Обзор НовостейПосле окончания токенсейла всё внимание команды по максимуму направилось на разработку. На сегодня уже пройдено больше половины пути, на май у нас запланирован первый релиз в основной сети. Сам процесс разработки не менее насыщен по сути, чем подготовка ICO, но снаружи выглядит значительно менее весело :) Тем не менее, практически каждую неделю у нас выходят различные статьи / обзоры / апдейты и интервью в нашем официальном блоге:
https://medium.com/@bcshop.io. Часть этого контента я хочу осветить в сегодняшнем посте.
РазработкаДля выпуска максимально качественного продукта, удовлетворяющего современным стандартам, мы приняли решение о поиске компании, имеющей солидное портфолио и опыт разработки решений уровня enterprise. После отбора кандидатов и стадии переговоров мы остановилии свой выбор на одной из компаний, специализирующейся на fintech решениях и выпустившей ни одну дюжину проектов за более чем 10 лет на рынке.
После подписания договора, сотрудничество пошло полным ходом. В итоге, основная команда полностью сосредоточилась на разработке blockchain составляющей проекта и ее интеграции в конечный продукт. Задача же наших партнеров заключается в том, чтобы задизайнить и закодить с нуля современный и удобный вебсайт. Таким образом мы хотим совместить лучшее из области классических платежных сайтов и торговых площадок с широкими возможностями технологии блокчейн.
Customer developmentCustomer development - концепция построения бизнеса, начавшая набирать обороты после дотком кризиса порядка 20 лет назад. Об основных идеях этого подхода ниже, а пока немного предистории.
Согласно сайту bitcoin.com, 46% всех ICO, проведенных в 2017 году, уже мертвы, несмотря на общий объем привлеченных средств порядка 104 миллионов долларов. Это значит, что из 902 проектов более 400 уже исчезли, либо исчерпав всё полученное финансирование, либо просто пропав из видимости. Если мы учтем, что части проектов 2017го года еще просто не хватило времени, чтобы зафейлиться, то картинка станет еще печальнее.
Что происходит? Некоторые из причин могут показаться очевидными:
- часть проектов изначально были задуманы как скам, в той или иной степени
- часть проектов имели благие намерения, но просто не смогли реализовать задуманное, либо ввиду того, что задуманное технически нереализуемо, либо ввиду непрофессионального исполнения
- часть выпустили продукт в тестнет или даже в мейннет, но оказалось, что для него нет рынка, то есть разработка никому не нужнаПоследняя причина выделена цветом неспроста. Давайте вспомним наглядный исторический пример времен доткомов.
Webvan
В 1996 году родился Webvan - один из самых многообещающих стартапов того времени, основная идея которого заключалась в том, чтобы произвести революцию в сфере покупки продуктов. Webvan собирался запустить сайт с возможностью онлайн покупки любых продуктов и доставки заказа в тот же день по всей Америке. Они легко привлекли невероятные 800 миллионов долларов инвестиций. На роль управляющего директора и другие исполнительные должности были наняты одни из лучших специалистов того времени.
В течение следующих месяцев команда вела разработку продукта на высочайшем профессиональном уровне. Современный вебсайт был запущен, технологичные склады построены, новенькие грузовики были готовы выполнять доставку. Через какое-то время первые счастливые клиенты получили свои заказы. Подводя итог, компания создала экстраординарный проект и четко следовала своим обещаниям.
Тем не менее, примерно через 24 месяца Webvan обанкротился. Что же пошло не так? Короткий ответ: продукт был разработан для несуществующего рынка. Во всей стране просто не было достаточного количества людей, желающих и умеющих покупать продукты онлайн, чтобы обеспечить компании возможность работать в плюс.
Для читателей, следящих за ситуацией в криптосфере, ситуация с Webvan может показаться знакомой. Сотни компаний привлекли и продолжают привлекать через ICO миллиарды долларов, работая над проектами, рынки для которых существуют только на бумаге.
Customer developmentСогласно Стивену Бланку, автору вышеназванной концепции, чтобы разработка продукта была успешной, она должна включать в себя следующее:
1. Поиски реальных потребителей продукта
2. Подтверждение или опровержении потребителями гипотез, которые должны обеспечить успех будущему продукту
3. Корректировка гипотез, внесение в продукт соответствующих изменений. Переход в пункту 2
Процесс работы с потребителям должен осуществляться до старта маркетинговой кампании и выхода на широкий рынок, а при классическом венчурном инвестировании, до старта крупных раундов (привлечения средств).
Линейное следование плану разработки зачастую приводит к провалу проекта за счет того, что отсутствует возможность подстройки под нужды реальных потребителей. Именно эта ситуация сегодня наблюдается в блокчейн индустрии, привлеченные миллионы долларов зачаствую приводят лишь к обманутым ожиданиям инвесторов. Вспомните, как часто вы использовали имеющиеся у вас токены по прямому назначению, а не с целью спекулятаивной выгоды?
ВыводыТокенсейлы несомненно открывают огромные возможности для новых блокчейн стартапов. Правильно выбранный подход в разработке позволяет раскрыть эти возможности по максимуму. В нашем проекте мы постараемся применить принципы customer development по максимуму. Надеемся, что предприниматели будут учиться на ошибках прошлого и благодаря этому светлое блокчейн будущее настанет как можно раньше :))
Продолжение следует...
В целом, согласен. Но тут нужно учитывать, что баунти кампании, которые на бтт очень распространены, это просто мертвые акки, которые, в основном, профессионально этим зарабатывают, а также агенства, профессионально организующие видимость общения и видимость сообществ. Вообще в ANN разделе на бтт сплошной спам-фест и целевой аудитории там, как оказалось, очень мало. Да, хорошо набрать людей в группы, но только для видимости.
Сейчас мы пробуем продвигаться через контент и общение на форумах, относящихся к нашим целевым рынкам, помимо бтт.