Оскар 2020: отзывы на номинантов в категории «Лучший фильм»В ночь с 9 на 10 февраля состоится церемония награждения лауреатов премии Оскар. Этот традиционный пост посвящён номинантам в категории «Лучший фильм», о лауреатах расскажу чуть позже, следите за дневником.
Ford против Ferrari / Ford v Ferrari (2019) Джеймс Мэнголд - 5. Надо когда-нибудь написать программный текст о жанре, который я называю «байопиками для домохозяек». В этот раз ограничусь его краткой характеристикой. Ежегодно появляется несколько раскрученных фильмов, посвящённых какой-то известной или выдающейся личности. По внешним признакам они, как правило, друг от друга неотличимы. Полное отсутствие индивидуальности и «воодушевляющая история» - два наиболее существенных маркера. Самое конформистское в этой части вселенной кино с какой-то абсурдной последовательностью фокусируется на биографиях многоуважаемых джентльменов, которых (пусть и с некоторой натяжкой) можно назвать нонконформистами. Экранные версии реальных людей всегда отвратительно незаурядны, целеустремлённы и часто обладают дурным характером. Обычно речь идёт об очень известных персонах: тут и Алан Тьюринг с «Игрой в имитацию» (Оскар, 2015 — 8 номинаций), и «Стив Джобс» (Оскар, 2016 — 2 номинации), из совсем свежих примеров - Фредди Меркьюри в «Богемской Рапсодии» (Оскар, 2019 — 5 номинаций). Некоторые кинематографисты пытаются выйти за рамки жанра, ломая структуру, избавляясь целенаправленно от штампов, и создают тем самым нечто вполне удобоваримое, но на одну «Социальную сеть» приходится два десятка «Вселенных Стивена Хоккинга». И вот из этих двух десятков каким-то полуслучайным образом выудили «Ford v Ferrari», чтобы раскрутить его к наградному сезону. Фильм козыряет броским заглавием, но на деле рассказывает о тех, кто тебе, дорогой читатель, вряд ли известен. Многие работают по той же схеме, вспомните хотя бы прошлогоднего лауреата, «Зелёную книгу». По сути «Ford v Ferrari» - это слегка прокачанная версия «Rush», пустышки о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта. Тут актёры поинтереснее, похуже техническая часть, но в самом важном они как близнецы-братья: оба сценария — эталон творческой импотенции. Адаптировать столь унылые истории для кино даже хуже, чем писать отзыв о биографической драме тупо перечисляя другие известные байопики. Ладно, ловите несколько строк «о чём». 24 часа Ле-Мана. Герой Мэтта Дэймона лидирует, у него загорается двигатель, но разве для отважного гонщика это достаточный повод, чтобы сойти с дистанции? Склейка прерывает этот короткий эпизод. В следующей сцене доктор сообщает, что у парня порок сердца и о спорте ему не стоит даже мечтать. Тот не верит своим ушам, выходит из кабинета, запрыгивает в кабриолет, тяжело дышит, прячет глаза за темными очками, и под микс из пафосного текста и приглушенной меланхолической музыки гонит по городской улице, подвергая более адекватных сограждан бессмысленной опасности. Описания первых двух минут достаточно, чтобы понять, что перед нами за зверь? Нет, погодите, вот ещё, вот ещё: тут мы знакомимся с крутым автомехаником (его недурно изобразил на экране Кристиан Бэйл), который за полторы минуты успевает разыграть сразу две жутко банальные комические миниатюры с недовольным клиентом-лошарой и игривой супругой. Чувствуете прилив лёгкой тошноты? Если нет, тогда вам такое кинцо может прийтись по душе, а вот людям с претензией на тонкий вкус рекомендую проходить мимо.
Ирландец / The Irishman (2019) Мартин Скорсезе - 6. [
рецензия]
Кролик Джоджо / Jojo Rabbit (2019) Тайка Вайтити — 6. Десятилетний Джоджо очень волнуется, так как ему предстоит сегодня вступить в ряды гитлерюгенда. Однако, он собирается с духом во многом потому, что его подбадривает воображаемый друг Адольф. Они с возрастающей от раза к разу уверенностью кричат друг другу «Хайль, Гитлер», а потом малыш радостно выбегает из дома под кавер песни Битлз «I wanna hold your hand» с уморительно подправленным текстом. Беготня при этом сопровождается перекрестным монтажом, остроумно отсылая тем самым одновременно к битломании и немецкой истерии по нацизму. Впереди мальчишку ждёт прекрасный день, пацан успеет и книги посжигать немного, и обсудить с толстым другом в очках как они будут убивать жидов, когда чуть-чуть подрастут. И всё это с глянцевой картинкой, кучей шуток и атмосферой лагеря бойскаутов! Есть в этом что-то от картин Уэса Андерсона, особенно если бы тот променял иронию на остросатирический пародийный язык. Немецкая идиллия, однако, будет немало омрачена в тот момент, когда Джоджо с ужасом откроет для себя невозможную правду: оказывается, его прекрасная мама прячет в доме самую настоящую молоденькую еврейку. Не ждите от Вайтити старческих нравоучений или слишком грубой спекуляции. «Jojo Rabbit» хорошо сбалансирован, то есть здорово сочетает лёгкую сентиментальность с бесстрашными шутками и ненавязчивой драмой, причём зачастую делает это в одном кадре. В некоторых довольно-таки жутких эпизодах нереально удержаться от улыбки. В отличие от спорных «Реальных упырей» этот проект получился куда более универсальным. Уверен, что большинству такой юмор (вроде, и с перчинкой, но причёсанный) придётся по душе. Единственное, что по-настоящему смущает: что делает эта в целом-то неплохая комедия в числе номинантов на «Лучший фильм»? Впрочем, любителей похихикать («и чтоб со смыслом») это останавливать не должно.
Джокер / Joker (2019) Тодд Филлипс - 7. [
рецензия]
Маленькие женщины / Little Women (2019) Грета Гервиг — 5. Мало примечательный роман Луизы Мэй Олкотт несколько раз экранизировали, поэтому исследователи женского творчества наверняка найдут в чём покопаться. Нам же, простым (и не очень простым) мужчинам тут ловить особо нечего. «Маленькие женщины», вы не поверите, посвящён четырём девочкам-сёстрам. Из других значимых персонажей — их мать и тётка. Гендерное разнообразие вносит только симпатяга Тимоти Шаламе, который с некоторого расстояния вполне может сойти за школьницу. Ну, вы же наверняка знаете, что XIX век подарил нам массу достойных семейных романов, но все они написаны мужчинами, а о «женской литературе» вряд ли кто слышал за пределами пансионов. В эпоху расцвета феминизма понятен интерес к ископаемым такого рода. В фильме описывается простая жизнь сестёр, полная банальных событий, которые случаются с каждым. Кто-то находит свою любовь, кто-то теряет, а столкновение со смертью ускоряет процесс взросления. Одна из девочек, особенно дерзкая пацанка, очевидно сама Луиза Мэй Олкотт. Весь фильм медленно идёт к тому, чтобы около трёх раз она озвучила мысль, что женщине в мужском мире тяжело быть подлинно свободной. Таланты им нередко приходится зарывать в землю, так как реализовать женщины себя могут исключительно как хранительницы домашнего очага. Несправедливо? Пожалуй, да, но почему до сих пор этот вопрос кому-то кажется настолько актуальным? Главная проблема фильма заключается в том, что он совершенно пустой, за однообразными картинами жизни простолюдин не скрывается ничего по-настоящему интересного, важного или необычного. Если кого-то трогает тематика или мучает тоска по костюмным драмам — пожалуйста, но «Маленькие женщины» - очередное плоское, невыразительное, пусть и безусловно профессионально снятое кино. Да, ещё замечу, что все девочки играют слабее своих возможностей, быть может за исключением Сирши Ронан.
Брачная история / Marriage Story (2019) Ноа Баумбак — 7. Пусть вас не смущает название, на самом деле Баумбак рассказывает историю развода, а если быть точным — бракоразводного процесса. Двое интеллигентов (он — театральный режиссёр, она — выпускница факультета философии) приходят к пониманию, что им сложно уживаться вместе. Не будем искать виноватых, но главная причина развала ячейки общества в нереализованных амбициях супруги. Хочется разойтись цивилизованно, без скандалов, но подружка подталкивает главную героиню к мысли о том, что следует проконсультироваться с адвокатом. Ну, а юристы, как известно, хищники по своей природе, готовы всех обобрать до нитки, поэтому в непростые отношения вмешиваются третьи лица и превращают и без того болезненное расставание в войну. Баумбаку удаётся в столь безрадостных событиях отыскать что-то смешное, поэтому весь фильм пропитан горькой иронией. Сценарий претендует на то, чтобы реалистично изобразить расставание воспитанных культурных людей, с трудом сдерживающих негативные эмоции, но так ловко обыгрывает семейные ссоры и поведение супругов, чтобы это вызывало у зрителей широкий диапазон эмоций. В «Mariage Story» есть действительно трогательные эпизоды, а некоторые печальные могут ещё и позабавить, но дело не столько в сюжете или диалогах, сколько в актёрской игре. Пожалуй, именно Николь — лучшая роль в карьере Скарлетт Йоханссон. Адам Драйвер и Лора Дерн тоже удерживают высокую планку, так что отсутствие номинации за лучший актёрский состав в игровом кино на SAG (премия гильдии актёров) вызывает недоумение. Как итог: приличное независимое кино, которое вряд ли поймут подростки, а вот окольцованные мужики и их вторые половинки вполне могут оценить по достоинству.
1917 / 1917 (2019) Сэм Мендес - 6. Рост популярности видеоигр поставил киношников в зависимое положение младших братьев. Если раньше модно было выпускать шутеры, гоночки и экшены в поддержку какого-то дорогого фильма, то теперь, напротив, ежегодно появляются всё новые и новые экранизации культовых игр самого широкого спектра. Интереснее, однако, то, как под воздействием технологий и новых трендов в индустрии развлечений происходит взаимовлияние игроязыка и киноязыка. У нас уже был фильм, открыто паразитирующий на FPS. Помните «Хардкор»? С «1917» история куда серьёзнее хотя бы потому, что это главный претендент на Оскар. Да, вышедший недавно в прокат военный эпос, многое связывает с другими успешными кинопроектами. Во-первых, Сэм Мендес создаёт иллюзию, будто его детище снято одним длинным планом. Тут присутствуют малозаметные склейки, как и, например, в «Бёрдмэне», хотя известны примеры «Русского ковчега» и «Виктории», создатели которых решили не хитрить, но заявка понятна. Во-вторых, подход оператора, Роджера Дикинса, в этот раз подозрительно напоминает хорошо знакомый всем стиль его прославленного коллеги, Эмануэля Любецки. Дело не только в «Бёрдмэне», помните «Выжившего» или боевые сцены из «Дитя человеческого»? Однако, несмотря на всё сказанное выше, «1917» больше всего напоминает не технически изощрённые оскароносные хиты прошлых лет, а survival в сеттинге Call of Duty. Серьёзно, от жёстко заскриптованного экшена с элементами выживания это кино отличается разве что испарившейся необходимостью жать на кнопки. Впрочем, нечто подобное не так давно нам предлагал «Брандашмыг». А если вспомнить игры, которые часто называют «интерактивным кино» (лучший пример — «Heavy Rain»), то волей-неволей задумаешься о скором вхождении в мейнстрим синтетического жанра. «1917» выстроен по очень простой схеме: двум солдатам дают задание доставить срочное послание союзникам, которое поможет спасти (пусть и временно) жизнь полутора тысячам солдат, весь хронометраж посвящён нелёгкой дороге. В плане драматургии это кино ушло недалеко от компьтерных игр, сюжет ужасно примитивный, но важно то, что перед нами настоящий технологический шедевр. Совершенно непонятно как снимались отдельно взятые сцены, кажется порой, что Дикинс заключил контракт с дьяволом. Внутрикадровый монтаж производит неизгладимое впечатление. Редко когда мы можем употребить это слово по отношению к попсе, но «1917» в техническом отношении гениален. Во всём остальном он, пожалуй, плох. Последний раз что-то подобное я испытывал при просмотре «Гравитации» в IMAX.
Однажды в… Голливуде / Once Upon a Time ...in Hollywood (2019) Квентин Тарантино – 6. Говорят, что это предпоследний фильм Тарантино, хотя выдающийся американский режиссёр уже пообещал сделать что-то для телевидения. Может, новый формат выведет Квентина из творческой комы? Ну, а на текущий момент готов поставить неутешительный диагноз: несмотря на огромный видимый потенциал, автор «Криминального чтива» и «Бешенных псов» из года в год клепает похожие друг на друга забавные безделушки. «Однажды...в Голливуде» очень похож на фильм «под Тарантино», у него слишком много общего с несколькими последними работами. Это, с одной стороны, забористая история с отличными диалогами и хорошим юмором, с другой — всякие синефильские штучки, стилизации, «кино в кино», отсылки и далее по списку. Однако, сам подход настолько приелся, что вызывает непрекращающееся дежавю. Не получается отделаться от ощущения, что Тарантино — прежде всего хороший сценарист, а режиссура трафаретна. Так вот. Пожалуй, из того, что было написано Квентином за последние годы, именно эта история вызывает лично во мне наименьший резонанс. Фильм — фантазия вокруг известной каждому американцу трагедии: «Семья» Чарльза Мэнсона врывается в дом Романа Полански (дико модного на тот момент режиссёра), где убивает несколько человек, включая его беременную жену. Рассказываемая в фильме история полностью выдумана и движется как бы параллельно. Мы знакомимся с актёром, стремительно теряющим былую популярность (ДиКаприо), и его невозмутимым компаньоном (Питт), которого в каждом отзыве называют дублёром. Формально так оно и есть, но на деле герой Брэда Питта больше напоминает камердинера при джентльмене в Англии, то есть он одновременно и друг, и наставник, и наёмный сотрудник широкого профиля. Вместе они прямо как Дживс и Вустер. Самые удачные эпизоды связаны со съёмками и пробами этого актёра. В синефильской игре в вестерн, разумеется, комедийный талант Лео раскрывается во всей красе, но академики почему-то отметили его коллегу. И смешно, и грустно, ведь Оскар за мужскую роль (пусть и второго плана) снова дадут (а его дадут) «за выслугу лет». Прям как в Советском Союзе. Естественно заокеанный зритель с нетерпением ждёт как же именно выдумка и реальное преступление пересекутся, и пересекутся так, чтобы не задеть ничьих чувств. В России, кажется, это фундаментально важное понимание происходящего на экране посетителями мультиплексов в массе своей упускается. Впрочем, если задуматься хотя бы на минуту, то в голове каждого сообразительного киномана развернётся картина очень напоминающую ту, которую нам рисуют авторы фильма. И лично мне тяжело мириться с предсказуемостью, банальными сюжетными твистами и до зуда узнаваемыми приёмами. You can't teach an old dog new tricks, а ужасно хотелось бы!
Паразиты / Паразиты (2019) Пон Джун-хо - 7. «Лауреат Каннского кинофестиваля» - ярлык, привлекающий внимание поклонников артхауса, и отпугивающий всех остальных. Обращаюсь, главным образом, ко вторым: не нужно бояться, даже если вы готовы посмотреть в год не больше 10-15 новинок, то одной из них непременно должны стать «Паразиты». Если азиатских актёров (прекрасных, кстати говоря) заменить на русских, то стилистически эта маленькая сенсация вполне успешно впишется в формат телеканала ТНТ. Кое чем, конечно, этот фильм выгодно отличается от условного «Полицейского с Рублёвки». В первую очередь, значительно более высоким качественным уровнем, во вторую — мультижанровостью. На этом стоит остановиться поподробнее. Завязка ситкомовская: умненький, но страшно бедный молодой паренёк попадает благодаря протекции приятеля в богатый дом в качестве репетитора. Хозяева - люди доброжелательные и наивные, раскрутить их на деньги проще простого, а тут жизнь сама подбрасывает пацану ещё один шанс и ему удаётся устроить туда же свою сестру в качестве специалиста по...арт-терапии! Всего-то и нужно, что дать рекомендацию, да подделать документы. Так, постепенно, уморительная операция по внедрению завершается тем, что отец находчивого репетитора становится личным водителем главы семейства, а мать — экономкой. Естественно, весь процесс по захвату дома обставлен так, что в иные моменты тяжело удержаться от хохота или, как минимум, улыбки. При этом, что очень важно, и богачи, и их менее удачливые работники — люди вполне себе симпатичные и приятные. Со своими недостатками, но живые. Конечно, зритель не может не задаваться вопросом, кто же тут паразиты. Вроде, начинающие мошенники на эту роль прекрасно подходят, но состоятельные господа, несмотря на их внешнюю благопристойность, по своей сути являются эксплуататорами. Так тень социальной драмы вытесняет часть комедийных элементов, но от этого фильм не теряет своей лёгкости. Что ещё интереснее: лихой сюжетный поворот превратит «Паразитов» в триллер, а в какой-то момент появится ощущение, будто приобщился к натуральной трагедии. И эти преобразования кажутся естественными, пусть и необычными для европейского зрителя. Пожалуй, лучшая работа Пон Джун-хо и первый народный кандидат на звание лучшего фильма года.
а, понятно) коли ты не уверен, что осилишь рецензию, то позволю озвучить собственное мнение. Если кто-то думает посмотреть Маяк, читать не рекомендуется, может повлиять на восприятие.
Мое мнение таково, что Маяк - фильм-обманка. Как Джокер. Только в Джокере пустышкой показан персонаж, а в Маяке Эггерс пошел дальше - в качестве пустышки он использовал целый фильм. Весь фильм - пустышка. Сам посуди - Маяк снят ровно так, каким должен быть в представлении любителей подобного жанра. Узкформатный (!), черно-белый (!), в два актера, один из которых Дефо, в мрачной отстраненной локации - все составляющие для киномана. А еще сноба. А еще зрителя-пустышки, который смотрит как фон Триер отрезает персонажам сиськи и после просмотра одобряюще кивает головой. Это ведь фон Триер, это ведь Тарантино, это ведь Джокер, это ведь фестивальное кино, это арт-хаус и это зона комфорта. Смотри черно-белое кино, читай Пелевина с Довлатовым, если это принято, чтобы автоматически заиметь образ умного человека. Человека-загадки. Интеллигента с хитрецой. Собственно, Маяк - это единственный фильм, который я знаю, где в слогане суть раскрывается полностью)) Это антидот от формального мышления, от удобного мышления, от того, что люди ради собственной выгоды готовы превращать арт в попсу, готовы прощать кумиру любую фигню, будь то матерные песни а-ля Ленинград или преступления. Главное, что это наш кумир и пока он делает то, что нам нравится, что нас не ранит, остальное можно простить. Это как Секретные материлы 2018 года - все ждали научпопа, а они сняли комедию и большинство не выкупило! Это было настолько неожиданно и так нелепо, когда фанаты защищали очевиднейший бред! Бред, который и задумывался как бред, фарс, комедия, а не серьезное кино. Если бы Эггерс считал, что пародия - это нормально, что сатира - это высокое искусство, он бы снял комедию или сатиру, но вряд ли он так считает. Потому он снял пустышку. Сознательно.