеет к декламации и наверняка придётся по душе поклонникам Вагнера. На этих двух композиторах мы подробно останавливаться не будем, так как я бы хотел сместить фокус внимания на те имена, которые значительно преобразили жанр, а это, прежде всего, Рихард Штраус (1864 – 1949) и Густав Малер (1860 – 1911).

    Штраус на четыре года младше Малера, но именно его связь с немецким романтизмом куда очевиднее и глубже. Особой популярностью у Штрауса пользуются «Четыре последние песни» (Vier letzte Lieder), хотя композитор на протяжении всей жизни активно работал в вокальном жанре. Постаревший немец настрадался от победителей за своё сотрудничество с нацистами, но по какому-то удивительному стечению обстоятельств после окончания войны создал сразу несколько значимых для истории музыки произведений. «Четыре последние песни» не имеют чёткого сюжета, более того, написаны на стихи разных авторов (Эйхендорф и Гессе), что даёт некоторым экспертам повод усомниться в правомерности применения термина «вокальный цикл» в данном конкретном случае, но нас это сильно волновать не должно, так как песням присущи общий стиль, настроение и атмосфера. До первого исполнения с Кирстен Флагстад и Вильгельмом Фуртвенглером автор, увы, не дожил.

    Richard Strauss - Vier letzte Lieder (Рихард Штраус – Четыре последние песни):

    - Elisabeth Schwarzkopf / George Szell (1966)
    - Gundula Janowitz / Herbert von Karajan (1974)
    - Jessye Norman / Kurt Masur (1982)

    Цикл по объёму получился очень скромный, большинство исполнителей укладываются в 25 минут, поэтому особенно примечательны те записи, которые между делом знакомят слушателей и с другими сочинениями Штрауса. Оригинальное издание с участием Элизабет Шварцкопф можно по праву назвать легендарным, но проще достать более поздний вариант, который дополнен 12 оркестровыми песнями. Возможно, это самая знаменитая запись немецких песен вообще. Комментарии излишни. В качестве достойной альтернативы могу предложить диск с Гундулой Яновиц. За австрийским сопрано в шестидесятые закрепилась слава лучшей моцартовской певицы, а чуть позже её голос дозрел до Штрауса и даже Вагнера. У Яновиц невероятно красивый и чистый верх, не упускайте возможность ознакомиться с вокальным чудом! Замыкает тройку рекомендаций ещё одно сопрано. Джесси Норман — настоящая оперная звезда. Её Штраус значительно отличается от того, с чем вы столкнётесь у Шварцкопф и Яновиц. Слушайте и вслушивайтесь.









    Нет никаких сомнений в том, что Густав Малер - один из самых значимых композиторов ХХ века. Что касается песенного жанра, то тут за последние сто лет ему никто не смог составить серьёзную конкуренцию. Ну, разве что тот же Штраус. Разумно сделать обобщение, что творчество австрийца подводит черту под романтизмом. Все его песни существуют в клавирном варианте, но слушателям знакомы, главным образом, их оркестровые версии. Один из первых серьёзных композиторских опытов молодого Малера был связан с «Песнями странствующего подмастерья» (Lieder eines fahrenden Gesellen). Этот цикл состоит из четырёх песен и укладывается в 20 минут, он отсылает нас по замыслу и подаче к Шуберту и Шуману, но с той значимой разницей, что над текстом композитор работал сам. Лишь в одном случае он использует отрывок из сборника народных песен. Именно на основе этого собрания баллад и стихов Малер создаст ещё один цикл, на сей раз целиком посвящённый немецкому фольклору. «Волшебный рок мальчика» (Des Knaben Wunderhorn) отражает саму суть малеровского искусства: заимствования из народного творчества переплетаются с тонкой стилизацией, а драматичность легко уживается с лирикой и шутовством. Одно название другого знаменитого цикла Малера «Песни об умерших детях» (Kindertotenlieder) может нагнать на вас тоску, что уж говорить про музыку. Этот опус был создан под глубоким впечатлением от поэзии Фридриха Рюккерта, пережившего смерть двух своих отпрысков. Естественно, ключевая тема цикла — скорбь. Ещё, наверное, стоит упомянуть сборник «Семь песен последних лет» (Sieben Lieder aus letzter Zeit), объединяющий в себе интерес композитора к Рюккерту и «Волшебному рогу мальчика». Напоследок в двух словах о «Песне о Земле» (Das Lied von der Erde) - это одно из ключевых произведений ХХ века, формально — симфония в песнях. Под влиянием Малера позже некоторые другие композиторы, включая Шостаковича и Пендерецкого, создавали произведения на стыке симфонического и песенного жанров. Если вы захотите выйти за рамки темы, то обязательно ознакомьтесь с этим произведением в записи 1967 года с участием Людвиг, Вундерлиха и Клемперера. Ну, а пока обратите внимание на эти CD:

    - Lieder eines fahrenden Gesellen; Kindertotenlieder - Janet Baker / John Barbirolli (1968)
    - Kindertotenlieder; 4 Rückert-Lieder - Dietrich Fischer-Dieskau / Karl Böhm (1963)
    - Des Knaben Wunderhorn - Elisabeth Schwarzkopf / Dietrich Fischer-Dieskau / George Szell (1968)
    - Des Knaben Wunderhorn - Anne Sofie von Otter / Thomas Quasthoff / Claudio Abbado (1999)











    Бейкер — потрясающее меццо, которой одинаково легко давался Монтеверди и Берлиоз, но особенно, на мой взгляд, она блистала на Малере. Барбиролли, кстати говоря, выдающийся интерпретатор симфоний австрийца. Быть может, до этой темы мы тоже когда-нибудь доберёмся. Я не стал заострять внимание на Шварцкопф, окрестив запись четырёх последних песен Штрауса «самой знаменитой записью немецких песен», так вот этот релиз появился спустя два года той самой пластинки. И снова вместе с Джорджем Селлом, а так же иконой жанра Фишером-Дискау. Считайте это знаком качества. Томас Квастхофф любим поклонниками вокальной музыки за индивидуальность. Вообще это человек тяжёлой судьбы. Его руки заканчиваются на уровне груди, искорёжены ноги, рост 134 сантиметра, но баритон обладает запоминающимся тембром и уникальным умением свежо подать популярный камерный репертуар. Анне Софи фон Оттер, напротив, дама знатная, родилась в семье дипломата. Примечателен этот диск ещё и потому, что Берлинский филармонический оркестр звучит на нём под управлением Клаудио Аббадо, самого известного дирижёра конца ХХ века.

    Тема неисчерпаема, но я сознательно решил ограничиться немецкой романтической песней. Это отличная отправная точка. Да, пусть обзор охватывает только один этап в развитии жанра, но этот этап - самый важный. Если захочется продолжить двигаться к нашему времени в соответствии с хронологией, то стоит обратить своё внимание на подлинных музыкальных революционеров - экспрессионистов начала ХХ века. Прежде всего необходимо ознакомиться с циклами Арнольда Шёнберга (Pierrot Lunaire, Das Buch der haengenden Gaertner) и Альбана Берга (Seven Early Songs, Altenberg Lieder). Это достаточно сложная, но безумно красивая музыка! Своей независимой от немецкого lieder жизнью живёт менее популярный французский аналог — melodie. Для начала можно послушать «Летние ночи» (Nuits d'ete) Гектора Берлиоза, затем перейти к Габриелю Форе (например, La bonne chanson, La chanson d'Eve, Cinq Mélodies "de Venise"). Отдельно у французов стоит обозначить импрессионистов. Они, в отличие от немецких экспрессионистов, вполне доступны. Это очень уютная музыка с не самым высоким порогом вхождения, так что слушайте Клода Дебюсси (Cinq Poèmes de Baudelaire, Chansons de Bilitis, Ariettes Oubliées) и Мориса Равеля (для начала Trois poèmes de Mallarmé и Chansons madécasses), если другие вокальные циклы показались вам тяжёлыми. Почему-то все французские циклы очень короткие, так что не пугайтесь обилию названий. В России существовала богатая традиция русского романса, и это уже, как говорится, совсем другая песня. Однако, мимо Модеста Мусоргского пройти никак нельзя. «Песни и пляски смерти», «Без солнца» были написаны в семидесятые годы XIX века, но циклы, как и всё созданное этим самобытным русским композитором, опередили своё время. На этом, пожалуй, стоит поставить точку. Ну, или хотя бы точку с запятой. О бескрайних просторах вокального наследия строгого стиля (мадригал, мотет, месса) и старинной светской вокальной музыке (шансон, фротолла, вилланелла) я расскажу как-нибудь в другой раз, если соберусь с силами. Ну, а пока довольствуйтесь тем, что есть.







    386/584
    Ответить Цитировать
    12
  • Нехилый пост, ты его неделю писал )
    2/4
    Ответить Цитировать
    0
  • Майя Кристалинская - У тебя такие глаза (Музыка М. Таривердиева, слова С. Кирсанова):



    У тебя такие глаза,
    Будто в каждом по два зрачка,
    Как у самых новых машин.
    По ночам из шоссе в шоссе
    Пролетают машины, шумя
    Двумя парами фар.
    У тебя двойные глаза,
    Их хватило б на два лица,
    И сияет весь океан
    От помноженных на два глаз.
    Понимаешь, твои глаза -
    Двух земных полушарий карта,
    Ты когда закрываешь их,
    Погружается на ночь экватор.
    А когда их прошу открыть я,
    В них два полюса голубых
    В миг открытья.
    387/584
    Ответить Цитировать
    13
  • Ровно 20 лет назад ушёл из жизни Альфред Шнитке, первая симфония которого стала для меня проводником в мир академической музыки.

    388/584
    Ответить Цитировать
    7
1 21 41 42 43 44 63 68
2 человека читают эту тему (2 гостя):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.s