Фонды
Как я уже писал ранее, я веду переговоры с тремя типами потенциальных инвесторов:
- студенты школы (клиенты компании)
- Фонды
- частные инвесторы (например, посетители сайта джипситим)
Для первых и третьих условия одинаковы, для Фондов они несколько отличаются.
Сейчас я общаюсь с тремя Фондами, которые сильно отличаются между собой по размерам компаний, направлениям деятельности и политикой работы с партнерами.
Фонд принципиально отличается от частного инвестора тем, что хочет поставить своего управляющего-администратора. Это один из 4 типов управляющих (почитать можно тут
http://biznesfabrika.ru/upravlenie-biznesom-4-tipa-mened)Он не вносит никаких изменений в бизнес-процессы, а выполняет, скорее, роль смотрящего.
Также, Фонды хотят мажоритарную долю. Здесь вполне понятно – у них есть свое видение процессов и они хотят минимум наложить вето/взять ситуацию под свой контроль в случае, если что-то пойдет не так.
Фонды очень медлительны в том, что касается процесса принятия решений. Самый первый Фонд месяц думал над предложением и только потом мы продолжили общение. Ты можешь готовить бумаги, отчеты, ездить к ним, вести переговоры и они в любой момент могут остановить процесс на неопределенное время. Это, своего рода, некая проверка.
Я знаю владельца одного Фонда, который занимается онлайн-играми. У них огромное количество предложений и каждое отдельное они рассматривают довольно вяло. Как он мне объяснил – каждый владелец бизнеса хочет, чтобы его проект выглядет самым перспективным, успешным, уникальным. На самом деле, истинная ценность проекта проявится далеко не сразу. Во-первых, если проект успешен сейчас, то через некоторое время все может поменяться. Фонды оценивают способность бизнесов к адаптации на меняющемся рынке. В каждый момент времени рынки меняются и абсолютно все спрашивают про видение рынка через 6-12-24 мес. Что делается из новых разработок? Какие новые продукты/предложения будут выпущены на рынок в следующем сезоне. Фонды смотрят на перспективу, а не то что есть сейчас.
Фонды в первую очередь смотрят на то, кто делает продукты в вашей компании. Что генерирует идеи – один это человек или команда разработчиков. На всех переговорах меня очень подробно спрашивали про Гульнару и нашу команду преподавателей. Их интересует абсюлютно все ньюансы.
Фонды смотрят на финансовые показатели. Pl отчет изучается довольно подробно. Задается очень много вопросов - “а почему просели здесь”, “а почему здесь на 200К меньше в рекламу вложили”
Фонды смотрят на лидогенерацию. Структура траффика, его объем, сезонность, анализ поквартальных показателей, анализ изменений качества траффика.
Очень подробно анализируется рынок – перспективный или нет, его объем, растет или загибается, конкуренция, ваше место сейчас, за счет чего планируется увеличить долю на рынке. ЦА – платежеспособность, средний чек сейчас, способы монетизации.
Фонды не интересуют ваши перспективы. Что там планируется сделать для захвата мира, мне кажется, с таким опытом уже видно сразу по текущим показателям есть перспективы или нет. Когда я на первой встрече начал рассказывать о планах на лето – меня перебили: “ладно, это потом обсудим”. На других встречах я уже не говорил о новых направлениях и меня деже не спрашивали.
Фонды практически не интересует в каком виде сейчас сайт, лендинги, маркетинг, отдел продаж, скрипты, мэйл-рассылки, странички в соцсетях – все то, что можно оперативно улучшить за счет их компетенции.
Фонды не интересуют отдельные личности, их интересует максимально независимый от человеческого фактора продукт, который можно масштабировать, локализовать на другие рынки (не всегда это приоритет, но и не последнее место), сам рынок и, конечно, команда как структурная единица, а не как коллектив отдельных личностей. То есть гибкость команды к любым изменениям – процессу производства, уходу/приходу отдельных сотрудников, изменениям на рынке.
Самое главное, чтобы была действительно сильная команда, которая записывает хороший и качественный продукт, востребованный на текущем рынке. С хорошими возможностями для расширения и адаптируемый к изменениям рынка в будущем
Любому новому проекту полезно обратиться в Фонд, чтобы понять где вы вообще сейчас находитесь, стоит ли ваш бизнес действительно чего-то в глазах профессионалов. Какие ошибки вы сейчас совершаете. Исходя из того, на что обращают внимание, можно оценить ценность того или иного действия и его целесобразность.
В противовес этому любопытно почитать вопросы не Фондов – они находятся в другой плоскости и направлены на технические недочеты, которые есть у любой компании/продукта. Все это имеет минимальный фактор при оценке стоимости компании, тк смотрят именно на перспективу. Если убрать все эти недочеты сейчас, то стоимость компании не измениться.
Нужно понимать, что за 18 месяцев, которые работает моя компания, наладить тихнически все идеально невозможно. Самое главное, что это мне объяснили именно Фонды. То есть, когда я говорил: у меня тут сайт кривой и я его переделываю, мне отвечали: “ой, да это не важно сейчас”.
Для меня Фонд как потенциальный инвестор менее привлекателен, нежели частное лицо, тк будет больше лезть в вопросы управления компанией. Это и хорошо и плохо одновременно. Хорошо тем, что привлекается компетенция. Но где гарантия – что лучшая из возможных? Может быть, Фонды “доят” свои компании или некоторые из них (а они делают такое иногда) и именно мой проект попадет под такую “программу”.
Компетенцию можно просто купить – нанять персонал или обратиться к подрядчикам.
А вы как считаете, лучше сотрудничать с Фондом или частными инвесторами? Если бы у вас был свой проект (или, может, уже есть), вы бы как поступили?