B1GBRO @ 30.3.2018
Igrok_13, так ведь так, как ты себе представляешь - так оно уже и делается. Даже в том же злополучном ТЦ "Зимняя вишня" была автоматическая противопожарная система. И в самолёте Ан-148, который разбился в Подмосковье, был автопилот. Но иногда автоматика ломается и даёт сбои. Приходится отключать автоматику и передавать управление человеку. А человек уже не готов её заменить, нет у него практических навыков, поэтому с бо́льшей вероятностью принимает неправильные решения. Вот тут теперь и происходят катастрофы, как раз это и есть человеческий фактор. Теряет человек квалификацию, когда всю работу за него делает компьютер. Рядом с компьютером должен быть настоящий профессионал. А как пилоту сохранить профессионализм, если из 100 полётов под управлением автопилота проходит 100? Плюс ко всему, у работодателя постоянно возникает соблазн сэкономить на зарплате работника, который просто сидит и наблюдает за работой автоматики (а это уже как раз ближе к проблемам злополучного ТЦ, где обслуживанием системы пожаротушения занимался выпускник ПТУ по специальности повар-кондитер).
Оба примера, которые ты привел, с моей точки зрения, некорректны.
Конечно, были в ТРЦ "Зимняя вишня" системы пожарной безопасности, но не сработали они не потому, что человек "человеческий фактор" не смог с ними взаимодействовать, а потому, что не было регулярного технического обслуживания для поддержания систем в работоспособном состоянии. Регулярное ТО подразумевает, конечно, не повара-кондитера в качестве инженерного персонала, а договор со специализированной организацией, в которой работают специалисты, которые имеют методики для тестирования и ресурсную базу для наладки и контроля. А ведь это все стоит денег, и некоторые собственники решают, что лучше не тратить деньги на безопасность, а потратить деньги на взятку инспектору, дешевле ведь выйдет? А в случае чего, прикроют ведь, не зря деньги платили? А если собственник еще и член самой лучшей правящей партии России - Единой, или административный ресурс имеет в той сфере, то вообще, сомнения минимальны. Я вот
тут немного подробнее описал.
Что касается второго примера (катастрофа Ан-148), так причем здесь автопилот? Там случилась аварийная ситуация, вызванная тем, что, как раз, в силу человеческого фактора, экипаж не включил обогрев приемников полного давления (ППД), которые измеряют такую важнейший параметр, как скоростной напор, он же - приборная скорость. При этом, автоматика работала нормально, при переговорах было зафиксировано предупреждение автоматической системы расхождения показаний датчиков (V ПРИБОРНАЯ СРАВНИ!), однако экипаж реагировал неправильно. А ведь, эта ситуация многократно отрабатывается на тренажерах, и реакция пилотов на такие сообщения достаточно стандартны и описаны в руководствах. Вот, на эту тему (конкретно этой аварии) можно почитать у
Дениса Оканя, можно у
Василия Васильевича Ершова, там просто рассказ об этом со стороны пилота ТУ-154. То есть, данный случай попадает в разряд тех, которые оценивали словами комиссии по расследованию летных инцидентов: "Пилоты не виноваты, что их не научили летать". Я понимаю, что с моей стороны это звучит несколько некорректно (я, все же не пилот), однако, в данном случае, это был не человеческий фактор, а некомпетентность.
И еще: не бывает такого, чтобы "если из 100 полётов под управлением автопилота проходит 100". Даже 50 не бывает. Даже в США, где, как известно, самая развитая авиация. Разные погодные условия, разные условия ВПП, где-то погодные условия, где-то оборудование ВПП не позволяют посадку на автопилоте (автоматические системы
ILS cat<III, отсутствие GLS). Что уж говорить про наши порты с их оснащением... Да и, в общем, ни один полет, например, гражданской авиации не может полностью проходить под управлением автопилота, и это факт, возможно, в силу дальнейшего развития техники, эта ситуация изменится, однако сейчас - нет. Пилоты постоянно тренируют навыки ручного пилотирования, нередко, даже отключая вспомогательные системы пилотирования самолета, например, директорные стрелки. Вот, один из примеров описания текущего положения вещей, опять же от
Дениса.
Тут-то мне карта и поперла.