Обещанный пост про ремонт.
Наверное, в интернете есть куда более компетентная информация. Это лишь мое мнение. Но его можно интерпретировать на другие жизненные ситуации, в которых есть взаимоотношения заказчика и работника.
Я часто от друзей слышал о проблемах с бригадами рабочих, которые пьют, обманывают, пропадают с авансом, нарушают сроки и прочее... Я считаю, всего этого можно с большой вероятностью избежать, придерживаясь нескольких правил:
1) Поговорите с несколькими бригадирами, узнайте расценки каждого. Выберете наиболее адекватного (вам с ним много придется общаться) и с наименьшей ценой. Скажите, что готовы заплатить процентов на двадцать меньше, он учел это, когда называл цену. По всем остальным пунктам договаривайтесь обязательно заранее. Иначе они вас потом просто поставят перед фактом, что вы должны дополнительные суммы за то, о чем вы сначала и не подозревали.
2) Уточните, входит ли в цену стоимость черновых материалов. Пусть лучше цена будет меньше, но без материалов. Будет меньше простора для махинаций с их стороны. Обязательно договоритесь о том, что в стоимость работ входит весь демонтаж, вынос всего мусора в контейнер и занос всего, что будут привозить в квартиру. Иначе они у вас постоянно будут просить 500-1500 рублей. Например, чугунная ванна весит около 150 кг ее не так просто занести в квартиру.
3) Самое главное! До начала работ конкретно договоритесь об условиях оплаты. Основной принцип такой: процент сделанной ими работы всегда должен обгонять процент того, что вы заплатили от общей суммы. Например, они сделали 20% работы, заплатите им аванс 10%. Тогда им не выгодно будет пропадать. Пока они не начали работать, ничего не платите. Еще договоритесь о том, что при окончании работы вы заплатите около 70%. А остальные 30% дней через десять, когда они исправят все мелкие косяки, которые всегда возникают. Если косяки будут такие, которые они исправить не смогут, просто не заплатите им эти 30%. Скажите, что, пока идет ремонт, вы снимаете квартиру, например, за 2000р в день, и любой день их просрочки будет стоить им эту сумму, которую вы вычтите из оплаты. Условия очень жесткие для них, они защищают только вас, но бригадир все равно должен согласиться, потому что ему нужно получить эту работу.
4) Договоритесь о том, что они сделают все мелочи: повесят люстры, держатель туалетной бумаги, карнизы, шторы и т.д. И дополнительной платы за это не будет. Ремонт под ключ.
5) Все покупайте сами, взяв с собой бригадира. Очень удобно покупать в ОБИ, магазины работаю круглосуточно. Мелочи можете доверить им купить самим, но имейте ввиду, скорее всего, вам это будет стоить дороже, чем если бы вы лично присутствовали при покупки.
Тем, как прошел мой ремонт, я доволен. Но я почти каждый день ездил либо на квартиру, либо в строительные магазины. Если бы я работал с девяти до шести, не знаю, смог ли бы я все нормально контролировать. Кстати, не забудьте, что ремонт будет стоить раза в два дороже, чем вы прикинете изначально, потому что вы о чем-то сразу не вспомните, а что-то на фоне преображения вашей квартиры захотите сделать лучше, чем думали изначально.
Всем удачи!