Сразу подчеркну основную мысль, чтобы дальше можно было не читать: я не считаю Феттеля безоговорочно лучшим пилотом современности.
Теперь подробней. Я начал смотреть Ф1 в 2000 году, в тот год Шумахер выиграл свой первый титул в Феррари, борьба была между двумя командами, остальные были на пропасть позади. У Михаэля был один единственный конкурент, и, как сам Михаэль позже признался, это был самый сильный соперник за всю его долгую карьеру. Этим человеком был Мика Хаккинен. С тех пор Шумахер выиграл множество титулов, а Хаккинен провел один неудачный сезон и завершил выступления. Мне тогда было очень мало лет, я многого в гонках не понимал, но то противостояние навсегда осталось в памяти. Даже сейчас, пересматривая некоторые эпизоды из карьеры Хаккинена, вспоминая свои детские впечатления, я прихожу к неочевидному выводу, что для меня эти двое - лучшие гонщики, выходившие на старт Гран-При за последние 13 с половиной лет (за все время что я смотрю Ф1). Почему эти двое, а не кто-то из нынешних пилотов? Формула-1 была другая, роль пилота была, на мой взгляд, гораздо выше чем она есть сейчас. Сейчас роль машины играет очень большую роль, даже великий пилот не всегда способен компенсировать недостатки своей техники. Да, Шумахер во многом обязан своим титулам в Феррари именно машине на которой он ездил. Но будем честными, после ухода Хаккинена достойных соперников у Михаэля почти не было: гонщики из того же поколения (Култхард, Рубенс) были откровенно не того уровня, талантливые чуть более молодые гонщики либо не получали достойной техники (Хайдфельд, Баттон), либо были пока еще недостаточно опытны и мастеровиты (Райкконен и Монтойя в 2003 году). Первым гонщиком победившим Шумахера стал Фернандо Алонсо. И если в сезон первого чемпионства испанца, Михаэль не мог навязать ему борьбу из-за совсем уж слабой техники, то на следующий сезон борьба была фантастическая. Но Михаэль после того сезона завершил карьеру в первый раз. К Алонсо вернусь чуть позднее.
Начал я с Феттеля, но очень долго тут говорил о Шумахере, и вот почему: сравнивая доминирования двух немцев я прихожу к выводу, что у Себастьяна есть одно преимущество перед старшим товарищем - у него есть достойные соперники, а значит будет возможность в будущем доказать всем, что он лучший, что он способен справляться с проблемами, способен показывать результат на уступающей технике. Пока, по большому счету, уведеть эту сторону Феттеля у нас возможности не было. Чем для меня Шумахер лучше Феттеля: во-первых Михаэль выигрывал на Бенеттоне, как тут уже упоминалось, а тот болид не был доминирующим мягко говоря. Перейдя в Феррари во времена ее кризиса, Михаэль сумел выиграть 3 гонки уже в первый свой сезон, затем два года подряд до последнего боролся за титул сначала с очень сильным в те годы Уильямсом, а затем и с Маклареном. 7 чемпионатов Михаэль выиграл, в 3 до последнего боролся за победу, еще не известно что бы было, не сломай он ногу в 99-м. В той Формуле важен был пилот, проводилось очень много тестов. Достаточно было просто понаблюдать за Михаэлем на тренировочных заездах, чтобы понять его космический уровень. Сейчас куда большую роль играет техника. Феттель выиграл все чемпионаты, где он обладал сильной машиной. Проблема лишь в том, что эта машина была намного быстрей всех остальных и, по сути, задача Себа в последних трех сезонах была не допускать ненужных потерь очков (дважды ему это удалось лишь со скрипом). Если сейчас пилоты значительную часть времени "рубятся" на симуляторе, то гонщики эпохи Шумахера совершенствовали свое мастерство на трассах. Сейчас на первый план вышли успехи Ньюи, которому Феттель многим обязан, то раньше, если утрировать, нужно было собрать машину чтоб она не развалилась, а настоящая борьба была между гонщиками. Отсутствие тестов и необходимость работать исключительно на симуляторе в значительной степени помешали Михаэлю вернуться более достойно, так как он не мог полноценно работать в виртуале из-за головокружений.
Сравнения Феттеля с Шумахером могут носить не более чем условный характер. Сравнивая же Себастьяна с нынешними пилотами, нужно учесть то обстоятельство, что он не был никогда изначальным андердогом в борьбе за чемпионство. Я уже говорил, что мы не могли видеть Феттеля в ситуации, когда он должен выжимать из своей машины 200 процентов, находить какие-то резервы, которые большинство пилотов даже не знают где искать. Алонсо выиграл два титула. Да, в эти годы у него была лучшая машина, но победил он не кого-нибудь, а Шумахера, что в то время еще не казалось возможным. Фернандо боролся за титулы в составе 3 (!) разных команд, пять раз Алонсо приезжал на последний этап чемпионата с шансами на титул. Особенно показательны его прошлогодние выступления, когда его партнер (вице-чемпион мира, между прочим) с трудом набирает считанные очки, Фернандо на таком же драндулете лидирует в чемпионате, долгое время опережая Феттеля, имеющего машину совсем другого уровня. Или взять того же Райкконена, который после ухода Хаккинена и до восхождения Алонсо ближе всех подобрался к Шумахеру (2003 год), проводя свой всего лишь третий сезон. Мало того, что Кими выиграл титул уже с Феррари, так он еще и умудрился после двух лет в ралли вернуться, ни разу не сойдя с дистанции до сих пор, и финишировать на полу-мертвом Лотусе на 3 месте в чемпионате. Райкконен - не самый быстрый пилот по чистой скорости, но у него совершенно фантастическая техника пилотирования, возможно лучшая во всей Ф1 на данный момент. Именно этих двух пилотов (Алонсо и Кими) лично я котирую выше Феттеля.
В самом начале я сказал о том, что Себ для меня не самый лучший пилот современности, попытался объяснить почему. Но надо понимать и такую вещь: Феттель не давал повода считать, что он плохой пилот или что он чем-то хуже других признанных мастеров, просто другие ребята (опять-таки Алонсо и Райкконен к примеру) давали больше поводов считать их гонщиками запредельного уровня, офигевать, если хотите, от их пилотажа. Мы непременно увидим Себастьяна в кризисной ситуации. Будет это до или после перехода в Феррари, или уже в следующем сезоне с новым регламентом, я не знаю. Но знаю только, что истинный его уровень можно будет оценить именно тогда. На данный же момент в верху списка у меня другие люди.
Круто