К спору выше о том, что запускать бизнес глупо расскажу про свой только начинающийся опыт в ретейле. Надеюсь получить советы, поддержку или порицание, так как людей с опытом здесь хватает)
Заранее сорри, что получилось много букв.
3 недели назад открыл свой первый ретейл бизнес в Москве – магазин электронных сигарет, он же вэйпшоп, а также сайт
hotvape.ru.
Рынок нахожу супер перспективным, если в нем разбираться, и понимать что нужно потребителям, ну и как всегда иметь цель и средства.
Есть три товарные группы в ретейле: девайсы (сами сигареты, боксмоды и прочее), жидкости (туда же можно отнести основы, ароматизаторы и прочее), расходники (сменные испарители, намотки и тд). Для понимания примерных продаж: девайсы 20%/ жидкости 60% / расходники 20%.
На выходных была крупнейшая выставка в СНГ Vapexpo, было 200 стендов. Несколько цифр с нее: 1) Рост рынка:
2014 год 90%
2015 год 70%
Первый квартал 2016 120%
Это на фоне падения розницы в общем в ретейле на 10-20% по стране.
2) Количество продаж жидкостей только в Москве в месяц оценивается в 400-500 миллионов рублей в месяц, и постоянно растет.
3) Есть ожидание, что рынок вырастет за 2 года в 5 раз. Есть классическая концепция с новыми продуктами в таких сегментах: сначала появляется авангард, потом подражатели, после выход на масс март. В Москве и СПб подражатели, в других городах авангард только формируется.
Сферы бизнеса грубыми штрихами делятся так, пока зайти можно в любой, если понимать, что и зачем делать:
- ретейл
- производство жидкостей
- дистро (девайсов и премиальных жидкостей из других стран)
- оптовые продажи
- оборудование для производства жидкостей (вообще пустой рынок)
Сложности:- нет гос регулирования, которое рано или поздно появится. В думе есть лобби, да и в целом регулирование коснется прежде всего рекламы, производства и сертификации жидкостей и запрета на употребление в общественных местах (потому что как известно «законом не запрещено, парю где хочу»). В ЕС готовится директива, которая вступит в силу только через 2-3 года.
В целом, появление регулирования – это хорошо, так как уйдут недобросовестные производители (в России таких 95%), придут деньги от больших компаний в том числе на популяризацию. Запрета никто не ожидает, да и запретить по сути невозможно. Девайсы – это условные мобильники, жидкости состоят из пропиленгликоля и глицерина, это тоже самое что запретить еду. Есть вопрос по никотиносодержащим жидкостям, но опять таки никотин можно купить без проблем в чистом виде и закапать в жидкость.
- отсутствие возможности рекламы в интернете. Запрещена реклама в яндекс.директ, адвордс, вконтакт и других площадках. Но снова это можно воспринимать как плюс, так как основным элементом остается креатив и нестандартность подхода, что на руку маленьким магазинам типа меня.
- появление крупных игроков, которые получив первые быстрые легкие деньги реинвестируют их в бизнес, и с нуля сейчас безусловно сложнее чем было год назад. К слову о легких деньгах - один из парней, запустивший жидкость atmose через пол года стал ездить на ламборджини (
для любителей показных понтов конечно замечание).
Плюсы коротко:- супер быстрорастущий рынок
- даже не быстрорастущий, а скорее формирующийся, так как лидеры только обозначаются, спрос формируется
- не сложный вход, если понимать ЦА и потребности
- не сформированные и полупыстые сегменты бизнеса
Немного о моем магазине и опыте.Что было сделано для открытия магазина:
Месяц первый, 9-31 мая.
У меня есть друг, молодой и с плохой невысокооплачиваемой работой, которого я перетащил к себе, делаем все вместе, деньги только мои, экономим где это возможно.
В мае пройдено несколько десятков вэйпшопов, найдена точка (вообще не халява найти кстати), изучен район и конкуренты где нашли точку, найдены поставщики, проведена закупка, оформлен ИП, касса, 1с и все прилегающие дела, сделан сайт на платформе, дизайн, внесен товар, описание, ¾ фотографий наши, куплена группа в вк с нашим названием и 11к участниками за очень недорого.
Месяц второй, 1 июня - сегодня.
Произведен некоторый ремонт на точке, витрины, возведение стенки, производство внутренних вывесок, визиток, листовок и прочего, запущена продажа. С 7 июня мы работаем, прошло чуть больше трех недель. Произведен еще ряд закупок, некоторые промо активности, но на самом деле нужно делать всего больше. Сейчас разработали дисконтную систему, с основными задачам как: совершение первой покупки, лояльность, увеличение среднего чека, приведи друга. Запустили акцию с большими скидками в честь открытия, что на самом деле было не обдуманно, сейчас ее сворачиваем, запустим систему лояльности.
Безусловно не обошлось без ошибок, ряд из которых, пожалуй, все же не ошибки, а недостаток собственных средств и ограничения по срокам. Короче классика)
1) Выбор точки, который как известно 50% результата. Можно найти было и получше, хотя за эти деньги лучше не найти (парадокс, но именно так все и обстоит).
2) Не зафиксированные на бумаге договоренности о размещение вывесок и прочей рекламы на торговом центре (из-за этого потеряли 10 дней с ее размещением).
3) Работа с непроверенными подрядчиками, из-за чего вывеска должна встать только сегодня, производство листовок задержали, визитки пришли кривовато обрезанные.
4) Первую закупку нужно было делать больше по ассортименту, так как мы потеряли примерно 15-20% клиентов, которые приходили за чем-то, а у нас не было. Например решили, что продавать основы не так важно и выгодно, а когда за ней приходят, возьмут что-то еще. Испарителей огромный разброс. Пришел парень, купил сигарету, на следующий день привел друга за такой же, а она у нас была одна. Будем их как-то теперь возвращать.
Как обстоят дела:Немного оправданий, хотя все нормально) Вэйп сообщество узкое, и важно, чтобы о тебе знали, знали где ты, и что у тебя все есть, есть хорошие консультанты. Работать сразу в плюс да и при первом запуске не просто. По общению с другими точками: первый месяц в минус, второй в 0/слабый плюс, третий в плюс. При этом вывески у нас должна появиться сегодня, да и точка «эконом варианта». И не стоит забывать, что лето, спад продаж (со слов конкурентов 20-30%), когда твоя ЦА сдала сессию и уехала куда кто смог. Да и с рекламой нужно активнее, да и вообще работать больше)
Результаты такие (х – выручка, при которой мы работаем в 0).
Неделя 1 – 0,1х
Неделя 2 – 0,3х
Неделя 3 – 0,6х
Полагаем, что через 2 недели должен точно случиться 0 и дальнейший выход на прибыль.
Ближайшие планы (месяц-два):1) Маркетинговые активности оффлайн. Промо, система лояльности – хорошую придумали по крайней мере на бумаге, вывеска, дополнительные элементы рекламы, попробуем как-то поуводить у конкурентов клиентов на месте.
2) Маркетинг онлайн. Развитие группы, точно инстаграми автофоловинг, сео, тут нужно побольше подумать в сторону креативных решений, мы в процессе.
3) Продолжение расширения ассортимента.
4) Заход в табачные лавки с поставкой им мелкооптоых партий простейших девайсов и бюджетных жидкостей.
5) Открытие второй, третьей точки. Сетью конечно проще работать, полагаю, очевидно почему. Своих денег может хватить с трудом на вторую точку, полный all in. Поэтому буду пробовать привлекать деньги, опыт есть.
6) Если с привлечение будет трудно, есть идея создания ассоциации вэйпшопов Москвы, возможно какие-то слияния. Полагаю, я не один такой с подобными проблемами. Есть опыт колабораций, работы в различных сетях, и как должно все работать в принципе понятно. В работе сеткой огромное количество плюсов: узнаваемость, более низкие цены в закупке из-за количества покупаемых позиций, общий рекламный бюджет, экспертиза других участников и многое другое. Так же в этом случае легче разговаривать про официальное дистрибьюторство, можно уже начать думать про оптовые продажи с общим бюджетом, так как со складом в мск нет нормальных поставщиков, производство своей жидкости и многое другое.
Зачем это все?1) Интересно получить советы более опытных ретейлеров, может здесь есть даже владельцы вэйпшопов.
2) Если кому-то интересен этот рынок – пишите в личку, можем оказаться друг другу полезны. Задумался об открытии еще в конце осени, но тогда не было возможности этим заняться, сейчас же понимаю, что нужно запрыгивать, поезд тронулся. Я к тому, что экспертиза копится уже давно.
3) Если здесь есть любители пара – welcome! Покеристам всегда скидки, и цены, что сейчас на сайте – думаю, можно будет попробовать закрепить, есть доставка.
Ассортимент всегда пополняется, сейчас ждем большую закупку и, если что-то не нашли – пишите, если что привезем для вас.
И если вы хотите бросить курить – все расскажу, посоветую и помогу, так как табак – адское зло и вред. Самочувствие, сон, появление сил, еда наконец-то обретет вкус – это все правда) Говорю как курильщик с 13 летним стажем, у которого пропали все проблемы с сердцем через месяц отказа от сигарет.
Заходите
hotvape.ru и вступайте в группу
vk.com/hotvapeСорри если слишком рекламно в конце, но должен же я был это написать)
А так же я это все к тому, что ниши всегда появляются в малом бизнесе и главное искать. Хотя я пока только начинаю. Удачи мне) Могу отписываться время от времени, если тема окажется интересной.
Может в Техасе, может Зимбабве а может и Киргизии.
Всё заводы оборудованые Ryonet выглядят абсолютно идентично во всём мире, если тебя это успокоит)))