Оскар 2018: отзывы на номинантов в категории «Лучший фильм»
Четвёртого марта состоится церемония награждения лауреатов премии Оскар. В прошлом году я написал обо всех номинантах в категории «Лучший фильм», идея мне понравилась, поэтому решил повторить сей опыт.
Зови меня своим именем / Call Me by Your Name (2017) Лука Гуаданьино - 7. Ну, что, противные мои, соскучились уже по гомосятинке? Держите свежую порцию. В Италию к семье профессора приезжает погостить молодой плейбой-философ. Он называет себя евреем, хотя больше похож на немца с плакатов времён Рейха. Главный герой - член семьи, щупленький мальчишка семнадцати лет, увлекающийся книжками и фортепианной музыкой. Ну, и, ясное дело, магия голубой луны при виде живого Аполлона начинает оказывать на неокрепший организм чудодейственный эффект. Пацан даже пытается держать себя с гостем несколько грубо, хотя на деле в самый короткий срок он весь истомился. Красавчик заигрывает с какой-то местной тёлочкой, той же дорогой пытается идти и мальчуган, но природу не обманешь! Если уж тянет на мужиков, вряд ли это так легко вылечить усилием воли. Или даже электричеством. Атмосфера влюблённости передана красиво, с тонким пониманием природы сего явления. Порой кажется, что сюжет начинает пробуксовывать, очень уж прелюдия затягивается, но затем романтика так бурно смешивается с почти патологической страстью, что фильм, кажется, обречён со временем приобрести культовый статус. Маленький спойлер: здесь даже есть эпизод совокупления с персиком! Впрочем, бояться нечего, ничего страшного не покажут, так как в самые откровенные эпизоды камера стыдливо отъезжает в сторону или выбирает скромный ракурс. Я понимаю, что сама ситуация смешная - в прошлом году на Оскаре победил фильм про негров-геев, а теперь получает несколько номинаций драма про голубых евреев, но «Зови меня своим именем» - это действительно захватывающая и трогательная история любви. Фильм очень сбалансированный! Это не сугубо эстетское инди в духе того же «Лунного света», тут есть и хороший сценарий, и отличные актёрские работы, то есть не надо быть слишком упоротым синефилом, чтобы оценить кино по достоинству. Разумеется, его даже умозрительно невозможно упаковать через половые кульбиты в гетеросексуальный формат, история просто потеряет свою логику, поэтому некоторых зрителей работа итальянского режиссёра отпугнёт. Остальным - бежать срочно смотреть!
Темные времена / Darkest Hour (2017) Джо Райт – 4. Есть такой формат фильмов - байопик для домохозяек под Оскар. Они, как правило, все плохо сняты и ужасно похожи друг на друга, но чем-то всё же должны выделяться, чтобы получить парочку номинаций. Тут есть шикарно загримированный Гари Олдман в роли Уинстона Черчилля. Он, судя по всему, получит статуэтку за лучшую мужскую роль. Да и гримёры тоже без награды не останутся. Вот, собственно, и всё, что вам нужно знать об этом фильме. Ладно-ладно, буквально два слова о сюжете: Чемберлен уходит в отставку, война с Гитлером, всё такое, его место занимает малоприятный тип, любитель вредной еды, виски и сигар, он по плану должен стать козлом отпущения, но показывает себя сильным лидером, и тут начинается Дюнкерк... Технически проект выполнен безукоризненно, картинка вылизанная, даже немного жалко, что ради такой бестолковой чепухи заставляли работать профессионалов своего дела. Сценарий, очевидно, звёзд с неба не хватает, а режиссура отсутствует как класс. Это настоящий фильм-штамп, кино, соответсвующее всем голливудским стандартам, и страдающее типичными голливудскими болезнями в термальной стадии. На вкус как дистиллированная вода. «Тёмные времена» одновременно добротный ремесленический проект и творческий нуль. Тратить ли на это время решать вам.
Дюнкерк / Dunkirk (2017) Кристофер Нолан - 6. Значительная часть «Дюнкерка» может порадовать самых взыскательных киноманов. Дело даже не столько в специальных эффектах, а в атмосфере войны. Один из главных героев пытается всеми силами покинуть эту мясорубку, он сталкивается с союзником и они, не обмолвившись даже двумя словами, становятся партнёрами, и в некотором смысле почти заговорщиками. Молодые ребята безмолвно бродят в поисках шанса на выживание, а их постоянно норовит убить то бомба, то пуля, то вода. Саспенс не хуже, чем в триллерах Хичкока. Однако, как только Нолан отвлекается от ужасов войны и пробует играть в драму, ощущается его околонулевой культурный багаж и отвратительный вкус. Он совершенно не чувствует разницу между сопливым зашкваром и настоящими эмоциями. Определённо, этот переоценённый режиссёр в душе не художник и не поэт. Я сомневаюсь, что Нолан - расчётливый гений, клепающий сознательно продукт заведомо среднего качества для широкого круга зрителей, скорее ему действительно нравится вся эта «воодушевляющая» блевотня.
Прочь / Get Out (2017) Джордан Пил — 6. Как только я увидел трейлер этого фильма, то сразу написал в блог, что нашёл претендента на Оскар. Напомню, что год назад голубые негры получили болванчика. «Лунный свет», без шуток, фильм хороший, но у них там в академиях даже лютый трэш в духе «Оград» и «Скрытых фигур» номинируют. Главное, чтобы негры были, да побольше. «Прочь» - проект оригинальный и, на первый взгляд, остроумный, но спекулирующей на том же тренде. Это расовый хоррор! Хоррор смешной и социально, извиняюсь, актуальный. Молодой чернокожий парень едет знакомиться с родителями своей белой девушки, богатенькими представителями старой элиты. Он немного беспокоится, ведь подружка не сказала предкам, что привезёт негритёнка. Они кажутся людьми с либеральными взглядами, голосующими за Обаму, но вот чёрная прислуга и другие «братья» главного героя ведут себя настолько странно, что по вашему позвоночнику непременно забегают мурашки. Впрочем, и белые вскоре заявят о себе. Как триллер и фильм ужасов до определённого момента «Прочь» работает великолепно, но затем Джордан Пил внедряет в свой сценарий настолько нелепый мистический поворот, что весь дальнейший ход действия слишком уж сильно напоминает любую другую жанровую безделушку, но безделушку обколотую пропагандистскими анаболиками. Вся вторая половина — вялое и банальное следование избитым штампам. «Get Out» не выдерживает никакого сравнения с новыми оригинальными хоррорами в духе «VVitch» или «It Follows», культовым ужастиком фильм не станет, да и в формат Оскара он не слишком удачно вписывается. Так откуда же столько шумихи? Наверное, дело в том, что западной публике очень по вкусу приходятся всякого рода разоблачения, ведь здесь все бледнолицые — это скрытые оккультные фашисты. Ну, вы же понимаете, белые толстосумы только делают вид, что поддерживают чёрных в борьбе за их права, но на деле дома в шкафу они прячут эсэсовскую форму, пока никто не видит зигуют перед зеркалом, а по ночам на природе устраивают факельные шествия. Не очень-то справедливо по отношению к настоящим либералам. Принюхайтесь! Чувствуете этот запах? Да? Если он вам не знаком, знайте — именно так пахнет чёрный расизм. Одно можно сказать точно: «Прочь» блестящим образом отражает дух нашего времени, но я не считаю, что спорная социальная составляющая может быть значительным критерием кинематографической ценности.
Леди Бёрд / Lady Bird (2017) Грета Гервиг – 5. Юная лузерша затевает в машине с матерью спор. Когда у Леди Бёрд (именно так Кристина себя называет) заканчиваются аргументы, она открывает дверь и прыгает на дорогу. Настроение эпизода комичное, в следующем кадре появится гипс с «ласковым» посланием матери, выведенном на нём фломастером. Леди Бёрд ходит в католическую школу, но как и многие другие её сверстницы мечтает о том, чтобы вырваться на волю, чтобы поступить в нормальный колледж, чтобы хоть что-то в её жизни наконец-таки произошло. У девочки появляется молодой человек и вместе с ним какие-то проблески на достойное будущее. Или это очередная иллюзия? Почти всё, что происходит с главной героиней - мило и забавно. По настроению и содержательно это напоминает многие другие фильмы о взрослении подростков. Тут стоит заметить, что в кресле режиссёра оказалась Грета Гервиг, и по атмосфере фильм повторяет работы Баумбаха с той же Гервиг на первых ролях. Сирша Ронан, впрочем, успешно выступает в качестве альтер-эго новоиспечённой постановщицы, она очень естественно изображает заурядную девчонку, но выдающейся эту роль не назовёшь. Так-то здесь собрался весь топовый молодняк, например, Лукас Хеджес (пацан из «Манчестера у моря») и Тимоти Шаламе (мелкий гей из «Зови меня своим именем»), но и они не заставят вас восторженно хлопать в ладоши. И это печально, уж актриса-режиссёр могла бы дать ребятам возможность раскрыться, но предпочла всё разыграть по стандартам. Собственно фильм снят по лекалам попсовых и модных инди пустячков, коих на каждый Санденс привозят по несколько штук, а тут всё то же самое, но пять номинаций на Оскар. Критики и академики — лицемерные твари.
Призрачная нить / Phantom Thread (2017) Пол Томас Андерсон – 8. Первый короткий загадочный эпизод получился очень гипнотическим, он даёт понять зрителю, что перед ним не заурядный вымышленный байопик, а нечто большее, но напряжение угасает, когда на сцене появляется Рейнольдс Вудкок, кутюрье с мягким голосом и утончённым вкусом. Через четверть часа экранного времени герой Дэниэла Дэй-Льюиса познакомится с официанткой, которой суждено стать его музой. Рейнольдс, как и многие одарённые люди, чудак. На первом свидании за ужином он, к примеру, стирает со своей спутницы помаду, так как «хочет понять с кем разговаривает», и рекомендует носить всегда с собой фотографию матери. Альма оказывается не так проста, она умело подаёт реплики, характеризующие девушку как человека, способного смотреть вглубь и ясно выражать свои мысли. И вот мужчина приглашает женщину в дом, но вечер заканчивается не постелью, а снятием мерок. Чёрт побери, это даже немного оскорбительно, но он так обаятелен, так мил, да и не будем забывать о том, что перед нами человек крайне незаурядный. «Я никогда себе особо не нравилась. Я считала, что мои плечи были слишком широкими. Что шея была тощей, как у птицы. Что у меня не было груди. Мне казалось, что мои бёдра шире, чем нужно. А руки слишком сильные». Такую девушку легко обольстить, да? Кажется, что Альма не думает на шаг вперёд, многие люди ловко оберегают себя от дурных мыслей, но с реальностью нужно считаться, ведь человек - это не представления о нём влюблённой девушки, все мы сложнее, чем может показаться на первый взгляд, а некоторые гении устроены особенно прихотливо. Впрочем, этот фильм, наверное, следует ценить отнюдь не за сценарий. Сколько вывернутых наизнанку историй любви мы уже видели? «Призрачная нить» уникальна своим настроением, своей яркой индивидуальностью. Это большая удача, когда у фильма есть своё лицо. Мы знаем, что ПТА может быть очень и очень разным, это его умение во многом роднит всё ещё молодого режиссёра со Стэнли Кубриком. Его новая работа подобна мягкой ткани с причудливым узором. Нельзя сказать, что непосредственно история взаимоотношений двух главных героев поражает воображение, движение такого сюжета имеет ряд естественных ограничений, будь эта вещь изложена только на бумаге — на неё никто не обратил бы внимания, в этой плоскости тяжело преподнести какой бы то ни было сюрприз. Однако, «Призрачная нить» - настоящее кино; чтобы оценить визуальный язык, удачное использование музыки, операторскую работу, достаточно быть внимательным зрителем. Если вы не хотите вникать в технические детали, то посмотрите фильм хотя бы потому, что широчайший диапазон чувств и эмоций, которые испытывают Альма и Рейнольдс, очень удачно переданы. Ну, а для ДДЛ эта роль - новое свершение, он вновь подтверждает статус одного из лучших актёров современности. Хочется верить, что несмотря на громкие заявления, это не последнее появление живой легенды на экране.
Секретное досье / The Post (2017) Стивен Спилберг – 6. Фильм начинается как старый-добрый экшен о войне во Вьетнаме, но уже через несколько минут становится ясно, что предстоящая битва развернётся не в джунглях, а в кабинетах. Добрый малый, увидевший своими глазами военную кампанию изнутри, крадёт секретные документы, так как людям постоянно врут, а они, как бы это банально ни звучало, должны знать правду. В дальнейшем зрителя отправят в Вашингтон, но Спилберг сотоварищи запрягает долго, нам для начала предстоит окунуться в проблемы местной газеты, испытывающей трудности. Денег у них нет, уверенности в завтрашнем дне тоже, а что есть так это сложности с выходом на рынок акций. Главный редактор (старина Том Хэнкс) раздувает бюджет и пытается играть в одной лиге с небожителями из Нью Йорка, управляет же всем этим предприятием, стыдно сказать, женщина (пусть и Мэрил Стрип), причём женщина, занявшая свою должность лишь из-за трагического стечения обстоятельств. Всё это нужно знать для того, чтобы понять в каком положении находилась редакция, когда в их руки попали заветные документы. Возникает классическая дилемма: с одной стороны - национальный интерес, подкреплённый естественным страхом перед государственной машиной, с другой же - свобода слова, основа основ американского государства. За публикацию таких материалов можно оказаться за решёткой, то есть угрозе подвергается не только газета, но и судьбы её работников. Если в России снимают пропагандистское кино о спортивных успехах и полётах в космос, то в Штатах классический пример агитационного фильма - это всегда что-то типа экранизации конституции. Уверен, что найдётся много людей, которые толком и не поймут, в чём заключается принципиальная разница. Главное слабое место «Секретного досье», в которое грех не ткнуть его пальцем - это безусловная вторичность. «Вся президентская рать» получила в 1977 году 4 Оскара, и вот спустя 40 лет звёздное трио Спилберг-Стрип-Хэнкс выпускает что-то вроде приквела. Ребята, вы это серьёзно? Ну, было бы всё не так плохо, но ведь в 2015 лучшей картиной года академики назвали «В центре внимания», с которым у «Секретного досье» тоже хватает точек пересечения, хотя, надо это признать, наш пациент не так сильно похож на газетную статью. Тут присутствуют интересные детали, которые делают историю не только более человечной, но и личной, так как персонаж Стрип дружит со всей этой правительственной шайкой, включая человека, которому те самые секретные документы предназначались. Это волнительное и нервное кино, взывающее к вашему чувство справедливости. Наверное, оно чуть сентиментальнее чем нужно, есть даже два-три пошловатых эпизода, оно не слишком оригинально выгляд - это и так понятно, снимает же Спилберг, но по исполнению этот проект находится на более чем приемлемом уровне. Да и ещё: если вам по душе Мэрил Стрип, то просмотр обязателен, это удачная роль.
Форма воды / The Shape of Water (2017) Гильермо дель Торо – 5. Заходят как-то в бар калека, лох-несское чудовище, гомосексуалист, черномазая толстуха и коммунист, а бармен им: «А ну-ка, уёбывайте отсюда!» Компания не расстроилась и пошла сниматься в кино. Разношёрстный набор персоналий не должен вас удивлять, «Форма воды» сочетает в себе массу всего плохо сочетаемого: с одной стороны, это сказка, современная версия «Красавицы и Чудовища», с другой же ничего современного в ней нет, обычная ретро безделушка, а с некоторого ракурса эта штука похожа на постмодерновое извращение с мастурбацией и гниющими пальцами. Каким же образом столь несуразный монстр появился на свет не так важно, но Гильермо дель Торо уже получил Золотого льва в Венеции, 13 номинаций на Оскар и всё указывает на то, что фильм отобьётся в прокате. Сюжет банален и узнаваем, декорации не должны вас смущать: немая уборщица, работающая в исследовательском центре, знакомится с глубоководным чудищем очень похожим на загримированного под рыбу человека, два одиноких существа находят общий язык, у них даже завязываются отношения, но злые военные по каким-то формальным сюжетодвигательным соображениям решают прикончить мутанта. Да, и на фантастику фильм не похож, не нужно предъявлять каких-то завышенных требований к реализму, это в первую очередь мелодрама о «других», а моральная сторона вопроса страдает типичной для обывательского кино бинарностью. Впрочем, в розовых соплях без труда обнаружатся кровяные сгустки. В фильме предостаточно откровенных сцен и насилия, то есть с маленькими детьми на сеанс вряд ли стоит приходить, о чём красноречиво свидетельствует рейтинг R. Иными словами, «Форма воды» - это, что называется, нетипичный мейнстрим, смело рекомендовать который можно разве что поклонникам режиссёра.
Три билборда на границе Эббинга, Миссури / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri (2017) Мартин МакДона - 7. Три билборда на границе Эббинга, Миссури с тремя короткими надписями огромным шрифтом: «Избили до смерти и изнасиловали», «И до сих пор ни одного ареста», «Как же так, шериф Уиллоуби?» Отчаявшаяся мать убитой девочки решает таким образом привлечь внимание полиции захудалого провинциального городишки к преступлению. Надеюсь, вы не представили себе слюнявую историю о борьбе с системой. Мартин МакДона, известный по остроумным криминальным драмам «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», припас для вас мешок убойных едких шуток. Милдред, если уж на то пошло, нельзя назвать хорошей матерью. Пожалуй, что и хорошим человеком она не является. Это жестокая, мстительная и упрямая женщина, наделённая умением красочно оскорблять людей с застывшей миной печали на лице. Очевидно, что её отношения с дочерью были далеки от идеала, да и с сыном она не всегда находит общий язык, а муж так и вовсе ушёл к молоденькой глупышке. Определённую изюминку ситуации придаёт рак шерифа Уиллоуби. Да, в это сложно поверить, но даже подобная скользкая тема обыграна так изящно, что не позволяет упрекнуть автора фильма в банальной спекуляции. Более того, болезнь послужит поводом к шикарному сюжетному повороту. Это важно подчеркнуть дважды: сценарий фильма богат не только на первоклассные диалоги, сияющие благородным светом чёрного юмора, но и сама история удивит динамикой развития событий. Мартин МакДона снял мрачный фильм на вечную тему, но смог избежать глупого пафоса, заменив малейшие намёки на пафос горьким юмором. Прекрасно, когда с экрана с тобой говорят о насилии, о мести, о прощении и невозможности прощения, но не поучают, не втолковывают банальные истины, будто тебе ещё нет двенадцати, а делают это так ненавязчиво, легко и занимательно.
Теснота (2017) Кантемир Балагов – 5. В истории похищения молодой пары кавказцами центральной фигурой являются не ребята или бандиты, а сестра пропавшего парня. Эта малоприятная еврейка из Нальчика не желает жить спокойно и высасывает все соки из родителей. Пока Давида отец с матерью пытаются спасти, Ила творит чёрт знает что! Впрочем, девушка — дочь своей матери, и если с отцом ей легко найти общий язык, то женщинам в семье поладить не удаётся. Дело не только в отношении, но и в конкретных поступках. По большому счёту, «Теснота» - это кино о естественности эгоизма. Тема любопытная, а вот сценарий слабоват. Кантемир Балагов не просто решил описать «случай из реальной жизни» на бумаге, но и взялся за экранизацию этой нехитрой истории. Несмотря на этнический крен и факт обучения у самого Сокурова, выглядит «Теснота» как типичный русский артхаус. Грязь на улице, попса в телевизоре, бутылка на столе и пустота в голове. Из формальных находок бросается в глаза «тесный» формат кадра и цветовые лейтмотивы. Соотношение сторон 4 к 3 позволяет заполнить картинку людьми и провоцирует на съёмку крупными планами, что теоретически повышает вовлечённость в действие и добавляет психологизма. И это, наверное, неплохо работает, а вот идея обозначить персонажей цветовыми метками откровенно раздражает. Жизнь Илы раскрашена синими цветами, с первой же сцены заметно выделяется синева кепки и термоса, затем мы видим её синюю куртку, а с появлением жёлтого брата мы понимаем, что это не случайность, а концептуальная находка. Например, цвет девушки Давида, той самой, которую вместе с ним похитят, зелёный. Обратите на это внимание, режиссёр будет безостановочно по ходу действия обозначать таким образом принадлежность персонажей к определённому лагерю. В частности, займётся активным сочетанием и делением цветов. Пожалуй, забавнее всего смотрелась машина с тонированными стёклами: передние сиденья отданы на откуп главной героине и прозрачно-синей гамме, а мать на заднем сиденье купалась в жёлто-коричневых красках. Разумеется, здесь важна колористическая динамика, так постановщик даёт подсказки, обогащая образ Илы в некоторых эпизодах чужими метками. Хочется ещё раз подчеркнуть: цвет имеет определяющее значение в каждой сцене. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но реализована идея с каким-то студенческим пылом. Слишком заметно, что «Теснота» - дебютный фильм. Впрочем, Балагову всего 26, с годами он наберётся опыта, отточит мастерство и (очень хочется на это надеяться!) разовьёт хороший вкус.
Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017) Йоргос Лантимос — 7. Лантимос хорошо знаком поклонникам европейского артхауса по изобретательному «Лобстеру» и крайне необычному «Клыку». «Убийство священного оленя» продолжает ту же линию странного кино с хорошим юмором. Абсурдизм Лантимоса в этот раз — поведенческий концепт. Все герои — схемы, а не живые люди, они даже не играют роль типажей, их нельзя описать словами «ребёнок», «трудный подросток», «успешный кардиохирург», скорее это некие бесполые абстракции. Так вот эти угловатые инопланетяне, выражающие свои мысли так, будто зачитывают вслух умную книгу, помещены в декорации арт-триллера в духе «Врага» Вильнёва. Первые же сцены покрыты завесой тайны: врач встречается с молодым пареньком, дарит ему часы, тот его обнимает, но что, что же их связывает? Может, пацан — это сын, который не видел отца много лет, или вообще его любовник, совершенно не понятно, так как, повторюсь, все герои этого фильма ведут себя до комичного неестественно. Они ужасно холодны и подозрительно красноречивы. Кроме того, каждая подобная встреча погружает зрителя в состояние тревоги, вот-вот что-то должно произойти, какой-то эмоциональный сюжетный взрыв. И он, конечно же, происходит. Единственное, о чём можно сказать, чтобы привлечь чуть больше внимания к хорошему фильму: паренёк — сын погибшего пациента, и он путём неких мистических манипуляций вторгается в жизнь семьи врача. В «Убийстве священного оленя» многое пугает, и этот испуг особенно примечателен тем, что в то же время он может сопровождаться смехом. Изобилие чёрного юмора характеризуется главным образом тем, что в нём больше черноты, чем юмора, но сама абсурдность положения участников трагедии вынуждает хотя бы иногда злостно хихикать. Да, и это, что само по себе уже прекрасно, всё упаковано в формат дико остроумных диалогов! В плане постановки «Убийство...» стоит выше других фильмов грека хотя бы потому, что элементы триллера, хоррора и античной трагедии при выходе на первый план удивляют своей жанровой полновесностью. Операторские ракурсы, музыка, монтаж - всё это скомпоновано здорово, со знанием условностей жанра, но не выглядит как обычная стилизация под триллер или хоррор. Меньше всего мне понравилось то, как Лантимос разрешил интригу. Ну, то есть у него есть хорошая задумка, очень увлекательная, особенно на первом этапе, история, но всё это приводит к откровенно блёклому финалу. Может, концовка и не так плоха, но по своей эмоциональной и образной глубине она здорово уступает другим эпизодам. Тем не менее, очевидно, что фильм попадёт во множество списков «лучших из лучших» в конце года. Не пропустите! Дополнительный довод для любителей актёрского искусства: очень хорош Барри Кеоган, вы его уже видели в Дюнкерке, Николь Кидман и Колин Фаррел тоже прекрасно смотрятся на экране, да и дети прилично играли. Здесь, определённо, есть чем полакомиться.
Аритмия (2017) Борис Хлебников – 5. Катя по sms предлагает мужу развестись. У неё на то есть веские причины: Олег постоянно напивается в стельку, не считается с мнением супруги и вообще производит впечатление конченого человека. Авторы фильма, однако, большую часть времени тратят на то, чтобы показать какой же он хороший врач. Да, говорит нам с экрана Борис Хлебников, пусть он и на работе перегибает иногда палку, берёт на себя слишком многое, но за мизерную зарплату катается на «скорой» и спасает людям жизни, а это что-то да значит. Возможно, человека как личность характеризуют поступки в экстремальных ситуациях (помните уморительный «Форс-мажор» Эстлунда?), Олег и тут не пасует, так как безусловно готов идти на жертвы ради пациентов, он, как ни крути, «хороший парень». А что это меняет? На самом деле, совершенно ничего, так как перед женой он полноценно раскрывается только ближе к финалу, и его профессиональная деятельность к семейной жизни всё-таки прямого отношения не имеет. По сути весь сценарий строится на зацикленной спекуляции: на работе работаем работу, а дома на отыгрыш роли мужа сил не остаётся. Сценарий, конечно, очень искусственный, но никто и не ждал откровений в духе Кристи Пую, «Аритмия» - это всё-таки мелодрама. Тем не менее, фильм состоит из ряда бытовых моментов, чуть преувеличенных, чуть заштампованных, но претендующих, очевидно, на некий слепок с российской действительности: здесь и пьянство, и секс после ссоры покажут, и начальника плохого подсунут зачем-то, я уж не говорю про сцены из жизни бригады скорой медицинской помощи. В этом нет ничего плохого, пусть это и банально донельзя, но посмотрите хотя бы на то, как такого рода эпизоды снимает Звягинцев. Разница очевидна. И по задумке, и по исполнению кино посредственное.
Хэппи-энд / Happy End (2017) Михаэль Ханеке - 7. Последний или как модно говорить крайний фильм австрийского мэтра построен на принципе самоцитирования. С первых же минут Ханеке отправляет нас к «Седьмому Континенту» и «Видео Бенни», затем напоминает о «71 фрагменте хронологии случайностей» и так далее по списку, заканчивая остроумным эпизодом, прямым текстом отсылающим к «Любви». Фанатам, безусловно, понравится, тем более режиссёр не слишком часто радует нас комедийными элементами. Начинается всё с того, что тринадцатилетняя девочка совершает попытку отравления собственной матери, а затем попадает в семью отца, живущего с новой женщиной. Сюжет, наверное, не так уж и важен, так как он жёстко привязан к фильмографии великого мизантропа. Иными словами, «Хэппи-энд» - сугубо формалистский арт, который случайному зрителю может и наскучить. Да, там хватает странных и смешных эпизодов, но от сурового мастера тяжёлых психологических драм все ждали чего-то тягостного и вскрывающего тёмные стороны человеческой природы, и потому многие критики приняли новинку с некоторым недоумением. «Хэппи-энд» - кино легковесное и совершенно не претенциозное, а финал заставит вас хохотать в голос. Да, пусть он скоро забудется, но так ли это важно?
Очень тёмные времена / Super Dark Times (2017) Кевин Филлипс - 7. Об этом фильме стоит рассказать хотя бы потому, что он не попал в российский прокат, но достаточно хорош, чтобы его посмотреть. Может показаться, что в своей дебютной полнометражной работе Кевин Филлипс заигрывает с набирающим обороты ностальгическим трендом: достаточно упомянуть «Очень странные дела» или «Оно», чтобы сразу стало ясно, что под этим подразумевается. Ретро-стилизация с пацанами на велосипедах на этот раз нашла своё воплощение не в ужасах, фантастике или мистике, а в атмосферном триллере. Беззаботная беготня школьников неминуемо обернётся чем-то жутким, это чувствуется заранее, но история построена на силе сюжетных поворотов, поэтому я крайне не рекомендую читать обзоры или смотреть трейлер до знакомства с фильмом. Авторы достаточно тонко обходятся с тремя главными темами «романа взросления». Любовь, дружба и смерть — понятия, которые каждому из нас в подростковом возрасте пришлось переосмыслить, но герои «Super Dark Times» попадают в крайнюю ситуацию, приобретая страшный опыт, неизбежно влияющий на всю их дальнейшую жизнь и представления о мире. Два друга, попав в стрессовую ситуацию, принципиально по-разному отвечают для себя на вопрос: «Кто я такой?» Оба лучше начинают понимать себя, а потому отдаляются друг от друга. Наверное, некоторым зрителям кино покажется чересчур инфернальным, надуманным, сгущающим краски, но серьёзным минусом это назвать нельзя, скорее особенностью жанра, да и сделана вещь добротно.
Радиус / Radius (2017) Кэролайн Лабреш, Стив Леонард — 6. Чувак очухивается после аварии, находясь в состоянии шока ходит туда-сюда, строя из себя здорового человека, но вот имени своего вспомнить не может. Видит, что едет машина, машет рукой, машина как-то неловко останавливается, а там мёртвая баба. Заходит в кафеху - и там трупы. Как-то невезёт ему на живых людей. Вскоре, однако, парень становится свидетелем странной смерти, и приходит постепенно к пониманию, что люди и даже птицы умирают, приближаясь к нему на определённое расстояние. Чудеса да и только! Вместо того, чтобы поехать на встречу с Путиным, он запирается в доме и слушает радио, где обсуждают загадочные смерти. Так бы и жил не тужил до первого инсульта или инфаркта, но внезапно смертоносный герой натыкается на девушку, не попавшую под воздействие губительного радиуса смерти. Можно сказать, сорвал джек пот, появился шанс, что в этой жизни он не будет ограничиваться мастурбацией и некрофилией. Радоваться надо, приятель! Вот вам 18 минут из полутора часов, дальше сами. Ну, если бы это всё случилось из-за приложения, установленного на смартфон, тот «Радиус» мог бы сойти за серию «Чёрного Зеркала». За той лишь разницей, что здесь меньше социальной фантастики и больше мелодрамы. Да, простенько, пусть даже примитивно, но не так плохо как дорогие блокбастеры.
Тор: Рагнарёк / Thor: Ragnarok (2017) Тайка Вайтити — 5. В последнее время, всё чаще и чаще студийные боссы приходят к осознанию того, что кинокомиксы должны как можно больше веселить зрителя и развлекать его. Новый «Тор» не отправлен пафосом воинствующих монологов и это прекрасно, но одного понимания, как выясняется, недостаточно. «Рагнарёк» - ещё один трусливый фильмец с тупейшим сюжетом, пересказ которого без упоминания имён, приведёт к неизбежному конфузу, так как под описание подойдёт несколько других проектов Marvel. Подавляющее большинство попыток пошутить можно назвать успешными, особенно удачно в этом отношении раскрывается образ главного героя, но годного контента в фильме так мало, что его хватило бы в лучшем случае на короткометражку, а оставшаяся часть времени посвящена какой-то донельзя нелепой чепухе.