Давеча один уважаемый автор давал хинты, как мелкому продуктовому в необжитом районе бороться с сетевыми супермаркетами: прорабатывать цены, ассортимент, ставить сервис, ну а если совсем припрет, то «переехать дальше вглубь», что бы это ни значило)
Темой продуктового ритейла я не особо владею, но про аптечный соображаю. Почему-то до сих пор в народе бытует мнение, что мол «аптеки это самый прибыльный бизнес», «люди болеют всегда», «аптеки открываются по 5 шт в одном доме, значит на всех хватает» и типа того.
Фармацевтика, конечно, это прибыльный бизнес. Но основные бабки оседают у производителей, затем идут дистрибуторы, затем аптечные сети. И три копейки остается на долю мелкого лакейства (штучных аптек, и «сетей» до 10-20 аптек).
На самом деле так было не всегда.
Остановлюсь на ряде ключевых моментов. Про аренды, зарплаты, контроль персонала упоминать не буду, это проблемы общего характера.
Тема № 1. Получение конкурентных (или лучших) цен/условий у дистрибутора.
В свое время, работая коммерческим директором, я имел широкие возможности для манипуляции ценами/отсрочками/бонусами, в зависимости от нужности клиента лично для меня. Т.е. относительно мелкий клиент мог иметь суперусловия, а крупный – не особо. Кроме того, можно было приехать к дистрибутору с газелью и миллионом, и загрузиться абсолютно легальным товаром, но без документов, по цене -20% от базового прайса. Т.е. из серии «замутить» и «выкружить». Кроме того, было реально договориться на супердлинную отсрочку лично с менеджером (более 2х месяцев), ну и тому подобное.
В последние же годы это все ушло. Компании минимизировали влияние человеческого фактора на определение условий работы и клиентские прайсы выгружаются непосредственно из головного офиса. Кому интересно, дистрибуторы формируют индивидуальные прайс-листы для каждого клиента, в зависимости от множества параметров (это называется «оптимизация цен»). Цены в прайс-листе меняются до 4-х раз в день). Кроме того, прекращена практика отсрочек для мелких клиентов, нужна либо банковская гарантия, либо залог ликвидного актива («товары в обороте» не прокатят).
Тема № 2. Отстройка от конкурентов, ассортимент, сервис.
Аптечный рынок сильно зарегулирован государством и предлагает стандартизованный товар. Т.е. вы не можете нарыть/завезти некое «суперлекарство», которого больше нет ни у кого. Все аптеки торгуют одним и тем же товаром, который получают у 3-х основных дистрибуторов. Немного можно пытаться играть с БАДами и травами, но эта тема себя дискредитировала в глазах народа, кроме того, тему БАДов и «лечебных чаев» разрабатывают крупные конторы, например «Эвалар», и их продукция так же представлена везде, в том числе в сетях, которые имеют «ретро-бонус» в размере до 30% от суммы закупа. А штучная аптека имеет хуй, как в одном культовом видеофильме из молодости (не ручаюсь за точность, но смысл понятен): «Поперво до пипки, потомо до дубки».
Тема какого-то особого «сервиса» тоже не работает. Были (есть?) «премиальные» аптеки Аве в Москве (кстати 36.6), но это не массовый сегмент. Бабки ходят по аптекам со списком и сравнивают цены. Многие любят потрещать с провизором на тему своих болячек и мудаков-врачей, которые «ничего не понимают, вот только вы знаете, что мне нужно». Если начать обстоятельно общаться с такой бабкой, то люди за ней просто свалят восвояси.
Ну и про любимую автором «сферу охвата». Наверно многие знают сервис «Аптека.ру». Типа ты выбираешь товар на сайте, и получаешь в удобной для тебя аптеке. Товар приезжает в запечатанном пакете, все крайне комфортно и цены очень гуманны. Но для аптек эта тема – полное попадалово. Сервис открыл фармдистрибутор «Катрен», стабильно входящий в топ-3 дистрибуторов. Т.е. любая аптека должна работать с Катреном, чтобы быть хоть как-то конкурентоспособной. Так вот, однажды менеджер Катрена предлагает аптеке подписаться на сервис «Аптека.ру». Типа, «вы же ничего не тратите и ничем не рискуете. Мы к вам приводим клиентов с сайта, вы только выдаете товар, а за это мы вам заплатим вознаграждение, например 7% (при обычной наценке на лекарства 20%)». Ну аптека подключается, а потом постепенно органический трафик замещается «Аптекой.ру». Люди видят, что на сайте "Аптека.ру" цены более лучше непосредственно аптечных, и перестают покупать что-либо в аптеке. Кроме того, отпускные (оптовые) цены у Катрена для аптеки (которая типа "партнер") порой выше, чем розничные для рандомного частного клиента через «Аптеку.ру». Такой вот охват) Сервис растет конскими темпами, а Катрен разоряет аптеки, выкупает их (забирает за долги) и вешает вывеску «Аптека.ру», вместо ООО «Авиценна+».
Тема № 3. Персонал, зарплаты и т.д. (без этого никуда).
В аптеки нельзя набрать чуреков, как в «Магнит» или «Пятерочку», стоять за прилавком может только чел с профильным дипломом. Все это сокращает предложение и не дает «оптимизировать» зарплаты. Чтобы найти вменяемого человека в «лакейство» (штучную аптеку), нужно предложить минимум на 50% выше рынка. Когда я открывал лакейство, то решил, что все будет круто, брендинг, униформа, все дела. Многие думали, что это открывается некая «московская сеть» (дело было в регионе), что помогло найти нормальных людей. Но все равно они стоили дороже, чем платили сети.
Ну и не обходилось без косяков и подстав. Их было немало, но самая крутая – это жалоба в органы одной уволенной заведующей (уволили за завышение объемов заказов за бакшиш от медпредствителей), что типа в аптеке нарушены условия оборота некоего препарата, включенного в список сильнодействующих и наркотических. Это ст.228 УК. Все порешали, но были визиты дознавателей и вызовы в УВД, что крайне напрягло коллектив.
Еще ремарка на тему «открыться в незаселенном районе». Я хорошо знаю руководство одной аптечной сети (1000+аптек), так вот их «отдел развития» ищет помещения у застройщиков на стадии котлована. Т.е. к моменту сдачи дома уже висит баннер «скоро аптека». Наверно, и продуктовые сетевики тоже не тупят. Для новых аптек в тухлых локациях есть определенный «период роста» (обычно 3-6 мес), в ходе которого аптека может торговать ниже цен закупа.
В таких условиях частник может как-то скрипеть, если у него есть свое помещение в проходном месте, и лучше работать там самому. И то, будет чисто на зарплату. Знаю людей, которые закрыли аптеки, имея собственные помещения, т.к. издержки превышали выхлоп.
Надеюсь, кого-то отговорил открыть «собственную аптеку»)
Это ценная ремарка. Работая на "дядю", я определил для себя комфортный показатель как "10 годовых окладов+". Если это достигалось, имело смысл рисковать.