iow

Бурлеск и чаепитие

Последний пост:11 марта
384
Статистика
Всего постов
1345
262,436 просмотров
Новых постов
+0
0 в день
Лучшие посты автора
03.06.2022 +81
18.08.2022 +80
19.11.2019 +80
08.10.2016 +71
03.12.2019 +67
Лучшие посты читателей
MountainRose +23
danik64 +23
"RED" +19
RV-- +18
Shkipe +17
Самые активные читатели
1 16 36 37 38 39 58 68
  • Цитата (usolya @ 30.11.2017)
    "Она же Грэйс" А сериал, в отличие от книги, годный вышел.

    Я подумывал посмотреть, но пока не решился. Трейлер скучноватый, да и сюжет уже знаком, а это отбивает интерес.
    339/584
    Ответить Цитировать
    0
  • Я в последнее время подсел на скандинавское кино. Завораживает атмосфера, которой пронизаны хорошие образцы как полного метра, так и многосерийных фильмов. Смотрел ли "Полуночное солнце"?
    5/15
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (dream_keeper @ 30.11.2017)
    Я в последнее время подсел на скандинавское кино. Завораживает атмосфера, которой пронизаны хорошие образцы как полного метра, так и многосерийных фильмов. Смотрел ли "Полуночное солнце"?

    Даже не слышал о таком.
    340/584
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (iow @ 30.11.2017)
    Даже не слышал о таком.


    это тебе не Бергман)) и не Андерссон) и даже не Триер с Королевством
    90/149
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (dream_keeper @ 30.11.2017)
    Смотрел ли "Полуночное солнце"?


    Я прочла твой пост и пошла смотреть от нечего посмотреть. Пока глянула 4 серии. Ну не знаю, может, и развернётся сюжет-характеры... и всё такое, но пока по первому впечатлению - ничего особенного.
    6/8
    Ответить Цитировать
    0
  • Театрально-концертная осень 2017

    Давно ничего не писал о театре и музыке, хотя на компьютере скопилось некоторое количество заметок. Попробую возобновить рубрику в новом формате. Для начала перечислю все драматические спектакли, оперы, балеты и концерты, на которые мне удалось сходить этой осенью, а затем постараюсь как можно короче, насколько это вообще возможно, описать некоторые свои впечатления.

    Сентябрь 2017:

    1 сентября, Площадь героев (Национальный Литовский театр)
    11 сентября, Мосолов, Брукнер (МТ3)
    12 сентября, Пётр и Феврония Муромские (Практика)
    13 сентября, Чапаев и Пустота (Практика)
    14 сентября, Конармия (Мастерская Дмитрия Брусникина)
    15 сентября, Black & Simpson (Практика)
    19 сентября, Оптимистическая трагедия. Прощальный бал (АТ)
    20 сентября, Скрябин: Поэма экстаза (БЗФ)
    22 сентября, Полночь (Тильман Хекер, Radialsystem V, Mozartsummer Mannheim)
    30 сентября, Концерт памяти Гленна Гульда (МТ3)

    Октябрь 2017:

    3 октября, Иванов (Хорватский Национальный театр в Загребе)
    5 октября, Песочница (Театр имени Александра Фредро)
    7 октября, Имитация жизни (Театр Протон)
    8 октября, Железное кольцо (BAAD театр)
    14 октября, Любовь/Деньги/Голод. Трилогия моей семьи (Театр Талия)
    17 октября, In Minimalism We Trust (БЗФ)
    19 октября, Мастер и Маргарита - вечер первый (Мастерская)
    20 октября, Мастер и Маргарита - вечер второй (Мастерская)
    21 октября, Ближний город (Латвийский Национальный театр)
    22 октября, Написано на коже (МТ3)
    24 октября, Ринальдо (Национальная опера Эстонии)
    27 октября, Дракон (МХТ)
    29 октября, Ансамбль Collegium Vocale Gent (МТ3)
    31 октября, Бенвенуто Челлини (МТ3)

    Ноябрь 2017:

    6 ноября, Евгений Онегин (Вахтангова)
    8 ноября, Ветер шумит в тополях (Вахтангова)
    9 ноября, Дядя Ваня (Вахтангова)
    11 ноября, Царь Эдип (Вахтангова)
    12 ноября, Минетти (Вахтангова)
    16 ноября, Изгнание (Маяковского)
    18 ноября, Нижинский (Gauthier Dance)
    19 ноября, Крокодил (АТ)
    24 ноября, «Коко Шанель», «AB3», «Pas de Danse» (компания Ульрике Кваде, Norrdans)
    28 ноября, Летучий голландец (МТ2)
    29 ноября, Ахматова. Поэма без героя (Гоголь-центр)

    О некоторых сокращениях в скобках:

    МТ, МТ2, МТ3 — Историческая сцена Мариинского театра, Новая сцена, Концертный зал,
    АТ, АТ2 — Историческая сцена Александринского театра, Новая сцена,
    БЗФ — Большой зал филармонии,
    МХТ — Московский художественный театр имени Чехова.

    Театральный сезон для меня открылся Александринским фестивалем. Кристиан Люпа представлялся мне безусловным хэдлайнером, но на деле «Площадь героев» - пресная безделушка. Я не знаю, каким образом ему была присуждена высшая театральная премия Литвы, так как первоисточник затрагивает очень специфическую тему, актуальную для конкретного места и конкретного времени. Томас Бернхард проводит аналогию между Веной 1988 и 1938 года. Сюжетный повод для последующих бесконечных разговоров — самоубийство профессора, ключевой лейтмотив — голос Гитлера, то есть вещь эта заведомо мрачная, немного спекулятивная и совершенно не театральная. Не выношу, когда театр превращают в слугу литературы, тем более литературы мелкой и малозначительной. Некоторые личные надежды я связывал с премьерой Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», но и в этот раз оказался разочарован. Во-первых, меня совершенно не вдохновляет Анна Блинова, рядом с потрясным Лысенковым она смотрится очень и очень слабо. Каждый может на этот счёт составить своё мнение, если просто зайдёт на ютуб и послушает один монолог. Во-вторых, песни и танцы уже давно приелись, музыка Пятницы и, например, Queen — это минутная хохма, которую легко оправдать, но тиражировать песенно-сюжетные аналогии сегодня попросту глупо, особенно если качество исполнения оставляет желать лучшего. Впрочем, какие-то зачатки мысли тут заметны, и если «Площадь героев» - это литература на сцене, то «Оптимистическая трагедия» - студенческий капустник.

    Кроме того, к фестивалю были приурочены гастроли театра «Практика». Самый неудачный спектакль — читка переписки между убийцей и отцом жертвы, «Black & Simpson». Обратная хронология предполагает наличие некоторой интриги, но ведь все зрители и так знают, к чему сводится суть, так что это какой-то бестолковый приём. Ну, и вообще документальный театр нередко бывает крайне занимательным (в той же «Практике» ставили «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах»), но перед нами не тот случай. Здесь сцена избыточна, для этой истории достаточно газетной статьи. Качественнее оказалась сказка «Пётр и Феврония Муромские» - приличная, понятная и забавная вещица, рассчитанная на юного зрителя, пусть и совершенно проходная. Неожиданный козырь в рукаве театра «Практика» - очередное творение Максима Диденко. Примечательно, что на той же сцене за день до «Чапаева и Пустоты» сыграли «Конармию» Диденко (Мастерская Дмитрия Брусникина), но сценическая фантазия на тему романа Пелевина выгодно отличается от набивших оскомину хождений с притоптыванием и хоровым пением в унисон и октаву. В «Чапаеве...» спектакль поделили на три части: первая — рок-концерт с участием граней личности Петра и комментариями психиатра, вторая — чистый актёрский театр с философствующими бандитами под грибами, третья — хореографический этюд, вызывающий дежавю у каждого, кто знаком с фамилией режиссёра. По-моему, много кто так делает, тот же Серебренников, но вышло недурно и на протяжении всех трёх часов молодому автору удавалось удерживать внимание зрителя. На «Конармии», напротив, я постоянно проваливался в сон, тем более всё это уже несколько раз видел. Главный эксперимент фестиваля - «Полночь» Тильмана Хекера. Штука по исполнению достаточно скучная и далеко не шедевральная, но концептуально очень привлекательная: хореографический перформанс движется на сцене из точки А в точку Б, параллельно на видеопроекции он же движется из точки Б в точку А, но с иной перспективой — спектакль снят сверху. Разумеется, действие на сцене так или иначе согласуется с картинкой.

    В музыкальном плане сентябрь прошёл бледненько. Удалось впервые услышать «Завод» Мосолова живьём и снова убедиться в том, что Брукнер Гергиеву даётся со скрипом, но очень похоже на то, что маэстро готовится к записи его симфоний. Третья, кстати, звучала вполне пристойно. Случайно попал на Дебарга, которого уже неоднократно слышал, но его игрой так и не проникся. Скрябин зашёл неплохо, хотя «Предварительное действо» - это не только музыка редкой силы, но и чудовищные стихи, а вот «Поэму экстаза» я всегда любил. В целом, ничего не произвело на меня огромного впечатления, но и откровенных провалов удалось избежать.

    Тизер «Конармии»:


    Песня из «Чапаева и Пустоты»:


    Трейлер «Полночи»:


    Театр-фестиваль «Балтийский дом» в октябре традиционно открывает двери для самой взыскательной публики. Программа не поражала воображения, но сейчас можно смело заявить, что главный спектакль осени для меня я посмотрел именно там — это «Иванов» Эймунтаса Някрошюса. Надо сказать, что «Голодарь» и «Борис Годунов» оставили меня в некотором смятении (работы если уж и не бездарные, то хотя бы лишённые жизни), поэтому я не тешил себя большими надеждами, но литовский мэтр в этот раз поразил плотностью режиссёрских решений и качеством находок. Блестящий пример того, как можно сделать спектакль, не обращаясь к методам «актуального» театра. От просмотра невозможно оторваться! Завораживает в «Иванове», прежде всего, то, как люди говорят, ведут себя и взаимодействуют друг с другом. При этом сам по себе спектакль понятный, простой, местами даже смешной и не таит в себе, как мне кажется, важных тайных шифров (чаще режиссёр невыносимо метафоричен), но то с каким упоением Някрошюс заполняет сценическое пространство и действие всякого рода деталями приводит меня в восторг! Богатый театральный язык, ничего не скажешь. Труппа загребского театра порадовала не меня одного, хотя вызывает много вопросов трактовка образа заглавного героя. Другой важный опыт - «Трилогия моей семьи» Люка Персеваля. Давненько я не ходил в театр на десять часов. Каждая из трёх частей (Любовь, Деньги, Голод) самодостаточна, но мне кажется, что грешно отказываться от возможности посмотреть несколько спектаклей подряд. Основа трилогии — цикл романов «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Французский натурализм известен своей пессимистичностью, но Персеваль отнюдь не склонен к буквальному пересказу, его спектакли отличаются друг от друга настроением и художественными приёмами. Некие общие черты присутствуют в видоизменённом состоянии; например, по сцене от части к части «плавают» декорации и меняется набор инструментов в живом музыкальном сопровождении. Беспрецедентно удачно адаптирован для сцены текст романов. Столько всего намешать, сохранив внятный ритм и логику повествования, нелегко. За таких драматургов нужно держаться руками и ногами. Даже толком и не знаю, какую часть из этого эпохального произведения выделить, но лично мне оказался ближе всего «чернушный» финал в полутьме. На третью ступень виртуального пьедестала я готов поставить «Ближний город» Кирилла Серебренникова, достойный образец настоящего европейского театра. Современный абсурдистский текст пульсирует мягким светом юмора, свободного от ханжества, но не скатывающегося в пошлятину. Однако, привлекает спектакль, прежде всего, изобретательной сценографией. Остальных участников фестиваля, с которыми я успел ознакомиться, можно с упоением долго и красочно ругать. «Песочница», «Имитация жизни» и «Железное кольцо» не стоят потраченного времени и денег. Разве что у Мондруцо был один хороший «номер с переворотом». Я его даже нашёл на ютубе, но потом опять потерял.

    Другие два драматических представления октября, «Мастер и Маргарита» (Мастерская) и «Дракон» (МХТ) не выдерживают сравнению с лучшими работами постановщиков, Григория Козлова и Константина Богомолова соответственно. Козлов каждому новому своему выпуску дарит по большому спектаклю, но ребят в этот раз подобрали слабее, а девушка, сыгравшая Маргариту, прямо-таки ужасна! При адаптации романа для сцены преследовалась глубоко порочная цель: эпизоды выдёргивались из произведения Булгакова таким образом, чтобы показать побольше разнотипных сценок с участием молодняка. Два вечера студенческих этюдов — это чересчур. «Дракон» Богомолова — безусловная неудача условно хорошего режиссёра. Во-первых, он непоправимо вторичен. Начинается в эстетике минималистичного актёрского театра (в духе «События» или «Юбилея ювелира»), а затем расцветает букетом лёгкого сценического хулиганства (как в «Карамазовых» или «Идеальном муже»). В итоге «Дракон» выглядит как спектакль «под Богомолова». Такие можно по два в месяц ставить. Во-вторых, режиссёр оказался несостоятельным интерпретатором Шварца. Здесь же есть где развернуться, столько всего можно наворотить! Ну, как можно быть таким, извините, неостроумным? Тем не менее, творчество Богомолова не утратило для меня своей привлекательности, на декабрь уже запланирован поход на две других его вещи.

    Концерт «In Minimalism We Trust», признаться честно, нагонял на меня местами скуку. Есть что-то преступное в том, что всех этих людей, от Гласса и Райха до Наймана, называют минималистами. Почему не «максималистами»? Ну, или хотя бы «примитивистами». Грубая, почти танцевальная музыка. Из всей разношёрстной компании композиторов, представленных в программе (некоторые из которых вообще никакого отношения к минимализму не имеют), меня по-настоящему радует только Мортон Фельдман. Он, конечно, академичен и чем-то неуловимо похож на европейцев-авангардистов. В Европе, кстати, некоторые дармштадтцы или представители третьей венской школы имеют больше прав на слово «минимализм». Мне вообще в сочинениях второй половины ХХ века, даже последней трети, нравится скупость выразительных средств, музыка пауз, мягкое пиано с редкими точечными всплесками до форте. А от мажористого шараханья по двум аккордам у людей утончённых наверняка со временем открывается язва.

    Возобновление «Бенвенуто Челлини», вернее новая редакция Василия Бархатова, ажиотажа не вызывает, несмотря на фамилию лидера группы «Ленинград» в афише. Постановка сегодня кажется мне слегка потрёпанной, пусть и не глупой, а присутствие за дирижёрским пультом Кристиана Кнаппа настораживает нейтральную публику и возмущает тех, кто покупал билеты на Гергиева. Вообще-то с интересными музыкальным премьерами у нас туго, но в октябре в северную столицу привозили две обязательные к посещению оперы. Сразу скажу, что «Ринальдо» Генделя с настолько невнятным звучанием — это как удар в пах. Жаль, что у нас в Петербурге со скрипом берутся за такие проекты, хотя Гергиев обладает почти неограниченными ресурсами. Ну, хоть это привозят — уже хорошо. Что-то да выстрелит, не только же холостыми публику пугать? «Написано на коже» - как раз пример боевого патрона. Это, очевидно, одна из лучших музыкальных трагедий нашего времени, хорошо знакомая оперным маньякам по щедрой на экспрессивные взрывы постановке 2012 года в рамках Экс-ан-Прованского фестиваля. Надо отдать должное оркестру Melos Sinfonia и дирижёру Оливеру Зеффману — звучали они ничуть не хуже. На ютуб-канале Мариинки сохранена трансляция, обратите, пожалуйста, внимание. Ну, и главное музыкальное событие октября, осени и, пожалуй, всего последнего года — концерт Collegium Vocale Gent. Филипп Херревеге, выдающийся интерпретатор старинной музыки, привёз в этот раз «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди, вещь волшебной, изумительной красоты. Звучит его ансамбль как на идеально вылизанной записи, абсолютно нечеловеческая точность. Мой личный опыт увлечения классической музыкой позволяет оживить в памяти только один столь же грандиозный вечер — прошлогодний концерт Масааки Судзуки.

    Трейлер «Ближнего города»:


    «Написано на коже» целиком, запись трансляции от 22 октября (полуконцертное исполнение):


    Сюжет «Культуры» о «Драконе» Богомолова:


    Просто приличная запись «Rothko Chapel» Мортона Фельдмана, слушайте хорошую музыку:


    Ключевое событие ноября — пять спектаклей Римаса Туминаса. Из больших гастролей театра Вахтангова в Петербурге я упустил только один вечер («Улыбнись нам, Господи»), так как на эту же дату была назначен предпремьерный показ нового Бутусова. В Ленсовета что-то сорвалось, «Тартюфа» отменили, а затем я вообще купил билет в «Аврору» на Лантимоса, о чём не жалею. Разумеется, этот театральный марафон я ждал с большим нетерпением, так как фамилия литовского режиссёра неизменно украшает собой списки избранных специалистов по сценическому искусству. Первый же поход на историческую сцену Александринки слегка расстроил. «Евгений Онегин», как мне кажется, вещь не слишком-то подходящая для драматического театра, а вот оперу я очень люблю, и готов выделить как минимум две по-настоящему оригинальные постановки российского производства, остроумное прочтение Чернякова в ГАБТ и символистский шедевр Жолдака в Михайловском. По степени проработанности и глубины «Онегин» Туминаса никакого сравнения с оперными хитами не выдерживает, а театральный язык литовца лично мне показался несколько устаревшим. При этом ничего решительно плохого сказать нельзя, вполне допускаю, что такого рода вещи способны резонировать со вкусами искушённых театралов, но меня избыточный поэтизм раздражает. Печальнее, что «Ветер шумит в тополях», основанный на потрясающе бездарном тексте, произвёл впечатление антрепризной пустышки. По-моему, настолько прямолинейная лирика всегда граничит с глупостью, а чудовищная сентиментальная музыка всё только усугубляет. Забегая вперёд скажу, что Туминас уже долгие годы сотрудничает с Фаустасом Латенасом, поэтому все пять спектаклей у особо чувствительных меломанов будет идти кровь из ушей. Даже Пёрселл не спасает, так как соседствует с чем-то невнятным.

    Мрачные мысли о предстоящих походах в театр развеял остроумный и необычный «Дядя Ваня». Заметны некоторые элементы сценографии, перекочевавшие в «Евгения Онегина», но вещь всё же получилась значительно более увесистая. Может быть, дело в том, что Чехова ставят часто, поэтому особой ценностью обладают свежие идеи. Мне нравится сочетание реализма и намеренного преувеличения, так же ловко сплетены комедийные нотки (найденные в не самых очевидных местах!) и общий мрачный фон. «Роботизация» персонажей, целенаправленная схематичность в действиях людей, приводила к очень любопытным контрастам с «человеческими» эпизодами. Ну, и нельзя не отметить ударный финал! Очень достойная работа, господин Туминас реабилитировался в моих глазах, а «Царь Эдип» мне понравился даже больше. Тут надо сказать, что трагедия Софокла — это образец универсальной гениальности и вообще одно из моих любимейших произведений. Так вот я бы не сказал, что в прочтении литовца есть нечто уникальное, но дух античного шедевра перекочевал в сценическую версию, не утратив изящества конструкции оригинала и драматической красоты. И если каких-то новых мыслей из спектакля Туминаса почерпнуть, скорее всего, не получится, то в сценическом отношении он идеален. Пожалуй, это лучшая постановка режиссёра из виденных мною. Несколько смазанным получился финал гастролей. Всё указывает на то, что «Минетти» - более чем посредственный текст. Зачем его вытаскивать на свет божий мне решительно не понятно. Да, пьеса тематически замыкается на театре, на личности актёра, но она начинается и заканчивается пустой рефлексией. Кроме того, ещё раз скажу, что поэтическая декламация со сцены под плохую музыку — это не театр, а невесть что.

    Не хочу делать каких-то окончательных выводов, Туминас мне показался режиссёром неровным, а некоторая специфика его языка плохо стыкуется с моими личными взглядами на прекрасное. Тем не менее, опыт был получен предельно занятный. А ещё я рад знакомству с труппой театра. Владимир Симонов — идеальный профессор, да и в роли Минетти он хорош, приятно удивила Евгения Крегжде, интересно было посмотреть на Маковецкого и Вдовиченкова. Надеюсь, к нам регулярно будут привозить новые спектакли театра Вахтангова, быть может, что-то ещё посмотрю в Москве, если получится.

    Другие гастрольные спектакли - «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса, «Крокодил» Михаила Фокина, «Ахматова. Поэма без героя» Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова. Пьеса Марюса Ивашкявичюса «Изгнание» оставила меня совершенно равнодушным, это при том, что его же «Ближний город», о котором я писал выше, достаточно ловкая штучка. Приключения и страдания ностальгирующих литовских эмигрантов так мало меня заботят, что я поневоле задаюсь вопросом, интересно ли это кому-либо вообще? Может, самим литовским эмигрантам или хотя бы просто эмигрантам? Все минусы текста вытащены на сцену, так как он, видимо, сокращался Карбаускисом с большой неохотой или же вообще оставлен нетронутым. Неприлично затянутые мизансцены ставят крест на любых актёрских ухищрениях. Резать нещадно минимум в два раза. Наверное, фамилия режиссёра оказывает какой-то чудодейственный эффект, так как подобный спектакль Москве вряд ли нужен. «Крокодил» попал к нам, если так можно выразиться, по обмену. Для Александринки Аттила Виднянский сварганил занятное «Преступление и наказание», растянув его аж на пять с половиной часов, а Валерий Фокин в ответ поставил «Крокодила» для Венгерского национального театра по мотивам сюрреалистического рассказа Фёдора Михайловича Достоевского. Спектакль получился смешной и откровенно развлекательный. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Если «Ветер шумит в тополях» должен хорошо зайти бабулькам, не склонным бегать по громким премьерам, то аудитория «Крокодила» - молодёжь. Ничего против не имею, пусть расцветают сто цветов. «Поэма без героя» - проект знаменитой актрисы, фанатеющей от знаменитой поэтессы, и этим всё сказано. Меняете Демидову на какую-нибудь случайную молодую девушку и спектакль не будет интересен ровным счётом никому. Он и так порядочно уныл, но на него Серебренников извёл несколько приличных идей, да и музыкальное оформление блестящее. Номинация на «спектакль большой формы»? Совсем что ли с ума посходили? В течении часа по сцене ходит Алла Сергеевна, читая стихи Ахматовой, параллельно — музыка, проекция видео и прочие прелести современного театра. Интересно, чем это «Поэма без героя» оказалась крупнее «Трёх сестёр» Кулябина (15 актёров, 4.5 часа), который в прошлом году как-то оказался в «малой форме»?

    В БДТ показали новый балет Эрика Готье, посвящённый Вацлаву Нижинскому. «Нижинский» - не портрет человека, а место, где встречается изобретательная хореография с беззубой режиссурой. Примитивные потуги на сюжет не уберегут зрителя от клевания носом. Смертная скука! В театре на Фонтанке за один вечер показали три околохореографических постановки в рамках Дягилев P.S.: «Коко Шанель», «AB3», «Pas de Danse». «Коко...» - синтетическая вещица, смешивающая драматический и кукольный театр, добавляя в него хореографические вставки. Во всех отношениях слабо. Зарисовка «AB3» искуснее сделана и вполне остроумна, а «Pas de Danse» - короткий номер минут на 7, абсолютно лишний.

    Подлечить уши после приторного бренчанья Фаустаса Латенаса оказалось не так уж и просто. В ноябре Гергиев усиленно катался по Америке и Китаю, где выступил в общей сложности 19 раз, поэтому достойных внимания концертов фактически не было, но я очередной раз сходил на «Летучего Голландца», к этому обязывал шикарный состав, да и Гюттлера за дирижёрским пультом захотелось послушать вновь. Эту оперу в живом исполнении я слушал, кажется, в седьмой или восьмой раз. Не обошлось, однако, без досадных недоразумений. Я считаю Елену Стихину самым впечатляющим приобретением Мариинского театра за последний год, но за несколько дней до спектакля её заменили на Сергееву, а ещё позже в спешном порядке в афише появилась некая Алёна Диянова. Она несколько лет работала в Нижнем Новгороде и Астрахани, а в 2016 году вошла в труппу Приморской сцены Мариинского театра. С первых секунд стало ясно, что для девушки выступление может оказаться большой удачей, так как Алёна от природы обладает очень красивым чистым тембром. Ей не хватало суровости в балладе, но партия по тесситуре подходит хорошо, в дуэтах с Никитиным «неожиданная» Сента звучала убедительнее партнёра. Наш звёздный Голландец уже давно не может похвастаться былой стабильностью. То же в значительной степени относится и к Михаилу Петренко, Даланд которого блистателен, когда бас находится в хорошей форме, но мне почему-то за последние два сезона удавалось его чаще застать в не самом лучшем вокальном состоянии. К Скороходову-Эрику вопросов нет, тенор явно находится на своём месте. И о наболевшем: хотелось бы в партии Лоэнгрина слышать чаще именно его, а не блеющего Воропаева. Гюттлер отличается от Гергиева некоторой сдержанностью и большим вниманием к чистоте звука, сегодня он мне понравился куда больше, чем на «Золоте Рейна». Всё указывает на то, что это была не последняя наша встреча.

    Трейлер «Нижинского»:


    Трейлер «AB3»:


    Первое действии «Дяди Вани» (кинотеатральная версия спектакля Туминаса, 2017 год):


    Там рядом лежит второе. Звук, конечно, кошмарный, но при большом желании ознакомиться целиком вполне можно.


    На этом, пожалуй, можно поставить точку. За те 6 лет, что живу в Петербурге, я успел пересмотреть значительную часть репертуара интересных мне местных театров, так приоритеты естественным образом сместились в сторону премьер, гастролей и фестивалей. В декабре смогу выбраться на несколько дней в Москву — уже купил пять билетов. Следующий этап — поездка на «Золотую Маску»?
    341/584
    Ответить Цитировать
    9
  • Давненько ничего не писал о сериалах.

    Хорас и Пит / Horace and Pete (2016, первый сезон) Луис С.К. - 6. Говорите, телевизионный проект стэнд-ап комика? Ну, это же должно быть, наверное, смешно, да? Как бы не так. «Хорас и Пит» - один из самых депрессивных сериалов наших дней, в нём хватает острот, но вообще тут вам расскажут про рак, самоубийства, борьбу с тяжёлым психическим заболеванием, аборты и, страшно подумать, Трампа. Сериал по своей форме ужасно старомоден, тут просто собираются люди в баре, чтобы обсудить свою жизнь, актуальную повестку дня и вечные вопросы. Хорас и Пит владеют маленьким третьесортным баром с давней историей. Всё это длится, кажется, уже 8 или 9 поколений. Живут стареющие бармены тут же. Чем они могут быть интересны случайному зрителю? Ну, во-первых, действия в сериале почти нет. Присутствует сквозной сюжет, но и он не так важен. В основном, «Хорас и Пит» - это бесконечные диалоги и монологи. Во-вторых, иногда сериал даже на кино-то толком не похож, очень уж он минималистичен. Например, третий эпизод начинается с крайне занимательного рассказа одной женщины, которую снимают одним планом десять минут. Собственно вся серия - это длинный рассказ об измене со вставками отдельных мыслей со стороны её собеседника. А потом, бац, и титры. Проект, чего уж тут юлить, интересный, сценарии написаны хорошие, Луи Си Кей будто сразу даёт понять: «Эй, ребята, мы здесь просто болтаем, а если вам хочется какого-то экшена и дутой интриги, то переключитесь на другой канал». Ну, приятель, не будем торопиться, ты делаешь нужное дело, но растянуть подобный формат на несколько сезонов было бы очень сложно. Впрочем, этого и не случится, учитывая финал последнего эпизода.

    Тьма / Dark (2017, первый сезон) Баран бо Одар - 5. Включаешь первую серию и сразу понимаешь, что сериал-то далеко не выдающийся. Снят он банально, в очень заурядной манере, я уже от этого успел отвыкнуть. Однако, даже самые популярные телевизионные проекты часто сделаны коряво, так что вряд ли такие мелочи могут отпугнуть настоящих tv-наркош. Что же удерживает зрителя у телевизора? Этому миру, определённо, не хватает вменяемой научной фантастики. Тут либо Marvel, либо очередная стилизация, выбор невелик. В «Тьме» неплохой и относительно адекватный сценарий, пусть и затрагивающий тему, успевшую набить оскомину. «Различия между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия». Ну, чем нас могут удивить? О нелинейной природе времени недавно выходил хороший полный метр, «Прибытие», тягаться с такой глыбой сложновато. «Тьма» выделяется тем, что здесь фантастические элементы соединены с детективной интригой и атмосферой заговора. Первые вводные данные: папа главного героя по необъяснимым причинам покончил с собой, какого-то паренька из школы объявляют пропавшим без вести и через визуальные намёки авторы сериала пытаются дать понять зрителям, что это как-то связано с работающей в черте города атомной станцией. Действие разворачивается в маленьком городишке где-то в Германии (да, это первый немецкий сериал от Netflix), все здесь друг друга знают, и между разными людьми выстраивается сложная паутина взаимоотношений, имеющая всегда какой-то не самый очевидный бэкграунд. В первой же серии пропадёт ещё один мальчишка и отдельные жители города заговорят о том, что нечто похожее уже случалось 33 года назад. Важное замечание: по ходу просмотра, ближе эпизоду к седьмому или восьмому, вы наверняка задумаетесь о том, как же создатели сериала успеют за оставшееся время распутать клубок из загадок, но ответ вас вряд ли обрадует. А никак. Десятый эпизод заканчивается прозрачным намёком на второй сезон. Лично меня эта схема уже немного достала, а вас?
    342/584
    Ответить Цитировать
    10
  • Немного семидесятых.

    Строшек / Stroszek (1977) Вернер Херцог - 8. Строшек, милый и безобидный мужичок, выходит из тюрьмы на свободу и практически сразу оказывается втянут в передрягу. История умалчивает о том, как он попал за решётку, но вообще в жизни ему обустроиться не удалось - Строшек не вполне в своём уме, он как большой ребёнок, только и умеет, что с трудом играть на нескольких инструментах на улице. У этого юродивого есть подруга-проститутка и приятель-старик, с которыми он решает отправиться в Америку за лучшей жизнью. Ну, а кому там нужны старики, полоумные и шлюхи? Ладно, женщина лёгкого поведения голодать не будет, хотя изначальный план состоял в том, чтобы зарабатывать на жизнь трудом официантки, а как быть её товарищам по несчастью? Америка - это не только небоскрёбы Нью-Йорка, голливудские особняки и пляжи в Майами, но ещё и забегаловка в Висконсине для дальнобойщиков. Стоило ли менять шило на мыло? Да и Строшек-то не дурак, он всё понимает, переживает по этому поводу. Ему суждено оказаться на обочине жизни, и с этим ничего поделать нельзя. Надо заметить, что в планы Вернера Херцога явно не входило вселять в души зрителей излишний оптимизм, это же не «Форрест Гамп», он горько иронизирует над самой идеей поисков «лучшей жизни», ведь человека определяют его поступки, а не место жительства. Тем не менее, немецкий режиссёр с явным сочувствием относится к своим героям, особенно Строшеку. Вообще этот фильм создавался именно под Бруно С., бродячего музыканта, уже снимавшегося у Херцога ранее. «Иногда он останавливался во время съёмки и начинал свои тирады о несправедливости жизни. Я немедленно прекращал работу и объяснял команде, что если даже Бруно будет выступать три или четыре часа, мы все будем его слушать. В это время для него был важен физический контакт. Я хватал его за руку и держал. Во всём остальном это был человек феноменальных способностей, феноменальной глубины и страданий. Я не смог перенести на экран и малой части того, чем он обладал». Это, безусловно, кино о страдании, но в «Строшеке» нет ничего подавляющего, можете смело браться за просмотр, Бруно того стоит. Дурная слава закрепилась за этой работой Херцога только потому, что после просмотра фильма с собой покончил хэдлайнер популярной группы Joy Division. Факт печальный, но лишь косвенно связанный с содержанием ленты.

    Избавление / Deliverance (1972) Джон Бурмен - 7. Несколько мужиков решают разнообразить свой отдых, не только же в гольф играть. Можно, скажем, сплавиться по реке на каноэ. Ещё пару месяцев и реки не станет, построят дамбу, так что нужно ловить шанс. Взяли лодки, палатки, лук для охоты на рыбу, гитару, что ещё нужно-то? Всего заранее не предугадать. Кто знал, например, что рядом живут какие-то сумасшедшие и опасные реднеки? Так прогулка неожиданным образом становится по-настоящему экстремальной. В определённый момент «Избавление» начинает напоминать снятых годом ранее «Соломенных псов», но Бурмен сделал гораздо менее экшеновый и эпичный фильм. Особую изюминку ему придаёт ловкий сюжетный поворот, который позволяет переосмыслить оценки, данные нами, зрителями, героям фильма. Жизнь сложнее штампов!

    Американская ночь / La nuit américaine (1973) Франсуа Трюффо – 6. Трюффо позволяет нам заглянуть по ту сторону экрана, показывая зрителю всю изнанку процесса кинопроизводства. «Съёмки фильма напоминают поездку на дилижансе на Диком Западе. Сначала надеешься на приятное путешествие, но вскоре спрашиваешь себя, доберёшься ли до места назначения». Все лезут к режиссёру с самыми дурацкими вопросами, мелкими проблемами и личными делами. На плодащке творится чёрт знает что: то что-то не так делают актёры и приходится отснять кучу дублей, то всё хорошо, но запорота плёнка, а тут сроки поджимают, ещё одна из актрис, кажется, в плохой форме, так как страдает от болезни нервов. Машина кинопроизводства - это сотни подшипников и шестерёнок, вступающих друг с другом во взаимодействие, но над всем этим механизмом витает дух творческого беспорядка. Естественно, слежка за внутренней киношной кухней, куда допускаются только посвящённые, занятие крайне привлекательное для любого синефила. Этим, однако, все достоинства «Американской ночи» исчерпываются. Сюжет построен на штампах, выдумать которые под силу любому человеку, имеющему самые отдалённые представления о кино. Просто надо свалить в кучу все возможные рабочие проблемы, в первую очередь человеческий фактор, а потом чуть сгустить краски.

    Убрать Картера / Get Carter (1971) Майк Ходжис - 7. Столичный бандит, Джек Картер, отправляется в родной Ньюкасл, чтобы выяснить все обстоятельства смерти брата. В полиции говорят, что обошлось без криминала, но будь оно так на самом деле, этот фильм, наверное, не был бы снят. Что-то тут не чисто! Сразу дают о себе знать местные криминальные авторитеты, настойчиво пытающиеся отправить Картера домой, но они связались с крутым парнем. Майкл Кейн в роли Картера смотрится очень убедительно, настоящий Джеймс Бонд. От агента 007 его отличает большая циничность и готовность к насилию. Да и вообще, культовый британский крайм сделан отвязнее в содержательном отношении и смелее технически мейнстримных фильмов тех лет. Это касается, например, перекрёстного монтажа, вступающего в активную фазу во время эпизодов, предвещающих секс. Да и главный герой, Картер, определённо, мерзавец. Он использует людей в своих интересах, не задумываясь о том, чем для них это может обернуться. Всерьёз его заботит, наверное, только участь юной племянницы, оставшейся без родителей. Наверное, с годами фильм немного поистрепался, но Ходжис придётся по душе тем, кто устал от толерантности и лицемерного морализаторства.

    Мужья / Husbands (1970) Джон Кассаветис — 9. Дюжина фотографий с придуривающимися мужчинами сменяют одна другую под весёлую музыку, а через минуту трое из них хоронят четвёртого. Опечаленные Джон Кассаветис, Питер Фальк и Бен Газзара пускаются в разгул, устраивая себе несколько дней настоящего хаоса. Мужики ведут себя как последние придурки, с них ветром сдувается воспитанность и, говоря шире, цивилизованность. В них обнаруживается что-то природное, что-то глубинно мужское. Грязь, грубость и подлинность становятся синонимами. Женщины вокруг, вроде, присутствуют, но их как бы и нет, они лишь объекты мужских потребностей, потребностей в сексе, в насилии, в нежности, не важно. У Кассаветиса по-настоящему важен именно мужчина. Его фильм как пьяная вечеринка в незнакомом месте с незнакомыми людьми: всё так обыденно и привычно, ведь все бывали на тусовках, но вместе с тем чертовски странно, почти сюрреалестично. Иногда смысл действий и слов ускользает от зрителя, да и от самих героев. «Заказала кока-колу, а потом чуть не откусила мне язык. Этого я не понимаю. Если бы сначала бросилась со мной целоваться, а потом заказала колу, я бы это понял». Попадая в волну, однако, начинаешь эту разницу чувствовать. Её, очевидно, нет, но какая разница есть ли разница? Мне нравится то, что здесь происходит, а главное как это происходит, нравится через раздражение и через дискомфорт. Надеюсь, и некоторые из вас в состоянии оценить всю силу этих неловких моментов. «Мужья» - фундаментальное исследование мужчины, но не статейка в научном журнале, а опыт стороннего наблюдателя, который видит всё и ровным счётом ничего не анализирует. Ради бога, не ждите от классика американского кино каких-то выводов или оценок, этот режиссёр прекрасен тем, что просто фиксирует на камеру то, что по-настоящему важно.
    343/584
    Ответить Цитировать
    2
  • Надо бы как-то подвести итоги года. Естественно, про игру в карты в интернете я ничего рассказывать не буду. Кому вообще нужен этот покер? Лучше начну с того, что в моей жизни кино всё ещё занимает значительное место. Вот уж удивил так удивил, да? 2017 запомнится тем, что я нашёл в себе силы осторожно подобраться к некоторым самым любопытным телевизионным проектам; на столь дерзкий и опасный поступок меня, как и многих других, вдохновил Дэвид Линч. Интересно, сохранится ли эта тенденция в наступившем году? Сухие цифры, конечно, не поражают воображение. У старых киноманов, пожалуй, они даже способны вызвать недоумение:

    Отсмотрено полнометражных фильмов: 140
    Отсмотрено сезонов сериалов: 13

    Маловато будет, знаю. В общем количестве фильмов не учтено ещё некоторое количество пересмотров, которым я не менял оценку. С сериалами тоже не так всё просто. Например, первый или второй сезон «Чёрного зеркала» по объёму прилично отличается от работы Линча. Впрочем, это всё не так важно. В любом случае, год вышел очень даже приличным. Как пример: в нашем маленьком синефильском сообществе сохранилась традиция выделять лучшие просмотры месяца в течении года, и в этот раз мне удалось даже поставить несколько девяток, что случается редко. Перечислю лучшие просмотры по месяцам ниже:

    Январь - Вселяющий страх / Kong bu fen zi (1986) Эдвард Ян.
    Февраль - Объятия змея / El abrazo de la serpiente (2014) Сиро Герра.
    Март - Эволюция / Evolution (2015) Люсиль Адзиалилович.
    Апрель - Человек, который упал на Землю / The Man Who Fell to Earth (1976) Николас Роуг.
    Май - Гипернормализация / HyperNormalisation (2016) Адам Кертис + важный пересмотр Внутренняя империя / Inland Empire (2006) Дэвид Линч.
    Июнь - Нелюбовь (2017) Андрей Звягинцев.
    Июль - Курьер (1986) Карен Шахназаров.
    Август - Постель, в которой спишь / The Bed You Sleep In (1993) Джон Джост.
    Сентябрь - Китайская рулетка / Chinesisches Roulette (1976) Райнер Вернер Фассбиндер.
    Октябрь - Большая жратва / La grande bouffe (1973) Марко Феррери.
    Ноябрь - Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno (1974) Лукино Висконти.
    Декабрь - Мужья / Husbands (1970) Джон Кассаветис.

    Лучшим просмотром года объявляется «Китайская рулетка»! Шедевру РВФ немного уступили «Мужья» Кассаветиса и «Семейный портрет в интерьере» Висконти. Все три фильма были сняты в одно десятилетие, и это первый признак того, что я старательно работаю над семидесятыми. Вы всё верно поняли, через месяц-другой здесь будет опубликован ещё один эпичный рейтинг в духе «100 лучших фильмов 1980-х по версии 2016 года» и «100 лучших фильмов 1990-х по версии 2015 года». Ну, а пока мне нужно собраться с силами, чтобы написать пост, посвящённый другому списку, «60 лучших фильмов 2010-2017-х годов по версии 2017 года». Вы о нём ещё не забыли? Ждать осталось не так уж и долго.

    Замечу, что в прошлом году кино успешно соперничало с другой моей манией. Я чуть сбавил обороты, об этом можно почитать в отчёте «Театрально-концертная осень 2017». 107 вечеров распределились следующим образом:

    Драматические спектакли: 50
    Музыкальный театр: 35
    Концерты: 22

    Лучший спектакль: Три сестры (Красный факел, Тимофей Кулябин).
    Лучший концерт: Монтеверди в исполнении Collegium Vocale Gent.
    Лучшая опера и/или балет: концертное исполнение «Написано на коже».

    Из других драматических спектаклей я бы выделил ещё «Иванова» Хорватского Национального театра в Загребе в постановке Эймунтаса Някрошюса. В рамках музыкального театра периодически Гергиев радовал поклонников Рихарда Вагнера. Тут стоит отметить «Тристана и Изольду» в трёх вечерах, Вагнер-гала, очередную тетралогию, да и Гюттлер порадовал недавним «Летучим Голландцем». Концерты я посещал удивительно редко, так как перестал покупать случайные абонементы, но из последних запомнился вечер с Кисиным.

    2017 год значительно ударил по моему увлечению литературой. По каким-то причинам мне удалось насчитать только 28 прочитанных книг. Может, что-то упустил, не знаю. Надо исправляться и помножить эту цифру на два. Затрудняюсь сказать, что на меня произвело самое значительное впечатление, но я рад тому, что снова читал с упоением Фолкнера и добил русского Набокова. В ближайшие месяцы планирую взяться за Набокова в переводах, продолжить своё знакомство с циклом романов «Ругон-Маккары» Эмиля Золя, хотелось бы ещё уделить внимание русской литературе ХХ века. Впрочем, какого-то строгого плана у меня нет.

    Два слова о нестрогих планах. В ближайшее время хочу разобраться с упомянутым выше списком лучших новых фильмов, с семидесятыми, а затем уже начну работать над топами 2017 года. Театрально-концертная жизнь на паузе, нужно заняться покупкой билетов, составить расписание на два-три месяца вперёд. С книгами тоже не так всё просто, ведь я люблю миксовать классику и экспериментальную прозу с литературой дня сегодняшнего и чем-то более-менее развлекательным. Надеюсь, всё же читать я буду больше, чем выбирать книги. На этом, пожалуй, буду закругляться. Хочется верить в то, что 2018 год окажется не менее насыщенным в плане получения интеллектуального и эстетического опыта.
    344/584
    Ответить Цитировать
    26
  • Ещё немного семидесятых. Сразу две девятки, ну, когда вы ещё такое увидите?

    Холодные закуски / Buffet froid (1979) Бертран Блие - 9. Чудак в исполнении Депардье пытается познакомиться в метро с непримечательным мужичком. Он рассказывает неприветливому и озлобленному дядьке о том, что его посещает иногда мысль убить кого-нибудь просто так, безо всякой причины. Любимчик Рамзана Кадырова даже достаёт нож и пытается вручить его как подарок новому приятелю, чтобы избежать тем самым несчастья. Тот подарок не принимает, кладёт его рядом и нож таинственным образом куда-то исчезает. «Как бы он не попал в плохие руки!» - сокрушаются оба. Через минуту экранного времени странный тип вновь встретит плешивого бухгалтера, но тот уже будет лежать с тем самым ножом в животе. Чудак удивится, захочет помочь, но несостоявшийся друг попросит оставить его в покое, ну, и заодно, раз уж суждено умереть, отдаст нож владельцу вместе со скромной суммой денег. Звучит забавно, верно? Выглядит же ещё уморительнее! И это только первая короткая сценка, дальше - больше. Если вы искали фильмы похожие на абсурдистские работы Бунюэля, то «Холодные закуски» пропускать никак нельзя. Блие, пожалуй, даже смешнее, при этом он определённо не такой колкий и едкий. В жанровом отношении «Холодные закуски» не сатира, а чёрная комедия, и современному зрителю, наверное, понятнее будет сравнение с греческим режиссёром Йоргасом Лантимосом. Только француз во всём лучше. Мало того, что само положение вещей заставляет нас с интересом следить за ходом событий, но ещё и каждый диалог ужасно остроумен!

    Жил певчий дрозд (1970) Отар Иоселиани - 9. Одна неловкая ситуация перетекает в другую: Гия вместе с девушкой бежит в оперный театр, так как в финале ему нужно отбарабанить пару тактов на литаврах, тут же его встречает приятель, с которым он договорился выпить, приходится оставить девушку одну, но найти укромное местечко для опустошения бутылки не удаётся и друзья, потерявшие запал, оставляют главного героя одного. Лангзам, Гия, лангзам! Куда ты всё торопишься, дружочек? Говорит, времени не хватает, весь день бегает, а ничего не сделано. Может, нужно просто не распыляться на пустяки? Фильм Отара Иоселиани потрясает простотой и глубиной символов. Всё внимание героя направлено вовне, он изучает этот мир, который ему интересен, он помогает и угождает разным людям, Гия находится на самом краю альтруизма. Это красиво подкрепляется эпизодами, в которых главный герой с нескрываемым любопытством смотрит то в телескоп, то в микроскоп, проявляет интерес к кинокамере, взгляд его направлен куда-то «туда», хотя жизнь она «тут», она под самым носом. Более того, тут не только жизнь, но и смерть. Гия каким-то чудом несколько раз избегает гибели, но не придаёт этому должного значения. Знаете, как говорят: жизнь нужно прожить так, будто каждый день может быть последним. Стали бы вы тратить драгоценные минуты на всякого рода суету, если завтра вам предстояло бы прилечь на веки вечные в гроб? То-то и оно, но даже угроза смерти - это лишь вопрос случая, а на деле страшнее, когда человек проживает долгую жизнь, но жизнь эта не его, ведь этот человек по сути никогда не принадлежал самому себе. Личность начинается с вопроса: кто я, в чём моя суть и чего я хочу на самом деле? Между «я» и «другие» всегда существует непреодолимое пространство, такова природа вещей. Так от эпизода к эпизоду в кадр попадают часы и мы понимаем, что жизнь Гии не просто проходит мимо, она, возможно, ещё даже не начиналась. А время идёт, часики тикают. И это открытие вместе с неизбежным финалом делает из казалось бы лёгкого фильма весьма внушительную притчу. «Жил певчий дрозд» - один из немногих шедевров кинематографа, который примечателен не только за счёт эстетического совершенства, этот фильм заставляет зрителей задуматься о сути вещей и смысле своего существования.

    Перед тем, как опустится ночь / Juste avant la nuit (1971) Клод Шаброль - 8. Шарль случайно убивает свою любовницу. Ну, знаете, есть же женщины, испытывающие непреодолимую тягу к удушению, но в таком деле надо быть предельно осторожным. Усугубляет ситуацию то, что убитая - жена лучшего друга Шарля. Вообще-то некоторые факты указывают на то, кто именно совершил преступление, но душегуб-поневоле чувствует себя в безопасности, хотя его терзают всякого рода патологические мысли. Далеко не всякий человек способен выдержать подобное испытание, Шарль явно сломлен произошедшим, его жизнь становится невыносимой. В таком состоянии легко совершить какую-нибудь глупость. «Перед тем как опустится ночь» - очень приличный французский детектив. Шаброль всегда упирает на психологию преступления, но не увязает в достоевщине, а доступными приёмами объясняет очевидные вещи. Интеллектуалы могут это посчитать минусом, а любители крепкого жанрового кино напротив будут удовлетворены сдержанным стилем и отсутствием какой бы то ни было претенциозности. Отдельной строкой стоит отметить удачную роль Мишеля Буке. Он создал шикарный образ несчастного и слабого человека. Ему даже за улыбкой не удаётся спрятать всей той боли, на которую он сам себя обрекает. Центральное место всего фильма - характер главного героя. Шарлю осуждение нужно как воздух, но этого, конечно, никто в полной мере осознать не может. Напротив, его успокаивают и всячески пытаются поддержать, тем самым только распаляя стремление к страданию.

    Представление / Performance (1970) Дональд Кэммелл, Николас Роуг - 7. Молодой вспыльчивый гангстер наворотил дел и теперь ему нужно залечь на дно. Вместо того, чтобы отправиться к условной тётушке в глушь он случайным образом узнаёт о сдаче комнаты в подвальчике у какого-то мутного типа. Мутный тип в исполнении Мика Джагера кормит нового приятеля грибами и вешает ему на шею тёлок. Это не завязка, а максимально подробное изложение всего сюжета фильма. «Представление» можно условно поделить на две части: первая похожа на экспериментальное гангстерское кино (экспериментальное за счёт дикого монтажа и чудаковатого звукового оформления), а вторая уже чистый богемный угар, не сдерживаемый необходимостью куда-то двигать действие. Формально у фильма два режиссёра, но в контексте всего творчества Роуга можно предположить, что стилистическое оформление этой хулиганской затеи - его заслуга.

    Видения / Images (1970) Роберт Олтмен - 8. Кэтрин звонит какая-то женщина, называющая себя Джоан, затевает с ней беседу как со старой подругой, но кто она? Незнакомка внезапно сообщает, что муж Кэтрин сейчас с другой женщиной. Это всё подаётся так, будто всё происходящее не более чем сон или галлюцинация. Звонок повторяется, когда Хью поздней ночью возвращается домой. Она всё рассказывает мужу, тот целует её, но внезапно превращается из модного джентльмена в дядьку с лысиной. Кэтрин кричит, убегает в соседнюю комнату, бросается на пол, а из другой двери появляется Хью в своём привычном обличии. Хочется верить в то, что это просто ночной кошмар, но примерно так люди и начинают сходить с ума, верно? Крайне интересно режиссёр трансформирует реальность. К примеру, в следующей сцене Кэтрин увидит вдалеке женщину, камера приблизится и мы поймём, что эта женщина и есть Кэтрин. Погодите, но это двойник или просто игра воображения? Тут, однако, Олтмен оставляет зрителя с новой Кэтрин, действие продолжается! Так где настоящая, подлинная Кэтрин? Таких пугающих загадок припасено у авторов фильма немало. «Видения» насыщены собственно видениями, игрой болезненного разума, хитро переплетающего реальность, воспоминания, страхи и желания. Фильм напичкан великим множеством символов, в которых при некотором желании можно усмотреть намёки на суть происходящего. Два ключевых артефакта - объективы и висячие украшения. Ещё один интересный приём связан со сказкой, отрывки из которой излагаются на протяжении всего действия. Иными словами, здесь есть чем полакомиться. К сожалению, образцовый триллер американского классика сегодня мало кому известен. Пора исправить эту несправедливость.
    345/584
    Ответить Цитировать
    10
  • Обзор "Дюнкерк" планируешь?
    1/1
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (iow @ 9.10.2016)
    В этом месяце меня ждёт литература попроще - Кларк и Азимов, но, как ни странно, в ноябре или декабре я планировал перечитать Джойса. Впрочем, такие планы я вынашивал ещё с лета, так что всё может измениться. Полноценной рецензии не обещаю, но отзыв, конечно, будет.


    Никто не забыт, и ни что не забыто :)
    12/18
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Axa16 @ 10.1.2018)
    Обзор "Дюнкерк" планируешь?

    Не, будет мелкая заметочка в рамках обзора рейтинга.
    346/584
    Ответить Цитировать
    0
  • Цитата (Racoonamatata @ 10.1.2018)
    Никто не забыт, и ни что не забыто :)

    У меня не получилось нормальный текст забабахать про Джойса, но осталось много рабочего, так сказать, материала. Я подумаю, что с этим можно сделать.
    347/584
    Ответить Цитировать
    2
  • 60 лучших фильмов 2010-2017-х годов по версии 2017 года

    В конце лета прошлого года я принял участие в голосовании, посвящённом очередной выборке «лучших фильмов от Rotten Aparts». Следует сразу внести некоторую ясность: весь наш маленький синефильский прожект, если быть до конца честным, точнее всего отражает современное положение дел в кинематографе, текущий, так сказать, момент, именно поэтому данный список для нас особенно важен. На этот раз мы увеличили число анкет за счёт некоторых любителей (и профессионалов!) кино, не состоящих в сообществе. Это должно было внести некоторую непредсказуемость в конечный результат, ведь в 2014 году уже была выборка по фильмам XXI века, да и ежегодный Blue Swan позволял более-менее точно определить победителей.

    Коротко о системе голосования. Участникам предлагалось выбрать 30 лучших фильмов с 2010 по 2017 год. Маленькое уточнение: «2017» в названии топа — сущая формальность, так как к середине прошлого года самые интересные релизы ещё не попали в международный и тем более российский прокат. И без этого набрать 30 достойных упоминания кинолент за несколько лет — не такая уж сложная задача. Каждый из списков был поделён на три части. Лучшие пять получали по 2 балла, следующая десятка — 1.5 балла, а оставшиеся пятнадцать по 1 баллу. Приведённый ниже топ представляет собой сумму из 33 подобных анкет.

    1) Бёрдмэн | Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2014
    2) Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin | Асгар Фархади | 2011
    3) Древо жизни | The Tree of Life | Терренс Малик | 2011
    4) Социальная сеть | The Social Network | Дэвид Финчер | 2010
    5) Манчестер у моря | Manchester by the sea | Кеннет Лонерган | 2016
    6) Драйв | Drive | Николас Виндинг Рефн | 2011
    7) Побудь в моей шкуре | Under the Skin | Джонатан Глейзер | 2013
    8) Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road | Джордж Миллер | 2015
    9) Охота | Jagten | Томас Винтерберг | 2012
    10) Мастер | The Master | Пол Томас Андерсон | 2012

    Давайте сразу перейдём к анализу верхней части списка. Лично я приятно удивлён лидерством «Бёрдмэна». Это редчайший пример современного фильма, сочетающий в себе новаторскую форму, хороший сценарий и доступность. Более подробно свои впечатления я описал в рецензии. Иньярриту – один из самых ярких околомейнстримных режиссёров наших дней, в этом отношении ему может составить серьёзную конкуренцию разве что Пол Томас Андерсон, чей «Мастер» замыкает десятку. Оба снимают с оглядкой на Новый Голливуд и семидесятые, но при этом серьёзно продвинулись в освоении самых передовых технических средств кинопроизводства. Например, «Бёрдмэн» возводит в абсолют иллюзию бесшовного монтажа. И это не просто прихоть, а важное творческое решение, поддерживающее необходимый темп повествования. Разумеется, значительная часть успеха фильма связана с выбором оператора, Эммануэль Любецки — настоящий мастер своего дела. Интересно, что с его именем у многих ассоциируется и относительный успех «Древа жизни». Можно по-разному относиться к позднему Малику (впрочем, именно его я считал фаворитом до объявления результатов), но на третьей строчке нашего списка размещается, в первую очередь, безумно красивое кино. А ещё мексиканский оператор вместе с Альфонсо Куароном приложил руку к созданию самого впечатляющего 3D-фильма, «Гравитации», которую можно обнаружить в нашем топе чуть ниже. Возросшее значение визуальной эстетики — первый очевидный тренд списка. Некоторые фильмы, например, «Побудь в моей шкуре» практически целиком построены на сложных необъяснимых образах. Это чертовски странно, притягательно и во многом подчёркивает уникальность языка кино, языка, не устану повторять, совершенно самодостаточного. На том же поле играют такие разные вещи как «Драйв» и «Безумный Макс: Дорога ярости». И если первый отличается откровенно претенциозным визуальным рядом, то второй — чистый аттракцион.

    Тем не менее, в верхней части итогового рейтинга нашлось место более традиционному и универсальному типу киноискусства. В частности «Социальная сеть» - классический представитель сценарного кинематографа. Соркин за годы своей деятельности успел превратиться в настоящую звезду, что вообще редко случается со сценаристами. Другой сценарист, севший во второй раз в режиссёрское кресло, создал один из самых обласканных критиками фильмов прошлого года, «Манчестер у моря». Конечно, это в том числе и актёрское кино, что подтверждает Оскар за лучшую мужскую роль Кейси Аффлека. Лучшим же образцом крепкого скрипта и выдающейся игры я считаю «Развод Надера и Симин». Эта иранская драма не просто так попала в топ imdb. Асгар Фархади снял один из самых универсальных фильмов в нашем списке.

    На самом деле, очень показателен тот факт, что универсальным фильмом я называю психологическую драму, снятую за $500 000. Можно ведь сказать, что «Развод...» - явление сугубо нишевое. В топ-10 нет ни одного тайтла, за исключением «Безумного Макса», рассчитанного на самый широкий круг зрителей. Да, та же «Социальная сеть» собрала 225 миллионов, но это поставит её на 33 место по сборам в перечне фильмов 2010 года. Тот же «Безумный Макс» едва избежал коммерческого провала, а «Древо жизни», «Побудь в моей шкуре», «Охота» и «Мастер» - проекты, насколько мне известно, убыточные. Гораздо выгоднее снимать однотипные блокбастеры, да и показывать в кинотеатрах прибыльнее всего именно их. Такова современная аудитория, с этим ничего не поделаешь. Наверное, никогда ещё в истории кино индустрия развлечений и подлинное искусство не находились на таком обескураживающем удалении друг от друга. Возможно, маленькие авторские проекты вообще исчезнут с больших экранов, так как стремительными темпами развиваются стриминговые сервисы.

    11) Кэрол | Carol | Тодд Хейнс | 2015
    12) Туринская лошадь | A torinoi lo | Бела Тарр | 2011
    13) После мрака свет | Post Tenebras Lux | Карлос Рейгадас | 2012
    14) Меланхолия | Melancholia | Ларс фон Триер | 2011
    15) Одержимость | Whiplash | Дэмьен Шазелл | 2014
    16) Ограбление казино | Killing Them Softly | Эндрю Доминик | 2012
    17) Начало | Inception | Кристофер Нолан | 2010
    18) Стыд | Shame | Стив МакКуин | 2011
    19) Жизнь Адель | La vie d'Adele | Абделатиф Кешиш | 2013
    20) Лобстер | The Lobster | Йоргос Лантимос | 2015
    21) Любовь | Amour | Михаэль Ханеке | 2012
    22) Уильям Тёрнер | Mr. Turner | Майк Ли | 2014
    23) Внутри Льюина Дэвиса | Inside Llewyn Davis | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 2012
    24) Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | Джим Джармуш |2013
    25) Милая Фрэнсис | Frances Ha | Ноа Баумбак | 2012
    26) Она | Her | Спайк Джонз | 2013
    27) Под покровом ночи | Nocturnal Animals | Том Форд | 2016
    28) Табу | Tabu | Мигел Гомиш | 2012
    29) Однажды в Анатолии | Bir Zamanlar Anadolu'da | Нури Бильге Джейлан | 2011
    30) Полночь в Париже | Midnight in Paris | Вуди Аллен | 2011

    Надо признать, что в первой половине списка доминируют сугубо авторские фильмы. Тут хватает как европейского артхауса, так и американского инди, но отдельного упоминания заслуживает мексиканский адский арт «Post Tenebras Lux». Рейгадас — один из тех немногих режиссёров, кто развивает язык современного кинематографа. Если Глейзер вам показался странным, то мексиканский гуру способен удивить ещё больше. Сцена, открывающая фильм, пожалуй, одна из лучших, снятых в XXI веке. Конечно, это ещё один достойный повод вспомнить о визуальном тренде. Стоит обратить пристальное внимание и на победителя Blue Swan 2015. Я когда-то писал о стилизации Хейнса: «Это не просто возврат в прошлое через трюк с переодеванием, в «Кэрол» время дышит». Ну, а про чёрно-белую «Туринскую лошадь» и бесконечные длинные планы Тарра, наверное, и говорить нечего — эта совершенно особая эстетика. Удивительно, что именно эти фильмы оказались рядом.

    Наверное, самое приземлённое (в хорошем смысле) кино из этой части списка - «Одержимость». Шазелл попал в топ сразу двумя своими работами, но первая лично мне кажется гораздо более интересной и убедительной. Впрочем, по-настоящему массовый фильм — это всё-таки «Начало». 825 миллионов сборов, более полутора миллионов оценок на imdb (у Рейгадаса, для сравнения, 3800 оценок) — о чём-то это да говорит. Нолан — один из немногих откровенно развлекательных режиссёров, который по каким-то неведомым причинам до сих пор интересен критикам и синефилам.

    Из «облегчённых» вариантов авторского кино и мейнстрима, позволяющих расслабиться, можно выделить «Полночь в Париже», «Милую Фрэнсис» и «Она». Мало кто помнит, но именно фильм Спайка Джонза удивительным образом одержал вверх над конкурентами на Blue Swan 2013. Победитель Blue Swan 2012, «Табу», расположился ещё чуть ниже, а главный фильм 2014 года, «Уильям Тёрнер» несколькими строчками выше. Вещи, конечно, совершенно разные, что в очередной раз доказывает широкий спектр взглядов участников сообщества.

    На кого ещё обратить внимание? В список попали как мэтры, например, Ханеке, Триер, Джармуш, братья Коэны, так и относительно молодые режиссёры, чья карьера находится на подъёме. Напомню, что Шазеллу всего 33 года! Тому Форду уже 56, но он дебютировал только в 2009, успев снять к настоящему дню два действительно талантливых фильма. В том же 2009 все с восторгом обсуждали «Клык» Лантимоса, и после этого грек только набирал обороты. За ними будущее.

    31) Джанго освобожденный | Django Unchained | Квентин Тарантино | 2012
    32) Отрочество | Boyhood | Ричард Линклейтер | 2014
    33) Отвязные каникулы | Spring Breakers | Хармони Корин | 2012
    34) За холмами | Dupa dealuri | Кристиан Мунджиу | 2012
    35) Дом терпимости | L'Apollonide (Souvenirs de la maison close) | Бертран Бонелло | 2011
    36) Левиафан | Андрей Звягинцев | 2014
    37) Советник | The Counselor | Ридли Скотт | 2013
    38) Ла-Ла Ленд | La La Land | Дэмьен Шазелл | 2016
    39) Корпорация "Святые моторы" | Holy Motors | Леос Каракс | 2012
    40) Прибытие | Arrival | Дени Вильнев | 2016
    41) Гравитация | Gravity | Альфонсо Куарон | 2013
    42) Кладбище блеска | Rak ti Khon Kaen | Апитчатпон Вирасетакул | 2015
    43) Волк с Уолл-стрит | The Wolf of Wall Street | Мартин Скорсезе | 2013
    44) Перед полуночью | Before Midnight | Ричард Линклейтер | 2013 2
    45) Цель номер один | Zero Dark Thirty | Кэтрин Бигелоу | 2013
    46) Трудно быть богом | Алексей Герман | 2013
    47) Врожденный порок | Inherent Vice | Пол Томас Андерсон | 2014
    48) Чёрный лебедь | Black Swan | Даррен Аронофски | 2010
    49) Интерстеллар | Interstellar | Кристофер Нолан | 2014
    50) Омерзительная восьмерка | The Hateful Eight | Квентин Тарантино | 2015
    51) Американская милашка | American Honey | Андреа Арнольд | 2016
    52) Ида | Ida | Павел Павликовский | 2013
    53) Укрытие | Take Shelter | Джефф Николс | 2011
    54) Комната | Room | Леонард Абрахамсон | 2015
    55) Король говорит! | The King's Speech | Том Хупер | 2010
    56) Стрингер | Nightcrawler | Дэн Гилрой | 2013
    57) Несколько женщин | Certain Women | Келли Райхардт | 2016
    58) Артист | The Artist | Мишель Хазанавичюс | 2011
    59) Великая красота | La grande bellezza | Паоло Соррентино | 2013
    60) Неоновый демон | The Neon Demon | Николас Виндинг Рефн | 2016

    В первую половину списка русским фильмам пробиться не удалось, но в топ-60 попали «Левиафан» и «Трудно быть богом». Нормальный исход, хотя, проведи мы опрос позже, вполне возможно к ним присоединилась бы «Нелюбовь». Ещё любопытно, что в рейтинг пробились сразу три женщины: Кэтрин Бигелоу (что предсказуемо), Келли Райхардт (что справедливо) и Андреа Арнольд (что удивительно). Ну, а кого у нас много, так это старых белых мужчин, особенно американцев. Может, на премиях и решает что-то политика, но в итоге искусство всё равно выше этого. А что же в нашем списке есть особенно экзотичного и необычного? Вы ещё спрашиваете! Конечно, «Кладбище блеска» гениального тайского режиссёра с непроизносимой фамилией и столь же непроизносимым именем. Для меня творчество Апитчатпона Вирасетакула остаётся эталоном современного искусства. Не нужно его сильно бояться, тем более выше упомянут далеко не самый причудливый экранный эксперимент постановщика. У «Кладбища блеска» всего 2512 оценок на imdb и 475 на Кинопоиске. Кстати говоря, в топе присутствует любопытная статистическая аномалия, затрагивающая другой малоизвестный фильм. У «Дома терпимости» на КП 3639 оценок при 4655 оценках на imdb. Не сказать при этом, чтобы русскоязычные юзеры прониклись к Бонелло какой-то особой любовью — средний балл на КП ниже. Похожий случай, но касающийся куда более популярного фильма, «Выживут только любовники»: 56 898 оценок у нас и 72 905 у них. В России традиционно любят Джармуша, что тут ещё скажешь? Обратный пример - «Однажды в Анатолии»: 1634 против 29 909. Господа, Джейлан — живой классик, обратите наконец-таки на него внимание!

    В двух словах упомяну тех, кому по тем или иным причинам не повезло. В топ-60 всего один румынский фильм: «Позе ребёнка» немного не хватило для попадания в топ, даже «Сьераневада» оказалась за бортом. Ещё у нас сложилась аналогичная ситуация с итальянцами. Это, конечно, уже вина итальянцев, а не наша как в случае с румынами. Кроме того, в этой выборке на шесть десятков фильмов всего один хоррор. Впрочем, «Неоновый демон» некоторые за ужасы и не считают. Корейский «Вопль» могли бы протащить или «Ведьму», разве нет? Отдельно стоит пройтись по персоналиям. Квентин Тарантино оказался в топе сразу двумя фильмами, но лучший из них находится на скромном 31 месте. Не самый впечатляющий результат от человека, который был с начала девяностых законодателем мод. Увы, но самая мощная вещь Дэни Вильнёва, «Враг», оказалась за пределами числа лучших из лучших. Да, «Прибытие» радует глаз, но не такого ожидаешь от одного из самых перспективных и универсальных режиссёров наших дней. Одного-двух голосов не хватило фильмам, которые могли бы поддержать визуальный тренд: «Сын Саула», «Примесь», «Молодость», «Только бог простит», «Великий мастер». Удивительно, что практически никто кроме меня не впечатлился совершенной эстетикой «Герцога Бургундии» и «Эволюции». И когда я пишу эти строчки, то приходит понимание, что за последние годы было снято куда больше приличных или хотя бы просто примечательных фильмов, чем возможно вместить в скромный перечень из шестидесяти пунктов. Впрочем, давать слишком обширные рекомендации — всё равно что ни давать никаких. Надеюсь, проделанная работа будет кому-то полезна!
    348/584
    Ответить Цитировать
    52
  • Цитата
    Надеюсь, проделанная работа будет кому-то полезна!

    Просто хочу сказать спасибо. Это реально очень интересные подборки, я их все сохраняю отдельно в блокноты для удобства. Без этих топов я б никогда не увидел азиатского кино(Чунгкингский экспресс, Олдбой), не узнал бы о таких режиссерах как Кшиштоф Кесьлёвский, Джим Джармуш и Ларс фон Триер. Я раньше мало смотрел кино, но вот за последний год, в том числе благодаря твоему блогу и этим спискам открыл для себя это искусство.
    2/2
    Ответить Цитировать
    11
  • Когда снова начнешь писать про книги?
    3/9
    Ответить Цитировать
    1
  • Цитата (Imbafer @ 29.1.2018)
    Когда снова начнешь писать про книги?

    Готовлю текст про Золя, но это может растянуться на бесконечный срок.

    Цитата (0legovich @ 29.1.2018)
    Просто хочу сказать спасибо. Это реально очень интересные подборки, я их все сохраняю отдельно в блокноты для удобства. Без этих топов я б никогда не увидел азиатского кино(Чунгкингский экспресс, Олдбой), не узнал бы о таких режиссерах как Кшиштоф Кесьлёвский, Джим Джармуш и Ларс фон Триер. Я раньше мало смотрел кино, но вот за последний год, в том числе благодаря твоему блогу и этим спискам открыл для себя это искусство.

    Спасибо, мотивирует. :)
    349/584
    Ответить Цитировать
    5
  • А по сериальчикам хит-парад запилишь? можно кратко, что-нить типо топ-10.
    9/15
    Ответить Цитировать
    1
  • Цитата (ATB87 @ 1.2.2018)
    А по сериальчикам хит-парад запилишь? можно кратко, что-нить типо топ-10.

    Вряд ли. Я же их редко смотрю, дистанции нет. Самые любимые уже перечислял. За первым нумером "Декалог", потом "Твин-Пикс", а на третье место поставлю "Берлин, Александерплац".
    350/584
    Ответить Цитировать
    2
1 16 36 37 38 39 58 68
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.s