Поподробнее писать про недостатки нашей образовательной системы очень долго (в свое время, мы много это обсуждали с женой, которая в школе учителем проработала много лет, и другом, который отдал этому делу тоже лет 15, но все равно нужно будет основательно пересобрать картинку в голове).
И сам как вспомню, так вздрогну — насколько бессмысленно мы тратили время на уроках, наиболее полезными по факту дальнейшей жизни оказались, наверное, литература и театральное искусство (правда, я заканчивал в 90е, но с тех пор лучше точно не стало). И хотя я закончил школу с золотой медалью (это примерно 1% выпускников по тем, до ЕГЭ-шным временам), 95% того, чему меня научили — это шлак. Даже с русским языком все неважно обстоит, учитывая, сколько ошибок я обычно делаю. Впрочем, в университете ситуация с качеством образования не особо улучшилась.
Момент, который приходит в голову в первую очередь: детей у нас учат запоминать тонны бессмысленной, не нужной информации и алгоритмы решения бессмысленных задач, вся система обучения заточена по сути только на это. Вместо того, чтобы учить их думать, принимать решения, обучать навыкам поиска и обработки информации, развивать творческие способности, способности к самообучению и т.д. + давать небольшой пакет прикладных знаний, полезных в реальной жизни: вроде "домашней" экономики, компьютерной грамотности, английского языка и т.п.
Даже просто качественно организованные занятия спортом полезнее, имхо, большинства того, что дают в нашей школе, — тут хотя бы организм спасибо скажет. Спецпредметы (химия, физика, математика и т.п.) нужны только в старших классах (на том уровне, на котором у нас их дают) и только по выбору самого ребенка (смотря куда он планирует поступать). Остальным достаточно базовых курсов, усвоить которые было бы в разы легче.
Отдельная больная тема — количество детей в классах. Мне кажется, невозможно эффективно учить больше, чем 10-12 (ну край 15) детей одновременно (а у нас не редкость классы по 30 и более человек).
И много-много других аспектов. Подготовка учителей, которая чудовищна и часто производит чудовищ. Система оценок (которую нужно кардинально менять, убирая или вообще или хотя бы в младших классах, чтобы не травмировать психику детей). Домашние задания. Нагрузки. Тотальная бюрократизация самого образовательного процесса (учителя вынужденны тратить сейчас на бессмысленные отчеты тонны времени). И т.д.
В общем, писать — не переписать. Не уверен, что готов на такой подвиг ))
А про финскую систему ты можешь легко загуглить сам, есть много статей и видео (на меня она произвела сильное впечатление в свое время), хотя это не единственный симпатичный вариант. И, поскольку я не сторонник скрещивания ежа с ужом, мне кажется, лучше брать какую то уже устоявшуюся, доказавшую эффективность одну систему целиком (разве что учесть какие-то моменты и тенденции, которые сами финны хотели бы исправить/улучшить), а не пытаться взять лучшее по чуть-чуть из разных.
Я думал, чтобы создать свой канал, но в таком случае, мне придется либо закрыть блог, либо копировать то, что я пишу тут туда, а я так не хочу, так что может быть созрею в будущем. Поэтому я пока поотвечал на вопросы, что задали в инсте в командный аккаунт, а ответы есть в сториз и скопированы в телегу. Так же, в телеге можно пообщаться со мной, Вадиком и Юлей, или игроками. Велкам все желающие.
Ссылки здесь:
https://t.me/mountainteam_chat
https://instagram.com/mountainteampoker