Напишу много (извините - не умею мало), поэтому уберу под спойлер.
Как бывший звукооператор на институтских концертах могу сказать, что непопадание человека в ноты очень часто бывает от плохой звукоаппаратуры. Музыканты слышат себя через специальные усилители и динамики, которые называются "подзвучкой". Если подзвучка плохая, то певец тупо не слышит - попадает он в ноты или нет, а не слыша он неспособен себя подкорректировать.
Соответственно, один и тот же певец может в разных концертных условиях петь как фальшиво, так и абсолютно точно.
Конечно, есть факторы, связанные со старостью. Стареет ведь не только лицо, но и связки и мышцы гортани.
Воспользуюсь примером Мановара - Гиллан уже не может брать верхние октавы в большинстве своих хитов, поэтому кое-какие хиты у него убирают из репертура, а в кое-каких сдвигают на октаву вниз, как это происходит в концертном исполнении Чайлд ин Тайм.
Но если будет хорошая подзвучка - то Гиллан , пусть и на октаву (а то и две) ниже, но способен спеть нота в ноту.
Все-таки он - гениальный певец, и этим все сказано.
Расскажу о своем скромном опыте посещения концертов.
Когда только в Советском Союзе разрешили концерты рок-звезд, я ходил на все подряд - Юрай Хиип, Статус Кво, Блек Саббат, Назарет, Сюзи Кватро, еще кто-то уже не упомню. Обычно это был концерт на половине "Олимпийского" . Звук был разной степени паршивости , не помню где какой, но где-то совсем плохой, где-то терпимый.
А потом приехал Пинк Флойд. Он сделал концерт не на половине Олимпийского, а на ВСЕМ Олимпийском. И звук был просто охуенный. Не отличить от винила, причем везде - хоть в партере, хоть в самых дальних рядах. Такого качества концертного звука я не слышал больше никогда - ни у Мадонны, ни у Майкла Джексона, ни у Роллингов...правда, тут не совсем верное сравнение, т.к это все были концерты на улице.
Ладно, к чему разговор веду.
Стареющие звезды очень часто на концертах лажают. Но лажают не потому, что не могут в ноты попасть, а из-за плохой подзвучки.
У стареющих звезд обычно с деньгами напряг. Поэтому стареющие(особенно американские) звезды тут лажают - для уменьшения накладных расходов они выступают или на чужой аппаратуре, которую предлагает промоутер, или на частично своей.
Но при этом звукооператор у каждой группы свой. Ну это и понятно. Только звукооператор и знает, когда надо соло погромче врубить, а когда голос, потому что певец подал ему знак, что сейчас будет говорить с публикой. Поэтому "свой" звукооператор на сцене всегда главный. А остальные, местные звуколюди - лишь его помощники.
Но даже самый гениальный звукооператор не сможет дать супер-звучок на незнакомом аппарате, должно пройти как минимум несколько концертов, прежде чем он разберется во всех тонкостях аппарата и выжать из него максимум.
Собственно, именно поэтому у Пинк Флойда и было так зашибись, а у Блек Саббата так херово. Потому что Флойды привезли ВСЮ свою аппаратуру, на многие миллионы долларов (говорят, за свой счет), а Блек Саббат выступал на чужих усилителях.
Да, и сюда можно добавить "экономных" промоутеров, которые часто думают - да нафига на этот зал 200 киловатт звука, тут и 50 хватит.
Ну вот. Поэтому к совету выбирать звезд на пике карьеры, могу порекомендовать по звуку:
1. Попробуйте ходить на те концерты, где певцы выступают со своей аппаратурой. Своя аппаратура лучше, потому что дороже. И потому что звукооператору звезды эта аппаратура знакома досконально.
Иногда эту инфу ( о том, везут ли звезды "звук" с собой или нет) можно почерпнуть из интернета, а иногда простой логикой.
Если, например, какая-то звезда дает концерт в составе мирового или европейского турне, что-то типа Мадрид-Париж-Варшава-Москва-Берлин-Лондон, то с большой долей вероятности у них будет полный комплект своей аппаратуры, которую они будут возить из города в город.
Если это что-то отдельное - например 2 концерта в Москве + 1 концерт в Питере - то скорее всего, аппаратура будет локальная и звук будет плохой.
2. Если звезда дает два концерта, к примеру, в Москве, то с точки зрения звука лучше идти на второй. После первого концерта группа звукооператоров смогут понять косяки звука на этой площадке и как-то их поправить, на втором концерте звук почти всегда лучше , чем на первом.
3. Ну и совет относительно звезд на излете и звезд на пике тут тоже канает. У звезд на излете просто нет бабок на то, чтобы возить свою аппаратуру. Именно поэтому я не ходил на Дип Перпл в Москве. Я знаю, что суки-промоутеры дадут им такую аппаратуру, что никто не будет попадать в ноты, а я буду расстраиваться.
Еще раз извините за то, что много.
Ну кому не нравится, может и не читать.
С приветом, Хулио.
Мало кто знает эту отличную группу.
Как сказала мне однажды одна девушка, под эту композицию классно засыпать с любимым человеком после секса.