Цитата (swordfish @ 12.2.2012)
iow, а какие у тебя критерии?
Между тем, лучшее интервью с Андерсоном - Майку Фиггису, другому великому режиссеру...
Так как я люблю больше всего авторский кинематогроф и период авторов в коммерческом кино, то критерии очевидны - режиссёр ответственен за всё, что есть в фильме, так как все составляющие кино проходят не через продюссерский фильтр, а через фильтр постановщика. Именно в авторском кино мы можем видеть лучше всего некий индвидуальный почерк мастера.
Работа ПТА со сценарием мне нравится, интересна его работа с ритмом в связках сцен. Нравится, что даже длинное кино у него не разваливается на составные части. Однако, не вижу тут ничего особо уникального.
Из ныне живых достаточно много тех, кто на две головы выше чем Андерсон или (омг!) Фиггис. Явный пример игрока из другой лиги - Линч. Это безусловный мастер совсем другого уровня. У американцев ещё есть и Малик - культовая фигура, священная корова, хотя он мало фильмов снял. Херцог, конечно, как режиссёр безгранично выше Андерсона, хотя за последние лет эдак 20 ничего интересного не создал (в художественном кино, конечно, в документальном всё лучше). Это отчасти справедливо и в отношении главных действующих фигур эпохи Нового Голливуда - Скорсезе, Полански, они хоть и прилагают руку к неплохим работам, но это меркнет на фоне их раннего творчества. Самый мощный реально действующий (а не просто живой =) ) автор - это Ханеке, хотя и Триер, как режиссёр, фигура первой величины, жаль что неврастения не даёт ему в полной мере реализовать талант. Ещё из европейских авторов выделяются Дарденны, с их социальным кино могут сравниться лишь деятели румынской "новой волны" (Пуйю, Мунджу и Порумбойю). Из тех авторов, кто двигает киноязык вперёд (а Андерсон на это не способен, разумеется), главные - Цзя и Вирасетакун, из авторов азиатов ещё Цай Мин Лян, Хоу Сяо Сянь интересны. Если брать коммерческих режиссёров, то мне нравится Финчер, хотя последний его фильм ужасно слабый. Полно режиссёров, условно говоря, из той же колоды, что и Андерсон - Карвай, Коэны, Линклейтер, Ван Сент, Кроненберг, Нолан, Аранофски, Пейн, Дэни - то есть тут и авторы есть, и коммерческие режиссёры, которые самобытны, но при этом, твори они в 60-е, им было бы суждено остаться в тени действительно сильных постановщиков. Ещё и Тарантино ведь есть, пусть лично мне его новые фильмы не очень нравятся и считаю, что Квентин страдает безвкусицей, но режиссёр он ультра-класса.
Иными словами, не вижу ни единого повода как-то перееоценивать Андерсона только по той причине, что сейчас не лучшие времена в кино. Конечно, если брать эпоху 60-х, то я могу одних французов назвать десятка два кто заведомо лучше Андерсона, но и в новейшее время толковых режиссёров его уровня (или выше) хватает.
Ну, если брать в масштабе всей истории кино, то ПТА не войдёт и в сотню лучших режиссёров. Если говорить только об эпохе загнивания киноискусства (это я так красиво про XXI век выразился), то тут, конечно, он на коне, пусть и уступает достаточно многим.