Расскажу сегодня про два фильма этого года, которые были массовым зрителем относительно плохо приняты, критика на них тоже неоднозначная, но лично мне тяжело удержаться от рекомендации. Это действительно интересно и хорошо сделано!
Не в себе / Unsane (2018) Стивен Содерберг – 7. Для получения удовольствия от «Unsane» критически важно понимать его жанровую принадлежность. Тут есть свои тонкости. Скажем, к реалистичному триллеру и абсурдстскому трэшу требования принципиально разные. Ну, не придёт же вам в голову при просмотре джалло жаловаться на сцены насилия и обнажёнку, верно? Неправдоподобность и прямолинейность иногда стоит воспринимать как фишку. Сюжет действительно взрывоопасный: девушка страдает от невроза, спровоцированного преследованием поехавшего ухажёра, и после обращения к психологу попадает в психушку, в которую злостная администрация затаскивает всех своих случайных клиентов ради страховых выплат. По удивительному стечению обстоятельств одним из работников заведения оказывается тот самый тип. На практике это выглядит так же вызывающе глупо, как и звучит. И это прекрасно! Естественно, фильм сделан таким образом, что зритель невольно склоняется к мысли, что все события могли бы разворачиваться исключительно в голове главной героини. Это подкрепляется крайне самобытной технической стороной съёмки. Телефонная картинка, олдскульная дешёвая музыка, трёхкопеечные эффекты. Чего-то подобного можно было бы ожидать от Линча. Помните новый сезон «Твин Пикс»? Однако, у американского сюрреалиста всё же есть узнаваемый почерк, а перед нами явная стилизация под категорию Б семидесятых или начала восьмидесятых. «Не в себе» - это гимн во славу единства формы и содержания. Сделай Содерберг какую-то рядовую чепуху, сгладив сюжетные твисты или причесав картинку, смотрелось бы это нелепо. По факту же нам подарили крайне незаурядный жанровый арт, который, что совершенно очевидно, многим придётся не по зубам. Круто, что сегодня кто-то не боится работать по-старинке. Да, скажут скептики, в наши дни странно было бы делать, например, нуары в духе сороковых, и часто будут правы. Часто, но не всегда. А что если постмодерново обыграть устаревшую стилистику? Иными словами, тут есть над чем задуматься, не всё так просто как пишут некоторые упрямые критики. Однако, если в такие нюансы многим вникать по тем или иным причинам не хочется, то великолепной актёрской игрой Клер Фой насладиться можно без какой бы то ни было подготовки.
Реинкарнация / Hereditary (2018) Ари Астер — 7. «Hereditary» во многом перекликается с «VVitch»: авторский проект, премьера на Сандэнс, минимальный бюджет, отсутствие сложных специальных эффектов, тонкий баланс между реализмом и мистикой, масса то ли смешных, то ли жутких сцен, сатанинская тематика. Вот так ловко можно уместить в одном предложении всю суть фильма, ничего не рассказав о сюжете. Впрочем, и о нём можно упомянуть: умирает чокнутая старуха, взрослая дочь переживает утрату, очень странная внучка тоже по-своему печалится, а затем начинает творится какая-то жесть то ли по воле потусторонних сил, то ли дело в плохой наследственности и склонности семейства к психическим заболеваниям. Мамаша разыгрывает нервный срыв и все эпизоды с её истериками в актёрском отношении совершенно убедительны. Не забывайте, речь ведь идёт об обычном ужастике, тут такое происходит редко. А вот образ внучки, её непропорциональное некрасивое лицо, привычка «цокать» языком и слабая форма аутизма сами собой могут вызвать у зрителя беспокойство. Помимо ярких персонажей стоит отметить некоторые стилистические находки. В фильме присутствуют простые символы, связанные в первую очередь с работой женщины: она вручную раскрашивает миниатюрные инсталляции, постепенно внедряя в них события из жизни. Часто подобный «кукольный театр» выглядит в хоррорах жалко, но не в этот раз. Другой плюс — внятный и хорошо поставленный сценарий. Ну, вы же сами знаете, что толковый скрипт — редкость для жанра. Тут сама история банальна, нам её рассказывали уже десятки раз, но дебютанту Ари Астеру удалось избежать откровенных глупостей и найти подходящий ритм для массы запланированных им событий. Порой некоторые эпизоды кажутся случайными, просто льющими воду на мельницу, но позже по мере развития сюжета всё оказывается на своём месте. В России, если судить по КП, фильм приняли прохладно. Школьники привыкли к определённым штампам и избитому формату, они хотят не нового качественного опыта, а повторения. «Реинкарнация», несмотря на коммерческую «внешность», всё же отличается от типичных фильмов о призраках или потустороннем, но вас это не должно пугать. Нет, стойте, не слишком удачное слово. Пугаться как раз таки можно. Как хоррор и драма, слава сатане, «Hereditary» работает отлично.